О китайцах и американцах в бизнесе
Вчера справлял Китайский Новый Год в китайской фирме, получил ряд подарков, очень
обходительные китаянки улучшили настроение. Заодно вник в стиль и суть ведения
китайского бизнеса в России и сравнил с американцами.
Американцам понравился мой маркетинговый бизнес-план. Они избрали сетевой принцип,
который, по их словам, себя оправдал в Северной Америке и Западной Европе. Я
предложил три метода для вхождения на российский рынок (всякие нюансы взаимоотношений
с властями – само собой). Первый и самый главный мой метод – демпинг. Без демпинга
на грани себестоимости – не взять клиентуру. Второй метод – адресный поиск клиентуры
по уже существующим структурам и с подключением руководства этих структур. Третий
метод – бинар, а
не классика.
Американцы же исходили из того, что в Москве и в других крупных российских городах
уже существует довольно многочисленный класс богатых даже по их меркам россиян,
которые могут запросто выложить чуть ли не тысячу долларов за престижный товар.
Свой товар они считали бесспорно престижным, хотя я тут же достал при первой
же встрече проспекты российских фирм, которые занимаются аналогичными товарами
и отпускают их по ценам меньше, чем предлагают американцы. Я сказал, что товар
в принципе может пользоваться спросом,
но он станет неконкурентоспособным, если не применить демпинг. Американцы не
послушались. И у них получился облом. Они вложились – и сразу пролетели. Кроме
того, они применили классику. И совсем наивно попытались работать с большими
людьми, для которых их бизнес – мелочевка. Уже через неделю они поняли ошибку
и стали следовать моему совету – резко сбавили цену и даже отказались от классики.
Однако значительно труднее им теперь, увы, придется исправлять репутацию. Кого
я ни спрашивал из маркетологов – все отплевываются.
Естественно, если не было изначального демпинга, то остальные мои два метода
не срабатывают, до них и не дошло. Опытный человек, долго проработавший в США,
мне сказал, что это уже не первый случай, когда американцы пытаются снять сливки
с ходу, перенося один к одному в Россию свои принципы маркетинга, хорошо срабатывающие
в США или Европе. Все же доходы западных людей выше доходов россиян, и это надо
учитывать.
Совсем другое дело – китайцы. Они и без меня знают, что делать. Они продвигают
примерно такие же товары, как и американцы, и цены даже повыше, но маркетинг
несравненно гибче и привлекательнее.Правда, они тоже не по всей линейке товаров
практикуют демпинг, а лишь по некоторым, причем не самым ходовым. Это – зря.
Но в принципе они всё делают очень правильно. И, в отличие от американцев, они
позаботились выпустить доходчивые видеоролики и издать брошюрки. Стартовый балл
у них ниже. И у них– чёткий бинар. Я побеседовал
с клиентами и с русскими агентами китайской фирмы, и меня заверили, что платят
китайцы очень неплохо и без проблем. Офис китайцев поскромнее, чем у американцев,
но дела идут лучше.