Проблема экспансии кавказцев в русские регионы многих волнует, а некоторых доводит до этнозоологизма и ксенофобии, и поэтому считаю необходимым в своей газете, ни в коем случае не задевая этническое достоинство какого-либо народа, предложить базисный подход к предотвращению и «снятию» межэтнических конфликтов. Слова бывают злее пистолета, а сплачивает наши народы всегда общее мобилизующее дело, великий проект.
Моим союзником в Группе инициативных граждан является кинорежиссер-документалист
(спортивной специализации) Борис Иванович Лиханов, тесно связанный с Дагестаном. Он написал статью о первом подступе к сплачивающему общему делу, я разделяю его идеи:
«Не надо изобретать общенациональную идею, а надо всего-навсего дать гражданам Государства Российского проявить самостоятельность. И тогда они смогут добиваться экономической самодостаточности как базиса гражданской ответственности и создадут у себя в областях и республиках рабочие места, и не будет такого переизбытка рабочих рук, который
ныне сложился на Кавказе, в том числе в Дагестане. Одним из первых шагов в этом направлении может стать концепция «Болливуда» (успешно апробированная в перенаселенных Индии и Китае), то есть развития кинематографического дела на основе государственной поддержки и самофинансирования, а не вливаний из бюджета.
За образец предлагается взять систему хозяйствования, которую внедрил в аграрном деле дагестанский самородок Магомед Абакарович Чартаев (кооперация-союз совладельцев-собственников). Насаждение
же «кинематографических нью-васюков» сверху приведет лишь к повторению знаменитой аферы начала 1990-х годов, когда некие «дагестанские кинематографисты» под прикрытием Закона о помощи российскому кинематографу якобы запустили в производство более тысячи фильмов - и много денежек смогли «освоить».
Ряд руководителей и духовных лидеров интересуются опытом «Болливуда», хотели бы внедрить его в республике. Так, муфтий Дагестана, прочитав мою творческую карточку и теоретическую работу, пригласил меня читать
лекции в Джума-мечети о проблемах кинематографа с просветительской целью и с надеждой вызвать интерес у слушателей и привлечь их в кинематограф в качестве работников среднего звена. А ректор женского медресе Айна Заирбековна пригласила меня проанализировать профессиональный уровень дагестанских телевизионщиков, а затем предложила наладить в женском медресе обучение рисовальщиков для анимационного кино и тем самым дать девчонкам профессию. Вот простая и ясная позиция ответственных граждан Дагестана.
Между тем развитие в республике современной кинематографической индустрии, финансируемой на первых порах за счет частного капитала и банковских кредитов, - весьма перспективно по ряду причин. И может быстро выйти на самофинансирование, если следовать заветам Чартаева, и дать тясячи рабочих мест, задействовать более 300 специальностей. Опыт других стран свидетельствует, что кинематограф как удачное соединение промышленного потенциала с творческими возможностями этноса и культурными традициями народов способен
послужить детонатором роста. В 1940-е годы через эту фазу прошли послевоенные Франция и Италия, а ранее американский Голливуд внес существенный вклад в преодоление Великой Депрессии 1930-х годов. Сегодня же ярким бесспорным примером является Индия, трансформировавшая свой экстенсивный кинематограф в промышленное производство и удивившая мир экономическими достижениями индийской кинопромышленности.
Бесспорно, Дагестан имеет все предпосылки для создания и успешного развития такой кинопромышленности.
Здесь – уникальное сочетание богатейшей природы и талантливых людей. На компактном пространстве сосредоточены субтропики, вечные снега, пустыни и девственные леса, сравнительно развитые коммуникации, разнообразный растительный и животный мир. Для кинематографа это уже рай, а в Дагестане есть ещё и прекрасное море. А самое привлекательное - содружество культур разных народностей и национальностей, также сосредоточенное на малом географическом пространстве. Видимо, это единение и культурное взаимообогащение и
соперничество и конкуренция даёт возможность сказать человеку, впервые попадающему в Дагестан - здесь каждый талантлив. Не случайно, все попытки «извне» отснять здесь фильмы можно назвать успешными - Свинарка и пастух; Сорок первый, Кавказская пленница, Белое солнце пустыни. Правда, отдельные попытки создать фильмы «изнутри» пока назвать удачными нельзя, но это дело наживное.
Потенциал есть. Достаточно вспомнить относительно недавний ошеломительный успех команды КВН Дагестана, а также их последующие
попытки создания музыкальных клипов и музыкальных фильмов. Естественно, что живой творческий потенциал дагестанской молодёжи, да и всего народа Дагестана, ищет любую возможность проявления своей индивидуальности и гуманистической направленности. Лишь незнание сегодняшних технологий и постоянно развивающейся образовательной среды специфической кинематографической направленности, а также отсутствие технической базы тормозит развитие разнообразных жанров этих видов промышленного производства.
Большинство
деятелей дагестанской культуры смутно представляют себе индустрии кино и не подозревают о множестве профессий, связанных с кинематографом. Между тем и Андрон Кончаловский, и Никита Михалков, и потомок кумыкского шамхала Андрей Тарковский на высочайшем профессиональном уровне овладели ремеслом Кинорежиссера – включающим знание основных профессий кинопроцесса. Также и кинооператоры знают досконально отдел физики – оптику. И химию – в части общения с плёнками. И мировую историю изобразительного искусства. А Сценаристы
должны знать мировую литературу.
Опираясь на мировой опыт, следует развивать направления дагестанской киноиндустрии взаимосвязано и параллельно. На базе уже готовых литературных материалов разной жанровой направленности, имеющихся в портфелях существующих киностудий или рекомендованных платёжеспособными российскими и международными субъектами, в Дагестане могут создаваться реальные фильмы. В съёмочных группах этих реальных фильмов, на курсах при высших учебных заведениях Дагестана могут быть подготовлены
высококлассные специалисты среднего звена, работающие в сферах производства и сбыта кинопромышленной продукции как в кино, так и на ТВ. На этом производственном поточном фоне автоматически, но с направленной поддержкой властей, произрастёт отдельное направление дагестанского короткометражного кинофильма во всех видах и жанрах, что позволит проявиться местным талантам.
Давно уже витает идея создать в Дагестане «натурную площадку» для реализации финансовоёмких проектов московских, питерских и уральских
киностудий. Такой комплекс может выгодно существовать в общей схеме кинематографического и телевизионного производства Дагестана, оказывая услуги тем же студиям и другим производственным объединениям разной формы собственности и географического расположения. Что также станет, при разумном хозяйствовании, экономическим подспорьем отрасли.
Особое внимание хочется обратить на тематику художественных произведений, в производстве которых непосредственно может сформироваться лицо дагестанского кинематографа
сегодняшнего дня. Огромное живое и разнообразное литературное наследие Дагестана позволяет создавать фильмы всех видов и жанров. Не умаляя достоинства всех авторов, полагаю правильным начать с экранизации произведений классика Расула Гамзатова. При профессиональном подходе и понимании возможной масштабности - это ещё и коммерчески перспективный труд.
Учитывая вереницу разнообразных событий последних пятнадцати лет, кинематограф должен взять на себя миссию создания позитивного образа Дагестана в сознании
мировой общественности. Всё доброе, созидательное, имеющее историческую перспективу и проверенное мудростью народа, имеет право и должно быть вынесено на кино- и теле- экран. Здесь нет необходимости в длительном поиске. Жизнь народа Дагестана даёт массу примеров духовного благородства и драматических поворотов. Такое обилие характеров и судеб, что не перестаёшь удивляться унылости нынешнего дагестанского телевидения!
Однако разумные решения не в моде у современных «начальников» с их психологией временщиков,
ибо они стремятся к сиюминутной выгоде – что урвать легче. Аналогия – с ситуацией на благодатной земле Подмосковья, где заповедные места и сельхозугодия застраиваются коттеджными поселками для богачей и прочими «рузскими швейцариями». И в Дагестане тоже пробиваются проекты превратить самые райские уголки в «курортные и туристические зоны» для богатеньких, а часть аборигенов превратить в их обслугу. И куда же тогда деваться коренным жителям – бежать в Москву, Сибирь, Кондопогу?
В чем же причины сопротивления
планам индустриализации Дагестана и взращивания в нем зачатков современного демократического общества, избавленного от межэтнических конфликтов. Ведь в результате постсоветской деиндустриализации и деградации возник какой-то патологичный родовой и тейповый биологизм. Если нельзя урвать кусок мяса для своей стаи и при этом не дать урвать охотнику другого рода - мне это не нужно. Если мой род силён, то мы - хозяева полей, гор, моря и воздуха и всех ресурсов, а остальные пусть будут нашими рабами. Подобная схема
работала в кастовом обществе Индии, и именно кинематограф взорвал её изнутри. Вот чего боятся дагестанские ханы и их нукеры - падения династийной власти. Они боялись этого и полтора века назад, когда шли в услужение Русскому царю, чтобы продолжать господствовать. Ради этого они убили Дахадаева и Махмуда из Тахоброссо. За это же клевреты власти обиделись на Расула Гамзатова и тех поэтов и граждан России, которые боролись за гражданственность. Главная препона нашему проекту – боязнь проявления демократической
самостоятельности при полной экономической независимости. Пугает не воровство, пугает возможность появления чуждых раболепию людей в стране тысячелетнего непроходящего рабства.
Хочется верить для начала, что у первого всенародно избранного президента Республики Дагестан Муху Гимбатовича Алиева хватит гражданского мужества, чтобы добиться для своих избирателей процветания и перспективы. Проект создания кинопромышленности в республике, опирающийся на опыт и заветы знаменитого дагестанца Магомеда Абакаровича
Чартаева, может оказаться оптимальным путем к этой цели».