Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

С Днем бабушек и дедушек!



С Днем бабушек и дедушек!
2021-10-28 11:38 Редакция ПО

28 октября в России отмечают День бабушек и дедушек, ставший очень значимым в череде семейных праздников. А таковыхв нашей стране достаточно много – День дочери (25 апреля), День семьи (15 мая), День отца (17 октября), День сыновей (22 ноября) и День матери (28 ноября). Но 28 октября – это особый день, когда мы отдаем дань глубокого уважения нашим бабушкам и дедушкам.

В нашей стране День бабушек и дедушек отмечается с 2009 года, а дата 28 октября выбрана с связи с тем, что именно в конце октября у древних славян отмечались Осенние Деды – праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения.

Бабушка и дедушка – это, как правило, самые старшие члены семьи, их социальный статус определяет отношение с младшими членами семьи – внуками и внучками. Вот эти отношения как раз и носят особый характер.

Для очень многих людей бабушки и дедушки – это неотъемлемая часть жизни. А детские годы и воспоминания многих из нас невозможны без образа доброй бабушки и доброго дедушки, которые охотнее и быстрее прощали детские шалости, на многое смотрели проще, и оттого время, проводенное с ними, казалось более беззаботным. А что может быть лучше, чем беззаботное детство?

Каким подспорьем оказывается помощь дедушек и бабушек своим детям, когда они с удовольствием остаются с внуками, освобождая время родителей, которым требуется ехать на работу, которые не успевают забрать ребёнка из детского садика или погулять с ним на детской площадке. А блинчики, пирожки и пельмени… Кто лучше бабушки приготовит их?

Для кого-то, кто по той или иной причине лишился отца и матери, именно бабушка и дедушка становились родителями. И несмотря на возраст, они старались сделать так, чтобы их любимый внук или внучка ни в чём не нуждались, чтобы они не чувствовали себя одинокими, брошенными и беззащитными. Дедушки становились примером для внуков, образцом мужского поведения, строгим, но справедливым и любящим наставником. А бабушки – примером мудрой и радивой хозяйки для девочек.

Но этим их значение не ограничивается. Именно бабушки одним из факторов эволюции обезьян в человека, взяв на себя функцию по уходу за детьми своих детей. Ученые даже разработали т.н. «теорию бабушек», согласно которой продолжительность жизни приматов, вероятно, увеличилась как благодаря роли бабушки в семье, так и ради неё.

А как появились сами слова «бабушка» и «дедушка»? Слово «бабушка» состоит из корня «баб», суффикса «ушк» и окончания «а». Это очень древнее слово, происходящее от древнеславянского корня «bab», который обосновался не только в русском, но и почти во всех славянских языках. Например, по-польски данное слово выглядит как «baba», по-чешски старуха будет «bába», и в остальных славянских языках практически совершенно так же. А вот «ушк» — это исконно русский суффикс с ласкательным значением.

Со словом «дедушка» случилась похожая история: корень «дед», суффикс «ушк» и окончание «а». Опять же корень «dědъ» — древнеславянский, он присутствовал ещё в праславянском языке. В старославянском языке это слово выглядело как «дѣдъ», откуда пошло и русское слово «дед», и украинское «дiд», и белорусское «дзед» и так далее. Дед с ласкательным суффиксом «ушк» – это просто «ласковый», «детский» «добрый» дед.

Дорогие наши бабушки и дедушки! Редакция журнала «Политическое образование» от души поздравляет всех вас с таким замечательным, вашим профессиональным праздником, желаем вам здоровья, долголетия, душевной теплоты. Пусть Вас всегда окружают любимые, желанные внуки и внучки и их родители – ваши дети! Пусть ваши души наполняются теплом и светом, а сердца — любовью и радостью. Спасибо за вашу заботу, ласку и терпение, за ту мудрость, которую вы передаёте своим детям и внукам. Будьте здоровы и живите счастливо!

Редколлегия



«Трансформация государственного суверенитета Нидерландов в условиях глобализации»
2021-10-28 11:46 Редакция ПО

 

Источники

На сегодняшний день Нидерланды являются одной из наиболее развитых стран Европейского союза, некогда стоявшей у истоков его создания; они уверенно выступают в качестве флагмана европейской интеграции. Однако это государство не всегда было столь глубоко вовлеченным в европейский политический процесс, как сейчас.

Нидерланды прошли долгий путь становления единого и суверенного государства, путь борьбы за собственную политическую независимость. Хотя всего столетие назад их внешнеполитическая стратегия большей частью базировалась на политике нейтралитета, которая была залогом сохранения и укрепления государственного суверенитета Нидерландов. Однако данная политика проявила себя губительной во времена Второй мировой войны, показав, что Нидерланды, как маленькая страна, не способная защитить собственные территории при возникновении крупных конфликтов на континенте, может выжить и развиваться лишь при наличии надежных союзников и посредством присоединения к более сильным акторам и союзническим блокам.

Так было положено начало трансформации государственного суверенитета страны, многие аспекты политики которой отныне были подконтрольны надгосударственным структурам в рамках членства в таких объединениях как Европейский союз и Североатлантический альянс.

Однако в течение последних десяти лет наблюдается явная тенденция со стороны Нидерландов к отходу от политических директив Брюсселя, от некогда абсолютного подчинения законам атлантизма. Это объясняется осознанием Нидерландами неэффективности политики полной интеграции в европейский и мировой политический процессы, что перестает соответствовать интересам, прежде всего экономическим, самого государства. Мы имеем возможность быть свидетелями очередного витка трансформации государственного суверенитета Нидерландов, который они теперь стараются себе вернуть.

Исследованию истории государства Нидерландов, направлениям реализации их внешнеполитического курса на различных этапах, вопросу активной политической и экономической интеграции Нидерландов в общеевропейский процесс, правовым особенностям реализации государственного суверенитета страны уделяют внимание многие как отечественные, так и зарубежные авторы.

Источники и научные, в которых изложены размышления исследователей по данной тематике, предлагается подразделить на четыре ключевые группы:

Первую группу источников составляют классические отечественные и зарубежные исследования, предлагающие широкую историографическую базу для более подробного исследования вопроса трансформации государственного суверенитета Нидерландов в рамках ретроспективного анализа.

Настольной книгой исследователя особенностей внешнеполитического курса Нидерландов является «Внешняя политика Нидерландов. Роль Нидерландов в мировой политике»[1] (Dutch Foreign Policy. The Role of the Netherlands in World Politics) Дуко А. Хеллема, профессора истории международных отношений Утрехтского университета (Нидерланды). В работе описывается судьба державы, которая, несмотря на свои ограниченные размеры, смогла сохранить роль торгового центра и колониальной державы вплоть до Второй мировой войны, следуя политике нейтралитета и свободной торговли. Державы, после войны и трудного процесса де-колониализма вступившей в НАТО, ставшей одним из отцов-основателей европейской интеграции. С трудом профессора Хеллемы необходимо ознакомиться, во-первых, как с одним из источников, где наиболее хронологически структурированно изложена история Нидерландов, а также, во-вторых, как с точкой зрения историка-голландца, рассуждающего о судьбе и истории собственной страны.

Для понимания логики построения и реализации внешнеполитической стратегии Нидерландов в целом, стоит обратиться к работе «Мир, прибыль и принципы: исследование внешней политики Нидерландов»[2] Дж. Дж. С. Ворхува, профессора и бывшего члена Палаты Представителей Нидерландов (Tweede Kamer der Staten Generaal, нижняя палата Парламента Нидерландов). В данной работе автор рассуждает об исторической эволюции голландской внешней политики, об истоках геополитических интересов Нидерландов, важности экономической составляющей в реализации внешней политики страны, а также о месте «малых стран» в глобальном контексте.

Важным исследованием данной группы источников стоит выделить диссертационную работу Г.А. Шатохиной-Мордвинцевой, одного из крупнейших отечественных исследователей государства Нидерландов, «Внешняя политика Нидерландов. 1713-1763 гг.: становление голландского нейтралитета»[3]. В рамках данного исследования вводится подробный исторический экскурс касательно становления политики нейтралитета, направленной на сохранение и укрепление государственного суверенитета совсем недавно получивших независимость Нидерландов, и являвшейся базисом внешнеполитической стратегии государства на протяжении нескольких столетий. Данная тематика автор продолжает развивать в статье «Нейтралитет Нидерландов в годы Первой мировой войны»[4].

Вторую группу источников составляют официальные документы Королевства Нидерландов, являющиеся базисом исследования описанной тематики, определяющие и закрепляющие основные и приоритетные направления реализации внутренней и внешней политики, а также регулирующие экономическую, военную и социально-культурную сферы.

В первую очередь, стоит, несомненно, обратиться к Конституции Нидерландов[5] (de Nederlandse Grondwet) и Договору о Европейском союзе[6] (European Union Association Agreement) для более глубокого понимания правовых основ исследования предложенной тематики. Также важно отметить необходимость изучения документов:

  • выпущенных Консультативным советом по международным делам (Adviesraad internationale vraagstukken), содержащих рекомендации по осуществлению европейской интеграции[7];
  • содержащих сводку итогов по прошедшему году касательно реализации намеченных целей и показателей в рамках Европейского союза «Состояние Европейского союза» [8] (Staat van de Europese Unie), ежегодно выпускаемую Министерством иностранных дел Нидерландов (Ministerie van Buitenlandse Zaken); 
  • «комплексная стратегия внешней политики и безопасности»[9] (De Geïntegreerde Buitenland- en Veiligheidsstrategie (GBVS)), описывающая международный подход к безопасности Королевства Нидерландов и сосредоточенная на трех основных направлениях: предотвращение, оборона и укрепление;
  • «приоритетные направления для Европейского союза»[10] (5-летняя стратегия развития), публикуемые на официальном сайте Европейского союза;
  • «инвестирование в глобальные перспективы: для мира, для Нидерландов»[11] (Investing in Global Prospects: For the World, For the Netherlands), программный документ по внешней торговле и сотрудничеству в целях развития, выпускаемый Министерством иностранных дел Нидерландов;
  • «развитие взаимодействия: страны и регионы»[12] (Development cooperation - countries and regions), проект Министерства иностранных дел Нидерландов, определяющий формы и перспективы взаимодействия с другими странами.

Третью группу источников составляют современные научные исследования, посвященные анализу политики Нидерландов на современном этапе в рамках политической, экономической, военной, социальной и культурной сфер. На основе источников первой группы, предлагающих материал для проведения ретроспективного анализа процесса формирования государственного суверенитета Нидерландов, в совокупности с источниками данной (третьей) группы, можно проследить процесс трансформации государственного суверенитета Нидерландов и провести анализ данного процесса, соответственно, по предложенным пяти сферам. Нижеперечисленные работы, в большинстве своем, представляют собой анализ особенностей интеграционных процессов современной Европы, из которого можно сделать заключение касательно роль Нидерландов в данных процессах, а также их эффективность.

Крайне важно отметить статью О.Ю. Смоленчук, исследующей историю послевоенных Нидерландов в общемировом контексте, «Эволюция внешней политики Королевства Нидерланды в рамках европеизма и атлантизма»[13]. В данной работе автор проводит анализ развития внешнеполитического курса Нидерландов в контексте европеизма и атлантизма, определяет перспективы и эффективность дальнейшего членства Нидерландов в Североатлантическом альянсе и Европейском союзе. Стоит также обратить особое внимание на диссертационную работу О.Ю. Смоленчук «Участие Королевства Нидерландов в миротворческих миссиях ООН, 1945-1995 гг.: эволюция и уроки»[14], где также рассматривается вопрос членства Нидерландов в крупных союзнических блоках, определяются роль и интересы Нидерландов в рамках участия в различных международных союзах и организациях, в особенности ООН.

Стоит выделить статью П.В. Осколкова, кандидата политических наук, уделяющего особое внимание исследованию национализма и популизма в странах Европы и Нидерландах, «Нидерланды в лабиринте европейской интеграции»[15], где рассматривается отношение как руководства, так и населения Нидерландов к европейской интеграции на современном этапе.

Диссертационная работа Е.А. Сергеева, кандидата экономических наук, доцента МГИМО, в сферу научных интересов которого входят такие вопросы как интеграционные процессы в Европе, а также экономические и политические системы стран Бенилюкс, «Особенности воздействия фискального регулирования ЕС на экономики стран-участниц»[16] представляет также особый интерес в рамках исследования, предлагая глубокий анализ экономических отношений внутри Европейского союза. Эти данные представляют собой широкую базу для построения заключений об особенностях интересов Нидерландов в рамках Европейского союза, а также эффективности их реализации.

Поскольку в нашей стране совсем небольшое количество исследователей изучают различные аспекты внешней политики Нидерландов, широкую исследовательскую базу можно обнаружить, обратившись к нидерландским авторам.

Характер взаимоотношений Нидерландов и Европейского союза на современном этапе, проблемы и подводные камни в рамках сотрудничества европейских государств, особенности управленческой структуры внутри Европейского союза детально изложены в работе «По-европейски или по-голландски? Как правительство Нидерландов формирует политику Европейского Союза?»[17] (Going Europe or Going Dutch? How the Dutch Government Shapes European Union Policy) Менделче ван Кеулен, научного сотрудника Нидерландского института международных отношений "Клингендаль". В данной работе крайне ценна фактологическая база, предоставленная автором, касательно взаимоотношений управляющих органов Европейского союза и правительством Нидерландов. Здесь можно найти множество примеров «неповиновения» Нидерландов решениям и директивам Брюсселя, различные законы и идеи, которые голландским политикам удавалось воплотить в жизнь в контексте всего Европейского союза и т.п. Рассматриваемые проблемы представляют интерес в рамках исследования вопроса эффективности и перспективности подобной политической зависимости Нидерландов от Европейского союза в дальнейшем.

Важно упомянуть также статью Йомера Домерника, профессора университета Амстердама (Нидерланды) и консультанта миграционной сети Европейской комиссии Европейского союза, «Миграция и интеграция в Нидерландах»[18]. Данная работа интересна в рамках исследования голландского миграционного вопроса и проводимой в стране политике мультикультурализма, так как здесь рассматриваются различные аспекты ее реализации на практике с последующим построением вывода об эффективности. Поскольку большинство директив касательно миграционной политики в страны Европейского союза (в т.ч. и в Нидерланды) приходят именно из Брюсселя, предложенные автором факты и комментарии представляют научный интерес.

Стоит ознакомиться с работой Геерта Мака, голландского писателя, журналиста и исследователя истории и судьбы Нидерландов в контексте Европейского союза, «Большие ожидания: Европа 1999-2020 гг.» (Grote verwachtingen: in Europa 1999-2020), выпущенной всего 2 года назад. Именно здесь автор дает оценку перспективам членства Нидерландов в Европейском союзе в дальнейшем, приходя к выводу, что в условиях столь сильного ущемления государственного суверенитета страны со стороны крупнейшего актора на континенте, Нидерландам предстоит либо начинать более уверенно отстаивать собственные позиции в качестве защиты собственной независимости и суверенности в рамках Европейского Союза, либо возвращаться к стратегии нейтралитета начала ХХ века.

Четвертую группу источников составляют новостные сообщения и статьи СМИ разных стран. Данные источники представляют интерес в виду актуальности, недавней публикации и различных взглядов на одну и ту же ситуацию. Также в четвертую группу входят выступления действующего премьер-министра Марка Рютте и Короля Нидерландов Виллема-Александра.

Таким образом, в рамках исследования вопроса трансформации государственного суверенитета Нидерландов на современном этапе доступен к анализу широкий спектр разнообразных источников как отечественных, так и нидерландских авторов, что особенно интересно в контексте восприятия определенных событий с разных сторон.

 

А.А. Балашова, студент 4 курса Института международных отношений и социально-политических наук (ИМОиСПН) Московского Государственного Лингвистического Университета (МГЛУ), направления «политология».

[1] Hellema D.A. Dutch Foreign Politics. The role of the Netherlands in World Politics. // Republic of Letters, 2009. 452pp.

[2] Voorhoeve J.J.C. Peace, profits and principles: a study of Dutch foreign policy. // Martinus Nijhoff, 1979. 385pp.;

[3] Шатохина-Мордвинцева Г.А. Внешняя политика Нидерландов. 1713-1763.: становление голландского нейтралитета. М.: Институт всеобщей истории Российской академии наук, 1998. 176 с.;

[4] Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нейтралитет Нидерландов в годы Первой мировой войны // Научные ведомости БелГУ // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neytralitet-niderlandov-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny/viewer (дата обращения: 05.10.2021);

[5] Конституция Королевства Нидерландов // Официальный сайт Конституции Королевства Нидерландов // Режим доступа: Home - Nederlandse Grondwet (denederlandsegrondwet.nl) (дата обращения: 05.10.2021).

[6] Договор о Европейском Союзе // Право Европейского Союза // Режим доступа: Договор о Европейском Союзе (новая редакция) — Право Европейского Союза (eulaw.ru) (дата обращения: 05.10.2021);

[7] Ontwerp AIV-werkprogramma 2020-2022. Jaarplan // Сайт Правительства Королевства Нидерландов // Режим доступа: Ontwerp AIV-werkprogramma 2020-2022 | Jaarplan | Rijksoverheid.nl (дата обращения: 05.10.2021);

[8] Staat van de Europese Unie 2021 // Сайт Правительства Королевства Нидерландов // Режим доступа: Staat van de Europese Unie 2021 | Publicatie | Rijksoverheid.nl (дата обращения: 05.10.2021);

[9] Notitie Geïntegreerde Buitenland- en Veiligheidsstrategie (GBVS) met bijlagen // Сайт Правительства Королевства Нидерландов // Режим доступа: Notitie Geïntegreerde Buitenland- en Veiligheidsstrategie (GBVS) met bijlagen | Rapport | Rijksoverheid.nl (дата обращения: 05.10.2021);

[10] European Union priorities for 2019-2024 // Официальный сайт Европейского Союза // Режим доступа: European Union priorities for 2019-2024 | European Union (europa.eu) (дата обращения: 05.10.2021);

[11] Investing in Global Prospects // Сайт Правительства Королевства Нидерландов // Режим доступа: Investing in Global Prospects | Policy note | Government.nl (дата обращения: 05.10.2021).

[12] Countries and regions. Development cooperation // Сайт Правительства Королевства Нидерландов // Режим доступа: Countries and regions | Development cooperation | Government.nl (дата обращения: 05.10.2021);

[13] Смоленчук О.Ю. Эволюция внешней политики королевства Нидерланды в рамках европеизма и атлантизма // Вестник Томского Государственного Университета, 2012. 181 с. С. 122-125.;

[14] Смоленчук О.Ю. Участие Королевства Нидерландов в миротворческих миссиях ООН, 1945 – 1995 гг.: эволюция и уроки, 2017 // Режим доступа: Smolenchuk_O_Uy_2017.pdf (aevis.ru) (дата обращения: 05.10.2021).

[15] Осколков П.В. Нидерланды в лабиринте европейской интеграции. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН №4. 2018, 239 с.;

[16] Сергеев Е.А. Особенности воздействия фискального регулирования ЕС на экономики стран-участниц, 2019 // Режим доступа: sergeev-ea-dissertaciya-final-04-04-2019.pdf (mgimo.ru) (дата обращения: 05.10.2021);

[17] Van Keulen M. Going Europe or Going Dutch. How the Dutch Government shapes European Union Policy. // Amsterdam University Press, 2006. 264pp.

[18] Домерник Й. Социальная политика и социология: Миграция и интеграция в Нидерландах.N. 6(48) /2009 // Режим доступа: Социальная политика и социология: Миграция и интеграция в Нидерландах.N. 6(48) /2009 (2009) — книга автора Домерник, Йорен | НЭБ (rusneb.ru) (дата обращения: 05.10.2021).



«Трансформация государственного суверенитета Нидерландов в условиях глобализации»
2021-10-28 11:49 Редакция ПО

Актуальность темы

Современные Нидерланды – флагман европейской интеграции. Это государство, с самого своего возникновения боровшееся за собственную независимость, суверенность и единство, отстаивавшее свои территории, которыми жаждали завладеть властные соседи, предпочитавшее сторону нейтралитета при возникновении крупных военных конфликтов на континенте.

Однако политика нейтралитета, являвшаяся попыткой частично абстрагироваться от общеевропейского и общемирового политического процесса и залогом сохранения и укрепления собственного государственного суверенитета, стала губительной для голландцев, чья страна по окончании войны лежала в руинах. Опыт Второй мировой войны продемонстрировал на примере Нидерландов, что стремящееся к лидирующим позициям на мировой арене государство не может себе позволить не вмешиваться в мировой политический процесс, стремясь ограничиться лишь активной экономической политикой и пристальным вниманием исключительно к политике внутренней; что столь небольшое и не способное самостоятельно защитить свою территорию государство не имеет иной возможности выжить при возникновении столь масштабных конфликтов, кроме как посредством присоединения к более сильным акторам и союзническим блокам.

Это явилось переломным моментом для государства, которое было вынуждено отныне адаптировать собственную внешнеполитическую стратегию под современные реалии, уступив часть собственного суверенитета в пользу более крупных мировых акторов, в пользу возникших союзов государств, в пользу набиравших обороты глобализационных процессов во имя сохранения собственной государственности. Это положило начало трансформации государственного суверенитета страны.

Так, в 1949 г. Нидерланды присоединяются к Североатлантическому альянсу (НАТО); становятся одними из основателей Европейского союза (ЕС). Вступление в ЕС означало для Нидерландов добровольную передачу части полномочий Брюсселю, который, в свою очередь, получил право, определять некоторые направления внешнеполитической стратегии страны; членство в НАТО предполагало некоторую зависимость страны в военно-политическом плане от Соединенных Штатов Америки и альянса в целом.

Исследование проблемы трансформации государственного суверенитета является актуальным, поскольку в изменившихся условиях, в рамках подобного рода зависимости от крупных союзнических блоков и неустанно набирающего обороты процесса глобализации, Нидерланды всеми силами стараются сохранять потерпевший трансформацию политический и государственный суверенитет. Политика, направленная на его сохранение и укрепление, отчасти объясняется растущими европейско-скептическими настроениями в стране[1]. Нидерланды более всего опасаются перспективы передачи в дальнейшем страной бóльших полномочий Брюсселю и роста объема финансовых вложений в ЕС; дальнейшего расширения ЕС и неспособности новых стран-членов эффективно выстраивать свою экономическую политику в рамках еврозоны, что, в свою очередь, принесет вред ведущим ее акторам[2]; дальнейшего развития ЕС в формате «Соединённых Штатов Европы»[3].

Однако также стоит брать в расчет тот факт, что для голландцев не является выгодной перспектива отстранения от союзных блоков, отказ от участия в европейской интеграции и глобализационных процессов в целом. Причина тому кроется в том, что ЕС является именно той платформой, в рамках которой Нидерланды приобретают существенные экономические преимущества, нежели вне данной системы; а членство в столь крупных союзнических блоках как НАТО дает государству возможность не повторить сценарий событий Второй мировой войны, когда «голландский нейтралитет» привел страну к практически полному разрушению в виду отсутствия союзников и невозможности защитить собственные территории.

Таким образом, можно заметить, что государство спустя более полвека вновь переориентируется с полной поддержки курса на углубление интеграционных и глобализационных процессов в сторону политики укрепления собственной независимости и суверенитета, в очередной раз запуская процесс его трансформации. В сложившейся ситуации Нидерландам предстоит вновь определить приоритетное направление реализации внешнеполитической стратегии, не потеряв при этом поддержку союзников, обеспечивающуюся активным участием страны в процессах интеграции и глобализации, но также суметь в этих процессах не раствориться, потеряв и собственный суверенитет, и независимость.

А.А. Балашова, студент 4 курса Института международных отношений и социально-политических наук (ИМОиСПН) Московского Государственного Лингвистического Университета (МГЛУ), направления «политология».

 

[1] См.: // Осколков П.В. Нидерланды в лабиринте европейской интеграции. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН №4. 2018, 239 с.;

[2] Nixon S. Dutch Skepticism About the EU Remains a Force. // Wall Street Journal, 28.01.2018. // Режим доступа: https://www.wsj. com/articles/dutch-skepticism-about-the-eu-remains-a-force-1517168906 (дата обращения 05.10.2021);

[3] Mak G. Grote Verwachtingen. In Europa 1999-2019. // Atlas Contact, 2019. 560 pp. P. 440-452.



В избранное