Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Преодолеть-«снять» традиционные конфессии и «измы»

 

Обсуждали новую систему ценностей (мировоззрение) для новой эпохи «общества знания». Ясно, что в условиях глобализации и взаимозависимости и информационной революции рождается новое целостное сознание, преодолевающее частности местных конфессий и партий. Все шестеро участников обсуждения вроде бы с этим посылом согласились. Однако выявились и существенные различия в трактовке целей и средств.

Прежде всего, Лев Регельсон поднял вопрос о высшей цели и конечном смысле. Не решив этот вопрос для своего узкого круга, мы неизбежно снова увязнем в частностях. Короче, необходимо жить и мыслить в эсхатологическом горизонте, и Лев Львович, исходя из этих соображений, создал сайт http://www.apocalyptism.ru/. Я тоже исхожу из первоисходного акта Богосаможертвоприношения, проникнувшись им с детства, и усматриваю его «код-миф» не только в откровениях Священных Писаний (жертвоприношение Пуруши в Ведах, богоборчество Иакова-Израиля в Торе, заклание первенца Измаила в Священном Коране, распятие Иисуса Христа на Голгофе, прорыв-уход Будды в Ничто-Нирвану и т.д.), но и в каждом когнитивно-познавательном и первично-физическом акте (обмен виртуальными дхармами, смысл дара и т.п.). Первоисходное знание, данное нам в откровениях религий, постижениях мудрецов и открытиях наук, целесообразно называть «системой знания» или, как предлагал Карл Ясперс, рационально-критической «философской верой». Её можно основать на философии Мартина Хайдеггера, можно назвать её и Правой Верой.

И Регельсон, и я подчеркивали, что, припадая к Первоистоку, обретешь не только высшее счастье благодати, но и твердь мышления и действия и пассионарную энергетику бытия. Однако необходимо учитывать, что отнюдь не каждый интеллектуал, политик или профан способен к высшим вопрошаниям, и потому необходима градация степеней посвящения с духовными учителями-браминами наверху, затем идут саможертвенные воины-кшатрии, а в основании пирамиды – способные к самоотдаче предприниматели-вайсья. Все три касты и маловопрошающие и потому ведомые многочисленные шудры конституируют социум – «Его /Пуруши/ рот стал брахманом, (Его) руки сделались раджанья, (То,) что бедра его, - это вайшья, Из ног родился шудра» (Ригведа, Мандала Х, Гимн 90 Пуруша, 12 a-d).

Соответственно Лев Регельсон предлагал отделять сакральное знание от профанного, но формулировать цели и избирать средства исходя именно из высших смыслов, а не из тех или иных конъюнктурных частных интересов и задач. Другими словами, решения должны приниматься более-менее посвященными в высшее эсхатологическо-апокалиптическое знание, но провозглашаемые цели и избираемые средства должны быть понятными если не для всех (это невозможно), то для более-менее широкого круга людей.

Последовало возражение – не есть это возврат к масонству? Регельсон отвечал, что почти все вероучения-идеологии неизбежно исходят из эзотерического смысла, понимаемого не всеми адептами, и масонство или ислам или христианство или коммунизм не исключение. Дело браминов – осмысливать высшие смыслы и поддерживать духовное пламя, а другие касты, представляющие в том числе и интересы шудров, принимают решения сообща и на понятном для масс языке. Он же предлагает лишь признавать наличие высшего смысла, а свои цели и средства сообразовывать с ним, даже если его Солнце слишком ослепительно и не воспринимается невооруженным глазом. Во всяком случае, эту духовную работу по освоению высшего смысла необходимо предусмотреть в программе конкретных действий, в том числе по распространению этого высшего духовного знания через Интернет и СМИ.

Я говорил о принципах взаимоотношений с традиционными религиями и политическими партиями. Поскольку исповедуемый нами высший «правоверный» смысл включает в себя откровения всех религий и исходные «измы» всех главных идеологий субъектного Нового Времени, а именно либерализма (субъектность для всех способных к ней), национализма (субъектность для «своих» граждан), анархизма (субъектность для каждого) и коммунизма (субъектность для всех), то надо преодолеть все эти частности в нашей цельности, то есть по-гегелевски «снять» их. И указать на то, что представители традиционных конфессий обычно абсолютизируют тот или иной момент своего исходного вероучения и утрачивают целостность откровения и впадают в ту или иную разновидность обрядоверия. Значит, на неизбежные нападки на нас со стороны традиционалистов надо отвечать ссылками на их же Священное Писание, подтверждающими правоту правоверия, а не обрядоверия. Если последуют возражения со стороны частников из политических партий, то надо ссылаться на труды авторитетных для них идеологов, подтверждающих правоту наших цельников. Для примера я привел свою полемику с догматическими коммунистами, забывшими азы учения Маркса и Ленина о высвобождении низовой субъектности и о «царстве свободы». И я предлагал работать со всеми религиями и партиями, поскольку в них наверняка есть взыскующие высшего смысла сторонники правоверной целостности. Более того, мы можем выступить инициаторами модернизационных течений-движений в традиционных конфессиях и политических партиях, чтобы включить их в правоверное «общее дело».

Последовало возражение, что полемика с традиционалистами и политиками может этому «общему делу» навредить. Мол, надо выбрать такой инновационный глобальный проект, который всю проблематику современного глобализирующегося мира переводит в новое измерение, ещё никем не освоенное. Тогда у нас будет меньше конкурентов и не придется тратить время и силы на борьбу с ними.

Я возражал, что инновационное развитие с неизбежностью сталкивается с инерционными сценариями, и волей-неволей каждая наша акция будет сопровождать та или иная реакция. От полемики не уклониться ни в какой нише, и предстоит не раз вступать в духовные бои, в которых только и будет выковываться новая «постиндустриальная» система ценностей. Не выступая против первооснов какой-либо конфессии или партии, необходимо их снять-превозмочь высшей своей правдой, опирающейся на эти же первоосновы. Это не значит душить в объятиях. У каждой конфессии и партии есть своя делянка, они с ней кормятся, и покушаться на их паству неблагоразумно и просто неразумно. Другое дело – отыскать сторонников-цельников внутри частников и помочь им занять максимально влиятельные позиции. Тогда с более высокой горы будем оказывать влияние на процессы в долинах.

Большой спор разгорелся об исходном тексте глобального проекта, который предстоит опубликовать в ведущем международном издании. Ясно, что Богосаможертвоприношение или наша «прикладная эсхатология» не должны служить бисером, который будем метать перед профанами. Поэтому Регельсон, я и остальные участники обсуждения попросили наших товарищей, являющихся профессионалами политических технологий, подготовить первый вариант текста. Затем коллегиально доработаем болванку и передадим в редакцию для дальнейшей доводки, поскольку, как мы уже имели возможность убедиться раньше, редакторы этого очень авторитетного американского журнала ответственно относятся к своей работе и фактически переписывают поступающие статьи. Тем более важно столь доходчиво и убедительно и в то же время компетентно изложить свою концепцию, чтобы она была не искажена, а обогащена в процессе редактуры. Успешный опыт коллегиальной работы у нас уже был, и я напомнил о Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», которую мы составляли в 2003 году и которая только сейчас становится более-менее востребованной и актуальной.


В избранное