1. Если нет веских причин доверять другой
стороне - не доверяйте ей. Всегда помните о том,
что в переговорах следует быть осторожным, осторожным и еще раз осторожным.
99% гарантия: оппонент не скажет вам о ни о каких недостатках (да, вот тут
мы делали капитальный ремонт, потому что соседи нас постоянно затапливают и
побелка
отваливается). 1% я отношу на людей, которые ничего не понимают в
переговорах. Все утверждения по поводу качественных и количественных
характеристик, сообщенных оппонентом по умолчанию (как в программах) следует
воспринимать преувеличенными. Есть железное правило. Не верьте - проверьте.
Старайтесь проверять все, что можно. Станьте на время экспертом в данном
деле,
или пригласите эксперта, который будет работать на вас. Проверьте, насколько
заявленное совпадает с выявленной действительностью. Требуйте всевозможную
документацию, поговорите с независимыми и незаинтересованными людьми.
Проведите необходимые исследования и эксперименты. Ведите себя как опытный
переговорщик, даже если это ваши первые переговоры. Требуйте
все задокументировать. Самые распространенные уловки - вас будут стыдить,
говорить: "Да мне это вообще не надо, я это делаю только ради вас и
теряю на этом деньги. Да может это вам вообще не надо." Во общем, будут
пытаться доказать, что вы ведете себя плохо, и надо слушаться хорошего дядю,
желающего вам добра. Вспомните, что сказано выше: нет причин доверять - не
доверяйте. И если в конце концов подтверждений не получили, возможно будет
лучше отложить переговоры или вообще их отменить. С такими людьми и в таких
ситуациях каши не сваришь.
2.Остерегайтесь излишне оптимистичных
заверений оппонентов. Одной из хитростей является
затягивание переговоров с одновременным отнесением негативных моментов на
потом. Оппонент говорит только о позитиве, при возникновении вопросов,
связанных с негативными моментами, появляются фразы "Не беспокойтесь,
все будет хорошо. У нас
еще никто не жаловался. Да, все будет именно так. Ну конечно,
.... , разве вы могли в этом сомневаться." Хотя сомневаться очень
необходимо. Ну а когда переговоры практически закончились, и если время уже
поджимает - вы можете и не возобновить разговор об отрицательных моментах.
Первым делом постарайтесь переиначить сообщения оппонента в свою пользу.
Далее
потребуйте соответствующих гарантий данных утверждений. Если вам говорят,
что поставки будут проведены в срок в соответствии с предъявленными
требованиями - потребуйте прописать в договоре хорошие штрафные санкции.
Ведь оппонент так уверен в своих словах и штрафы платить не придется.
Желающие могут выслать мне некоторые утверждения, которые я переиначу в вашу
пользу и размещу в одном из следующих номеров рассылки. И еще один способ -
выделите определенные утверждения. Например, поставщик говорит, что
оборудование работает без поломок по три-четыре года. Ну вы и
заставляете его повторить несколько раз данное утверждение в разных
вариантах. Ему после нескольких утверждений придется уже защищаться, а ваша
позиция от
этого только окрепнет.