Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Творец и господин ада

Согласно Священному Писанию, всего 144 тысяч правоверных спасаются и попадают в рай, а остальные мириады попадают в ад. Творит ад и господствует над ним и над мучающимися в нем – Господь Бог, а не Сатана. Не может Сатана властвовать над душами людей, которые сотворены Богом по своему образу и подобию, - пока сам Бог не даст ему такую власть. И тогда насылает Сатана адские муки на человека, но с позволения Бога.

Обратимся к «Книге Иова» (1:6-12) - «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа: между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, нра земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки своей. И отошел сатана от лица Господня».

Иов попадает в ад на земле, но сохраняет преданность Богу. Ибо верит, что только в союзе с Богом обретается смысл и счастье жизни. И продолжает верить в смертных муках, и взывает о справедливости, и колеблется в вере, но все же остается правоверным.

Итак, ад сотворен Богом. И в ад бросаются как грешники, так и отец греха и лжи – дьявол. Вот обольщенные народы «вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:8-10). И далее – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:14-15).

Да, Аллах милостив, милосерден. Мы молимся Богу о спасении от лукавого. Но мы грешны, а сил стряхнуть грех – нет. Как же искупить грех? Бог проявляет милость к падшим, но падшие обычно не хотят спасения – закоренелые в грехе, они если и раскаиваются, то лицемерно, ибо в душе остаются неверными. У многих слишком слаба искра Божия, а силком в рай не ведут. Если высший смысл бытия сущего – Богосаможертвоприношение, то и человек, созданный по образу и подобию Божьему, должен пройти через крестные муки саможертвенности. И Иов проходит через свою голгофу и тоже взывает, как Иисус Христос взывал к Отцу – «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матфей 27:46). Человек призван к высшему долгу, но не каждый способен его исполнить.

Милосердие Божие – не самоцель, а средство, кара же Божия – не месть, а необходимость. Зачем Богу творить зло? Ад – место для несправившихся с высшим долгом человека. Этот долг – разжечь искру Божию в себе, достичь субъектности и саможертвенно войти в Сплот Правоверных, то есть отказаться от сущей шкурности ради бытийного долга. Мириады звезд существуют ради появления во Вселенной нашей Земли, мириады сперматозоидов рождены ради того, чтобы один из них оплодотворил яйцеклетку, и мириады людей живут ради того, чтобы в душах некоторых из них пассионарно взорвалась Правая Вера. Поэтому Бог – не филантроп и не мститель, а прежде всего жертва. Кто не жертвоприноситель – тот в аду.

Добро и нравственный императив – то, что соответствует Богосаможертвоприношению и пути к Нему. Сатана сбивает с этого пути. Приходится противостоять сатане, бороться с провоцириуемым им злом греха, соблазна и раздора. Не Бог, а та ипостась человека, которая стремится к обожению, - орудие добра. Милосердие Божие – та ипостась Бога, к которой тянется слабость человека, а гнев Божий – та ипостась Бога, которая мобилизует на бой с грехом. В таком контексте прав поэт Станислав Куняев - "Добро должно быть с кулаками, Добро суровым быть должно, Чтобы летела шерсть клоками Со всех, кто лезет на добро". И понятно постижение Скитальца (Степан Гаврилович Петров) - "Мой бог - не ваш; ваш бог прощает... А мой бог - мститель! Мой бог карает! Мой бог предаст вас громам и карам, Господь мой грянет грозой над вами И оживит вас одним ударом!"

Итак, ад – не спор Бога с сатаной о верности Иова (хотя сам спор и легкость, с которой Бог согласился на адские муки для Его преданного праведного Иова, отлично свидетельствует о том, что Бог – по ту сторону добра и зла в расхожем человеческом понимании). Ад – прежде всего место для несостоявшихся живчиков, для зарывших свой талант. Муки ада – даже не духовные, а подчеркнуто телесные, сущие. Но кто сказал, что болезнь и боль неестественны.

Если творец и господин ада – не сатана, а Бог, то как судить об аде ГУЛАГа? Ад – слишком естественен, сущностен. Только немногие вырываются из сущего к бытию, это соль земли. И эти немногие побеждают вопреки привязке к сущему. И преодолевают как смерть, так и муки. «Смерть! Где твое жало? ад! Где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (1 послание Коринфянам 15:55-56). И не горят побеждающие в «озере» ада, столь противоположном примордиальным водам. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откровение 21:7). ГУЛАГ похож на бойню, устроенную Моисеем евреям, падшим перед Золотым Тельцом (Исход 32). Ад в еврейском стане перекликается с адом, устроенном Сталиным в советской стране. «Энрике, это самый худший ад из всех существовавших», - призналась прожившая в СССР ряд лет Каридад Меркадер, мать Рамона Меркадера (убийцы Льва Троцкого), в разговоре с видным испанским коммунистом.

Ад для одних казался раем для других. Советские часто страдали, как Иов, но продолжали верить Сталину, как Иов продолжал верить Богу, несмотря на все свои страдания. Сталин создал ад ГУЛАГа и разрешил сатане испытать крепость веры, но сам не был сатаной. Он вел народ в Землю Обетованную (или в Царствие Небесное коммунизма), находясь, как Бог, по ту сторону добра и зла. Сталин, как Бог, вершил свой Страшный Суд, который не был праведным, поскольку исходил из сущего-необходимого, а не из бытийного-должного. А неправедный суд – это имитация или репетиция, но не премьера, не подлинность. Сталин ушел – неправедность осталась. И распорядителем его стали «агенты мондиализма», а не «меченосцы примордиализма». Но аду не суждено победить.


В избранное