Моё угрофинство и московские марийцы
Мы, вачкасы, являемся обрусевшими угрофиннами. В наш этногенез, конечно, решающий
вклад внесли русские вятичи, а также касимовские татары. По отцу я восхожу к
кавказским абрекам, которых полтора века назад сослали на Оку, в Нижегородскую
губернию. Среди родичей по матери – эстонцы-угрофинны Тильк, и мой двоюродный
дядя Тильк командовал Ижевской ЧК, пока не был расстрелян. Когда из нашей родной
деревни Тюрбенево приезжают родичи, я труднее понимаю их язык, чем украинскую
мову (у меня жена украинка). Чувствуя
свои угрофинские корни, я ревностно отношусь к этническим сородичам – угрофинским
народам нашей Евразии. В том числе – к марийцам.
Очень нравится мне Общероссийская еженедельная газета «Собеседник». Два года
назад мне казалось, что выше безвременно почившего блестящего еженедельника «Консерватор»
не прыгнешь. Но вот креативным редактором в «Собеседник» из «Консерватора» пришел
симпатяга Дмитрий Быков – и издание заиграло новыми красками, я читаю его от
корки до корки. Кроме того, я в «Собеседнике» делаю пленки у Олега Синева, так
что еженедельник стал почти «своим».
Рита Болотская опубликовала очередную «этническую» статью об угрофиннах (перед
этим в № 3 был материал об уйгурах) – ««Маска ава» - это Москва? Рассказываем
о московских марийцах» (Собеседник, Москва, 16-22 февраля 2005 г., № 07 /1057/,
стр. 11 http://www.sobesednik.ru/issues/55/rubr/1400/tolko/?1139):
«Несколько лет назад именно марийцы выступили инициаторами объединения финноугров,
проживающих в Москве. Именно вокруг марийцев, относящихся к этой национальной
ветви, сплотился костяк из представителей мордвы, карелов, коми, удмуртов, венгров,
финнов, эстонцев… Это тем более удивительно, что сами себя марийцы до сих пор
упорно разделяют на горных, луговых и восточных. Даже язык у них отличается,
даже праздники! Про убеждения, воззрения и разницу в исторических путях развития
вообще молчу!.. Но всё по порядку.
Гость рубрики /«Сто лиц столицы»/ - вице-президент региональной общественной
организации «Землячество Марий Эл» Юрий Ерофеев.
– Юрий Иванович, давайте сразу разберемся с названиями: что такое «марий», что
такое «эл»?
– Насколько мне известно, это словосочетание появилось в 1991 году, его ввел
в обиход народный марийский поэт Семен Вишневский. «Мари» – принадлежность к
национальности, «эл» – «край».
– Но сейчас все чаще и чаще всплывает дореволюционный этноним «черемисы» – он
откуда взялся?
– «Чаремыш» – по-марийски «препятствие, заслон», так нас называли татары… После
революции понятие «черемисы» было вычеркнуто из употребления. Ему стали приписывать
некий оскорбительный смысл. А сейчас слово возвращается в обиход, особенно научный.
– Правда, что некоторые названия в Москве и Подмосковье имеют финноугорские корни?
– Конечно. К примеру, город Талдом – производное от марийского «талдым» – нечто
вроде летней кухни. Икша, в 40 километрах от Москвы, – производное от «икте»,
по-марийски «один». Да и сама Москва... По-марийски «маска» – медведь, «ава»
– мать. Получается «медведица». Так-то! Пусть это лишь одна из версий происхождения
имени столицы, но она была поддержана российским историком Ключевским.
– Сколько марийцев в Москве?
– 2 тысячи 152 человека, согласно последней переписи. А всего финноугров – представителей
25 национальностей – 33 тысячи. Немало, согласитесь. Еще три года назад было
принято решение объединиться, более того – стать наконец участниками всемирного
финноугорского процесса.
– Тогда вы и создали Координационный совет финноугорских организаций Москвы?
– Нет, не совсем так. Объединение оказалось делом непростым. 25 национальностей
– и каждый стремился жить сам по себе. Поэтому пришлось находить точки соприкосновения
как бы окольными путями. В 2001-м начали издавать тематические полосы и страницы
в финноугорской газете «Kudo + Kodu», выпускавшейся в Йошкар-Оле. «Кudо» – по-марийски
«очаг», а «коdu» – в переводе с эстонского «дом». Так вот, для поддержки издания
нам потребовался общественный совет, в него вошли руководители всех финноугорских
организаций Москвы
и стали работать вместе. За 2 года сделали 12 выпусков, они имели весьма широкий
общественный резонанс. Постепенно объединение финноугров Москвы, в том числе
и с помощью газеты, состоялось.
– Знаю, что марийцы стали активно переселяться в Москву в 60–70-х годах прошлого
века. Но почему именно тогда?
– А вы лучше спросите, какие именно марийцы переселялись: луговые, горные или
восточные? И вообще, откуда взялись восточные?
– Это вы у меня спрашиваете? Интересный поворот: а кто кого интервьюирует?!
Два берега
– Поясняю разницу: марийцы испокон веков делились на горных и луговых, правобережных
и левобережных. Нас разделила Волга! Это география. А теперь – проистекающая
из нее история. Когда в XVI веке Иван Грозный взялся покорять эти края, его войско
смогло пройти только по правому берегу, на левом дорог не было, одни леса. Соответственно
русификация и христианизация правой (горной, как мы говорим) стороны пошли интенсивнее.
А луговые (левобережные) держались особняком, их русские особо не трогали. Более
того, луговые платили дань татарским ханам, с которыми водили вполне дружеские
отношения. Кое-кто даже сражался на их стороне против Ивана Грозного… Когда же,
после падения Казани, луговым пришлось-таки подчиниться русскому господству,
они подняли восстание – и в течение семи лет шли кровопролитные, так называемые
черемисские войны.
Десятки тысяч марийцев бежали за Урал – в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней
Свердловской области. Так появились восточные марийцы… И до сих пор это деление
существует. Даже в языковых наречиях есть отличия.
Кстати, восточные марийцы считают свой язык самым «чистым», близким к первоисточнику.
Сейчас за Уралом 140 тысяч марийцев. И вот как раз оттуда, преимущественно из
этих земель, в середине прошлого века люди потянулись в Москву.
– Феномен истории: сначала бежали от Москвы, потом – к ней.
– Всему есть объяснение. Советская власть впервые за всю историю существования
марийцев дала им государственность: был образован Марийский автономный округ,
затем – Марийская АССР. Кроме того, в 60–70-х годах прошлого века в марийской
республике процветало сельское хозяйство. Когда по всему Союзу наблюдалась нехватка
мяса, мы горя не знали. Время было золотое. Разумеется, уезжать из республики
никому и в голову не пришло бы – ни луговым, ни горным. Иное дело – восточные
марийцы. Они, по-видимому, ощущали себя
не столь комфортно, вот кое-кто и стал переселяться в Москву.
– Слышала, вы и мэра столицы Лужкова числите марийцем?
– Ну а почему бы нет? Матушка Юрия Михайловича родом из деревни Калегино Калтасинского
района Башкирии, который в значительной степени населяют восточные марийцы.
– Ну, при таком раскладе вы просто не могли не развернуть в Москве бурную деятельность.
– На что намекаете?
– На врожденные организаторские способности марийцев, конечно! Благодаря вам
финноугры Москвы больше не стоят в стороне от мирового процесса, так ведь?
– Кто хочет – тот работает без жалоб на «объективные обстоятельства». В июне
2004 года делегация финноугорских организаций столицы приняла участие в IV Всемирном
конгрессе финноугорских народов, который проходил в Таллине. Там выступали президенты
Венгрии, Финляндии, Эстонии… Нам было на что посмотреть, чему поучиться. А V
конгресс решено провести в 2008 году в России – в Ханты-Мансийске. Готовиться
будем заранее, чтобы не ударить в грязь лицом.
Неприкасаемые рощи
– Говорят, октябрь стал самым что ни на есть финноугорским месяцем в году?
– Верно. Уже второй год каждую третью субботу октября мы отмечаем в Москве День
финноугорских родственных народов. Еще на III Всемирном конгрессе в Хельсинки
решено было «назначить» этот день праздничным. В 2003 году московские финноугры
собрались на базе Венгерского культурного центра, в 2004-м – провели торжественное
собрание в Московском доме национальностей. Весной прошлого года в том же МДН
мы организовали фестиваль «Финноугорская весна». От нас выступал семейный вокальный
ансамбль Минилбаевых под названием
«Райдем»…
– Каковы планы московских марийцев на ближайшее будущее?
– В сентябре нынешнего года в Поликультурном образовательном центре на улице
«Правды» начнет работу марийский класс. Есть договоренность с учителем, заказаны
учебники марийского языка. Надеемся, удастся организовать с детьми вокальный
или танцевальный коллектив. Спасибо мэрии Москвы – поддерживает наши инициативы,
относится с пониманием к нашим проблемам.
– Отмечают ли марийцы Москвы свои собственные национальные праздники?
– Намерены как раз в Поликультурном центре вместе с детьми возрождать эти традиции.
«Пеледыш пайрем» – праздник цветов, он отмечается в июне. «Пеледыш айо» – праздник
песни (отмечается преимущественно горными марийцами). «Шорык-йол пайрем» – святки,
«васли-кугыза пайрем» – марийский Новый год, «сюрэм» – переход от весенних посевных
работ к сенокосу… У каждого – свои ритуалы. Под Новый год в Марий Эл неделю по
домам ходят ряженые, смотрят, насколько мастеровиты хозяева, что за год построили,
отремонтировали,
сшили, сколько банок варений-солений закрутили… Советы разные дают. Призами награждают.
Сами гостинцы получают…
А в честь праздника «сюрэм» в конце июня марийцы по традиции отправляются на
моления в свои священные рощи. Около каждого села есть такая роща. Прикасаться
к деревьям в них запрещено, разве что сами от старости упадут. И ведь каждое
дерево в такой роще «закреплено» за конкретной семьей: когда люди приходят на
моления, несут дары именно к своему дереву – дубу, ели, березе!.. Удивительно:
официальная религия в Марий Эл – христианство. И марийцы посещают храмы, отмечают
все главные православные праздники.
А потом – благополучно идут в рощи. Такая вот хитрость. Или – упертость. Или
– мудрость. Называйте как угодно…».
Боже мой, до чего же богата наша Россия и просторами, и красотами, и ресурсами,
и народами! Вот имена марийцев, которые известны почти каждому и которые внесли
и вносят весомый вклад в сокровищницу нашей культуры и истории:
Андрей Эшпай - композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной
премий,
Иван Ефремов - генерал армии, командующий Московским военным округом,
Валентин Яковлев - генерал-полковник, руководитель общественной общероссийской
организации «Морская пехота»,
Михаил Мурашко - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московского университета
культуры,
Евгения Шевелева - заслуженная артистка России, профессор Российской Академии
музыки имени Гнесиных,
Людмила Коржавина - певица, солистка ГАБТ,
Владимир Шамиданов - флейтист, солист Российского национального филармонического
оркестра под руководством Спивакова,
Геннадий Махотин - 10-кратный чемпион мира, Европы по армспорту,
Александр Петров - альтист, солист симфонического оркестра ГАБТ,
Владимир Матвеев - Герой России, летчик-испытатель.
Палыме лийына! (Давайте знакомиться!):
Региональная общественная организация «Землячество Марий Эл»; вице-президент
- Юрий Ерофеев.
Региональная общественная организация «Общество граждан и выходцев из Республики
Марий Эл»; руководитель - Филимон Синяков.
Контактный телефон (в Московском Доме Национальностей): 925-43-22.