Путь Иннокентия Смоктуновского: через войну к большой сцене
Путь Иннокентия Смоктуновского: через войну к большой сцене
2010-03-28 12:35 noreply@blogger.com (BusinesStyle) фотоленты: Неподражаемый Иннокентий Смоктуновский и созданные им образы видео: Иннокентий Смоктуновский в роли Сальери в фильме "Маленькие трагедии" 28 марта известному советскому и российскому актеру Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 85 лет. Пережив годы войны, немецкий плен, придя в искусство уже в достаточно зрелом возрасте, он буквально за несколько лет стал одним из самых узнаваемых актеров театра и кино. А его неповторимые образы Гамлета, князя Мышкина, "неуловимого угонщика" Деточкина до сих пор восхищают зрителей. Первое знакомство с театром Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в селе Татьяновка Томской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия актера - Смоктунович. "По крови я не поляк, - рассказывал актер, - а белорус, и фамилия наша - Смоктуновичи". В 1929 году в годы насильственной коллективизации семья Смоктуновичей покинула деревню и переехала сначала в Томск, а затем в Красноярск. В те годы мать актера работала на колбасной фабрике и, чтобы хоть как-то прокормить семью, ей приходилось тайком приносить с фабрики кости. По словам Иннокентия Михайловича, вкус от бульона, сваренного из них, он помнил всю жизнь. В голодном 1932 году Иннокентия вместе с братом отдали на воспитание тетке, пишет Интернет-издание peoples.ru. Впервые с театром Смоктуновский познакомился в школе. В 14 лет он посетил Красноярский театр, который произвел на него большое впечатление. Вдохновленный увиденным спектаклем Иннокентий решает записаться в школьный драмкружок, которым руководил актер Красноярского театра Синицын. Перед самой войной юному Смоктуновскому пришлось оставить школу и пойти учиться сначала на фельдшера, а позже на киномеханика. Но доучиться он так и не успел. Дважды спасенный В 1941 году в самом начале войны отец Иннокентия Смоктуновского ушел на фронт. К слову сказать, это был человек неимоверной физической силы. Когда отец актера прощался с семьей, будущий актер вдруг подумал: "Какая большая мишень!" Он словно предчувствовал, что видит его в последний раз. Отец Смоктуновского погиб в 1942 году. В 1943 году Иннокентия Смоктуновского забрали в военное училище, правда, там он пробыл совсем недолго. За то, что он в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, его отправили на фронт, на Курскую дугу. После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева. Вспоминая военное время, Смоктуновский всегда говорил: "Не верьте, что на войне нестрашно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь". Смоктуновский попал в плен, из которого ему чудом удалось сбежать. Когда колонна с пленными переходила через мост, актеру стало плохо, ему разрешили выйти из строя и спуститься к реке. "Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы. Так отсутствия Смоктуновского никто и не заметил. А он чуть ли не сутки просидел в сугробе, а потом пробрался в близлежащую деревеньку", - цитируют "Аргументы и Факты" слова ближайшей подруги Смоктуновского Риммы Марковой. Через несколько недель Смоктуновский добрался до деревни, где его умирающего от истощения подобрали местные жители. В то время за укрывательство советского военнопленного грозил немедленный расстрел. "Разве я могу забыть семью Шевчуков, - вспоминал Иннокентий Михайлович, - которая укрывала меня после побега из плена?" Закончил войну Иннокентий Михайлович в действующей армии в немецком городке Гревесмюлене. За все время войны Смоктуновский ни разу не был ранен. "Ангел-хранитель у меня определенно есть", - говорил сам актер. "Я не электрик, я артист" Годы плена не могли не отразиться на судьбе актера. После войны по распоряжению властей для него было закрыто 39 городов. Одним из немногих разрешенных мест оказался Красноярск. Но и там известие о том, что Смоктуновский был в немецком плену, распространилось довольно быстро. Он переехал в Норильск. "Но меня и из Норильска хотели выставить - непонятно, правда, куда. Так бы и сделали, да отмолил директор местного театра Дучман - низкий ему за это поклон", - рассказывал Иннокентий Михайлович. Тот же Дучман посоветовал актеру сменить фамилию: "Что это у тебя за фамилия такая - Смоктунович? Ты что, еврей? Возьми другую, а то тебя, чего доброго, и впрямь на Северный полюс загонят". "Фамилию я менять не стал, а окончание сменил", - вспоминал Смоктуновский в интервью "Комсомольской правде". Кстати, в Норильске Смоктуновский познакомился с Георгием Жженовым, который отбывал там наказание по обвинению в шпионаже. Позже актеры снимутся в одном фильме - "Берегись автомобиля". В 1955 году Смоктуновский уехал в Москву, к такому решению его подтолкнули друзья. В столице актер пробовался на множество ролей, но везде получал отказы. Довольно долгое время он не мог найти работу, жил впроголодь, ночевал в подъездах. Позже его пригласили на разовые роли в Ленком. Затем кто-то из знакомых предложил ему обратиться в Театр-студию киноактера, и Смоктуновский решил попытать счастья. О своем разговоре с секретарем театра актер рассказывал так: "К директору? По какому вопросу?" - "По вопросу найма". - "Нам электрики не нужны". - "Я не электрик, я артист". - "Да?! А артисты тем более". Но в итоге удача повернулась к нему лицом. Уже в 1956 году его пригласили на роль лейтенанта Фарбера в фильме "Солдаты". А первый большой успех актеру принесла роль князя Мышкина в спектакле "Идиот"" на сцене Большого драматического театра Санкт-Петербурга, куда его пригласил режиссер Георгий Товстоногов. Вечный "Гамлет" Одним из непревзойденных работ Смоктуновского можно считать образ Гамлета в одноименном фильме. Особое признание эта картина получила за границей: за четыре года фильм собрал свыше 20 различных премий. Например, в Англии зрители сочли советского Гамлета более современным, чем Гамлет Лоренса Оливье, пишет tvkultura.ru. Снимаясь в "Гамлете", Смоктуновский заработал серьезную болезнь глаз. "Работали второпях - хотели успеть к Всесоюзному кинофестивалю. Для актеров это была большая нагрузка. Фильм был черно-белым, и для выразительности картинки требовалось яркое освещение. Свет юпитеров подолгу бил в глаза отцу. В результате отец почти все лето лечился в глазной клинике", - рассказывал сын Смоктуновского Филипп в интервью Интернет-изданию topnews.ru. Также в числе шедевров актера - образ царя Федора Иоанновича, который он создал в спектакле на сцене Малого театра, образы чеховских героев: Иванов, Дорн, Гаев, Серебряков в спектаклях МХАТа. Что касается кино, то наиболее известные его работы - это Моцарт ("Моцарт и Сальери"), Юрий Деточкин ("Берегись автомобиля"), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Чайковский в одноименном фильме. 22 марта в Центральном доме актера прошел торжественный вечер, посвященный 85-летию выдающегося актера. Гостям и участникам был показан фильм "Памяти Иннокентия Смоктуновского". Также состоялись выступления артистов, режиссеров, художников, друзей, которым посчастливилось работать и общаться с легендарным артистом. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников Оригинальная статья
Известный болгарский режиссер Явор Гырдев дебютирует в Театре Наций
2010-03-28 17:06 noreply@blogger.com (BusinesStyle) МОСКВА, 28 мар - РИА Новости, Наталия Курова. Государственный Театр Наций представит в воскресенье новый спектакль "Метод Гренхольма", который поставил болгарский режиссер Явор Гырдев, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Это пьеса современного испанского драматурга Жорди Гальсерана, по которой в 2005 году был снят фильм "Метод", удостоенный премии Гойя. Москвичам имя режиссера Гырдева знакомо по фильму "Дзифт", удостоенному "Серебряного Георгия" за лучшую режиссерскую работу на Международном московском кинофестивале в 2008 году. Спектакль в Театре Наций - дебют Гырдева на московской сцене. Как рассказал режиссер РИА Новости, он выбрал для своего дебюта в России пьесу Гальсерана, так как ее тема очень волнует его. "В центре этого произведения, обладающего замечательной драматургической структурой интеллектуального триллера, стоит важная и актуальная сегодня тема игровой зависимости современного человека. Эти постоянные соревнования, конкурсы, стремление выигрывать у другого становятся главными в жизни людей. Современная система управления делает все, чтобы удалить человеческий фактор, чтобы максимально формализовать отношения между людьми. Однако чем больше таких усилий, тем большее значение приобретает эмоциональный фактор, и самое важное решение принимается все равно под воздействием эмоций", - пояснил он. В пьесе "Метод Гренхольма" четыре героя, которые приходят в современный офис крупной корпорации на собеседование. Каждый из них рассчитывает занять вакантное место топ-менеджера. Каждый уверен, что с ним будут проводить индивидуальное собеседование. Но общаться четверым кандидатам приходится только друг с другом, следуя воле невидимых экзаменаторов, выполняя их, на первый взгляд, очень странное задание. Впрочем, постепенно выясняется, что не все четверо - кандидаты. "В этой работе я делал упор не на эффектность постановки, оригинальность и изобретательность режиссерского коктейля, а на работу с актерами, на возможность через них выразить суть пьесы", - сказал Гырдев. "Метод Гренхольма" рассчитан на четырех героев, роли которых исполняют звезды российского театра и кино Виктория Толстоганова, Игорь Гордин, Сергей Чонишвили и начинающий артист Максим Линников. "К сожалению, я до этого не очень хорошо был знаком с творчеством этих артистов, - сказал Гырдев.- Некоторых видел в фильмах и затем в Москве, по совету Театра Наций, познакомился с театральными ролями. Выбор оказался безупречным. Это - настоящие профессионалы, которые работали в полном взаимопонимании, в едином ансамбле, что очень важно. Первый мой опыт создания спектакля на московской сцене оказался для меня чрезвычайно полезным, интересным и доставил огромное удовольствие, прежде всего от работы с таким актерским составом. И конечно, при первой же возможности я с удовольствием вновь приеду в Москву для постановки нового спектакля". Оригинальная статья
Последние новости по теме "Международные кинофестивали":