Поздний Хайдеггер, как и поздний Шеллинг, вопрошал о происхождении сущего, о точке опоры творения. Это – главный вопрос. Трактат «Бытие и время» (1927) – гениален, выше не прыгнуть, последующие великие французы продолжили исследование постигнутых в нём глубин, но в лекции «Что такое метафизика?», прочитанной 24 июля 1929 года при вступлении в должность профессора философии (после Эдмунда Гуссерля) на общем собрании естественнонаучных и гуманитарных факультетов
Фрейбургского университета, Хайдеггер задался вопросом о происхождении нечто из ничто – и далее жил этим высшим вопрошанием. Особенно напряженно и результативно, по-моему, он высказал свои постижения по этому вопросу в «Истоке художественного творения» (Der Ursprung des Kunstwerkes, 1935-1936). Только читать этот шедевр надо по-немецки, перевод искаженно передает самую суть.
Почти сорок лет после «Истока» продолжал Хайдеггер вопрошать о происхождении сущего, кружил вокруг последней тайны, постоянно возвращался к позднему Шеллингу,
который тоже пробивался к последним глубинам, особенно в трактате Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände, 1809), а затем более сорока лет пытался дать ответ. И более сорока лет назад, где-то в начале 1960-х годов, помню себя над страницами этого откровения Шеллинга, и ещё запомнил, как в читальном зале Ленинки меня нашла Рената Гальцева, которой тоже понадобилось приобщиться к данному тексту германского
гения.
Сейчас осмысляю восточные трактовки Дао и Дхармы и сопоставляю их с системой постижений Хайдеггера и великих французов, но ничего нового эта работа не приносит, ибо глубинные истоки и ходы мысли одни и те же на Западе и Востоке, а прорыва к тайне творения нет ни у кого. Есть намеки о Логосе-Слове или Архипрограмме или Софте, но нет даже рационально-намекающего о Харде, одни метафоры и догмы. Пожалуй, лишь Пифагор в учении о Числе и в доказательстве своей теоремы, а затем и поздний Шеллинг приблизились
к постановке вопроса о «первозерне-первояйце» сущего, а из русских корифеев стимулируют поиск ответа Василий Васильевич Розанов в своей «онтологии пола» и Павел Александрович Флоренский начиная с лекции «Общечеловеческие корни идеализма» (1908, фотокопия оттиска её уже полвека лежит у меня на рабочем столе).
Это – «пробная лекция pro venia legendi, читанная в Московской Духовной Академiи 17-го сентября 1908 года» (стр. 5), оттиск из № 1 и 2 «Богословского Вестника» за 1909 г.
В конце (стр. 33) – «Печатать дозволяется. Января 24 дня, 1909 г. Ректор Академии, Епископ Евдоким». Оттиск предваряет посвящение – «Посвящается дорогой матери и памяти любимого отца». По-моему, Павел Александрович Флоренский высказался в этой лекции по максимуму.
И он возвещает – «Лишь в слове объективируется и получает определенность воля. Слово кудесника есть эманация его воли; это – выделение души его, самостоятельный центр сил, - как бы живое
существо, с телом, сотканным из воздуха и внутренней структурою – формою звуковой волны. Это – элементаль, - по выражению оккультистов, - особого рода природный дух, насылаемый из себя кудесником. Слово – это и есть подлежащее, сказуемым которого является творческое «Да будетъ» (стр. 20-21). Далее – об экстазе.
Однако недостаточно лишь констатировать необходимо-откровенное – «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели
славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Евангелие от Иоанна 1:14). Правая Вера и её сердцевина «прикладная эсхатология» требуют практического решения проблем творения нечто из ничто. И здесь самоочевидно, что точкой опоры творения или искомым хардом служит жертва – из первоисходных плоти и крови. Вот это таинство «АрхиХарда», как оно явлено в Евхаристии – «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите:
сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-27). Богосаможертвоприношение – вот ключ к тайне-таинству творения! И этот высший акт пока до сих пор рационально не постигнут, а попытки его рационально-критически постичь вызывают злобную ярость обрядоверцев, которые чуют, что Правая Вера под корень рушит их неправду. Впрочем, Иисус Христос постоянно обличал
книжников и фарисеев и прелюбодеев, и таков долг правоверных – срывать с истины камуфляж лжи.
Итак, постичь надо высший акт Богосаможертвоприношения, в котором «конец» Круга Времени сопрягается с его «началом», и имеем не бесконечно-повторяющуюся череду космических циклов, а одно и единственное изваянное в вечности Царствие Божье, лишь временно отпадающее в зло ради принятия смерти и переформатирования и Воскресения. Из отечественных мыслителей выявил этот смысл истории
бытия Эвальд Васильевич Ильенков в работе «Космология духа». Отечественные
и зарубежные ученые открыли и ныне исследуют «антропный принцип», согласно которому вселенское сущее сопряжено с телесностью человека, и древнеарийское представление о жертвоприношении человека-Пуруши как первоистока существующего мира и социума (пурушамедха – смотри: Ригведа, Мандала Х, Гимн 90 Пуруша) предстает вполне реализуемой научно-технической проблемой и проясняет высший акт заклания Агнца, открывшийся святому апостолу Иоанну Богослову в его Апокалипсисе.
Тем самым снимаются
вопросы «почему». «Так надо, Вася». Пытаясь свести концы с началами, Хайдеггер пришел к констатациям, которые не обойти – о том, что человек есть «заместитель Ничто» и «пастух Бытия». А шведскому ясновидцу Эммануилу Сведенборгу (1688-1772) открылось, что «человек – рассадник небес». Другим мистикам как Запада, так и Востока открывалось примерно то же самое. И пора осознать простую истину – из самих себя и из своего помысленного мира
и его смыслов, сопряженных, как и учил Павел Флоренский, с плотско-экстатирующим в нас, - не выпрыгнуть. И в репетиции высшего акта Богосаможертвоприношения, свершившемся в ночном поединке Ангела и Иакова (Израиля) в Пенуэле (Бытие 32:24-32), и в генеральной репетиции на Голгофе, и в ряде других репетиций и жертвоприношений и самопожертвований предстает человек как Бог и как носитель и создатель Слова-Логоса-Дао-Дхармы-Архипрограммы и как точка опоры творения сущего. «Бог стал в сонме богов; среди богов
произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань /в славянском переводе: Воскресни/, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы»
(Псалтирь, Псалом Асафа 81:1-8).