[Blind-Unlimited] вольное слово народа
ВОЛЬНОЕ СЛОВО НАРОДА
Анекдот свободно и вольно шагает по стране и покоряет миллионы
своей простотой и искренностью. Он с честью выдержал десятилетия заточения,
вышел из подполья, и, оказалось, является неотъемлемой частью нашего бытия,
которую у нас пытались отнять. По широте распространения и охвату жизни;
глубине и силе влияния на общественное сознание он с полным основанием может
быть отнесен к народному эпосу. Глубина и сила его неисчерпаемы. Мы не
знаем, сколько их в памяти народной. В США выпущено три тома советских
анекдотов, у нас издаются и переиздаются новые и давно забытые старые,
сочиняются по горячим следам событий. Народ не устает творить.
Известный русский писатель и политик П. Б. Струве определял
классический жанр анекдота как "занимательный и забавный рассказ о каком-то
действительном происшествии, который имеет, однако, помимо индивидуального и
случайного содержания, типический и общий смысл".
Советский анекдот снискал себе мировую славу именно из-за
типического смысла, емкости и заложенного в нем взрывного действия.
Динамизма и силы, заложенных в анекдоте, более всего боялись власти,
запрещая их самым беспощадным образом. В сталинские времена рассказчик
анекдота мог получить до десяти лет лагерей по статье 58 Уголовного кодекса
как за "антисоветскую агитацию и пропаганду". В хрущевские и брежневские
времена полагалось три года тюрьмы как за "распространение заведомо ложных
измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй".
Однако уничтожающая сатира рвалась на свободу из заточения. Народ хохотал
над глупостью власть имущих. И чем тяжелее жилось, тем острее ощущалась
нужда в точном и емком слове. Анекдот заряжал и сплачивал людей. Острое,
меткое слово взбодряло, придавало сил. Анекдот проникал сквозь тюремные
стены в камеры заключенных. Для него не существовало и не существует
запретных тем, объектов критики, для него нет вождей и кумиров. Он
всевластен, беспощаден, безжалостен к порокам и глупостям. К нему
неравнодушны и заключенный, и его страж, и министр, и дворник. Сам "отец
народов" в минуты роковые любил послушать анекдот, заставляя рассказывать
своих сатрапов. А те, млея от страха, выдавливали какую-нибудь незлобивую
шутку - только бы не обидеть вождя.
Анекдот - явление уникальное в нашей стране. Только нация,
сознающая свою силу и уверенность, может так беспощадно смеяться над своими
пороками. Корни его уходят в далекую пушкинскую эпоху. Тогда под анекдотом
понимали литературные портреты, исторические произведения, а также
навыдуманные повести. Ядро таких сочинений составляли реальные происшествия.
Ни один известный исторический деятель не избежал суда народного в кратком,
точном, искрометном "приговоре". Много анекдотов передавалось в народе о
Петре 1, Екатерине 11, Потемкине, Суворове, Пушкине, Крылове и других.
Известно, что Пушкин собирал анекдоты и даже предпринял попытку
опубликовать фундаментальный труд. В 1806 году в Москве выходят "Подлинные
анекдоты Екатерины Великой", и 18З7 году - "Полные анекдоты о Балакиреве,
бывшем шуте при дворе Петра Великого". Появляются анекдоты графа Суворова,
анекдоты из жизни Пушкина, о Суворове, Сумарокове.
Вплоть до 1922 года появлялись в печатном виде народные
творения, затем идет полоса замалчивания, запрещения и карательных
мер. Теперь уже вряд ли кто скажет, сколько их пострадало за вольное
слово, за естественную человеческую потребность смеяться и шутить.
Таких многие и многие тысячи.
Смех есть отрицание. Над чем же мы сегодня смеемся, что
отрицаем? Как и всегда, смеемся над человеческими глупостями, пороками,
недостатками. Высмеивать их - значит совершенствоваться, очищаться,
становиться мудрее. Если в народе перестали раздаваться шутки, юмор,
анекдоты - это значит нация больна. Надо не переставать смеяться над
пороками, трудностями, неурядицами жизни м тогда они перестанут брать нас за
горло.
алексей мурманск
подписчиков на данный момент 83