При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Каковы аргументы детоубийц? Александр Сергеевич Пушкин в гениальной оде «Вольность» восклицал – Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты Богу на земле. В то же время «Наше Всё» писал о мучающих совесть Бориса Годунова «мальчиках кровавых в глазах». Так можно ли убивать детей, радоваться смерти детей? Чем виноваты дети, погибшие в Беслане при атаке террористов на школу? О логике террористов я уже писал. С их точки зрения, мы все в России виноваты в гибели тысяч чеченских детей, потому что избрали нынешнюю власть, которую считают преступной. Очевидцы свидетельствуют: «В первый день боевики обращались с детьми нормально. А потом их словно подменили – они даже запретили детям пользоваться туалетом. Это произошло, когда они узнали, что Путин и Зязиков в Беслан не собираются. «Чем мы виноваты перед вами?» - спрашивали мы. «Да тем, что голосуете за своего Путина, - отвечали бандиты. – А ему насрать на вас. Не хочет даже приехать сюда, чтобы поговорить с нами» (КоммерсантЪ, Москва, № 164 /3003/, стр. 1). При обсуждении весьма дельной статьи уважаемого мной Юрия Васильевича Крупнова «Кто ведёт войну с Россией?» на сайте Росбалта некто ruslan говорит: «Ну да, все против России! А к какому роду млекопитающих или хищников отнести тех, кто убил 42 тысяч чеченских школьников, а оставшихся в живых 10 лет удерживает в заложниках, угрожая убить каждую минуту? Если «сама угроза убить ребенка есть отречение от принадлежности к человеческому роду, есть то же самое, что убить собственную мать», то, что есть не угроза, а реальное убийство 42 тысяч детей? Или чеченские школьники не дети? Или чеченские дети не относятся к роду людскому? Или убивать чеченских детей не преступление, а всего лишь «неадекватное применение силы»? Или чеченских детей законно можно пытать в русских концлагерях? Почему угроза жизни 300 российских школьников вызывает пожарную необходимость созывать срочное заседание СБ ООН, а убийство 42 тысяч (!!!) чеченских школьников никого не возмущает на протяжении 10 лет?» (http://forum.rosbalt.ru/index.php?showtopic=176387). Логика понятна – «око за око». Беслан – месть за детей-жертв «зачисток», войны России против Чечни. Ясно, что такая логика ведет в тупик бесчеловечности. Сразу вспоминается повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Господь Бог не щадил детей, когда карал совратившееся человечество Потопом. Господь Бог не щадил детей, когда карал совратившиеся города Содом и Гоморра. Господь Бог все же пощадил первородных сынов праотцов Адама и Авраама, но не пощадил собственного Сына, хотя тот и взывал к Нему – «Или, Или! лама савахфани?». Пророк Моисей не щадил никого, когда карал древних евреев, предавших Господа Бога и преклонившихся перед Золотым Тельцом. Не всё так просто с детьми, с их погибелью за грехи отцов. Да, Господь Бог призвал нас «быть как дети». В каждом из нас – ребенок, который ближе к искорке Божьей в нас, чем уже погрязший в Грехопадении взрослый. Об этом - поэтесса Инна Кабыш в эссе «Нет страдания неотмщенного: Ребенок как мера всех вещей» (http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg052002/Polosy/art6_1.htm): «1. В дверь позвонили. Жители мегаполиса, мы не привыкли, чтобы нам звонили в дверь, предварительно не позвонив по телефону. Я вышла из своей квартиры в общий (на четверых) коридор и подошла к двери: – Кто там? – Пустите, убивают… – раздался прерывающийся мужской голос. – Как это? – не поняла я. – Не отдал вовремя бабки… на меня и “наехали”… Я бежать, вот сбежал в ваш подъезд… Они сейчас ходят по этажам, пустите, ради Бога… – голос пресекся, раздались всхлипы. Я приоткрыла дверь: за ней стоял мужик под пятьдесят: по его небритым щекам текли слезы. Я поморщилась, и вдруг – помимо моей воли – в голову пришла мысль: “А если бы это был мой сын…” Абсурдная, в общем, мысль. Откуда бы ей прийти? Не иначе как из русской литературы, которая внутри меня. “Всему лучшему во мне я обязан книгам”, – сказал один русский человек. “Достоевскому”, – уточнила я, впуская мужика в коридор. 2. …Достоевский устами своего героя Ивана Карамазова провозглашает ребенка мерой всех вещей, ибо хотя это и “уменьшает размеры аргументации”, но зато – в том мысленном эксперименте, который ставит герой вместе с автором, – уничтожает всякую “погрешность приближения”, потому что “деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виноваты”. Иван Карамазов, несомненно, поэт. “Слезинка ребенка” – метафора высшей пробы. Как известно, метафора – это скрытое сравнение. Реалия, вырастающая в символ. “Слезинка ребенка” – реалия русской истории: убиенный царевич Димитрий перечеркивает “гармонические” деяния Бориса Годунова и разрушает его самого. “Слезинка ребенка” Достоевского – это “кровавые мальчики” Пушкина, доведенные до мыслимого предела, выкристаллизованные в единицу измерения: “кто умалится как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном”. Но, подходя с этой мерой к “высшей гармонии”, обнаруживаешь, что последняя не стоит и старухи. В ходе опыта, проведенного Раскольниковым, мерзкая старушонка, “вошь” оказывается человеком (“Это человек-то вошь!”), а значит, ребенком, ибо есть только “малые дети и большие дети”. Внутри каждого есть ребенок, или каждый внутри есть ребенок – вот мысль Достоевского. Он делает ее визуальной: убив старуху, Раскольников убивает Лизавету, которая “поминутно была беременна”. Убивая старуху, Раскольников таким образом убивает – “внутреннего” – ребенка. И не только предполагаемого Лизаветиного, но и очевидного своего. Ибо “ребенок” в системе координат Достоевского – это Бог в человеке. Старуха – ребенок: “все как океан, все течет и соприкасается”, “в одном месте тронешь, в другом конце отдается”. А так как человек, по мысли Бердяева, “есть точка пересечения всех (курсив мой. – И. К.) планов бытия”, все соприкасается не только в пространстве, но и во времени, так что в одном веке тронешь – в другом отдается. 3. В “Литературной газете” (№ 38, 2001 г.) опубликована статья И. Гамаюнова о человеке, “заказавшем” своего друга. Находясь на скамье подсудимых, заказчик упорно настаивал на своей невиновности. А через два года автор статьи получил из колонии письмо, где тот писал, что на суде не ощущал своей вины, потому что ему казалось, “это не он сам, а кто-то другой (курсив мой. – И. К.), на него не похожий, погубил своего близкого друга”. И. Гамаюнов добавляет: “Ему трудно было соединить того “другого” затаившегося в нем человека с собственным представлением о самом себе”. Характерно, что и после двух лет колонии герой Гамаюнова считал, что “все-таки не был настоящим (курсив мой. – И. К.) преступником. Совсем как Раскольников. Только тот на две части делил все человечество, а убийца XXI века – себя. Раскольников убивает “вошь” (а не настоящего человека) и потому не считает себя виновным, наш современник, убив человека (друга!), уверен, что убил не он, а “другой” (“вошь”) в нем, и тоже не считает себя “настоящим” преступником. Что тут скажешь? Человечество таки делится на две неравные части: теория Раскольникова, как заметил Фаулз, “биологически неопровержима”. Но столь же неопровержимо, что на две части делится и сам человек: в его сердце, как известно, “дьявол с богом борется”, так что в конечном счете гораздо важнее не то, к чему человек принадлежит СНАРУЖИ, а то, к кому он примкнет ВНУТРИ. Потому что, ведь и разделенное на “продвинутое меньшинство” и “заурядное большинство”, человечество едино (двуедино), в нем все связаны друг с другом, а стало быть, являются звеньями одной цепи. И нет такого звена, которым можно было бы пожертвовать, иначе это означало бы не просто “прореху на человечестве”, но, что принципиальнее, нарушение основного условия осуществления “высшей гармонии”. Ибо, возвращаясь к Достоевскому, “человечество в целом своем всегда стремилось устроиться непременно всемирно”. Гармония, осуществляемая за счет кого бы то ни было, перестает быть таковой, потому что гармония – это “чтобы не плакало дите и мать дити”. 4. Разберемся наконец в терминах. “Слезинка ребенка” – это, по Ивану Карамазову, безвинное и неотмщенное страдание. А “гармония”, судя по тому, что она сопровождается эпитетами “будущая”, “высшая” и “вечная”, – Царствие Небесное, прообраз которого находится внутри нас. Но, сталкивая эти понятия в своем заявлении о том, что “слезинка ребенка” идет на пополнение той СУММЫ страданий, которая необходима для покупки истины (того же Царствия Небесного, по терминологии Ивана), и что, стало быть, “дорого” выходит, Иван передергивает. Ибо сказано, что “мы имеем искупление Кровию Его” и что Царствие Небесное дается “по богатству благодати… чтобы никто не хвалился”. То есть, во-первых, нет страдания неотмщенного, во-вторых, заметим, кстати, безвинного, так как в детях, по верному замечанию Розанова, “скрыта порочность отцов их и с нею – их виновность”. А в-третьих, пресловутая “гармония” есть “Божий дар”, так что “хвалиться” заплаченным за нее безвинным и неотмщенным страданием, как это делает Иван, – значит “быть не правым”. Но парадокс заключается в том, что Иван, будучи трижды не прав, оказывается прав в том, что страдание существует как “факт”. И свой “билет”, которого у него никто не спрашивает, он спешит вернуть, чтобы остаться человеком. Потому что, ведь и зная о “факте” (страдании), можно не захотеть с ним остаться. Иван для того и передергивает, выводя “гармонию” из “слезинки”, чтобы человечество, с негодованием отказавшись от первой, поневоле осталось со вторым. Он, может быть, больше всех алчет “высшей гармонии”, но, чувствуя, что, выбрав ее, человечество станет ее недостойно, а значит, тут же потеряет, хочет убедить всех (пусть и передергивая) остаться при “слезинке”, чтоб вернее было. Иван, как стрелочник, переводит вектор человеческих усилий с неба на землю, потому что путь к Богу лежит через человека. Но, переводя эту стрелку, сам он не может сдвинуться с места, потому что ОСТАЕТСЯ. 5. Что делать? После 11 сентября 2001 года этот русский вопрос в одночасье стал всеобщим. Раздаются призывы “раздавить” терроризм. При этом нельзя же не понимать, что, как всякий принцип, терроризм не существует отдельно от людей. Можно, конечно, заявить, что террорист не человек, а двуногое или даже одноногое, как, например, Басаев, животное. Или даже насекомое: например, “вошь”. Но это мы уже проходили… И тут самое время уточнить: считаем ли мы свою цивилизацию действительно христианской? Если да, то ответ на вопрос “Что делать” уже есть: “Не убий!” Потому что в христианской системе координат любая “вошь” оказывается человеком, а значит, ребенком. Но следует ли из этого, что можно позволить этому “ребенку” убить ребенка реального? Достоевский в “Дневнике писателя” за 1877 год, рисуя сцену, где “турок сладострастно приготовляется выколоть иголкой глаза ребенку”, призывает наблюдающего за этим Левина: “Ну и убей!” А через страницу уточняет: “Бой не мщение”. Должно спасать – нельзя мстить (“Мне отмщение, и Аз воздам”). Здесь тонкая грань. Совсем как дверь моей квартиры, с которой я начала свои записки. Ведь и я впустила того мужика не в саму квартиру, где оставался мой ребенок, а в общий коридор (замечу, что там у всех, кроме меня, двери стальные): я не могла позволить убить чужого ребенка, но при этом защищала от него своего. Очевидно, подсознательно я хотела “гармонии” Мити Карамазова, когда не плачет не только “дите и мать дити” (в этом случае мужика можно было бы и не впускать), а когда нет “вовсе слез ни у кого”, то есть когда не плачет НИКАКОЕ дите. Я оказалась меж двух детей, как сегодня весь христианский мир, – своего реального, которому угрожает опасность, и чужого “внутреннего” (но от этого не менее реального), который эту опасность представляет. Что в этой ситуации важнее: соблюсти заповедь или остаться человеком, ибо здесь есть известные “ножницы”? Герой Достоевского выводит свою “гармонию” из “слезинки”, чтобы заставить человека остаться человеком. Сам Достоевский выводит свое “ну и убей” из “не убий”: “расстрелять” говорит у него “схимник” Алеша с тою же целью. И как Иван, отказываясь от “гармонии”, за которую заплачено “слезинкой ребенка”, делается ее достоин (хотя и остается стоять в тупике, потому что раз и навсегда поделил людей на “взрослых” и “детей”), так Алеша, нарушая Христову заповедь из сострадания к восьмилетнему мальчику, затравленному собаками, исполняет ее. Потому что, делая свой выбор, и тот и другой остаются для Достоевского русским МАЛЬЧИКОМ. 6. …Рано утром я выпустила своего ночного гостя и, закрывая за ним дверь, подумала, что это единственный выход и что у Достоевского была одна лишь пламенная страсть – убедить человека сделать его выбор, – и никакой полифонии». Будь субъектом, следуй своей Правой Вере, которая светит во тьме каждой души – и будешь «как Бог» в любой ситуации, в том числе эсхатологической.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться |
В избранное | ||