Здравствуйте.
ПОсле моей подписи всё сказано.
Если кто-то хочет прислать письма поддержки, милости просим на адрес, указаный
в подписи.
с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru
[Нижеследующее обращение направлено
Коалицией организаций инвалидов Самарской области
по подготовке и проведению протестных акций
Губернатору Самарской области
ТитовуК. А.,
Председателю Самарской областной думы,
Сазонову В. Ф.,
Уполномоченному по правам человека при Губернаторе Самарской области,
Министру здравоохранения и социального развития Самарской
области,
Гусаровой Г. И.,
Главе городского округа Самара
Тархову В. А.,
Текст Обращения направлен также руководящим органам областных отделений всех
официально зарегистрированных в России политических партий]
и всем средствам массовой информации Самарской области и Российской федерации
Наше обращение вызвано тем, что вопреки росту российского ВВП и расширению финансовых
и иных возможностей государства, в социальной политике последних лет произошли
такие изменения, в результате которых положение наиболее активной части инвалидов,
стремящихся к реабилитации и интеграции, не только не улучшилось, но и ухудшилось,
причем как в правовом, так и в материальном отношении.
1. Еще в 2001 году были приняты два закона о пенсиях, в которых была заложена
настоящая мина замедленного действия. Речь идет о новом понимании пенсии по инвалидности,
которая рассматривается сегодня не как компенсация за утрату здоровья, а как
своего рода страховая выплата в случае потери или отсутствия заработка. Исходя
из этого принцип начисления пенсий по трем группам инвалидности был заменен новым
принципом - по четырем степеням, определяющим трудоспособность, что сильно ударило
по интересам инвалидов, особенно работающих и учащихся.
во-первых, Инвалидам было обещано, что пенсионная реформа не затронет интересы
работающих инвалидов, получивших справки ВТЭК об инвалидности до 2002 года. Было
обещано, что все они будут автоматически, без переосвидетельствования МСЭ приравнены
к максимальным степеням нетрудоспособности (первая группа - к третьей степени,
вторая группа - ко второй степени и т.д.). Однако сегодня все инвалиды поставлены
перед необходимостью переосвидетельствования и соответственно получения более
низкой степени трудоспособности, которая соответствует критериям МСЭ по новым
законам и постановлениям, принятым Минздравсоцразвитием, а вместе с тем и более
низких пенсий. Это значит, что те, кому будет установлена третья степень, должны
будут попрощаться с работой и учебой, а те, кому будут установлены вторая, первая
или нулевая степени - со значительной частью своей пенсии (частями базовой пенсии,
ежемесячных денежных выплат и региональных надбавок). Из-за этого инвалиды, выбирающие
активный образ жизни, вынуждены теперь, проходя МСЭ, отказываться от значительной
части пенсии в надежде на трудоустройство, которое государство им даже не гарантирует.
В результате такой реализации пенсионной реформы только во Всероссийском обществе
слепых по далеко не полным данным, собранным только по нескольким областям, которых
коснулась реформа, от снижения пенсий в результате переосвидетельствования пострадали
примерно полторы тысячи человек, другие же предпочли оставить работу или отказаться
от учебы. И если сегодня эта реформа не будет остановлена, завтра сокращение
пенсий коснется всех работающих и учащихся инвалидов, не исключая и людей пенсионного
возраста, причем без ограничения возраста. Все больше пожилых людей, стремясь
получить положенные им по закону бесплатные средства реабилитации, сталкиваются
с тем, что их лишают бессрочной группы инвалидности, которая раньше избавляла
их от ежегодных утомительных посещений поликлиник для сбора справок, необходимых
ля МСЭ. Теперь же таким людям придется обращаться в МСЭ за переосвидетельствованием
каждый год или два.
Во-вторых, в результате нового принципа начисления пенсий по степеням наша молодежь
лишилась будущего. - возможности свободного выбора своего жизненного пути. Для
тех, кто несмотря на все трудности хочет получить среднее специальное и высшее
образование, свободный выбор учебного заведения и будущей специальности теперь
недоступен. Если третья степень полностью перекрывает инвалиду доступ к образованию
и трудоустройству, то получившие вторую степень, наиболее распространенную среди
инвалидов первой и второй группы, могут поступать теперь только в специальные
коррекционные средние и высшие учебные заведения, которых во всей России насчитывается
не более десяти, в нашей же области только один Кинель-Черкасский медицинский
коледж, а работать - только на специальных предприятиях, находящихся в собственности
обществ инвалидов. Однако количество рабочих мест и зарплата
на таких предприятиях неуклонно сокращается, что оставляет не только молодое
поколение, но и людей более старшего возраста без надежды на трудоустройство
в системе обществ инвалидов. Но и те инвалиды, которые работают сегодня в государственных
учреждениях и частных организациях, вынуждены теперь либо оставлять работу, либо
отказываться от инвалидности. Таким образом, пенсионная реформа бъет именно по
тем инвалидам, которые стремятся к реабилитации и интеграции.
И, в-третьих, новый принцип начисления пенсий и предоставления льгот представляет
собой полный
абсурд в силу смешения инвалидности как таковой со способностью инвалида к реабилитации.
Опытом многих поколений инвалидов доказано, что вопреки всем медицинским показаниям
и группам инвалидности сильные волевые люди в состоянии преодолеть самые невероятные
трудности как в учебе, так и в работе. И этими людьми мы сегодня гордимся. Однако
в настоящий момент законодатель поставил перед работниками медико-социальной
экспертизы (МСЭ) совершенно невыполнимую задачу: им фактически предложено определить,
может ли человек преодолеть все трудности и стать полезным обществу или нет.
Мы заявляем, что это совершенно тупиковый подход, так как способность к реабилитации
определяется
не столько утратой здоровья, сколько общественными условиями, а главное - волей
самого инвалида. А поскольку эти факторы в принципе не поддаются никакому учету,
нас, инвалидов, просто невозможно разделить на <трудоспособных> и <нетрудоспособных>
по одним только медицинским показаниям. По этой причине степени трудоспособности
не могут быть критерием для начисления пенсии. Сама же пенсия должна трактоваться
в законе не как <страховая выплата>, а как компенсация за ограничение жизнедеятельности
и начисляться только по группам инвалидности и, конечно, она не должна зависеть
ни от степени реабилитации, ни от трудоустройства инвалида.
В ходе реализации пенсионной реформы весь ее абсурд уже испытали на себе многие
местные органы власти. Некоторые из них (например, Тверь и Новгород) уже открыто
ставят перед Государственной думой вопрос об отмене <степеней> и о возвращении
к группам инвалидности. То же требование звучит и во многих письмах, направляемых
в Минздравсоцразвитие и в другие органы государственной власти как обществами
инвалидов, так и самими инвалидами. Но этого мало. Необходимо дальнейшее давление
со стороны региональных властей на центральную власть с целью изъятия из существующих
законов норм, осуществляющих порочную практику начисления пенсий по степеням
трудоспособности, а не по группам инвалидности.
Мы требуем от Губернской думы воспользоваться правом законодательной инициативы
и наряду с Новгородским и Тверским Законодательными собраниями внести в Государственную
думу законопроект, в котором будет прописан порядок отказа от нового принципа
начисления пенсий по степеням ограничения
трудоспособности и пересмотра самой пенсии по инвалидности, которая должна быть
компенсацией утраты здоровья.
2. Даже этот, во многом ущербный закон "О монетизации льгот" выполняется чрезвычайно
плохо. Вчастности, из года в год сокращается и без того небольшой перечень лекарственных
средств, отпускаемых инвалидам по льготным рецептам, что прежде всего ударяет
по людям с тяжелой и множественной инвалидностью, больным сахарным диабетом,
пострадавшим в результате Чернобыльской аварии и др., что ставит их практически
на грань выживания.
С момента передачи Фонду социального страхования РФ полномочий по обеспечению
инвалидов техническими средствами реабилитации, включая протезы и протезно-ортопедические
изделия, а также полномочий по обеспечению санаторно-курортным лечением положение
инвалидов в этой области социальных государственных гарантий резко ухудшилось,
а работа ФСС оказалась неэффективной.
Растет задолженность перед инвалидами в обеспечении Современными протезными средствами.
Политика Самарского регионального отделения фонда социального страхования привела
к накоплению долгов перед протезноортопедическими предприятиями Самарской области,
что ставит их на грань банкротства. Ссылаясь на недофинансирование этой статьи
бюджета из федеральной казны инвалидам предлагается закупать дешевые, но крайне
недолговечные и не отвечающие медицинским требованиям протезы. Таким образом,
говорят чиновники, отвечающие за выплаты протезноортопедическим предприятиям,
большинство инвалидов будут обеспечены протезами, а их качество и медицинские
показания инвалидам в рассчет не берутся.
Между тем предприятия Самарской области давно освоили выпуск высококачественных
протезов, колясок, тростей и других технических средств реабилитации, но будут
вынуждены свернуть их производство из-за недофинансирования и перейти на некачественные
но дешевые аналоги.
В вышеупомянутом законе "О монетизации льгот" имеются рычаги, позволяющие региональным
властям, сообразуясь с ситуацией на местах, выделять дополнительные бюджетные
средства, которые могут пойти на финансирование средств реабилитации для инвалидов
данного региона.
Несмотря на то, что, согласно закону, средства технической реабилитации могут
быть получены инвалидом по мере необходимости, Министерство здравоохранения и
социального развития издало постановление, согласно которому ИПР необходимо проходить
каждый год с заменой технических средств реабилитации.
В связи с вышесказанным, мы требуем от минздравсоцразвития Самарской области
внести на рассмотрения областного законодательного собрания вопрос о дополнительном
финансировании производства технических средств реабилитации, на предприятиях
Самарской обасти и способствовать скорейшей отмене вышеназванного внутреннего
постановления министерства.
3. <Монетизация льгот> стала ударом и по праву инвалидов на свободу передвижения.
Почти весь ряд закрепленных в прежней редакции закона <О социальной защите инвалидов
в РФ> (статья 30) натуральных льгот на пользование транспортом, за исключением
пригородных электричек и проезда на лечение один раз в год, был уничтожен без
права выбора. Эта принудительная, да к тому же и частичная замена натуральных
транспортных льгот ежемесячными денежными выплатами больно ударила по интересам
самых активных и реабилитированных групп инвалидов, которым приходится много
ездить на работу, а также к месту учебы и лечения. Не ставя под сомнение сам
принйцип монетизации льгот, т.е. право инвалида на ежемесячные денежные выплаты
в обмен на отказ от натуральных льгот, мы требуем дать инвалидам право выбора
между натуральными льготами и ежемесячными денежными выплатами в полном объеме.
Речь идет о таких льготах, как:
50-процентная скидка со стоимости проезда на всех междугородных линиях воздушного,
железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и
один раз (туда и обратно) в другое время года;
обеспечение инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, в том числе
и детей-инвалидов, достигших пятилетнего возраста, автотранспортными средствами
бесплатно или на льготных условиях, а таковых в Самарской области насчитывается
более шести тысяч.
Необходимо также на уровне федерального законодательства восстановить право инвалидов
на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и
пригородного сообщения. Это право не должно ограничиваться пределами региона
проживания инвалида.
Мы требуем от администрации Г. Самары и Самарской области, используя опыт Тюмени,
Москвы и других городов ввести бесплатный проезд на всех видах общественного
транспорта Для инвалидов 1-й и 2-й групп инвалидности независимо от Категорий,
так как федеральные льготники не получают, в отличие от региональных компенсацию
оплаты за проезд, а документом, удостоверяющим право на бесплатный проезд может
быть членская книжка соответствующей общественной организации инвалидов.
Кроме того, в тех регионах, где система общественного транспорта полностью или
почти полностью ликвидирована, это право должно быть реализовано,
например, путем выдачи инвалиду специальных транспортных талонов, позволяющих
пользоваться маршрутным такси или социальным такси.
3. Не смотря на указание в законе "О социальной защите инвалидов" на необходимость
создания безбарьерной среды для проживания инвалидов
в нашей области до сих пор, спустя одиннадцать лет после вступления в силу вышеуказанного
закона нет регионального закона о реализации права инвалидов на свободный доступ
к обьектам инфраструктуры региона и о реализации пункта закона "О социальной
защите инвалидов" о создании безбарьерной среды проживания инвалидов. Ни в новом
градостроительном плане, ни в каких-либо других документах, относящихся к развитию
инфраструктуры региона данная необходимость никак не освещена. Между тем, безбарьерную
среду для передвижения инвалидов всё равно придётся устраивать, согласно закону,
что приведёт к перестройке ранее возведённых объектов инфраструктуры, а это неоправдано
большие расходы бюджета.
Нам кажется целесообразным сразу при строительстве новых и реконструкции уже
возведенных объектов инфраструктуры учитывать требования инвалидов по созданию
безбарьерной среды.
В связи с этим мы требуем от губернской думы скорейшего принятия областного закона
о создании безбарьерной среды для различных категорий инвалидов.
4. Болезненным ударом по интересам инвалидов стал новый Жилищный кодекс, в котором
были ликвидированы все дополнительные права инвалидов по постановке на очередь
по улучшению жилищных условий, а вместо этого право на установление льгот для
инвалидов было делегировано регионам. В результате сегодня инвалид, в каких бы
условиях он не проживал, просто не может встать на очередь по улучшению жилищных
условий, если муниципальные власти не признают его/ее малоимущим, т.е. на общих
основаниях. Тем самым к делению инвалидов на нетрудоспособных, почти нетрудоспособных
и почти трудоспособных (см. пункт 1) прибавляется деление инвалидов на малоимущих
и немалоимущих. Это последнее деление дискриминирует именно тех инвалидов, которые,
стремясь к реабилитации и интеграции, ценой немалых усилий перестали быть малоимущими.
Мы требуем закрепить как в региональном, так и в федеральном законодательстве
льготы инвалидов на улучшение жилищных условий, которые позволят региональным
властям ставить нас, инвалидов, на очередь по улучшению жилищных условий не только
по имущественному признаку, но и с учетом инвалидности.
***
Многие из этих требований уже были выдвинуты движением инвалидов "Наше право"
на митингах, которые проходили в Москве 20 мая и
28-го октября, а также в Самаре 4 июня сего года.
Наш голос был услышан. Нас стали
приглашать на парламентские слушания и в советы по делам инвалидов, мы получаем
письма от органов власти и стараемся привлекать к нашим проблемам внимание средств
массовой информации. Однако наши требования все еще не выполнены. Борьба еще
не закончена - она только началась. Чтобы добиться победы, нам необходимо, не
останавливаясь на достигнутом, не только продолжить, но и расширить наши протестные
акции. Очередной митинг движения "Наше право" намечен на 3 декабря этого года.
На этот митинг будут приглашены не только средства массовой информации, но и
депутаты Губернской Думы, чиновники и политики, от которых мы будем требовать
выполнения того, что написано в этом обращении. Призываем вас прийти на этот
митинг, привести с собой как можно больше друзей и знакомых, а также распространить
информацию
о митинге всеми возможными способами.
Сегодня одними письмами и сетованиями не только самих инвалидов, но даже всероссийских
обществ инвалидов ничего не сделаешь. Власти уже привыкли отвечать на наши письма
и обращения отписками, игнорируя все наши доводы, протесты и предложения. Только
активное протестное движение самих инвалидов может сегодня изменить положение
к лучшему. Один реальный участник митинга или демонстрации, поэтому, сегодня
значит больше, чем десяток письменных жалоб. Наша судьба зависит сегодня только
от нас самих, от нашего желания и способности добиться от государства настоящей
социальной политики и уважения наших прав и интересов, от нашего умения и упорства
заставить чиновников и политиков прислушиваться к нашему голосу и считаться с
нашими интересами. Для этого мы должны научиться разговаривать с ними на том
единственном языке, который они способны понимать - на языке активного социального
протеста. Мы можем добиться этого, но только совместными усилиями и активными
действиями, к которым и призывает Наша коалиция.
3-го декабря сего года в 12.00 на Площади Чапаева (у памятника Чапаеву) состоится
двухчасовой митинг инвалидов, на котором будет оглашено вышеизложенное обращение
и другие требования, изъявляемые инвалидами и сочувствующими им гражданами к
властям города, области и федерации.
Приходите на митинг и вступайте в наши ряды!
наши координаты:
тел.:
(+7-927) 737-32-44,
23.11.2006
Завьялов Алексей
Александрович
Завьялов Алексей Александрович
с уважением
Алексей
Самара
slep@s*****.ru
подписчиков на данный момент 90