КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 03.07.2013
Расширенный поиск и другие полезные
сервисы - в новой версии мобильных приложений для
iPhone/iPad
Обновлены мобильные приложения "КонсультантПлюс:
основные документы" и "КонсультантПлюс:
Студент" для iPhone/iPad. Теперь в приложениях доступны новые
функции, улучшен интерфейс. Так, появились расширенный поиск документов (по
дате, принявшему органу, статусу и пр.), история работы с документами по
датам и другие полезные сервисы. Подробнее о приложениях - www.consultant.ru/mobile.
Уточнены правовые основы регулирования объектов гражданских
прав, к которым относятся движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги,
нематериальные блага
Законом вводится понятие "единый недвижимый комплекс", т.е.
совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных
вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе
линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и
другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право
собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну
недвижимую вещь.
В новой редакции изложена глава "Ценные бумаги". Уточняется
понятие ценных бумаг, их виды, устанавливаются требования к документарным и
бездокументарным ценным бумагам.
Уточнены понятие "нематериальные блага", а также порядок защиты
чести, достоинства и деловой репутации.
Предусмотрены требования к охране изображения гражданина. В частности,
если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением
требований Гражданского кодекса РФ, распространено в сети Интернет,
гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения
или запрещения дальнейшего его распространения.
Федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2013 года.
Усовершенствованы механизмы защиты авторских прав от
нарушений, связанных с размещением информации, содержащей объекты авторских
прав, в Интернете
Принят закон, определяющий порядок ограничения доступа к информационным
ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных
произведений и фонограмм с нарушением интеллектуальных прав
правообладателей.
Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных
сетях фильмов или информации, необходимой для их получения с использованием
таких сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного
основания, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к
информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на
основании вступившего в силу судебного акта.
Уполномоченный орган определяет провайдера хостинга, обеспечивающего
размещение в Интернете информационного ресурса, на котором содержится
информация, нарушающая исключительные права, и направляет провайдеру
хостинга уведомление о нарушении интеллектуальных прав. На основании данного
уведомления провайдер хостинга уведомляет владельца сайта, который обязан
незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию или принять меры по
ограничению доступа к ней. В случае неисполнения владельцем сайта данной
обязанности провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему
информационному ресурсу, а если этого не происходит - доступ ограничивается
оператором связи.
ГК РФ дополнен положениями об особенностях ответственности информационных
посредников и о мерах защиты гражданских прав, которые могут применяться к
информационным посредникам. В частности, вводится норма, согласно которой к
информационному посреднику (Интернет-провайдеру) могут быть предъявлены
требования о защите интеллектуальных прав, в том числе требования об
удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении
доступа к ней, независимо от того, несет ли информационный посредник
ответственность за нарушение интеллектуальных прав. Также в ГК РФ
установлены условия освобождения информационного посредника от
ответственности за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет.
ГПК РФ дополняется положениями, определяющими содержание обеспечительных
мер, применяемых при нарушении исключительных прав в Интернете.
Московский городской суд будет рассматривать в качестве суда первой
инстанции гражданские дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, по
которым им приняты предварительные обеспечительные меры.
Рассмотрение заявлений об обеспечении защиты интеллектуальных прав в
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, также
находится в исключительной компетенции Московского городского суда.
В целях ограничения оттока капитала из России расширен
перечень операций, подлежащих валютному контролю
К валютным операциям отнесены трансграничные переводы валюты РФ между
резидентами, а также перевод валюты РФ со счета резидента в России на его
же счет, открытый за пределами страны, либо с одного счета на другой,
открытые за пределами РФ.
Введен обязательный
порядок досудебного рассмотрения споров между налогоплательщиками и
налоговыми органами
С целью уменьшения количества рассматриваемых споров в судах предлагается
ввести обязательную досудебную процедуру обжалования всех ненормативных
актов налоговых органов, а также действий или бездействия их
должностных лиц.
В этой связи предусматривается новая редакция статей 138 и 139 Налогового
кодекса РФ (в частности, определены понятия "жалоба",
"апелляционная жалоба", уточняются порядок и сроки обжалования
актов налоговых органов).
Вводятся три новые статьи, устанавливающие порядок и сроки подачи
апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной
жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без
рассмотрения.
Помимо этого скорректированы некоторые процедурные сроки, установленные
статьями 101 и 101.2 НК РФ (в частности, срок вступления в силу
решений территориальных налоговых органов о привлечении к налоговой
ответственности увеличивается до одного месяца).
Принят
Федеральный закон, предусматривающий снижение налоговой нагрузки для
отдельных категорий плательщиков НДФЛ и НДПИ
От налогообложения НДФЛ освобождены доходы в виде форменной одежды и
вещевого имущества, полученные добровольцами и волонтерами. Действие данной
налоговой льготы распространено на правоотношения с 1 января 2013
года.
При добыче кондиционных руд черных металлов к ставке НДПИ (4,8 процента)
вводится понижающий коэффициент, характеризующий способ их добычи, и
подлежит применению, в частности, если добычу предполагается полностью
завершить не позднее 1 января 2024 года. Порядок подтверждения завершения
добычи кондиционных руд черных металлов на определенную дату будет
определен Правительством РФ.
Установлена уголовная
ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности
заведомо ложного заключения экспертизы
Уголовная ответственность наступает в случае если указанное деяние могло
повлечь смерть человека, повлекло причинение крупного ущерба, тяжкого вреда
здоровью или смерть человека, двух и более лиц по неосторожности.
Законом определяется понятие "заведомо ложное заключение
экспертизы", а также вводятся новые понятия "экспертиза
промышленной безопасности" и "эксперт в области промышленной
безопасности".
Установлен запрет экспертной организации проводить экспертизу в отношении
опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности ей
или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным
законодательством.
Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется в
федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности
или его территориальный орган, которые вносят это заключение в реестр
заключений экспертизы промышленной безопасности.
Также установлена административная ответственность за дачу заведомо
ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие
не содержит уголовно наказуемого деяния. При этом эксперты, совершившие при
проведении экспертизы промышленной безопасности административные
правонарушения, несут административную ответственность как должностные
лица.
В закон
о банкротстве внесены уточнения, касающиеся порядка расчетов по текущим
платежам и раскрытия информации, подлежащей опубликованию
Так, в частности, установлена обязанность арбитражного управляющего
включать в Единый федеральный реестр сведения о результатах
каждой из процедур, применявшейся в деле о банкротстве, не позднее 10 дней с
даты ее завершения, и определен перечень сообщаемых сведений.
Оператор Единого федерального реестра обязан ежеквартально представлять в
федеральные органы исполнительной власти сводную информацию
за соответствующий период о результатах процедур банкротства
(сведения должны включать информацию о совокупном размере требований
кредиторов, общую сумму удовлетворенных требований по каждой очереди, сумму
расходов на проведение процедур, а также сведения о наличии/отсутствии
признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Скорректирован порядок погашения платежей и требований кредиторов к
застройщику. Теперь в целях обеспечения возможности передачи объекта
незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме,
строительство которого завершено, текущие платежи и требования кредиторов
первой и второй очереди, включенные в реестр требований кредиторов, могут
быть погашены не только третьим лицом, но и участником строительства.
Заявление о намерении погасить требования кредиторов направляется в
арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному
управляющему.
Уточнена сфера действия
Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц"
Предусмотрено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения,
связанные в том числе с куплей-продажей драгоценных металлов, а также
заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за
исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и
исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров),
осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских
операций.
Для работодателей, численность работников которых составляет
от 35 до 100 человек, региональным законодательством может устанавливаться
квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов
среднесписочной численности работников
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 24.11.1995 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".
Установлена административная ответственность
за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных
должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера
Федеральным законом установлен запрет распространения информации о
свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о
каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об
установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы,
цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного,
социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным
объединениям или каким-либо социальным группам, а также других
обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением
случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или
преимущества предусмотрены федеральными законами.
Указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан - от
пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти
тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч
рублей.
Также Федеральным законом расширены отдельные полномочия органов
государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости
населения.
Расширен перечень оснований для назначения в кредитную
организацию уполномоченных представителей Банка России
Теперь представитель Банка России может быть назначен в кредитную
организацию также в случае, если размер ее активов составляет 50 и более
миллиардов рублей и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на
основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета,
составляет 10 и более миллиардов рублей.
Установлены правовые основы регулирования в области
аквакультуры (рыбоводства) - деятельности, связанной с разведением и
содержанием водных организмов в искусственно созданной среде обитания
Федеральный закон определяет в том числе:
основные понятия (аквакультура (рыбоводство), морская аквакультура
(марикультура), ремонтно-маточные стада, рыбоводный участок и др.);
принципы правового регулирования отношений в области аквакультуры;
порядок возникновения права собственности на объекты аквакультуры;
существенные условия договора пользования рыбоводным участком,
находящимся в государственной или муниципальной собственности;
порядок осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В связи с принятием Федерального закона внесены изменения в отдельные
законодательные акты, в том числе в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон
"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов",
Водный кодекс РФ.
Закон вступит в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных
положений.
Существенно увеличены размеры штрафов за нарушение правил
водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в
водные объекты, а также за нарушение правил в области охраны атмосферного
воздуха
Установлено, что за нарушения правил водопользования при заборе воды, без
изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи 8.14)
минимальные и максимальные размеры административных штрафов в отношении
должностных лиц увеличиваются в 6,7 раз (до десяти тысяч рублей) и в 10 раз
(до двадцати тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 13
раз (двадцати тысяч рублей) и в 15 раз (до тридцати тысяч рублей), в
отношении юридических лиц - в 8 раз (восьмидесяти тысяч рублей) и в 5 раз
(до ста тысяч рублей).
В части выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное
физическое воздействие на него без специального разрешения (часть 1 статьи
8.21) в отношении должностных лиц штрафы выросли в 10 раз, в отношении лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - в 20 раз, в отношении юридических лиц - в 5 раз.
В части нарушения условий специального разрешения на выброс вредных
веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
(часть 2 статьи 8.21) в отношении должностных лиц минимальные и максимальные
размеры штрафа возросли в 3,3 раза (до десяти тысяч рублей) и в 5 раз (до
двадцати тысяч рублей), в отношении юридических лиц - в 2,6 раза (до
восьмидесяти тысяч рублей) и в 2,5 раза (до ста тысяч рублей). Одновременно
введена административная ответственность в отношении лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде
административного штрафа от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч
рублей.
Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ,
скорректированы положения о предоставлении субсидий из бюджетов различного
уровня
Так, в частности, установлено, что субсидии, предусмотренные статьей 78
Бюджетного кодекса РФ коммерческим организациям, индивидуальным
предпринимателям и физическим лицам в целях возмещения затрат или
недополученных доходов, могут предоставляться в соответствии с заключенными
концессионными соглашениями.
Также внесено дополнение, согласно которому законами (решениями) о
бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования
на предоставление грантов в форме субсидий индивидуальным
предпринимателям и физическим лицам в соответствии с решениями Президента
РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица (высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта РФ, местной администрации.
Минимальная цена закупки одного литра этилового спирта
увеличена с 35 до 37 рублей
Цена установлена без учета акциза и НДС на этиловый спирт из пищевого
сырья (кроме денатурированного этилового спирта, этилового спирта по
фармакопейным статьям, головной фракции этилового спирта (отходов
спиртового производства), спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного,
плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), не ниже которой
осуществляется его закупка (за исключением импорта), поставки (за
исключением экспорта).
Утратил силу Приказ Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 132
"Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цены, не ниже которой
осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением
экспорта) этилового спирта".
Росалкогольрегулирование отвечает на вопросы, касающиеся
регулирования розничной продажи алкогольной продукции
Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
подлежит ли лицензированию розничная продажа, производство и оборот пива
и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также существуют ли
ограничения времени розничной продажи указанной продукции;
необходимо ли наличие ККТ при осуществлении розничной продажи
алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями,
являющимися налогоплательщиками ЕНВД;
распространяются ли на розничную продажу напитков с содержанием
этилового спирта 0,5 и менее процентов ограничения, установленные
Федеральным законом "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
должен ли находиться стационарный торговый объект по одному адресу со
складским помещением при розничной продаже алкогольной продукции;
может ли организация - соискатель лицензии получить лицензию на
розничную продажу алкогольной продукции при наличии у нее стационарных
торговых объектов в аренде, срок которой договором не определен;
допускается ли продажа алкогольной продукции на бортах самолетов.
1 июля 2013 года вступил в силу
новый порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов
Порядок регулирует вопросы назначения и выписывания лекарственных
препаратов: при оказании медицинской помощи в стационарных условиях; при
оказании первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи; гражданам, имеющим право на бесплатное
получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов
со скидкой, в рамках оказания им первичной медико-санитарной помощи.
Кроме того, утверждены формы рецептурных бланков, а также порядок их
оформления, учета и хранения.
Установлен порядок осуществления ФСТ России
государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен
и тарифов и требования к организации регионального государственного контроля
(надзора)
Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении:
установления или применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов
естественных монополий;
установления или применения регулируемых государством цен (тарифов) в
области газоснабжения при осуществлении федерального государственного
контроля (надзора);
регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике;
регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе;
регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения, в том числе в части соблюдения стандартов
раскрытия информации.
Установлено, что государственный контроль осуществляется в том числе
посредством:
проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
поселений, городских округов;
рассмотрения при осуществлении государственного контроля (надзора) в
части соблюдения стандартов раскрытия информации ходатайств юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей об изменении применения утвержденных форм
или периодичности предоставления информации;
принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных
нарушений.
В связи с принятием Постановления внесены изменения в отдельные акты
Правительства РФ и признаны утратившими силу, в том числе постановления
Правительства РФ от 23.07.2007 N 468 "Об утверждении Правил
осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и
надбавок", от 13.04.2010 N 237 "Об утверждении Правил
осуществления контроля за соблюдением организациями коммунального комплекса
стандартов раскрытия информации".
Судам общей
юрисдикции даны разъяснения, касающиеся порядка применения Конвенции о
защите прав человека и основных свобод
Сообщается, в частности, следующее:
правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении
законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и
свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно
определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого
Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней. При этом,
законодательство РФ может предусматривать более высокий уровень защиты прав
и свобод человека в сравнении со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и
Протоколами к ней в толковании Суда. В таких случаях судам необходимо
применять положения, содержащиеся в законодательстве РФ;
судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость
ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических
обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том
случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого
ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами
лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных
лиц, государства, общества;
необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства не может
оправдывать ограничение иных прав, предусмотренных в Конвенции (например,
права на процессуальное равенство сторон в судебном процессе; права
обвиняемого задать вопрос показывающему против него свидетелю). Поэтому суд
не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства
отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и
объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального
равенства сторон;
положения пункта 4 статьи 5 Конвенции в толковании Европейского Суда
предусматривают право лица на безотлагательное рассмотрение судом вопроса о
правомерности его заключения под стражу и на незамедлительное освобождение,
если заключение под стражу признано судом незаконным и необоснованным. В
связи с этим судам после поступления жалобы и (или) представления на
постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу
(о продлении срока содержания под стражей) необходимо незамедлительно
направлять соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения. Судам
апелляционной инстанции надлежит рассматривать указанные жалобу и (или)
представление не позднее срока, определенного в части 11 статьи 108 УПК
РФ.
С 1 января 2014 года вступают в
силу требования к документационному обеспечению систем управления
промышленной безопасностью, создаваемых в организациях, эксплуатирующих
опасные производственные объекты I или II классов опасности
Документация системы включает в себя, в частности:
- заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной
безопасности;
- положение о системе управления промышленной безопасностью;
- положение о производственном контроле за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных
производственных объектах.
Требованиями регламентировано обязательное содержание таких документов.
Установлено также, что в эксплуатирующих организациях не реже одного раза в
течение календарного года документально оформляются результаты анализа
функционирования системы управления промышленной безопасностью.
С 1 августа 2013 года изменяется порядок заключения с
Банком России генерального соглашения об общих условиях совершения сделок
РЕПО на организованных торгах
Заявление о намерении заключить генеральное соглашение об общих условиях
совершения сделок РЕПО на Фондовой бирже ММВБ и (или) генеральное
соглашение в отношении сделок РЕПО на Санкт-Петербургской Валютной Бирже
необходимо направлять непосредственно в Банк России по указанному в письме
адресу (согласно действующему порядку заявление подается в территориальное
учреждение ЦБР). Заявление (по форме, предусмотренной в приложении к
настоящему письму) с пакетом прилагаемых документов будет рассматриваться
Департаментом обеспечения и контроля операций на финансовых рынках Банка
России.
С учетом изложенного сообщается о неприменении с 1 августа 2013 года
пунктов 2 и 4 письма Банка России от 27.02.2013 N 29-Т.