Владимир Путин полон сил и может править Россией ещё лет 30-40, блокируя постиндустриальную модернизацию страны и соответственно реинтеграцию постсоветского пространства. Несмотря на мольбы и просьбы творческой интеллигенции, общественных деятелей, политиков, депутатов и ткачих, он сообразуется с принятыми в «цивилизованном мире» демократическими формальностями и предпочел «соблюсти конституцию», чтобы не стать «персоной нон грата» на столь излюбленном всей российской «элитой» демократическом
Западе. В истории компрадорско-сырьевых периферийных тьмузасраний – стандартный ход. Многократно приводил в пример пожизненно-правящего с 1908 до 1935 год в нефтеобильной Венесуэле «демократического цезаря» тирана Хосе Висенте Гомеса, который под давлением США не решился подстроить конституцию под себя и раза два передавал президентские регалии подбираемым им «преемникам». В то же время в начале этого года упустил власть из рук «национальный лидер» нефтеобильной Нигерии и лидер «партии власти» Олусегун Обасанджо
(Olusegun Obasanjo), которого переиграл назначенный им год назад «зиц-президент». Месяц назад отмечал, что пока нет ясности, случится ли у нас вариант Гомеса или вариант Обасанджо. Ведь вряд ли Путину грозит немощь от болезни, а вот при его подвижности пострадать от технической аварии он не застрахован. И тогда у него могут перехватить власть. Надо в любом случае подстраховаться, а две-три недели назад такой подстраховки не было (неформальные договоренности друг с другом или в узком кругу силовиков - не в счет).
И поэтому Станислав Белковский вместе с Виктором Милитаревым стали уверять, что Дмитрий Медведев в конце концов возьмёт верх над Владимиром Путиным, и свершится «вариант Обасанджо».
Однако Обасанджо, понадеявшись на свой высочайший рейтинг, промахнулся, потому что не до конца десубъектизировал командующих военными округами и родами войск, чем и воспользовался "преемник". А Путин, будучи, как и Гомес, идеальным десубъектизатором, смог "развести" соперничающих силовиков и "выстроить"
их, не допуская потери контроля над силовым сообществом.
И вот наконец на горизонте возникла надежная подстраховка. Правящая хунта во главе с Путиным решила легализоваться, чтобы закрепить своё господство навеки.
Михаил Геннадьевич Делягин говорит о «силовых олигархах», сменивших у власти «сырьевых» при Путине. Использование мной слова «хунта» для обозначения организованной правящей группировки не свидетельствует о моем экстремизме или антигосударственничестве. «Хунта» – обыденный политологический
термин, о котором в соответствующей словарной статье Википедии читаю
– «Хунта (исп. junta) - в переводе с испанского означает «собрание, комитет». В Испании и испаноязычных странах этим словом обозначаются различные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово хунта используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране. Например, хунта Пиночета или греческая военная хунта ("чёрные полковники")».
Много говорили в прошлом году о возможной реорганизации Совета безопасности РФ под Путина, чтобы сосредоточить в Совбезе главные властные рычаги. Но Путин занял кресло премьера, а с реформой Совбеза решил не спешить, не все же блюда сразу. И вот Мадина Шавлохова и Дмитрий Бальбуров выносят на первую полосу газеты «Газета» статью Вся власть Совбезу: Совет безопасности получит право давать поручения
правительству (Газета, Москва, 2008, июнь 6, № 104 /1611/, стр. 1-2):
«Вертикаль власти в России подвергнется очередной серьезной реконструкции. В распоряжении
"Газеты" оказался проект федерального закона "О Совете безопасности РФ", подготовленный в президентских структурах. Он будет внесен в Госдуму Советом федерации осенью, автор документа - сенатор Анатолий Коробейников. Если закон примут, Совбез с 1 января 2009 года превратится из совещательного и рекомендательного органа при президенте в реальный центр власти с широкими полномочиями.
Главное новшество: резолюции и директивы Совбеза станут актами прямого действия, не требующими подтверждения
иными органами госвласти (например, указами президента), и будут обязательны для исполнения руководителями всех исполнительных органов, в том числе правительства. Кроме того, Совбез будет наделен правом формировать высшую кадровую политику государства в сфере безопасности и получит отдельную строку в бюджете.
Совет безопасности как совещательный орган был создан президентом России Борисом Ельциным в 1991 году. В разное время его секретарями были такие "тяжеловесы", как тогдашний "серый
кардинал" Кремля Юрий Скоков, харизматичный генерал Александр Лебедь, высшие офицеры КГБ Николай Бордюжа и Владимир Путин. Совбез оставался весьма влиятельной структурой вплоть до 2001 года, когда его аппаратом руководил Сергей Иванов. Затем при секретарях Владимире Рушайло, Игоре Иванове и особенно при и.о. секретаря Валентине Соболеве этот орган стал восприниматься скорее как декорация к путинской вертикали власти. О возвращении прежнего влияния Совбеза наблюдатели заговорили в мае этого года, когда секретарем
стал Николай Патрушев, покинувший пост директора ФСБ. А по неофициальным данным, в президентских структурах еще в прошлом году намеревались пересмотреть роль Совбеза.
Все дело в том, что статус Совбеза регулируется не слишком конкретно. Это конституционный орган (о нем есть упоминание в статье 83 Конституции), но его нынешние полномочия определяются в основном Положением о Совете безопасности РФ, утвержденным указом президента РФ в 2004 году. Закон "О безопасности" 1992 года автоматически
утратил свою силу с принятием Конституции 1993 года, а других конституционных норм в виде федерального закона до сих пор не существует. Из-за юридической неопределенности статуса вес и влияние Совбеза целиком зависят от политики его председателя (то есть президента России) и личности секретаря. Новый закон призван покончить с этой неопределенностью и вносит революционные изменения.
Законопроект предполагает, что в состав Совбеза в качестве постоянных членов войдут шесть человек: президент, премьер-министр,
спикеры обеих палат парламента, уполномоченный по правам человека и секретарь Общественной палаты. Секретарь Совбеза, в отличие от нынешнего, постоянным членом не будет. Вместе с секретарем сейчас постоянных членов 10, в том числе министры Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Лавров, директора ФСБ Александр Бортников и Службы внешней разведки Михаил Фрадков, а также руководитель администрации президента Сергей Нарышкин.
Количество обычных членов Совбеза в законопроекте не оговорено (впрочем,
как и в Положении от 2004 года), зато указано, что ими не обязательно могут быть лица, занимающие государственную должность. Сейчас все 15 членов Совбеза - высшие госчиновники, например вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов и семеро президентских полпредов в федеральных округах.
Однако наиболее существенное изменение не в персональном составе, а в полномочиях, дающихся Совету безопасности.
Во-первых, вместо не слишком конкретных решений этот орган может принимать резолюции (по итогам пленарных заседаний голосами постоянных членов), а также директивы, для чего создаются коллегии по внутренней и внешней политике.
Во-вторых, в статье 8 законопроекта четко указано: "Резолюции Совета безопасности обязательны для исполнения руководителями федеральных органов исполнительной власти". Директивы, принимающиеся на коллегиях, могут содержать поручения правительству и другим федеральным
органам власти и тоже являются обязательными для исполнения. А вот Положение от 2004 года трактует полномочия Совбеза достаточно общо: "Для реализации решений совещаний... могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ". Такая формулировка означает, что указов, распоряжений и поручений может и не быть.
В-третьих, Совету безопасности в числе прочих дается право на "предварительное обсуждение вопросов высшей кадровой политики государства в интересах национальной
безопасности" (в Положении от 2004 года об этом и речи не идет). С учетом обязательности резолюций и директив Совбеза и того, что к вопросам национальной безопасности относится широкий круг проблем от военной и экономической до демографической и общественной (имеется в виду формирование институтов гражданского общества), то центр принятия важных кадровых решений может плавно переместиться туда из администрации президента. Отметим, что сменщик "главного кадровика Кремля" Виктора Иванова Олег Марков
и без того никем не рассматривается как влиятельная фигура.
Наконец, возросшую роль Совбеза подчеркивает статья 24 законопроекта: "Деятельность Совета безопасности финансируется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в федеральном законе о бюджете с отметкой "секретно".
Положение от 2004 года предусматривает, что Совбез является фактически частью администрации президента, которая и финансирует его. Вместе с отдельной строкой бюджета Совбез
получит все правомочия юридического лица и сможет самостоятельно вступать в административные и гражданско-правовые отношения.
Автор законопроекта Анатолий Коробейников заявил корреспонденту «Газеты», что его поддерживают почти везде: в администрации президента, Госдуме, Минобороны, Совбезе. "Я надеюсь, что осенью, когда Совет федерации внесет законопроект в Госдуму, наши коллеги примут его сразу в первом и втором чтениях", - сказал Коробейников.
Состав Совета безопасности Российской
Федерации*
Председатель Совета безопасности
Медведев Дмитрий Анатольевич президент
Постоянные члены Совета безопасности
Бортников Александр Васильевич директор Федеральной службы безопасности Грызлов Борис Вячеславович председатель Государственной думы Федерального собрания Лавров Сергей Викторович министр иностранных дел Миронов Сергей Михайлович председатель Совета федерации Федерального собрания Нарышкин Сергей Евгеньевич руководитель
администрации президента Нургалиев Рашид Гумарович министр внутренних дел Патрушев Николай Платонович секретарь Совета безопасности Путин Владимир Владимирович председатель правительства Сердюков Анатолий Эдуардович министр обороны Фрадков Михаил Ефимович директор Службы внешней разведки
Члены Совета безопасности
Балуевский Юрий Николаевич заместитель секретаря Совета безопасности Иванов Виктор Петрович директор Федеральной службы по контролю за оборотом
наркотиков Квашнин Анатолий Васильевич полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Клебанов Илья Иосифович полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Коновалов Александр Владимирович министр юстиции Кудрин Алексей Леонидович заместитель председателя правительства - министр финансов Латышев Петр Михайлович полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Осипов Юрий Сергеевич президент Российской академии
наук Полтавченко Георгий Сергеевич полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Проничев Владимир Егорович первый заместитель директора - директор Федеральной пограничной службы ФСБ России Рапота Григорий Алексеевич полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сафонов Олег Александрович полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Устинов Владимир Васильевич полномочный представитель президента в Южном
федеральном округе Чайка Юрий Яковлевич генеральный прокурор Шойгу Сергей Кужугетович министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
*Утвержден указом президента Российской Федерации от 25 мая 2008 года № 836