Дизельные моторы коптят всегда, - даже если мы и не замечаем.
Уж такова природа цикла Дизеля – в отличие от двигателей Отто (которые мы
простодушно называем “бензиновыми”): при вспышке распыляемого топлива образуется
много сажи. Коптят настолько сильно, что скажем, в Северной Америке дизельные
двигатели сегодня практически не применимы на легковушках – не проходят по
федеральным (и особенно – калифорнийским) нормам. Приходится прибегать к особым
техническим средствам, одно из которых – установка на выпуске специальных
каталитических дожигателей и сажевых фильтров FAP.
Передовые позиции занимает здесь французский концерн PSA Peugeot
Citroen, который уже не первый год выпускает 2,18-литровый 4-цилиндровый 16-клапанный
турбодизель с подобным оснащением. Теперь – совместно с Ford Motor Company
– PSA предлагает 2 новых турбодизельных “четверки” с неразделенными камерами
сгорания и противосажевой техникой: 1,6- и 2-литровый.
Тот, что поменьше, – цельноалюминиевый (весом всего 120 кг!),
обозначается HDi 1.6l (в PSA) и Duratorq TDCi 1.6l у “Форда”; он оснащен системой
прямого многократного впрыска Bosch common rail II поколения. Топливо распыляется
под давлением до 1 600 бар (!), но главное - в другом. Система подает 6 малых
доз топлива за каждый рабочий цикл; такой прием позволяет снизить жесткость
и шумность работы мотора, понизить образование вредных веществ в отработанных
газах – в том числе и сажи. Вдобавок мотор в некоторых исполнениях будет оснащаться
сажевым фильтром FAP, что позволит ему проходить по жесточайшим нормам Euro
4. Его мощность – 90 либо 110 л.с., крутящий момент – 215 или 240 Нм.
Тот, что побольше, – модификация уже известного 2-литрового
двигателя под обозначениями HDi 21 или Duratorq TDCi 2.0l. Он оборудован системой
прямого впрыска Siemens common rail (давление до 1 600 бар) и противосажевой
техникой FAP. Мотор развивает мощность в 136 л.с. и 320 Нм крутящего момента;
он с самого начала проходит по нормам Euro 4. Дизельный двигатель последовательно
избавляется от своих родовых пятен.
К международной автовыставке в Женеве Opel готовит прототип
GTC (Gran Turismo Compact – компактный гран туризмо). Напряженные линии, чистые
поверхности, крупные 3-мерные передние светоблоки и задние фонари, широкие
проемы колесных ниш и тщательно проработанные детали становятся ключевыми
символами в коде современного опелевского дизайна.
Понятно, что в работе над прототипом дизайнеры Opel располагали
большей свободой, нежели в подготовке модели в серию. Панель крыши от лобового
стекла до заднего окна прозрачна – из самотемнеющего стекла. Стремительные
пропорции автомобиля (длина – 4 349, ширина – 1 773, высота – 1 352 мм) несут
выраженный спортивный замысел. Opel GTC мог бы стать первым – и единственным
– в своем роде. К сожалению, от замысла до конвейера – дорога дальняя, порой
не ведущая никуда.