Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Подступ к Божьим «лицам» в Правой Вере: пролегомены к «философии всеединства»

Моя Правая Вера сопряжена с русской традиционной «философией всеединства», зачинателем
которой обычно считается Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), а предшественницей
– учение о соборности Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Мой старинный
друг Сергей Хоружий справедливо отмечает, что «в учениях русской метафизики всеединства
концепция всеединства опирается на мифологему Софии Премудрости Божией: Вл. Соловьев,
П.А. Флоренский /раннее учение/, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой; учение Н. Кузанского:
С.Л.
Франк, Л.П. Карсавин; монадологию Лейбница: Н.О. Лосский, отчасти Л.П. Карсавин;
идеи античного символизма: П.А. Флоренский /позднее учение/, А.Ф. Лосев» (Хоружий
С. Всеединства философия // Русская философия: Малый энциклопедический словарь.
Москва: Наука, 1995, стр. 103). Моя же классификация «систем всеединства» – не
от земных персон, а от небесных, то есть от иерархии «лиц» Бога.

Фундаментальная первоструктура Правой Веры – самозамкнутость Бытия сущего, Круг
Времени, «вечное возвращение». Конец оборачивается Началом. Человек на Земле,
будучи, по Сведенборгу, «рассадником Небес», готовит Конец через Сплот Правоверных,
который воскресает в Начале как Воинство Небесное (Бог-Творец или древнееврейский
Элохим, созвучно Аллах). Человек Начала творится по образу и подобию Бога-Творца
и досотворяет мир вплоть до его Конца, чреватого «новым» Началом, то есть Новым
Небом и Новой Землей,тождественными
старым.

С точки зрения «прикладной эсхатологии», есть «Архе-Программа» (arche-ecriture
по Жаку Деррида), есть Программист и есть Запрограммированный. На языке христианства
– это соответственно Дух Святой, Бог-Отец и Бог-Сын. Эта Троица задает структуру
Бытия и Времени, постигнутую Мартином Хайдеггером в докладе «Zeit und Sein» (1962).
Но То, что задает и дает Быть и Время – укоренено в Ничто, в За-Быть, неким образом
которого служит лоно «воды» (над которой, как сказано в начале Книги Бытие, «носился
Дух Божий») или
Река Забвения (река Лете, отсюда «летальный исход», а также А-летейя = Не-сокрытость
= Истина). 

Первозданные родовые воды Бытия сущего, сопряженные в Библии с «тьмой над бездною»,
могут ассоциироваться с «материей» Хаоса, с Матерью, с Богоматерью.  Человек
же, а он, напомним, сотворен по образу и подобию Божьему, является, по Хайдеггеру,
«заместителем Ничто». Быть – не исходное. Если Да-Быть (человек) – заместитель
Ничто, то Ничто первозданнее Быть. Ничто вращает Круг Времени Быть. Ясно, что
Ничто Начала отлично от Ничто Конца. Соответственно иерархия «трансценденций»
или Божьих «лиц» одна в Начале, другая
в Середине и третья в Конце, как на основе «фундаментальной онтологии» Хайдеггера
показано в моей работе «Постигая Хайдеггера», а раньше предвосхищено Священным
Писанием.

Эта «круговая» структура Времени-Бытия присуща не только христианству, как показал
Герман Гункель в исследовании «Творение и Хаос Начала и Конца» (1895), но особенно
индуизму и вообще исходному мышлению человечества (Элиаде М. Миф о вечном возвращении.
Санкт-Петербург: Алетейя, 1998). Круг Времени – это Вечность. Время же, по Платону,
- это «подвижный образ вечности». Направление времени, как я показал на основе
общей теории относительности Эйнштейна, - относительно и меняется от точки к
точке, от одной мировой
эпохи (в смысле Шеллинга) к другой. Иерархия Божьих «лиц» тоже относительна и
меняется от эпохи к эпохе, от «нулевого состояния» Хаоса через «первый день творения»
до нынешнего «восьмого дня» и до грядущего «мирового пожара». 

Так, «в начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Русское слово «Бог» здесь
– перевод древнееврейского слова Элохим, что буквально означает «множество высших
сил» и преемственно со Сплотом Правоверных Конца. Естественны два ракурса творения
– с точки зрения Времени и с точки зрения Вечности. Восточное христианство акцентирует
прохождение, а западное – завершение. Поэтому догма Filioque, разделившая православие
и католицизм, не является абсолютной межой и преодолевается Правой Верой. Католическая
догма
Filioque утверждает – «Дух Святой от Отца и Сына». Православие же стоит на догме
– «Дух Святой от Отца через Сына». Однако в Правой Вере – Программист, трансцендируясь
в Программе (Дух Святой), программирует в Программе и Самого Себя,а Запрограммированный
Начала становится Программистом Конца. Сын порождает Отца в Конце, а Отец порождает
Сына в Начале. 

Логику всего этого «абсурда» - Сын порождает Отца – подробно разбирает (на материале
христианства и восточных религий и отчасти лингвистики) мой друг Михаил Юрьевич
Невелёв в книге «Вера как понятие-фетиш: О вирусном поражении мышления. 3-ье
издание. Москва: УРСС, 2004. – 120 стр.).

Естественно, в основанной на модели «вечного возвращения» и сопряженной с «прикладной
эсхатологией» Правой Вере относительный характер носит также соотношение «Мать»
и «Дитя», «Женское» и «Мужское». Эту тему я раскрывал при анализе индийской миниатюры
школы Бунди (XVIII век), изображающей круговорот Вселенной – настоящее (корова)
вскармливает будущее (теленок), который (в круговой композиции) в свою очередь
носит на-себе-в-себе-вынашивает – держит - настоящее (Скурлатов В.И. «Всё это
ты» // Искусство стран
Востока. Москва: Просвещение, 1986, стр. 196). 

Вообще всё традиционное богословие Святой Троицы и Богоматери, включая онтологию
андрогинности и транссексуальности, необходимо переосмыслить через Правую Веру,
в которой тот же Первоандрогин – не статика, сводящаяся к смеси мужского и женского
в некоем монстре, а динамика Рождения, Перевоплощения, Соумирания в Жертвоприношении
и Воскресения.  

Привычная Икона Богоматери (Мать неразрывна с Сыном) воспроизводит тот же первозданный
архетип. Богоматерь – «женское» и «мужское» в одном зерне. Одно порождает другое,
Конец порождает Начало. Девственная Богоматерь – как бы объемлет Сына (Иисуса
Христа), являясь в то же время Им Самим, Его женской ипостасью. Впрочем, эта
очевидность давно осознана не только глубинным инстинктом низового христианства
и гением христианского иконописания, но и христианскими провидцами-мистиками
– напомню бенедектинскую монахиню-отшельницу
Юлию из Нориджа, которая в своем великом сочинении «Откровения божественной любви»
(1373) провидит Иисуса Христа как «мать человечества» (Суприянович А.Г. /Казань/.
Когда мать – не женщина: «Откровения божественной любви» Юлии из Нориджа // Диалог
со временем: Альманах интеллектуальной истории.Под редакцией Л.П.Репиной, В.И.Уколовой.
Москва:УРСС, 2000, стр.151).

Родина-Мать и Отчизна-Отечество – одно. «Материнская» и «Отцовская» ипостаси
– житейски неразличимы. Они различимы на «программно-генном» уровне, а не на
уровне повседневности. В вечности они сопряженно-едины, а во времени – разные
«лица» по ситуации и «граничным условиям», хотя взаимодополнительны.

Если бы Ничто Конца не различалось от Ничто Конца – не было бы Времени, становления,
эсхатологического Конца, Круга Времени и Воскресения. В Ничто – то Es, говорит
Хайдеггер, которым задается Ereignis. Если Es – отверг Ничто, то Ereignis – извержение
Нечто из Ничто. Здесь в Алетейе разделяется Мужское и Женское, Бог-Отец и Богоматерь,
сопряженная с Софией Премудростью Божьей. 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное