В мае произошло разрушительное землетрясение в Китае, сегодня – в Японии. И политическое «землетрясение» потрясло вчера 12 июня 2008 года Европу. Эпицентр – в Ирландии.
На наших глазах в этой стране свершилось экономическое «кельтское чудо», рецепты которого были использованы нами при составлении Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика». И субъектная Ирландия встала поперек несколько десубъектизирующего Лиссабонского договора, призванного стать как бы конституцией Европейского Союза.
Понятно
желание руководителей ЕС и вообще «общеевропейской элиты» и крупного бизнеса принять более централизованные «правила игры». Естественна идея Конституции ЕС, введение постов чуть ли не президента и министра иностранных дел ЕС. За первый вариант Европейского "основного акта" взялись французы, славящиеся своим почти врожденным бюрократизмом и позывом к сверхцентрализации. Руководитель рабочей группы Валери Жискар д”Эстен в конце концов представил такого монстра, что мне при одном виде на него стало не
по себе. И неудивительно, что низовые субъектники Европы, в том числе во Франции, прокатили этот вариант Конституции. Мне кажется, вообще в «код» штаба ЕС по вине французской и недалеко от неё отстоящей немецкой бюрократии внесено столько нерационального, что можно лишь удивляться терпению европейцев. Получив щелчок по носу, эта бюрократия несколько перестроилась и выработала более приемлемый вариант конституционного соглашения, который 13 декабря 2007 года был подписан в Лиссабоне как Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества.
Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Два года назад, когда на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, ЕС оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьезно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной
и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.
Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957), Маастрихтский договор (1992) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957). После подписания и ратификации Договор о реформе перестает
существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.
Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются изменения, которые вносятся в Договор о ЕС (стр. 3 - 40), в статье 2 - изменения в Договор об учреждении европейского сообщества (стр. 41 - 150), в статье 3 перечислены заключительные положение (стр. 151-152).
Все страны-члены ЕС решили ратифицировать Лиссабонский договор
в парламентах, и лишь своенравная Ирландия с её некоторым головокружением от успеха собственной субъектизации поставила вопрос на референдум. А это – очень рискованно, поскольку столь сложные документы нельзя принимать всенародно, ведь не каждый вникнет в многочисленные нюансы, а демагоги из эгоистических конъюнктурных соображений легко добавят ложку дёгтя. И драматическое «политическое землетрясение» случилось…
Даже жалко стало ЕС. Мне Лиссабонский договор более-менее нравился, ибо он учитывал субъектность
государств. Были некоторые спорные моменты, но никто не блокировал их обсуждений и коррекций. Видимо, если руководители ЕС не идиоты, то они формально учтут претензии, высказанные националистической ирландской партией «Шинн Фейн» (в переводе с кельтского - «только мы», «мы сами»), и через какое-то время проведут новый референдум. А референдум заменить парламентом затруднительно, поскольку в 1987 году Верховный суд страны постановил, что все изменения базовых соглашений о членстве Ирландии в единой Европе требуют
изменения конституции страны, а для этого, в свою очередь, каждый раз необходим референдум. Политически-правовая комбинаторика вполне возможна. Партия "Шинн Фейн" имеет ныне 4 депутата из 166 в местном парламенте, тогда как за одобрение Лиссабонского договора выступают премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн, три основные ирландские партии, а также Конгресс профсоюзов, фермерское лобби и торговая конфедерация. А лидер "Шинн Фейн" Джерри Адамс заявил: "Попытки сказать, что мир рухнет, если
12 июня Ирландия скажет этому соглашению "нет", убеждать людей в том, что альтернативы нет, означает лишь одно – запугивание и устрашение". Мир не рухнет, но предстоит провести работу с населением.
Явка избирателей оказалась неожиданно высокой и составила 53,13 процентов от 3051278 зарегистрированных избирателей, то есть 1621037 человек. 752451 (46,6%) поддержали Лиссабонский договор, а 862415 (53,4%) - отвергли. Испорченных бюллетеней – 6 тысяч. Из 43 избирательных округов жители
всего десяти поддержали принятие Лиссабонского договора. При этом в "большом Дублине", где насчитывается 12 округов, избиратели в пяти из них проголосовали "за". Наибольшую поддержку Лиссабонский договор получил в южном пригороде Дублина Дун-Лэри (63,5), где проживает более обеспеченное население.
Премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн призвал выждать время, необходимое для поиска решения проблемы ратификации Лиссабонского договора. По его словам, перед властями страны и их европейскими
партнерами стоит непростая задача. «Мы должны сделать перерыв и проанализировать, что произошло и почему», - сказал он. Насколько искусно удастся выйти из сложной ситуации – зависит только от мудрости верховодов ЕС.