Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Тот Год Катастрофы во мне навсегда

 

Год 1991-ый! Неслыханная катастрофа – самое могучее в мировой истории государство на ровном месте развалилось без единого выстрела. А я осознавал трагедию и всеми силами старался её предотвратить, но тогда, как и сейчас, никто не хотел меня слушать, и никак не мог поверить, что люди в упор не видят беды. И со всех сторон меня клеймили – кто-то за имперство, кто-то за якобы русофобство, кто-то за коммунизм, кто-то за нацизм.

Наш Центристский блок, мотором которого был недавно вышедший из тюрьмы Владимир Воронин, а его сотоварищами – я и Владимир Жириновский, заручился в начале 1991 года поддержкой крупнейшей депутатской фракции «Союз» и руководства Советского Союза в лице Крючкова и Лукьянова, которые посвящали в наши планы Горбачева. Мы хотели выставить Собчака против Ельцина на предстоящих 12 июня 1991 года выборах первого президента РСФСР, и на совещании в Комитете защиты мира близ станции метро "Проспект мира" распределили с питерским мэром будущие министерские портфели. Дела шли по накатанной, мы создали комитеты национального спасения в республиках Прибалтики, и они 13 января 1991 года приступили по согласованию с центром к перехвату власти. И в самый решающий момент произошло роковое предательство – Горбачев запретил войскам вмешиваться. И Катастрофа началась.

После кровавых событий в Вильнюсе и Риге и компрометации наших комитетов - Собчак порвал с нами. Отпал равноценный противовес Ельцину. Мы занялись референдумом 17 марта 1991 года о сохранении единства страны. Я был категорически против референдума на эту тему, увидев в его формулировке обыкновенное вредительство. Это то же самое, что спрашивать «расчленять твою мать или нет» и тем самым психологически готовить людей мыслить немыслимое – возможность порушить страну. Это – азы психологической войны. Но меня, повторяю, ни тогда, ни сейчас никто слушать не хочет, отмахиваются, а я же вижу все эти ходы – но убедить в своей правоте мне не дано.

После референдума, на котором самопредательская Москва высказалась против единства исторической России (в форме СССР), мы занялись президентскими выборами. И здесь наш Центристский блок раскололся – Воронин настаивал на своей кандидатуре, но против его пожеланий пошел Жериновский, заручившийся поддержкой турок-месхетинцев и абхазов. Собрал подписи и зарегистрировался кандидатом в президенты. А деньги ему дал мелкий предприниматель Андрей Завидия из Митино, и Владимир Вольфович сполна воспользовался выпавшим шансом и занял третье место и стал всенародно-известным и вышел на политическую орбиту, с которой не сходит по сей день.

А затем – ГКЧП. Ясно было и мне, и Жириновскому, что победа Ельцина означает распад страны. И мы с ним вышли на Новый Арбат, чтобы поджечь машины, повалить столбы, устроить баррикаду, собрать вокруг себя людей и двинуться на Белый Дом и вынудить войска вмешаться и в конце концов изолировать Ельцина. Однако из-за неуклюжих слов народного депутата-«союзника» полковника Петрушенко люди кинулись против нас, и мы отбивались у закрытого входа в здание Верховного Совета СССР, где был наш штаб. Мы проиграли, и Советский Союз тут же начал распадаться – Ельцин сразу же «отпустил» Литву, Латвию и Эстонию.

А мы продолжали сопротивляться распаду страны до очередного предательства в Пуще, и дальше не смирялись, и организовали Фронт национального спасения, и помогали Южной Осетии, Абхазии и Приднестровью, и выиграли драку на Ленинском проспекте 1 мая 1993 года, и были на волосок от победы в ходе антикомпрадорского восстания Осенью-1993.

И по сей день трепыхаемся, но поддержка с каждым годом слабеет, и похоже на агонию, и на смену нашим погибшим героям так и не пришла равноценная замена. Что будет дальше – затрудняюсь прогнозировать. Вся надежда – на новую поросль, но она еле заметна.

Итак, 1991-ый – Год Катастрофы. Об этом – пронзительная, взволновавшая меня статья директора Института проблем глобализации доктора экономических наук Михаила Генадьевича Делягина Katastropha: Пусть русская беда называется по-русски:

«Некоторое время назад я поймал себя на том, что, упоминая в тексте события 1991 года, непроизвольно называю их «Катастрофой» - именно так, с большой буквы, а не «победой демократии» и даже не нейтральным «распадом Советского Союза».

Разумеется, значительная часть моих друзей и просто знакомых (сразу оговорюсь - далеко не только евреев) тут же начала указывать на недопустимость использования термина, закреплённого историей за геноцидом евреев фашистами перед и во время войны.

Однако, если сопоставить последствия распада Советского Союза и Холокоста (как это принято называть на русском языке, да и на других языках мира) для соответствующих народов, мы увидим, что, несмотря на отчетливо меньшее количество жертв (в пропорциях к населению), последствия для нашей страны и нашего народа были если и не хуже, то, по своей тяжести, по крайней мере сопоставимы.

В самом деле: Холокост - это сознательное убийство 6 из 38 миллионов евреев, живших в то время в мире - 16%. Больше этого относительные потери составили только в Белоруссии (где погиб, как известно, каждый четвертый), но не стоит забывать, что значительная часть ее жителей как раз и были евреями.

Демографические потери от этого - не родившиеся дети и люди, умершие в своих постелях, но раньше среднестатистического срока, от голода, болезней и переживаний, насколько я знаю, не оценены, но их чудовищность понятна.

Вместе с тем еврейский народ отнюдь не был сломлен этой чудовищной попыткой истребления. Напротив - произошел (как это, по крайней мере, видится со стороны) взлет еврейского самосознания, увенчавшийся, при общем чувстве вины перед евреями и активном на первом этапе поддержке сталинского Советского Союза, созданием государства Израиль.

Принципиально важно понимать, что самосознание израильтян (по крайней мере, элиты) того времени было абсолютно адекватным ситуации и исходило из презумпции «осажденной крепости», из четкого понимания того, что Израиль в любой момент может быть брошен и продан любыми своими союзниками. Именно это самосознание, питаемое памятью о Холокосте (перед началом которого западные демократии отказались принять евреев, находившихся на контролируемых гитлеровцами территориях, и тем самым обрекли их на уничтожение), именно это однозначное и жесткое деление на своих, чужих и врагов и стало главным фактором жизнеспособности еврейского государства.

Причина переживания Холокоста и превращения его в один из краеугольных камней современной еврейской идентичности (помимо черт традиционной еврейской культуры) очевидна: Холокост был внешней агрессией, именно в силу своего внешнего характера не просто сплотившей, но и во многом воссоздавшей смирившуюся с рассеянием нацию.

Схожие процессы произошли и в Советском Союзе - именно чудовищная война стала ключевым элементом формирования советского народа.

Однако либеральные реформы 90-х и 2000-х были не результатом внешнего нападения, но результатом собственного, внутреннего разложения общества: гнойник, прорвавшись, вызвал либеральные реформы - сепсис, продолжающийся и по настоящее время.

Количество убитых в ходе демократических преобразований на постсоветском пространстве было (в процентном отношении к населению, разумеется) значительно меньше, чем во время Холокоста. По оценке ряда исследователей (в первую очередь следует вспомнить прекрасные работы Ксении Мяло), во время «конфликтов малой интенсивности», бывших непосредственным инструментом разрушения Советского Союза (и во многом сознательно разжигавшихся пламенными демократами) погибло около 2 млн.чел. (в том числе во время гражданской войны в Таджикистане, когда людей истребляли «по прописке» - около 600 тыс.чел.).

Число убитых в бесчисленных «бандитских войнах» и криминальном беспределе 90-х годов не учтено, - однако читатель может сам зайти почти на любое кладбище России и увидеть там длинные ряды могил, в которых лежат молодые жертвы либеральных преобразований. Официальная статистика тех лет занизила их число, так как, во-первых, развалилась вместе с государством, а, во-вторых, значительное количество погибших просто исчезло и так никогда и не было найдено.

Да, погибшие в результате реализации, как изящно выразился один из американских советников Гайдара, «необходимости вытеснения из общественного сознания мотива права мотивом прибыли» не были результатом целенаправленного истребления по национальному или религиозному признаку. Против Советского Союза и, затем, России, раздавленных внешней конкуренцией, не осуществлялся официально объявленный геноцид (хотя еще в середине 90-х годов простое упоминание «национальных интересов» России воспринималось многими демократами, в том числе находившимися на госслужбе, как проявление фашизма).

Однако миллионы людей, полных сил и энергии, были убиты в результате последовательной и безоглядной реализации политических теорий. И то, что эти теории не прямо требовали их смерти, а привели к ней лишь в качестве побочного (хотя и абсолютно неизбежного!) следствия, не может воскресить ни одного из них.

Демографические последствия либеральных реформ, в ходе которых в России смертность почти вдвое выросла, а рождаемость почти вдвое упала (что получило название «русский крест»), также не оценены. К 2000 году говорилось о 12 млн.чел., сейчас этот показатель существенно выше (так как действие негативных тенденций, хотя и ослабленное, продолжается).

Но при этих относительно меньших потерях советский народ перестал существовать. Если еврейский народ после катастрофы обрел свою государственность и укрепился - народ советский свою государственность утратил и перестал существовать сам.

Гибель советского народа надломила хребет русскому народу, который был его основой как в качественном, культурном и управленческом, так и в чисто количественном плане. И русский народ, во многом утративший самоидентификацию за поколения выращивания и вынашивания советского народа, начавший ассоциировать себя с развалившимся и предавшим его государством, до сих пор не может восстановить свою идентичность, свою российскую цивилизацию, пребывая по сути дела в состоянии продолжающейся катастрофы.

И это надо осознать.

Без осознания масштабов и глубины нашей трагедии, наших жертв и потерь невозможно никакое возрождение России - в том числе и по чисто технологическим причинам.

Конечно, нельзя, да и не нужно пытаться примазаться к трагедии еврейского народа 64-70 летней давности и тем более начать меряться потерями. Но должно и нужно использовать ее - как понятный нам всем и, по меньшей мере, сопоставимый эталон - для оценки и осознания нашей собственной, проявившейся в 1991 году и продолжающейся и по сей день трагедии.

Российское общество должно в полной мере осознавать тяжесть последствий либеральных реформ, начатых в 1991 году и продолжающихся до сих пор. И поэтому русский язык, оставляя за еврейской трагедией историческое и на практике не переводимое впрямую (так же, как не переводятся, например, термины «Ханука» или «Пурим») название «Холокост», должен отразить тяжесть нашей трагедии, начавшейся в 1991 году, термином «Катастрофа».

И пусть в мире русская беда называется по-русски - точно так же, как еврейская называется по-еврейски.

И русскую катастрофу не нужно переводит ни на иврит, ни на английский, ни на китайский, - точно так же и по тем же самым причинам, по которым еврейская катастрофа не переводится на русский, английский, китайский, да и все другие языки мира. Пусть транслитерируют. Пусть пишут "Katastropha" на латинице. Пожалуйста.

Понятно, что два горя, две беды не будут соперничать друг с другом. Это не тот случай, когда соперничество уместно. Зато мы будем не только знать, но и ощущать при каждом упоминании свою недавнюю и продолжающуюся историю.

И помнить, что для исчерпания Холокоста было мало Дня Победы - для него был необходим Нюрнбергский трибунал и государство, не стеснявшееся отлавливать нацистских преступников по всему миру.

…Хотя Бог с ним, с Нюрнбергом, — можно собраться и в Рязани».

Комментарии на сайте Агентства Политических Новостей не всегда адекватны, но несколько здравых откликов приведу:

Юрий:
"Браво !" Михаилу Делягину. Всё так и есть.

Недалекий:
Правильный акцент на реакцию евреев после холокоста. Вот живучесть!! Мне совестно. В 90-м защитился, в 91-м убит. Как большинство русских не могу прийти в себя. "Живой труп". Из-за «необходимости вытеснения из общественного сознания мотива права мотивом прибыли». Вместо правды – нажива?? И не могу понять, откуда столько прапорщиков КГБ с рыбьими глазами? На министерских должностях. И почему народ им верит? Ведь нагло врут. Какие инновации, когда миллион "утек" мозгами, а остальные в клинической смерти. Пиши, Делягин, больше.

Заглянувший:
Автор, вы шутите? Значит, так. "Холокост" - НЕ еврейское слово. Это греческое слово. Состоит из корней "все" и "сжигать". Сами евреи НЕ используют слово Холокост, а используют слово Шоа, которое как раз переводится как "катастрофа". Дальше. "Катастрофа" - это не русское слово. Это тоже греческое слово. Состоит из корней "повернуть" и "вниз". Т.е "переворот". Садитесь, двойка, "директор Института проблем глобализации". Эх...

ПК:
Приоритет у Зиновьева, однако: Катастройка

Леонид:
Пока что в России не было ни коммунизма, ни социализма толком. А строить придется - потому что матушка-Природа заставит и уже заставляет человека ограничивать себя в потреблятстве, которое является жупелом и символом капитализьма. Что касается крови - все настоящее построено тем или иным образом на костях предков, в любой стране, в любом обществе. Лучшее, что вы можете, сделать, это поклониться своим предкам и не держать на них зла. И, тем не менее, учить историю, чтобы избежать ошибок, которые уже сделали наши предки.

Оптимист1:
Уважаемый Леонид! Своим предкам я кланяюсь, а предкам любителям сметанки несгоже. В России и капитализма не построили, не только утопию. Там, где закон не сравнивает всех, там ничего быть построенным быть не может по определению. Настоящие лжецы и путаники кормятся хаосом и путаньем, а трудяги глазами хлопают, и каждый по отдельности возмущается то одним, то другим. Счастливые только лица в телевизорах, за эфир им платят изрядно, они приняли режим лжи.

Леонид - Оптимист1:
Нет, уважаемый, построили у нас как раз настоящий капитализм, точнее, ту его часть, периферийную, которая снабжает так называемые "развитые" страны ресурсами за бесценок. Об этом еще Карл Маркс писал, дедушка Ленин и Коба,как бы их не клеймили всякие туполобые. Но мне лично и "развитой" европейской страны не надо. Потому как это конец цивилизации - пожалте, агрессивные и невежественные черные уже заселяют Европу и начинают диктовать свои порядки, не менее бандитские, чем у нас. Что касается Закона, то стремиться надо к одному - торжеству справедливости, духу его, а не букве. А чтобы Закон работал именно в духе своем, в обществе должно быть четкое представление о моральных нормах, а не как сейчас - украл и не посадили, значит, ты крут. И как вы правильно написали, у нас сейчас вместо моральных норм, кривда и зомбирование из дебилизора и наружной рекламы.

Yah:
Однажды, года три назад, к нам на завод приехал представитель одной французской фирмы. Я принимал участие во встрече и, в частности, показывал ему наш город (с грехом пополам говорю по-английски). И в конце беседы я поймал себя на том, что когда я говорю "реформы 90-х годов", это звучит у меня как "катастрофа". Например, до 91 г. в нашем городе было 13 заводов союзного подчинения, на каждом из которых работало не менее 5 тыс. человек, а сейчас из них сносно работают всего 5 (4 на нефтегаз плюс наш фармацевтический завод), а остальные почти не работают... Так что прав Делягин, и я его поддерживаю.

Инок:
Человек сказал, что дважды два четыре (Катастрофа), даже русским и еврейским националистам потрафил (попытался по крайней мере): холокост приплел как метафору масштаба... как плесень форумная заголосила... сказать вообще ничего не могут, а булькание изобразить - это запросто... Статья - эмоциональная, ни на что не претендующая. Человек вообще не думал о причинах распада... иначе попытался хоть как-то обозначить внутренние причины. Сразу начал со следствий: с "рыночных теорий либерализма". В переводе на русский язык: народ сгнил в интеллектуальном и нравственном смысле (стоит посмотреть на настоящий форум: Ломов и прочих мудаков) вместе с управленческим мозгом. И наступила анархия распада... Никаких теорий. Просто задекорировали свой (гайдаров и Ельциных) кретинизм и некомпетентность "теорией рыночной анархии" (рыночная стихия - мать порядка и цивилизации) А что ещё мог сделать кассир Гайдар с интеллектом недоразвитого идиота? Типа само всё рассосется (других смыслов в этом либеральном лозунге не было и нет до сих пор - "управление" страной на уровне декораций, имитации и актерского макияжа трупного разложения). У нас всё декоративное: интеллект, власти, народ, нравственность, армия, промышленность... Дажи мудаки типа лома - и те ненастоящие, кукольные петрушки...

Комми:
То, что идею коммунизма предала кучка подонков, ещё не значит, что кому-то надо отказываться от этой великой идеи.

chvv:
Автору//Похоже. Помню свою реакцию на те события. И всё чаще задаюсь к самому себе предательским вопросом, что, может быть, был неправ тогда. Так хочется верить, что достойна Россия лучшей доли - ДОСТОЙНА!!! И такой управленческий маразм и животный эгоизм власть придержащих.

Бугага:
Че здесь за толпа зомби собралась. Из поста в пост на любой ветке, каждый талдычит одно и тоже. Сколько местным завсегдатаям платят за генерацию словесного мусора??? Заливают говном адекватные комменты, которых все меньше и меньше....

Коба:
Бугага абсолютно прав. Создается впечатление, что комментарии целенаправленно засоряют. Полагаю, необходимо это прекратить. Предлагаю владельцам сайта отсеивать чушь. Чтобы исключить обвинения в предвзятости, ограничении свободы слова и т.п. - не удалять ее, а, например, выделять цветом и делать более мелким шрифтом. В этом случае не придется читать тома глупостей, тратить время. А пустомелям будет неудобно, они уйдут. Для реализации этого достаточно одного специалиста невысокой квалификации, который раз в час будет просматривать комментарии к текущим статьям.

Виктор1952:
Полностью согласен с Делягиным,1991 год - это начало "Катастрофы" для страны СССР и ее народа. "Разрешено всё, что не запрещено" и " берите суверенитета столько, сколько хотите", отмена смертной казни при полной анархии в экономике и обществе. Следствие - любой ублюдок убивает десятки людей, зная, что его жизнь закон охраняет. Экономические преступления переплелись тесно с уголовщиной, и у руля государства жулики и проходимцы всех мастей, прикрывающиеся обещаниями светлой рыночной жизни для оболваненного народа. Мы как-то не заметили, что прошло уже почти 20 лет, а нам всё продолжают обещать (врать) с тем отличием, что фразеология стала более изошреной. У власти все те же лица, но для всех их характерна одна болезнь - амнезия. Каждые 4 года перед выборами они как бы начинают с чистого листа, говорильня и обещания. Так вот народ и заплатил более чем 12 млн. жизнями в этом искуственно созданом бардаке и платит по сей день, бедность порождает безысходность, жизнь ничего не стоит, вот такие реалии нашего времени ...

Татиана:
То, что катастрофа имеет место, спору нет. Но Делягин предлагает народу признать себя с перебитым хребтом, да еще и всему миру об этом объявить. Заходите, мол, люди добрые, мы рукой двинуть не можем и с самоидентификацией у нас что-то не то. Ничего себе перспектива для страны! А вы ещё себя патриотами называете.

Исследователь:
Делягин попытался найти в истории человечества событие, сопоставимое с чудовищной катастрофой – уничтожением великого и могучего Советского Союза в 1991 г. Ведь последовавшие затем «либеральные реформы», а фактически – уничтожение экономического и оборонного потенциала страны в интересах её геополитических соперников, сопровождались социальной трагедией и гибелью миллионов людей. В связи с этим автор сравнивает эту катастрофу с холокостом. Но справедливости ради надо признать, что II Мировая война сопровождалась массовой гибелью не только евреев. Погиб каждый 4-й житель Белоруссии, каждый 6-й поляк. В целом, человеческие потери СССР составили около 14%, что сопоставимо с умерщвлением нацистами евреев. Но значение крушения СССР куда катастрофичнее и для русского народа, и для человечества в целом. Автор справедливо отмечает, что холокост послужил серьёзным основанием для создания и последующего укрепления и развития государства евреев. Катастрофа же СССР, которая до сих пор не закончилась, привела к распаду государства, к исчезновению советского народа, в значительной мере сформировавшейся замечательной человеческой общности, стержнем которой был русский народ, к продолжающемуся вымиранию и деградации русского народа. Вселенский масштаб этой трагедии заключается в том, что она на значительный период продлила существование современного империализма, в котором всё отчётливее проявляются фашистские тенденции, угрожающие существованию сотен миллионов людей. Трагедия Югославии и Ирака – это только начало. И пора бы тем, кто виноват в этой катастрофе, за всё ответить. Может быть, действительно, стоит провести трибунал, собраться в Рязани или другом месте и для начала потребовать к ответу поганого Мишку-меченого. Он должен быть объявлен вне закона, после чего долг каждого гражданина – уничтожить эту нечисть. Можно, конечно, придираться к словам и определениям в статье Делягина, если стремится к тому, чтобы увести читателя от её смысла.


В избранное