Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Перечитывая "Устав нрава"

Две радостные новости – обнаружил в Интернете трактат Мартина Фридриховича Хайдеггера «Бытие и Время» (Sein und Zeit) на немецком языке, то есть языке оригинала (http://hudsoncress.org/html/library/western-philosophy/Heidegger,%20Martin%20-%20Sein%20und%20Zeit.pdf), и обнаружил также свой старый текст «Устав нрава» (1965).

Выходит, зря я сканировал великую книгу Хайдеггера, надрываюсь до сих пор со вставками цитат на греческом языке, готовлю к эргономичному удобному Интернет-изданию с намерением перевести на русский язык с подробными комментариями и толкованиями? Нет, не зря! Пусть мысли и формулировки Мартина Фридриховича впечатаются в меня, станут матрицей моего мышления. С тех дней в 1962 году, когда вслух читал великому русскому философу Алексею Федоровичу Лосеву, у которого был секретарем, только что вышедший двухтомник Хайдеггера о Ницше (мне его дал на рецензирование мой друг Леонид Иванович Греков-Селескериди), - почуял своё родное в прозрениях этого германского гения и всю свою интеллектуальную жизнь постигаю их. Постепенно довожу предназначенное до конца.

Год назад искал в Интернете немецкий текст этого трактата Хайдеггера – не нашел, не было его. Сейчас появился. Мир ещё не осознал, что подарил ему этот немецкий философ. Думаю, что и сам Хайдеггер не понимал до конца, что ему открылось.

Затрудняюсь определить жанр своего «Устава нрава». Сработал темперамент и свойственный мне загляд на два-три хода вперед. Обрушение духовной основы русского человека ощутил я после разоблачения культа личности Сталина, уязвимость русской души перед соблазнами потребительства. Короче, пришел я в ужас от перспективы обрушения русского народа ниц перед Золотым Тельцом, что и случилось впоследствии. И первая мысль была, как у Моисея при виде предавшегося Золотому Тельцу падшего еврейского народа - «Взнуздать!» (Исход 32). К тому же возгордился тогда весьма, шел от победы к победе, море казалось по колено, по всему СССР создал филиалы своего Университета Молодого Марксиста и даже в ряде зарубежных стран, запросто общался с партийными боссами и научными авторитетами и со звездами литературы и культуры – и был уверен в себе неимоверно. Поэтому написал «Устав нрава» без должной политкорректности, в жанре свободного социального конструирования-гротеска.

Сейчас перечитал – много стилистических огрехов по форме, а по содержанию мало чем отличается от рецептов Моисея. Кроме того, меня коробит сейчас надстроечность мышления. Терзаю себя по этому поводу – почему не акцентировал базис. И в вышедшей через 15 лет книге «Молодежь и прогресс» (1980) тоже преобладает надстройка, базис под аргументацию не подведен. Впрочем, в те времена неуместно было подчеркивать роль устремленности к экономической независимости-самодостаточности как предпосылки субъектизации-свободы. Но базис незримо присутствует в «Уставе нрава» и в монографии «Молодежь и прогресс». Поэтому оценки и выводы тогдашних моих работ делались в верном направлении.

Не буду комментировать тезисы «Устава нрава» - они говорят сами за себя. В конце концов, это свидетельства моего становления. Сейчас, через сорок с лишним лет, некоторые из моих тогдашних лозунгов стали модными и вдохновляют молодых русских национал-радикалов на национально-освободительную борьбу. Пусть знают, что духом я с ними и десятилетиями ждал и продолжаю ждать и готовить - час Русского Удара:

УСТАВ НРАВА

Наш нрав – прав

1. Нравы или общественное поведение определяются ответом на такие вопросы, как "в чем смысл жизни?", "в чем долг перед отечеством, мое место в судьбе своего народа?" Только после ответа на эти вопросы можно говорить о воспитании настоящей убежденности в правоте своего дела, своего поведения. Надо начинать воспитание молодежи с обсуждения этих вопросов, привлекая материалы из жизни великих людей, великих революционеров. При этом следует решительно отмежеваться от головы, от разумного эгоизма, а в центр поставить сердце, голос крови.

Самоотверженная любовь к Родине, к товарищам, к своему делу, подвиг солдата, закрывающего своим телом амбразуру - все это не объясняется "разумным эгоизмом". Напротив, всякий скепсис, нигилизм и предательство - от головы, от эгоизма всяких мастей, а революционное сознание всегда отличается прежде всего страстностью, сердцем. Поэтому надо постоянно воспитывать молодежь в атмосфере революционной романтики, устремленности к революционному идеалу - в атмосфере самопожертвования "я" ради любимого "мы".

2. Общественно-политический идеал нельзя представлять как мещанское сытое благополучие, как жизнь без потрясений, без самоотверженной борьбы. Лишь перед лицом смертельной опасности раскрывается сущность человека, самобытная неповторимость его личности, лишь в горизонте смерти выявляется радость и гордость господина жизни, тридцать лет пьющего свежую кровь, и страх смерти и отчуждение раба, триста лет питающегося мертвечиной.

Настраивать молодежь на перманентную смертельную борьбу не только на сегодня и завтра, но и на послезавтра. Связать эту борьбу с космической миссией своего народа. Борьба за космос и борьба за человека неотделимы. Космос - любимое дело молодежи, ее тоска по подвигу... Поэтому при четком определении общественно-политического идеала на первое место необходимо ставить революционное преобразование и суровое поддержание своего народа, своего космоса и, наконец, преобразование всего человечества.

3. Органической частью общественно-политического идеала должен быть нравственный "категорический императив", своеобразный "моральный кодекс" сердца. В отличие от "морального кодекса" головы, первое место в истинном "моральном кодексе" должен занимать долг перед своими предками и потомками, долг перед своим народом. Где не уважают мертвых – там не уважают и живых. Любовь к Родине - наилучшее противоядие от скепсиса, нигилизма, распущенности.

Любовь к Родине дает смысл жизни, спасает от одиночества и отчаяния, направляет все поведение человека. Любовь к Родине - необходимое и достаточное условие гражданина. Должен быть создан культ предков, ибо "неуважение к предкам есть первым признак дикости" (А.С.Пушкин). Каждый человек должен с детства проникнуться культом горсти родной земли, пропитанной потом и кровью отцов.

4. В нравственном "категорическом императиве" должно быть четко определено - до инстинкта - что хорошо и что плохо в нравственной области. Решительное осуждение нигилистических теорий типа теории "стакана воды". На первых порах провести длительную кампанию о родовой, моральной и физиологической ценности девичьей чистоты и чести, о преступности добрачных связей. Не останавливаться вплоть до рекламы старинных крестьянских обычаев: мазанье ворот дегтем, демонстрация перед миром простыни после первой брачной ночи, телесные наказания отдающихся иностранцам, клеймение и стерилизация их.

5. Для страховки нравственной чистоты народа следует продумать поощрение различным видам стратификации - кастовая (типа законов офицерской чести), кодексов врача, учителя, студентов, школьника, уставов землячеств и т.д. /?/

6. Не заниматься так называемым "половым воспитанием", не возбуждать интереса к проблеме пола. Пол - дело интимное, здесь все должно решаться само собой. Подавлять интерес к проблеме пола за счет поощрения интереса к романтике, революции, к путешествиям и особенно к романтике науки и творчества. Сублимировать пол в творчество.

7. С ранних лет не нянчить молодежь. Ввести телесные наказания! Розга - лучший учитель. Удар по телу - закал духа. Продумать комплекс военизации молодежи с начальной школы. Регулярные военные игры, походы, творчество боя. Культивирование законов солдатского товарищества и рыцарства...

8. Жестокое искоренение предателей, преступников, прелюбодеев, премудрых и бездумных... Не будет порядка в народе, если за каждый проступок не следует яростное возмездие. Два ока за око, два зла за зло, ибо преступник должен нести наказание вдвойне - за преступление перед собой и перед народом. Пьянство, хулиганство, проституция, трудные подростки будут уничтожены атмосферой товарищества, рыцарства и солдатской дисциплины...

9. С ранних лет увлекать спортом и вовлекать в спорт, особенно культивировать технические виды спорта. В соревнованиях закаляется человек, воспитывается личность...

10. Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом", премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом. Интеллигент - раб мертвого разума, а солдат - господин жизни, навязывающий мировому процессу свою волю... Судьба человека равна его силе и его породе; кто рожден рабом - тот всю жизнь останется рабом и побежденным, а кто рожден господином, тот и в смерти будет победителем. И чтобы народу не выродиться, чтобы не стать рабами и роботами - надо возродить и утвердить навеки здоровый и ведущий к истинному бессмертию культ - культ солдата.

10 ноября 1965 года

/Источник: "Устав нравов" Валерия Скурлатова - "СССР: внутренние противоречия", N6, 1982. + устная традиция (то, что в квадратных скобках)/.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: У меня на руках нет оригинала «Устава нрава», а взятая из Интернета версия содержит какие-то лакуны и искажения. Поэтому не могу считать вышеприведенный текст аутентичным. Подожду помещать его на открывающую страницу своих сайтов www.panlog.com и www.panlog.ru, пока не обрету подлинник.


В избранное