Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Как душат нас и что нам делать – о зловредности российских налогов Выход России из тупика – только через постиндустриальную модернизацию. Это – базисное требование, которое не обойти. Никакие надстроечные изыски (упования на сомосу, народовластие, православие и т.п.) не спасут никакую страну, тем более такую деградирующую и вымирающую, как наша. Но постиндустриализм на Руси – это смертный приговор шкурной российской элите, доведшей нашу Родину до распада. Властвующая клика или хунта столоначальников и силовиков, сплоченная круговой порукой, это осознает всем своим нутром и потому топчет ростки нашей модернизации, не дает поднять голову низовым русским хозяевам. Таков их курс. Эксперты осознают проблему. Как недавно написала газета «Вашингтон пост» - «Принятое Путиным в понедельник /13 сентября 2004 года/ решение покончить с системой прямых всенародных выборов российских губернаторов и избирать парламент на основе кандидатов, предложенных лидерами общенациональных партий, которых он, по большей части, контролирует, является несомненным шагом к тирании в России. Его невозможно оправдать войной с терроризмом. Эти планы Путин подготовил не один месяц назад. В качестве предлога он цинично использовал чудовищный теракт в Беслане. Он устанавливает старомодную диктатуру в стиле Фердинанда Маркоса, Анастасио Сомосы или Пак Джон Хи. Он утверждает, что должен усилить государство для борьбы с врагами, - они говорили то же самое. России действительно необходимо бороться с терроризмом. Но отмена выборов и разгром политических оппонентов Путина не имеют с этой борьбой ничего общего» (Цитируется по: «Московские новости», № 35, стр. 1,9). Еще год назад российские политики и публицисты шарахались от моей четкой оценки Путина как «российской сомосы», и я грубо отбрасывался на задворки российской политической жизни, мало кто меня воспринимал (и сегодня тоже). Ныне же, пусть на меня и не ссылаются (не буду отстаивать свой приоритет, я в российском обществе никто, меня не слышат), жизнь заставляет сопоставлять правящий режим с привычными компрадорско-полицейскими режимами в ряде стран беспросветной периферии мирового капитализма. Так, Юлия Калинина во вчерашнем выпуске газеты «Московский комсомолец» пишет в статье «В предвкушении порядка: Как остановить террор и исключить в дальнейшем трагедии, подобные Беслану?» - «Чтоб устроить настоящую диктатуру, типа сталинской, нужна группа совершенно отмороженных товарищей, которым ни деньги не нужны, ни блага всяческие, у них только Идея горит в больном мозгу синим пламенем, больше ничего. Таких людей во власти сейчас, слава богу, нет. Там у нас в основном интеллектуалы, пофигисты и сибариты, не отягощенные моральными устоями, которые всегда хорошо устроятся, и единственное, что им не все равно, это деньги. Поэтому диктатуры не будет, а будет просто такая полувоенная коррумпированная хунта: сплоченность, единодушие и единоначалие вплоть до окончательной победы над терроризмом» (№ 216 /23682/, стр. 3). Базис есть базис, и потому важны те исследования, которые вскрывают механизмы нашего удушения и демодернизации. Здесь главное базисное орудие подавления – налоги, а исполнители – любимые Путиным налоговые полицейские, которых в самый пик их вредоносности возглавлял нынешний премьер-министр Михаил Фрадков, и всяческие финансовые надсмотрщики. Путин понимает – чтобы парализовать оппозицию и вообще низовую субъектность, надо перекрыть им финансовый кислород и держать в подвешенном состоянии под угрозой «наезда» и разорения. Поэтому надо запутать налоговую систему, всех сделать виновными в уклонении от уплаты налогов и тем самым в любой момент иметь повод возбудить против каждого «недовыстроенного» уголовное дело (пример – «дело ЮКОСа). Аналитическая группа газеты «Московская правда» (Леонид Быковский, Олег Султанов) опубликовала ещё 23 апреля 2004 года, вскоре после того, как президент Владимир Путин неожиданно назначил давно скомпрометированного и никчемного Михаила Фрадкова на должность премьер-министра, пространный и даже чуть ли не нашумевший материал «Налоги: на кого они работают в России» (№ 75 /24843/, стр. 3-4). Ясно, что налоги в РФ предназначены прежде всего для придушения низового предпринимательства, ибо «третье сословие» или «средний класс» является естественным и смертельным врагом всяких чинуш и опричников, и обслуживают интересы правящей компрадорско-полицайской клики во главе с Путиным. Главный налоговый «законодатель» Александр Жуков стал вторым человеком в правительстве Фрадкова. Гайки и дальше будут закручиваться, нам при путиных, фрадковых и жуковых не подняться. Но одно дело, когда это говорю я, открыто выступающий против нынешней власти и считающей её преступной и нелегитимной, а другое дело, когда об этом же говорят осторожные эксперты. Я тоже не лыком шит и в отличие от подавляющего большинства сограждан знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Но мне не верят. Может быть, поверят более респектабельным специалистам, не столь задействованным в политике, как я. «Начнем с того, - пишут аналитики, - что объявила власть о своей широко разрекламированной налоговой реформе. Из выступления на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития министра финансов РФ Алексея Кудрина: «Столь значительного снижения налогов еще не было». Что же это за «революционные» предложения? Снижение единого социального налога (ЕСН) с 35,6% (в среднем) от фонда оплаты труда до 26%. Предлагается введение регрессивной шкалы налога: если работнику выплачивается до 300 000 рублей в год, то ЕСН будет взиматься по ставке 26%, от 300 000 рублей до 600 000 рублей - по ставке 10%, и свыше 600 000 рублей - по ставке 25. Правительство рассчитывает, что у предприятий тогда останутся дополнительно не менее 280 млрд. руб., которые те, по их мнению, могут направить на повышение зарплаты и модернизацию производства. Нагрузку планируют переложить на молодых работников; кроме 13% подоходного налога, они должны будут платить еще 4% на накопительную часть пенсии (а потом и больше), 2% обещает доплачивать на эти же цели государство из госбюджета. Правительство наивно рассчитывает, что при этом сама величина зарплаты увеличится. Интересы при этом целой возрастной группы среднего возраста (год рождения 1953 - 1967), выводимой из накопительной системы, будут заведомо ущемлены. Жилье. Предложение правительства - снизить налоговую ставку с 2% (сейчас) до 0,1%, но при этом перейти от оценки стоимости жилья через БТИ к рыночной стоимости, за счет огромной разницы в оценочной стоимости жилья люди со скромным достатком и квартирами неизбежно проиграют. Льготы для неимущих пока непонятны. Налог на наследование и дарение. Сегодня в зависимости от родства платят - от 5 до 40% стоимости имущества, но предлагается диапазон 5 - 23%, но от рыночной стоимости имущества, за счет этого предполагается, что налоговая нагрузка только возрастет. Снижение ставки налога на добавленную стоимость планируется не ранее 2006 года. А вот, пожалуй, самое интересное из всех столь «масштабных» намерений правительства, из заявления Алексея Кудрина: «При высоких ценах (на нефть) мы недостаточно собираем, в том числе и по экспортной пошлине на нефть. При цене $27 за баррель нефти типа Urals мы могли бы собрать $2 млрд. дополнительно без ущерба для перспектив развития отрасли и инвестиций в нее. При более высоких ценах это может быть и больше, а вот при цене $24 за баррель нефти дополнительно будет собрано всего $900 млн. Насчет дифференцирования НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Безусловно, мировая практика идет по пути дифференцированного изъятия природной ренты... мы так договорились с председателем правительства…, что в ближайшие год-два нам удастся и перейти к новым параметрам налога на добычу полезных ископаемых»... Потрясающе! Заметили, как вольготно рассуждают: год-два... Что для них время... То есть прошли выборы и сразу же поставлена точка - с природных ресурсов общество ничего не поимеет (2 млрд. долларов - это же насмешка), и не разевайте рот на уже чужое. И сразу же пошло... Проезд на транспорте - безудержный рост тарифов. Цены на бензин, коммунальные услуги, стремление к переходу в медицине на гарантию минимального стандарта лечения (можно представить себе такой минимум), сокращение бесплатных квот на образование в вузах, введение платного образования в военных вузах. Все идет к тому, что платить надо будет больше и все это важно как раз только для неимущих. Власть при этом, в рамках административной реформы, которую, без оставшихся за бортом целого комплекса мер по отношению к чиновникам реформой и назвать-то нельзя, о существенном повышении зарплаты для них не забыла. Однако без введения чрезвычайных, очень четких мер по обеспечению «прозрачности» чиновника и его ближайшего родственного окружения во всех аспектах их деятельности, жесткой вплоть до уголовной ответственности за нарушения или проявленную халатность при исполнении обязанностей, эта мера ничего, кроме дополнительного дохода для них, не несет. А теперь мнение президента. Налоговая коллегия Минфина и МЭРТа. Из выступления Владимира Путина: За четыре года необходимо снизить количество бедных с 20,5% до 10 - 12%, обеспечить экономический рост не менее 7%. Нужно сделать рубль конвертируемым и все-таки решить вопрос с природной рентой. Президент остался доволен ростом ВВП в 2003 г. - 7,2%, инфляцией в 12% и ростом капитализации российского фондового рынка (активы были подарены в свое время), которая достигла 250 млрд. долл. По сути ведь это не что иное, как долг олигархов и вороватого чиновничества обществу. И ни слова об его налогообложении. Для того чтобы защитить интересы беднейшей и подавляющей части населения, необходимо заставить власть перед принятием любых социально значимых решений, в том числе и по налогам, представлять обществу результаты анализа последствий по всем принятым в цивилизованном мире критериям, включая рекомендации ООН. Такие регулярные статистические оценки (причем в реальном времени), как уровень налогового бремени населения, соотношения доходов богатых и бедных, разница в зарплате управленческого аппарата и работников на государственных предприятиях, реальный уровень доходов по социальным группам населения и сопоставление его с реальным же прожиточным минимумом, индексы развития человеческого потенциала и другие, должны быть доступны обществу. В случаях же, когда решения приводят к негативным последствиям, например, как в случае введения необоснованного налога с продаж, приведшего не только к двойному налогообложению, но и к росту налогового бремени населения, не должны оставаться безнаказанными для причастных к этому чиновников. В России одной из наших, далеко не из лучших, национальных черт является отсутствие закона о государственной статистике. В этих условиях статистика не может быть независимой. Она - в полном отрыве от оценки, необходимой для общества, и независимой информации о реальном положении дел у наиболее беднейшей и незащищенной от неграмотных действий власти части населения. Сейчас же статистика угодлива перед властью и полностью ею ангажирована. Надо требовать от властей соответствия статистики официальной статистике ООН, которой в этом отношении накоплен чрезвычайно ценный опыт и фактура. Взглянем на все это со своей колокольни, с которой гораздо виднее реальная обстановка, чем из окон на Старой площади. Если взглянуть на короткую постперестроечную историю реформирования, то налоги как важнейшая часть государственной политики и основа его существования не могли не разделить судьбу российской государственности. Оголтелый гайдаровско-чубайсовский либерализм, сводящий на нет функции государства, неизбежно привел и к требованию сокращения его доходов (налогов). В основу налоговой политики были положены требования международных финансово-кредитных организаций, которые при предоставлении кредитов поставили жесткие условия по стабилизации рубля и сокращению бюджетного дефицита. Налоговая политика при этих условиях не могла не принять фискальный характер. Все действия в этом направлении осуществлялись в полном отрыве от общего развития экономики, деятельности непосредственных ее субъектов - предприятий и, конечно же - реального состояния в социальной сфере. Испытывая все увеличивающийся налоговый пресс, основная масса предприятий была поставлена на грань существования и была вынуждена во избежание чрезмерного налогообложения всевозможными путями минимизировать свою прибыль. Экономика, как никогда ранее, стала затратной. Бегство государства из экономики, отсутствие конкуренции и свободное ценообразование привели к невозможности осуществлять государственное регулирование цен на основные виды продукции (кстати, такая процедура абсолютна типична и для стран с развитой, рыночной экономикой), являющиеся, как правило, затратообразующими при производстве для большинства товаров: энергоносители, сельскохозяйственная продукция, металл, транспортные тарифы, а также на социально-значимые продукты первой необходимости. Практически ничего не делается в части сокращения непомерно выросших государственных расходов. Уже и международные организации все чаще заявляют, что рост экономики был обеспечен только за счет высоких цен на нефть, что имеющий место высокий уровень государственных расходов и уровень инфляции без этого неизбежно привел бы к дефициту бюджета и не к сокращению, а росту бедности. Власть упорно не замечает очевидного. Но и даже при благоприятной конъюнктуре мировых цен в итоге - казна, не обеспечивающая мало-мальски достойного содержания его служащим. Поэтому нужна прямо противоположная политика, заключающаяся в принятии такой доходной части, которая обеспечивала бы минимальные социальные потребности общества, что неизбежно приведет к необходимости существенного сокращения расходов. Оставаясь по форме социальной гарантией, минимальная зарплата перестала быть таковой по сути, что, между прочим, находится в прямом противоречии с Конституцией РФ. Кризис, в котором находится Россия, недооценивать опасно, так как по основным экономическим критериям - бюджет, производство, инвестиции, доходы населения, уровень жизни - Россия все также находится в тяжелейшем положении. В разработке комплекса сложнейших антикризисных мер, способных вывести Россию из пропасти, важнейшая роль должна быть отведена финансово-кредитному блоку, в том числе налогам. Либералы не хотят понимать, что только государство может обеспечить экономический подъем, так как, кроме государственных денег, других денег на необходимое потребление и на инвестиции нет и не будет, если, конечно, не иметь в виду денежную эмиссию. Ну, а в свою очередь - государственные деньги - это налоги. Таким образом, выход России из кризиса зависит от налогов, и в первую очередь их воспроизводственной функции. Проблему дефицита бюджета надо заставить решать цивилизованно, не за счет собственного народа, а путем рационализации расходов и настойчивого поиска дополнительных доходов (налогов). Основной ресурс государственной социально-экономической политики - налоговые доходы. В государственной экономической политике именно они формируют основные пропорции экономического развития путем государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной политики, структурной перестройки промышленности, приоритетных направлений научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности. Ввиду их большого объема, существенного и многопланового влияния чрезвычайно важным становится организация их сбора и дальнейшего использования. В силу этого оправданы любые законные меры по их контролю и сбору. Ставкой является выживание людей и страны. Как так получилось, что страна, которой по воле бога даны огромные природные богатства, в конкурентной борьбе проигрывает странам, практически не имеющим природных ресурсов, таким, например, как Япония или Германия. Секрет тут достаточно прост - человеческие ресурсы. Внимание власти в последнее время было приковано к сырьевому сектору, а все усилия брошены на создание золотовалютных запасов и выплату огромного внешнего долга, навешанного на Россию непродуманной, а по сути - преступной политикой тех, кто в спешке разваливал Советский Союз. Но природные ресурсы не безграничны, их истощение, умноженное на бурный рост научно-технического прогресса в области энергосберегающих технологий и альтернативных источников питания, при такой политике очень скоро оставят Россию у разбитого корыта с нищим, обездоленным и морально сломленным народом. Все эти гадания: пересматривать, не пересматривать итоги бандитской приватизации, национализировать или не национализировать захваченные предприятия, оглядка на стенания олигархов и вопли международных защитников криминально-олигархического капитала, с точки зрения стратегии развития России дают только один ответ. Начинать надо с наведения порядка и ориентации всего экономического, политического и общественного потенциала страны на воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов, под определение которых ни в коем случае не попадают ни олигархи, ни современная элита, ни высшее вдоль и поперек коррумпированное чиновничество. И мерилом успеха в этом может быть не олигарх, отдыхающий в своей вилле на берегу южного моря, или чиновник, охотящийся на свое скромное жалованье на слонов в Африке после непосильного труда, а простой врач или учитель, едущий на каникулах в заграничное турне... При таком подходе незавидная доля не может миновать и налоговой реформы, вот уже много лет не только топчущейся на месте, но и сохраняющей широкие возможности для паразитирующего российского капитала. Хотя именно налоги - ключ к решению задачи перераспределения экономических ресурсов в сторону населения, особенно его беднейшей части, о которой стала вспоминать власть только в предвыборной ситуации. Налоговый протекционизм, стимулирование приоритетных направлений развития, строго контролируемая и тщательно выверяемая налоговая политика в социальной сфере - обязательные атрибуты государственной политики всех стран, добившихся заметных успехов в экономике. Если же говорить о налоговых льготах, то уместно прибегнуть к международной практике, трактующей их как «налоговые расходы государства». Поэтому и использовать этот инструмент надо чрезвычайно осторожно. О налогах говорят много. Но чего не хватает (и что является основной негативной и очень устойчивой тенденцией власти) - это комплексного анализа имеющейся налоговой системы в части ее воздействия на различные социальные слои населения. Нет ни текущего анализа, ни прогноза последствий. А вот, случайно ли это или нет, попытаемся понять из анализа конкретных данных. Власть по сути спровоцировала, а далее и поддерживала особый тип российского паразитического капитала, отнюдь не являющегося рыночным. Власть пренебрегла и мировым опытом, подтверждающим, что налоговая система является наиболее активным государственным регулятором экономики, обеспечивающим оптимальное сочетание интересов всех социальных слоев общества и не допускающим критического разрыва в доходах между самыми обеспеченными и самыми бедными. Как следствие, налоговая политика так и не приобрела социальную ориентацию. Разрыв между доходами крайних групп населения намного превысил критический уровень и продолжает увеличиваться. Так, например, по многочисленным оценкам -разница в доходах 5% самых богатых и 5% самых бедных составляет порядка 50 раз, а среди 10% - порядка 30 раз. Налоговая система, функционирующая в условиях монопольного ценообразования, стимулирует повышение цен, позволяя производителям товаров перекладывать все бремя налогового пресса на конечных потребителей товаров - население, поэтому подавляющая часть налогов приобрела косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая его в цену. И что самое поразительное, что в этой и без того уродливой системе, практически бесконтрольный продавец не несет сколь-нибудь жесткой ответственности за качество реализуемой продукции, даже в случаях, когда покупателю наносится существенный ущерб. Только в России возможна ситуация, когда на покупаемые автозапчасти существует всего лишь десятидневная гарантия на их обмен. Вот почему рынок буквально захлестнула поддельная продукция. Разорванная цепочка ответственности от производителя до продавца привела к тому, что абсолютно не боятся подделывать даже лекарства, не говоря уж о продуктах питания, бытовой химии и т. д. Власти никак не дают покоя и деньги, имеющиеся на счетах у граждан. Построить систему, при которой эти деньги могли бы работать без риска их потери, власть не может, а отнять очень хочет. Появляются ничем не оборудованные платные автостоянки, эвакуаторы, штрафные стоянки с немыслимыми ценами, грабительский закон об обязательном автостраховании. На очереди - обязательный закон о страховании жилья, страховании общественных мероприятий и т. д. Кивая на западные стандарты, власть совершенно не принимает во внимание, что для соответствия им прежде всего надо во много раз поднять зарплату, ликвидировать тотальную бедность, обеспечить нормальными условиями жизни почти 30% населения, имеющих все «удобства» во дворе. А для этого власти надо работать, работать, считать и думать... Один лишь характерный пример. Каждый нелегал, как было подсчитано, в среднем вывозит из России в месяц порядка 80 долларов. По разным оценкам их число в России достигает 5 млн. человек. Получается, что вся эта армия вывозит в год почти 5 млрд. долларов. Экономика Грузии - 25% ВВП за счет вывоза из России, Молдавия - 30%, Украина... Вместо государства задача успешного «налогообложения» решается чиновниками, милицией, бандитами... Если взять и заставить власти проанализировать национальную принадлежность и общественный статус владельцев престижных элитных квартир и особняков, мы уверены, получится потрясающая картина. Почему на Украине защищаются рабочие места (на рынках, кстати, в первую очередь) от всевозможных джигитов, а у нас их, как тараканов в загаженном дому? Они же пришли, чтобы только взять, урвать. А это же ещё и криминал, наркотики, оружие... Не их дети в этой среде, а наши. И все это, между прочим, почва для огромного социального взрыва, который неминуем /мой комментарий: здесь авторы недооценивают распад народа, апатию/. Неужели непонятно, что прежде чем что-то повышать или вводить, надо тщательно посчитать, а заложены ли эти расходы в заработную плату, причем не только в совокупную чиновничью. Но не все так плохо у власти, есть и явные «успехи». В соответствии с очередным списком самых богатых людей планеты, опубликованным в журнале «Forbes», Россия вышла на третье место в мире, пропустив вперед только Германию и США. По сравнению с предыдущим годом совокупное состояние 25 россиян, попавших в список самых богатых людей планеты, увеличилось на 30,6 млрд. долларов! Напомним, что для ликвидации постыдной тотальной бедности (четверть населения) и приведения хотя бы в минимальные рамки международных норм требуется порядка 7 млрд. долларов. Россия первая в мире по числу «молодых» миллиардеров - мы дали миру аж 17 экземпляров. Ведь «можем», если захотим. Но это успехи, так сказать, наверху, на Олимпе. А что же пониже и поближе к земле? Зарплата педагогов в России (по данным ООН). 1$ = 28,5 руб.: Больше, чем в России (раз) В год В месяц Страна долл. рублей долл. рублей США США Южная Корея 38000 1 083 000 3 167 90 259 38,2 Великобритания 37 000 1 054 500 3 083 87 865 37,2 США 37 000 1 054 500 3 083 87 865 37,2 Тунис 16000 456 000 1 333 37 990 16,1 Чили 10 500 299 250 875 24 937 10,5 Иордания 9996 284 886 833 23 740 10,0 Турция 9000 256 500 750 21 375 9,04 Чехия 9 000 256 500 750 21 375 9,04 Венгрия 8000 228 000 667 19009 8,04 Перу 4 500 128 250 375 10 687 4,52 Россия 1 000 28 500 83 2 365 1,0 Вот эту таблицу и надо в крупном формате вывесить в зале заседания правительства, в Государственной Думе и завести в качестве заставки в ноутбуки всех членов правительства. Пусть эти данные напоминают о себе каждый день. Глядишь, и шевельнется что-то в заскорузлой душе матерого чиновника или вдруг, страшно даже подумать, захочется сделать что-то доброе... Мы не зря так резки в оценке качества власти. Весь российский постперестроечный опыт показывает, что удачных экономических решений практически не было на всем периоде, а если и были единичные, то они носили случайный характер, хотя недостатка в декларируемых программах и намерениях не было. Президенту при формировании штата советников необходимо вспомнить один простой физический закон, общий смысл которого заключается в том, что опорой может служить только то, что оказывает сопротивление. Низко согнутые головы и спины пусть и лично преданных чиновников - ненадежная опора, на ней устойчивую конструкцию не построить. Нужна вся гамма мнений, дискуссии, обсуждения, споры, оппоненты... Наглядным примером этого может служить широко разрекламированное в предвыборной ситуации обещание властей добиться 2-кратного повышения ВВП в течение 10 лет, хотя нельзя не отметить, что заявленные официальным Кремлем цели совершенно не соответствуют тому потенциалу для общества, которое это удвоение может дать. Благое намерение - да! Но много ли это или мало - совершенно непонятно, если не посмотреть на это несколько шире, что мы и предлагаем. Страна Доля налогов и обязательных платежей в ВВП (1996 г.) (%) Население (млн. чел.) Место в мире Разница с Россией в ВВП на душу населения (раз) ВВП 2000 г. по объему ВВП 2000 г. Всего (млрд. долл.) На душу населения (тыс. долл.) Абсолютное На душу населения Швейцария 41,1 7,28 273,1 38350,0 18 3 13,9 США 31,8 272,63 8351,0 30600,0 1 8 11,1 Австрия 45,5 8,15 210,0 25970,0 21 12 9,4 Германия 42,9 83,0 2079,2 25350,0 3 13 9,2 Нидерланды 44,8 15,98 384,3 24320,0 14 18 8,8 Франция 46,3 59,55 1427,2 23480,0 4 21 8,5 Италия 42,9 57,68 1136,0 19710,0 6 21 7,2 Испания 35,5 40,03 551,6 14000,0 10 40 5,1 Португалия 39,1 10,06 105,6 10600,0 34 47 3,9 Россия 31,7 145,5 400,0 2750,0 16 98 1,0 (2000 г.) В последнее время политики, разбаловавшись на благоприятной мировой конъюнктуре цен на нефть, стали уже морщиться, когда раздаются пожелания о том, что было бы неплохо догнать по развитию хотя бы Португалию, выдавая при этом за прогресс намерение удвоить ВВП за 10 лет, забывая, что для достижения даже такой скромной задачи ВВП на душу населения надо увеличивать не в 2 (смотри таблицу), а минимум в 4 раза. А вот Китаю, при поголовно неграмотном населении и испытывающему недостаток в природных ресурсах, удалось за 25 лет увеличить ВВП в 6 раз, добившись при этом как раз и увеличения ВВП на душу населения в 4,4 раза. А впечатляющие успехи Казахстана? Почему нет грамотного анализа, где выводы? Молчит власть. Молчит, потому что пришлось бы признать, что начиная с момента начала перестройки и до сегодняшнего времени государство экономику отдало на откуп всякого рода проходимцам. Это в Казахстане значительно, до двух раз, уменьшают налоги и одновременно на столько же - государственные расходы. А у нас всерьез говорят о переносе части столичных функций в Санкт-Петербург или о строительстве нового парламентского центра, хотя они не заработали и на условия в старом. Ответственно заявляем, что за счет одного только наведения порядка во всех сферах деятельности государства, в том числе в природопользовании, можно получить средства, необходимые для ликвидации поголовной бедности, и при этом, что очень важно - не залезая в карман своим многократно ограбленным гражданам и гораздо быстрее, чем за 10 лет. У нас же в это время нас со средней и без того нищенской зарплаты настойчиво «раздевают» до прожиточного минимума и ниже. В это же время в мире: Европейская социальная хартия представляет собой обширный каталог социально-экономических и культурных прав человека и гражданина. Хартия, в частности, предусматривает величину минимальной трудовой пенсии не ниже 1,5 прожиточного минимума для пенсионеров, а минимальную зарплату - не ниже 2,5 прожиточного минимума. Этот документ подписала уже 41 страна Европы, а Россия, одобрив Хартию еще в 2000 г., - не спешит, так как Федеральное правительство до сих пор не внесло ее на ратификацию в Государственную Думу. И сначала надо повышать свои стандарты, а потом уже вступать в Евросоюз, иначе будет все по Черномырдину, то есть как всегда... А сейчас население тянет и тянет свою налоговую лямку, регулярно уплачивая прямые и косвенные налоги. Прямые - связаны с величиной полученного дохода, и к ним относятся: налог на доходы физических лиц, обязательные страховые взносы, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование и дарение, транспортный налог. К ним также относятся налоги, уплачиваемые по твердым, фиксированным ставкам. Косвенные налоги - это часть розничной цены, и они уплачиваются населением при приобретении товаров и получении услуг. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и налог с продаж (введен в 1998 г., отменен в 2003 г.). Косвенные налоги на покупку товаров и оплату услуг подразделяются на: продукты питания; алкогольные напитки; непродовольственные подакцизные товары; непродовольственные товары, по которым установлены льготы по НДС и налогу с продаж; непродовольственные товары, за исключением подакцизных товаров и товаров, по которым установлены льготы по НДС и налогу с продаж; платные услуги. Структура налоговых платежей, %: Показатели Страны ЕС (1997 г.) Россия (1999 г.) Налоги - всего 100,0 100,0 В том числе: налоги на доход 38,6 23,0 Из них: население 30,9 8,0 предприятия 7,7 15,0 налоги на имущество 5,4 3,5 налоги на потребление 30,4 43,4 специальные платежи 24,5 23,3 прочие налоги 1,1 6,8 Как видим, отличительной особенностью российских налогов является высокая доля косвенных налогов и социальных платежей, то есть налоговое бремя давит на все население. Бросается в глаза и существенная разница в процентном соотношении в налоге на доход населения: 30,9% у них - против 8% у нас. Да, действительно, доходы у подавляющей части населения невелики, но ведь и у свыше 5% населения имеют место сверхдоходы, которые и не снились европейцам и, как правило, или незаслуженные, или незаконные. Как с них собираются налоги, мы покажем ниже. Раз доля косвенных налогов велика, то, следовательно, имеет смысл посмотреть на их структуру. Косвенные налоги, уплаченные населением в 2003 г. (млрд. руб.): Товары и услуги Покупка Налог с продаж НДС Акцизы Налоги, всего Продукты питания 858,1 25,7 75,7 _ 101,4 Алкогольные напитки 214,5 8,8 34,3 110,7 153,8 Платные услуги 615,7 13,1 58,6 - 71,7 Непродовольственные подакцизные товары 342,0 14,1 54,7 62,2 131,0 Непродовольственные товары, по которым установлены льготы по: НДС 72,2 X X X X налогу с продаж 72,2 X X X X Непродовольственные товары за исключением подакцизных и льготируемых 819,9 33,8 131,0 - 164,8 ИТОГО 2 922,4 95,5 354,3 172,9 622,7 Если сравнивать косвенные налоги с их уровнем в 1995 г., то можно заметить, что увеличилась доля средств, направляемых на приобретение подакцизных товаров. Существенно сократилась доля средств, направляемых на покупку наименее облагаемых товаров - продуктов питания с 38,1 до 24,4%. И в то же время увеличилась доля средств на приобретение алкогольных напитков и непродовольственных подакцизных товаров: с 6,8 и 10,9% в 1995 г. до 7,3 и 11,7% в 2000 г. И вот тут не может не возникнуть вполне резонный вопрос: чьи интересы защищает власть, упорно не желая вводить государственную монополию на алкогольную продукцию! Ответ настолько очевиден, что не требует пространного комментария. В России пили и будут пить, но при этом благодаря бездумной налоговой и ценовой политике не только производится огромное количество подпольной и несертифицированной продукции, обеспечивая и без того немалую прибыль алкогольным магнатам, но и наносится непоправимый ущерб здоровью граждан, а число смертельных исходов исчисляется десятками тысяч человек. Введение ренты на недропользование в совокупности с государственной монополией на алкоголь могут создать реальную базу для повышения федеральных социальных стандартов. Интересно посмотреть и на процентное отношение общей суммы уплаченных налоговых платежей (прямых и косвенных) к денежным доходам населения (налоговое бремя населения) в 1995 и 2000 гг. Показатели 1995 г. 2000 г. рублей 2000 г. долларов США Прямые налоговые платежи Косвенные налоги Итого налогов 51883,5 106193,0 158076,5 309,7 622,7 932,4 10,9 21,9 32,7 Денежные доходы населения Доля налогов в денежных доходах, % 910747,6 17,4 3814,6 24,4 133,8 То есть за 5 лет налоговое бремя населения выросло на 7%. В том числе только за счет непродуманного введения налога с продаж на 2,5%. Сопоставим эти данные с аналогичными в США. В США в 1929 г. налоговые вычеты составляли всего лишь 2,7% от общих личных доходов и 13,5% от прибыли корпораций. За последующие годы налоговые вычеты из личных доходов населения повысились до 11,5% (выросли на 8%), а доля налогов в прибыли корпораций - до 46,7% (выросли на 33,2%). Но поскольку за это же время доля оплаты труда в ВВП выросла на 7% (с 49 до 56%), то произошла компенсация роста налоговых вычетов из личных доходов. За счет принятия ряда своевременных мер не повлиял рост налога на прибыль и на долю капитальных инвестиций в ВВП. При этом чрезвычайно важен анализ налогового бремени отдельных групп населения. Так осуществляется продуманная налоговая политика. Широко декларируемое в последнее время, и в принципе справедливое, мнение о необходимости смещения налогового бремени с предприятий на население в условиях России далеко от теоретических представлений либеральной школы. Прежде всего встает вопрос - на что направлять налоговые усилия: на заработную плату, на личное имущество, проценты или другие доходы? Обложение заработной платы ведет к ее увеличению и уменьшению прибыли предприятий, лишая тем самым смысл этой меры. Увеличение обложения процентов тормозит накопление. Отсюда следует однозначный вывод - вопросы налогообложения неизбежно вторгаются в социальную сферу. А вот и то главное, что власть никак не хочет признавать: на сегодняшний день заплатить в полной мере могут только богатые со сверхдорогого имущества и сверхвысоких доходов. И при этом надо понимать, что большинство этих богатых никакие не бизнесмены или предприниматели, так как их создала власть за счет капитала, принадлежащего всему обществу. Вот почему для финансового эффективного и социально справедливого, политически оправданного решения в налоговой сфере чрезвычайно важны расчеты именно налогового бремени в его самых разнообразных аспектах. Такие расчеты и должны войти в повседневную практику правительства и периодически докладываться президенту. С позиции налогового бремени становится очевидной неприемлемость и социальная неправомерность введения плоской шкалы подоходного налога (13%) и отмена контроля за особо дорогими покупками. Такими же нелепыми представляются и намерения властей по возмещению потерь при снижении ставки Единого социального налога (ЕСН) за счет увеличения подоходного налога с граждан. Обратимся снова к мировому опыту. Страна Ставка подоходного налога (%) Минимальная Средняя Максимальная США 15 . 28,0 Германия 19,0 - 50,0 Франция 0,0 20,0 56,8 Канада 17,0 26,0 29,0 Швеция - 32,0 57,0 Дания - 29,5 58,0 Норвегия 21,0 - 34,7 Испания 13,0 - 56,0 В Швеции ставка налога в 32% берется с граждан, чей совокупный годовой доход составляет в пересчете на российские рубли 831173 в год или 69264 рубля в месяц. В Дании ставка в 58% применяется к доходам, превышающим 1194367 рублей в год или 99530 рублей в месяц. Что же касается НДС, то во Франции, например, его ставки таковы: минимальная - 5,5%, средняя - 18,6% и максимальная -33,33% (на предметы роскоши, дорогие машины...). В Швеции: 6%, 12% и 25% соответственно. В итоге вместо защиты бедных власть делает состоятельных еще богаче, за счет основной части населения, разумеется. То есть то, что власть выдает за достижение, плоскую ставку подоходного налога - есть не что иное, как перекладывание основной части налогового бремени на неимущих. Вот когда ликвидируем чудовищный разрыв в доходах между богатыми и бедными, между чиновниками-взяточниками и бюджетниками, тогда можно будет и откорректировать общую направленность налогов, сделать ее менее жесткой по отношению к высоким доходам. Вряд ли для кого-нибудь представляет секрет, в какой роскоши живут власть имущие, получающие за свой «непосильный» труд весьма скромную по западным меркам зарплату. Тем не менее, на зависть своим западным коллегам, наши чиновники могут позволить, не имея других официальных источников доходов, провести отпуск, охотясь на слонов в Африке, или открыто разъезжать на «Мерседесах» стоимостью порядка 100000 долларов США. Причем у власти, возмущающейся, что у чиновника на правительственной трассе посмели угнать такой автомобиль, даже не пришла в голову вполне для нас естественная мысль - поинтересоваться, а на какие шиши он, всю жизнь состоящий на государевой службе, купил автомобиль, который, кстати, на последние деньги не приобретают. Особняки, дворцы, плотным частоколом окружающие Москву, областные и даже районные центры, - вот истинное препятствие налоговым реформам с социальным лицом. На Западе за куда как более скромные особняки расплачиваются в течение 30, а то 50 лет и даже более. Или взглянем на ситуацию с шоу-бизнесом. Отсутствие жесткой налоговой политики, строжайшего контроля над доходами превратило этот вид бизнеса в помойку. Семейственность, бесталанность, откровенная пошлость, чрезвычайно низкий художественный уровень, разврат, расцвет нетрадиционной сексуальной ориентации, наркотики, отмывка грязных денег - вот отличительные черты этого рода деятельности, с которым можно и нужно бороться очень жесткими фискальными методами, что и практикуется во всем мире. С показной роскошью второразрядной певицы, не стесняющейся демонстрировать загородный особняк стоимостью сотни тысяч долларов в престижном районе, где ранее проживали только творческие работники, можно и нужно бороться только одним способом - облагать налогом по предельной ставке, достигающей в цивилизованных странах до 80% стоимости такого приобретения. Думается, что высокие ставки налогов, уголовное преследование за сокрытие доходов и тюремное заключение при доказанных нарушениях лучше любых других мер оздоровили бы ситуацию и в художественном, и в моральном, и в нравственном отношении. Среди такого рода артистов эстрадного бизнеса немало лиц, по всем канонам являющихся по сути нелегальными мигрантами. И ничего - по отношению к ним власть молчит, гоняя таджиков, узбеков и им подобных. Чем же это не двойной стандарт? Такого же наведения порядка требует и недобросовестная реклама, наносящая не только материальный ущерб гражданам, но и серьезный ущерб здоровью, позволяя моральным уродам сколачивать огромные состояния, развращая при этом и СМИ, особенно телевидение. Анализируя приведенные выше факты и цифры, можно с уверенностью говорить об эффективности государственной налоговой системы только в части изъятия доли и без того до предела скромных доходов законопослушных и беззащитных граждан. При этом эта доля изъятия не только не отстает, но и по многим показателям во многом опережает аналогичные системы в развитых странах. Малый бизнес. Доля малого бизнеса в ВВП Италии - 60%, в США - 52%, а в России - 13%. Что мешает развитию малого бизнеса? И дело тут не в налогах официальных, их в общем-то нельзя назвать грабительскими /мой комментарий – но в результате их двусмысленности и нарочитой запутанности их всегда можно повернуть как дышло в ту или иную сторону и обвинить в уклонении от уплаты налогов, что наглядно проявилось в деле того же ЮКОСа, а фактически от этого страдает любой бизнес в России/. Душат малый бизнес поборы. По неоднократно приводившимся цифрам, объем вымогаемых взяток в малом бизнесе достигает до 35 млрд. долларов в год - поистине золотая жила в первую очередь для чиновников, при этом первое место уверенно занимает милиция, затем Госсанэпиднадзор, за ними пожарники и замыкает этот ряд торгинспекция. Власть любит заявлять об успехах малого бизнеса, однако картина не столь радужна. Если взять такие показатели, как уровень зарплаты, эффективность (соотношение процента занятых и объема выпускаемой продукции), то благостная картина исчезает. Как следствие и их малый вклад в общем объеме налоговых поступлений, что практически не перекрывает затраты на их сбор. Иное дело с обложением налогами наиболее вороватой и состоятельной части нашего общества, назначенной властью в олигархи или ставшей состоятельными, исключительно паразитируя на почве коррупции, взяточничества, хищениях и кумовства. Налоговая служба недавно предъявила иск «Сибнефти» о неуплате налогов на сумму порядка 1 млрд. долларов. Казалось бы - молодцы, но иск был предъявлен всего за 1 месяц до истечения срока давности выплаты налога на прибыль! То есть он будет заведомо проигран. Четыре года компания совершенно безнаказанно, используя «легальную» схему ухода от налогов, заключающуюся в том, что дочка «Сибнефти» - «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», а это практически вся добываемая нефть, продавала ее калмыцким и чукотским фирмам, находящимся в офшорах и, следовательно, освобожденным от большей части налога на прибыль, которые сразу же перепродавали её по ценам в 2 - 3 раза дороже самой же «Сибнефти». Но и этого мало, даже оставшиеся 11 % налога на прибыль уменьшались наполовину за счет оформления на работу инвалидов. И эта схема ведь действовала не один и не два года. Не знала власть? Не верится, так же, как не верится, что из этой кормушки не питались чиновники. Сделаны ли выводы, кто-то наказан? Отнюдь, в новом правительстве наверняка «герои» эти останутся. И самое главное - нет аналитиков, которые обязаны были бы просчитывать подобные схемы. Зато заполонивших эфир и СМИ, уже надоевших до неприличия всякого рода политологов, социологов, политтехнологов, импотентов-политиков, жадно прильнувших к щедрой кормушке и разжиревших на щедрые, непрекращающиеся и не контролируемые ни по каким демократическим критериям предвыборные вливания, давно ведущих все разговоры только с собой, так как от народа они оторвались уже навсегда и пользы от них обществу ни на грош, - неимоверное количество. Выше мы говорили лишь о надводной части нашего криминально-олигархического капитала в части налогообложения. Подводная же часть не только тщательно скрывается, но и защищается от нашего внимания ярыми приверженцами либеральной экономики. Взглянем на данные по рентабельности продукции (прибыль в % стоимости продукции) по отраслям промышленности (источник - Российский статистический ежегодник): Отрасль промышленности Рентабельность 1999г. 2000 г. 1 кв. 2003 г. Нефтедобывающая 57,9 66,7 89,2 Цветная металлургия 57,4 51,6 - Газовая 22,6 30,0 . Черная металлургия 28,2 25,6 - Химия и нефтехимия 22,3 17,0 - Легкая и бумажная 23,9 16,5 - Машиностроение и металлообработка 17,4 14,1 - Электроэнергетика 13,7 13,5 - Пищевая 13,0 10,1 - Стройматериалы 8,6 9,0 - Легкая 9,5 7,2 _ В целом по промышленности 25,5 24,7 - Сразу же видно, что в нефтедобывающей отрасли и цветной металлургии рентабельность значительно выше, чем в остальных. Следовательно, именно в этих отраслях вполне резонен разговор о сверхдоходах и сверхприбыли, то есть о ренте. В соответствии с экономической теорией рента и есть не что иное, как сверхприбыль, означающая превышение фактической прибыли над ее средней величиной в экономике. Нормальная модель экономики и заключается в принудительном выравнивании норм прибыли через ренту путем изымания части прибыли, превышающей средний уровень. И сделать это может только государство, роль которого как раз (и не бескорыстно для себя) занижают сторонники либерального подхода. Ясно и то, что рента должна быть намного выше, чем имеющий место сейчас налог на прибыль - 24%, который, как это продемонстрировал Роман Абрамович, легко обходится. Уже не первый год мы слышим разговоры о структурной перестройке экономики, но ничего не делается для ликвидации колоссальных структурных перекосов, выражающихся в чрезмерной зависимости от топливно-энергетического экспорта. И, конечно же, в нормальной рыночной экономике не имеют права на жизнь сильные отклонения отраслевой рентабельности от средней для экономики в целом. У нас выравнивание не происходит из-за того, что и в случае с нефтью, и в случае с цветными металлами месторождения захвачены частными концернами. А так как разрыв очень существенен, излишки капитала топливно-сырьевого сектора, конечно же, не идут в другие отрасли, где норма прибыли намного меньше. Вот она, ловушка, и захлопывается. О ней немало писалось и говорилось, но тесная связь криминально-олигархического капитала с властью не дает даже возможности открытой дискуссии на эту тему, не говоря уж о каких-то конкретных действиях. Похоже, что наша власть от полной бесконтрольности и неподотчетности впала в состояние абсолютной экономической прострации, оторвавшись и от экономики, и от надоевшего ей населения со своими мелочными заботами. Иначе как же можно объяснить, что при огромных (по меркам тощего российского бюджета) золотовалютных запасах, стабилизационном фонде, при регулярно погашаемом внешнем долге, имеющем приоритетный характер для власти, власть напрочь забыла об огромном внутреннем долге, о том, что детские пособия носят издевательский характер, что уже и города остаются без воды... Власть не замечает бросающейся в глаза нелепицы, когда число банков растет и растет, а ставки кредита застыли, как вкопанные на отметке, которой предприятиям не преодолеть. И вот цифры: в 2002 году резко вырос внешний долг банков и предприятий с 46 млрд. долларов до 75 млрд. долларов и как раз за счет того, что они брали кредиты за границей, так как там они значительно дешевле... Потрясающе! В Японии эта ставка равна 0%, в США - около 1,5%, а в Китае и вообще отрицательная. В России же растет и растет число убыточных предприятий, нет никакой внятной политики по инвестициям в производство. Может, пора уже перекрыть кислород отечественным банкам в части спекулятивных антирыночных операций? Пусть займутся разработкой доступных кредитных линий для предприятий и научатся зарабатывать деньги трудом. Вот почему у нас задерживается общее экономическое развитие страны. Темп роста ВВП, о котором так настойчиво говорит власть, целиком определяется темпами роста топливно-сырьевого сектора, а так как он ориентирован на экспорт, то и темп роста привязан к росту зарубежного спроса, а следовательно, и к средним темпам роста мировой экономики. России же требуются ускоренные темпы развития, которые в данной ситуации невозможны. А они станут возможными лишь тогда, когда государство (и никто иной) освободится от подчинения криминально-олигархическим группировкам и займется перераспределением капитала, получаемого в рентных отраслях, в другие сектора и в первую очередь - в обрабатывающую промышленность, темп роста которой определяется возможностями ее внутреннего рынка и никак не ограничен средними темпами мировой экономики. Благоприятная же ценовая конъюнктура, по многочисленным экспертным оценкам, вряд ли продлится свыше 2 лет, и времени на раздумья практически нет. Пока же мы при доле валовой прибыли (прибавочной стоимости) в ВВП, держащейся в районе 40% (у США - 35%), имеем долю оплаты труда (после вычета чистой суммы косвенных налогов) всего 43% (в СССР в 1990 г. она составляла 74,1%), а у США - 57%. Доля личного потребления в ВВП - около 50% (у США - 70%). То есть, если учесть еще и валовое накопление капитала - 16%, то процент использования ВВП составляет всего 66% (у США - 82%). При доле государственного потребления в 16% на долю чистого экспорта приходится 34 - 16 = 18%, что как раз и означает, что на внешнем рынке реализуется искусственно завышенная часть топлива и сырья по высоким мировым ценам. В США же в отличие от нас практически весь национальный продукт по своей стоимости реализуется на внутреннем рынке, а имеющий место значительный экспорт товаров и услуг на 100% компенсируется соответствующим импортом. В последнее время нет-нет да и возникают разговоры о необходимости пересмотра грабительской приватизации, суть которой уже не секрет не только для нас, но и для мирового сообщества. Взглянем на это еще и с несколько другой стороны, оценив динамику рыночной капитализации крупнейших компаний, функционирующих в рентных отраслях за период 1998 - 2003 гг.: Норильский никель...............................рост в 5,25 раза. ЮКОС ................................................ рост в 4,4 раза. Сибнефть ............................................ рост в 3,3 раза. Сургутнефтегаз.................................... рост в 3,1 раза. Лукойл...............................................рост в 1,05 раза. Вспомним ещё раз: на преступных залоговых аукционах в 1995-1996 гг. некоторые из этих компаний приобретались буквально за сотню-другую миллионов долларов, да и те выплачивались отнюдь не из личных средств. К началу 1998 года их акции на рынке стоили уже в совокупности свыше 30 млрд. долларов, а в 2003 году - 84,5 млрд. долларов. Заявления же олигархов о росте капитализации компаний за счет талантливого менеджмента - миф. Весь рост происходил лишь за счет заниженной начальной стоимости, и ничего другого. Когда этот запас будет исчерпан, олигархи начнут (а кое-кто уже начал) распродавать свои активы, и им глубоко наплевать, что национальное достояние уйдет за границу. У них нет понятия родины, и ограбленная Россия для них лишь счастливый билет в стране дураков. Даже если не поднимать сейчас вопрос о национализации компаний, вполне резонен вопрос о личных состояниях олигархов, для которых имеющиеся у них в собственности пакеты акций стоимостью в миллиарды долларов есть прямая капитализация природной ренты. А всякий прирост капитальной стоимости имущества облагается во всем мире налогом. В США он, например, равен 25%, а учитывая бандитский способ получения компаний, для России этот налог можно было бы и значительно поднять. Если ввести специальный налог на рыночную стоимость имущества владельцев рентных состояний, который бы значительно превышал существующий налог на имущество - 2%, то можно было хотя бы частично компенсировать потери государства при приватизации. В России такого налога нет, потенциал же его - многие миллиарды долларов. Безусловно, что этот же налог должен действовать, когда владельцы рентных состояний продают свои пакеты акций. И вряд ли бы стал затевать пиаровскую акцию Виктор Вексельберг с пасхальными яйцами, если бы этот налог был применен к сделке по продаже половины своих акций в ТНК британскому «ВР» за 6,15 млрд. долларов. И здесь нельзя не учитывать, что Вексельбергу, Фридману и др. их доли в свое время обошлись всего в 500 млн. долларов, то есть прирост капитальной стоимости составил в этом случае 5,65 млрд долларов. А это уже не яйца... По большому счету сейчас надо было бы ввести временный мораторий на такого рода продажи, пока не будет принят соответствующий закон, восстановлена справедливость и не определены четкие условия при продаже национального богатства за рубеж. Очень интересно оценить налоговые возможности и с точки зрения ситуации с выплатой дивидендов акционерам в рентных компаниях. Посмотрим на «Сибнефть». 2001 год - выплата дивидентов 850 млн. долларов, 2002 год - 1 млрд. долларов и 2003 – 1 млрд. долларов. 90% акций этой компании принадлежат одному владельцу - Роману Абрамовичу. И заплатил он с этих дивидендов всего по 6%. Это не он гениален - это народные избранники у нас такие, и законы им под стать. Если же взять с него налог по полной программе, то вряд ли он стал самым богатым «бизнесменом» в Англии, и ни футбольный клуб, ни недвижимость на сотни миллионов долларов ему покупать было бы не на что, да и капитал остался бы в России и работал на ее граждан. Мы, конечно же, не могли затронуть весь комплекс налоговых проблем. Но и из этого должно быть ясно, что нельзя допускать ситуации, когда власть (неважно, по каким причинам) решает проблему сбора налогов за счет и без того нищих по всем критериям граждан. Для этого же надо требовать перед принятием решений о введении налогов (да и других социально значимых решений) приводить прогноз всех важнейших экономических критериев с указанием конкретных сроков их достижения. И сроки эти должны быть не год-два, а ясные и очень жесткие. Не справляется правительство, выход должен быть один - отставка. Пусть получают высокое денежное содержание, но и отвечают за результаты своей деятельности». Как видим, ситуация с грабежом России и с надругательством над её народом настолько вопиющая и неслыханная в мировой истории, что эксперты-аналитики не выдерживают спокойного тона и то и дело срываются в эмоцию. Я же хладнокровно констатирую – каков народ, таков и налог и грабеж. Да, сначала после смерти строгого Сталина ошкурились верхи, но зараза шкурничества очень уж легко распространилась сверху вниз, от головы до хвоста. Почему? Ответ ясен – не было духовно-нравственного иммунитета, который вырабатывается не надстроечными взвизгами, а базисной почвой. А базисной почвой национального здоровья является всегда и везде низовая «критическая масса» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных хозяев, которые считают свою страну «своей» и не позволяют хищникам-временщикам разворовывать её, ибо осознают себя законными наследниками и сособственниками её богатств. Выход из тупика, в том числе налогового, намечен в коллегиально выработанной нашей Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html), особенно в Предложении 1 о создании налогонеоблагаемого модернизационного сектора экономики и в Предложении 6 о вмененном фиксированном налоге. Но больное российское общество ныне застряло в надстроечных трех соснах (православие, самодержавие, народовластие) и пока не в состоянии воспринять здравые мысли. Правда, иногда оно вопрошает – «что же делать?». Я отвечаю – с целями и задачами всё ясно. Враг обозначен, дело только за нами, за нашей самоорганизацией в четко-действующую машину-организацию из примерно дюжины орговиков, которые «за идею» задают волевые-руководящие политические импульсы и сплачивают повсюду соратников и сторонников. Надо наладить каждодневное воздействие на общество по трем секторам – организационному, информационному и финансовому. Надо вести каждодневный «Гражданский Мониторинг» по персоналиям. Надо выпускать «Гражданскую Газету» и распространять её. Все возможности есть, нет только руководителей-орговиков. Учтем – за деньги всю эту глыбу Сопротивления и Преображения не поднять. Орговики работают за идею, не за деньги. Разумеется, деньги никуда не денутся, они сами прибегут, но только когда почувствуют, что дело прочно стоит на саможертвенности, решительности и компетентности. Да, бандитские или коррупционные группировки создаются на деньгах и часто добиваются потрясающих финансовых успехов. Там достаточно обычно двух-трех орговиков. Политика – сложнее бизнеса. Здесь втроем можно засветиться и войти в политический расклад, но втроем не выиграть матч, а для победы необходима более или менее полноценная команда из десяти-двенадцати орговиков-игроков.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться |
В избранное | ||