Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Человек Огня – Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)

Сколько гениев родила Русская Земля! Все они – во мне. Один из них – Бакунин.
Мне кажется, все его мысли резонируют со струнами моей души. Он – родной, плоть
от плоти и дух от духа. Я в нём – как в себе.

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с
того больше взыщут. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он
уже возгорелся!» - восклицает Иисус Христос (Лука 12:48-49).

Огненно-взрывной порыв к равнобожию, субъектности, свободе – суть Бакунина и
его версии анархизма. В каждом человеке, сотворенном по образу и подобию Бога,
он видел искру субъектности и потому не мог мириться с превращением человека
в объект властвования, манипуляции, эксплуатации. Поэтому – долой государство,
долой религию-обрядоверие, долой эксплуатацию человека человеком.

На митинге в субботу купил журнал движения «Автономное действие» «Автоном» (зима
2004-2005, № 23 www.avtonom.org   avtonom@avtonom.org). Замечательное издание,
замечательный сайт! Не оторваться!

В журнале много интереснейшей хроники и содержательнейших статей. Петр Рябов
опубликовал большой материал «Михаил Бакунин в сегодняшнем мире (К 190-летию
со дня рождения)» (стр. 50-54). Не буду его перепечатывать, хотя он этого достоин.
Лишь последнюю колонку приведу целиком, настолько она хороша:

«Ведь сама предельно острая постановка этого мучительного вопроса /о субъектности
человека и недопустимости отношения к нему как к объекту/ характерна для Бакунина
- ученого гегельянца, до самозабвения любившего музыку Бетховена и превосходно
рисующего, знающего о ценности культуры не по наслышке и - зовущего русскую молодежь
уйти из университетов и слиться с народом, разделив его горести и его борьбу.


Бакунин умел от души ненавидеть, но и во время ожесточенной схватки он уважал
в противнике человеческое достоинство: его свободу, потенцию, право - измениться,
преобразиться. По словам Герцена, для Бакунина была характерна "готовность первому
идти на исполнение, готовность погибнуть, отвага принять все последствия". 

Сколько раз Бакунин из чувства чести брался за обреченное дело - и встав во главе
гибнущего Дрезденского восстания, и отправившись погибнуть на баррикадах Болоньи!


Бакунин был натурой отчаянно страстной, нередко заблуждающейся - но никогда не
мелочной и не прозаической. По его собственному откровенному признанию: 

"Любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более,
когда оно падало на других, чем на меня самого" - были его главными чертами:
"Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной
жизни". 

Конечно, такой человек "ненормален", неудобен для любой власти, неудобен он и
для нас. Кто сказал, что "удобство" и "норма" - самое главное в жизни? 

Прислушаемся к строчкам из стихотворения Максимилиана Волошина "Россия":

"У нас в душе некошеные степи, 
Вся наша непашь буйно заросла 
Разрыв-травой, быльем да своевольем, 
Размахом мысли, дерзостью ума, 
Паденьями и взлетами - Бакунин 
Наш истый лик отобразил вполне. 
В анархии - все творчество России. 
Европа шла культурою огня, 
А мы в себе несем культуру взрыва".

Безоглядное дерзание, бесшабашная жажда свободы, воля, штурмующая небо - эти
бакунинские черты, характерные и для России начала XX века, сполна выразившиеся
в Великой Российской Революции 1917-1921 годов и подмеченные в "огненных" строках
А.Блока и М.Волошина, давно ушли в прошлое и сгинули в нем. Наш огонь погас,
остались руины, пепелище, взрыв ушел в Левиафан Сверхдержавы, и тоталитарный
"бульдозер" зацементировал его следы. 

И это тоже предвидел Бакунин, когда в самом конце жизни, на краю могилы писал
в письме к другу: 

«Я не деморализован окончательно, только оглядываясь на окружающие нас события
и явления момента, в котором мы живем (этот "момент" растянулся на столетия,
но ведь "перед вечностью все ничтожно"! - П.Р.), на подлость, мелкоту, трусость,
бездушие характеров; на полное отсутствие честных стремлений (в большинстве),
на тупость, эгоизм, на буржуазность и беспомощность пролетариата, на старость,
на самолюбишки и прочее... на весь современный уклад нравственной личности, на
социалистическую развращенность рабочего,
испорченного болтовней и утратившего даже инстинкт - я ничего не жду от современного
поколения... везде вижу одно лишь полное отсутствие человечности, и одну лишь
цивилизационную гангрену буржуазных стремлений... Наш же час не пришел». 

Что же теперь? Вернемся напоследок к блоковской метафоре Бакунина - ОГНЯ. К огню
ведь можно отнестись по-разному. Можно растоптать огонь каблуками и для надежности
забетонировать кострище, как сделали большевики. Можно, почтительно и небескорыстно
погрев руки у костра, притушить его и разобрать на сувениры-огоньки: оно и безопасно,
и прибыльно, и красиво. Наконец, можно, интуитивно войдя с огнем в резонанс и
уловив непокорное биение пламени, как нечто созвучное, родное и близкое, возжечь
от него новые жаркие
языки - уже в себе, уже сейчас. 

Конечно, дрова у нас сырые, и пальцы озябли: пламени трудно будет заняться. Но
в этом вся надежда. И вот - Александр Блок: "Займем огня у Бакунина!"».

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное