Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

<<Идею ``большой Евразии'' никто не отменял: не стоит упускать из виду постсоветское пространство>>



«Идею “большой Евразии” никто не отменял: не стоит упускать из виду постсоветское пространство»
2021-10-18 08:27 Редакция ПО

Учёба и студенческая жизнь 

– Александр Валерьевич, что стало для вас решающим моментом при выборе университета и столь интересного направления (история, история стран Азии и Африки)?

– Отчасти это семейное, потому что востоковедение у нас в семье началось с деда, и я ещё в школе учил китайский. Потом ходил в Московский дворец пионеров – там был кружок японского языка. Пока я учился в старших классах, ходил в школу молодого востоковеда при ИСАА, поэтому я достаточно хорошо понимал, куда я иду и зачем.

– А с чем был связан выбор вами корейского языка и помог ли вам он в дальнейшей работе?

– В ИСАА языки распределяла администрация, где-то учитывая, по возможности, запросы абитуриентов, но группы там очень небольшие (по 6–8 человек). Японский язык был самым популярным, поэтому принять можно было примерно человек 12–20. А если на курсе 120 человек, кто тогда будет учить, например, амхарский язык? Поэтому старались выдать язык хотя бы того региона, который хотел бы получить поступающий. Учитывали также, насколько хорошо абитуриент сдал вступительные экзамены и так далее. Так что я получил корейский язык и остался в конечном итоге этим очень доволен. После окончания университета я пошёл туда же в аспирантуру. Тогда же Михаил Николаевич Пак создал Международный центр корееведения, собрав лучших, наверное, московских корееведов. Мы занимались научной работой: издавали статьи, книги, переводы.

– Как вы считаете, какие языки являются перспективными для будущих международников?

– Любые, поскольку международные отношения – это общение, соответственно, международник без хорошей регионоведческой и страноведческой подготовки будет «калекой». Любой язык любого региона, а желательно и не один, важен. Если человек берёт арабские страны, ему не обойтись без французского. Английский мы не рассматриваем даже в качестве дополнительного языка – это минимум, который нужен. Языки начинаются после английского. Если человек берёт Латинскую Америку, то понятно, что ему нужен испанский и португальский, здесь важно именно «и». Причём это несложно, ведь языки достаточно близкие. Безусловно, есть разделение на более перспективные и менее перспективные языки. С какими-то странами отношения более интенсивные, с какими-то менее, в каких-то странах есть проекты, в каких-то нет. Однако никто не может знать, когда это понадобится. Понятно, что бурный рост азиатских стран предсказывался, и в нём были многие уверены, а вопрос был только в сроках. Мы можем ожидать скорый рост интереса к АТР и Юго-Восточной Азии.

Между прочим, не стоит также упускать из виду постсоветское пространство, языки бывших советских республик было бы тоже неплохо учить и знать. Регион может не иметь таких серьёзных экономических перспектив, но с ним и дальше будут связаны перспективы безопасности. С другой стороны, идею «Большой Евразии» никто не отменял, более того, это наши ближайшие соседи, обязательно нужно их изучать, с ними работать и общаться. Неплохо было бы изучать языки, распространённые на территории России, например, татарский. Ведь язык – это средство общения людей: если есть люди, говорящие на этом языке и считающие себя носителями этого языка, язык будет оставаться.

– Какое у вас самое яркое «внеучебное» воспоминание за годы обучения в университете? Чем увлекались в свободное от учёбы время?

– В какой-то момент я увлекся ролевыми играми, как настольными, так и самим ролевым движением, которое в тот момент только зарождалось. Пожалуй, это было уже после возвращения из моей стажировки в Южной Корее. Тогда у нас были мечи из лыжных палок, кольчуги из гардинных колец. Однако уже было видно, как стремительно в материально-техническом плане это движение развивается. Это было невероятно интересно и весело. Я до сих пор общаюсь со своими приятелями из того периода, многим людям уже за сорок (а кому-то и за пятьдесят), но они по-прежнему продолжают ездить в леса что-то делать, во что-то играть, при этом будучи достаточно состоявшимися людьми в бизнесе, государстве и науке.

– Александр Валерьевич, прошло уже много лет с того момента, как вы закончили университет. Поддерживаете ли вы связь с вашими бывшими однокурсниками?

– С немногими, с небольшой компанией, которая сложилась в университете, четыре-пять человек, с ними мы и на сегодняшний день поддерживаем общение. Одного из них вы, наверное, знаете – это Дмитрий Полянский.

О работе в журнале «Россия в глобальной политике»  

– Александр Валерьевич, вы являетесь заместителем главного редактора журнала «Россия в глобальной политике». Чем отличается этот журнал от других в данной сфере, что делает его уникальным, по вашему мнению?

– Для наиболее полного ответа на этот вопрос вам следует также поговорить на этот счёт с Фёдором Александровичем Лукьяновым и Сергеем Александровичем Карагановым, поскольку они являются создателями этого журнала. Я пришёл в журнал три или четыре года назад, но знал о нём гораздо раньше. Этот журнал уникален своей идеей создания, он предполагался как российский Foreign Affairs и сформировал свою нишу, в которой существует и поныне. Он находится на стыке академической науки и публицистики. Фёдор Александрович называет это академической публицистикой или же интеллектуальной публицистикой. В последнее время он, в том числе и моими стараниям, взял больший крен в академику, но мы посчитали это возможным в силу того, что очень расширилась сама медийная платформа. Сейчас мы публикуем не только журнальные статьи, есть отдельные интернет-колонки на сайте, сам сайт серьёзно обновился, появился телеграм-канал, подкасты, благодаря этому журнал становится более современной платформой. В рамках этой платформы мы можем позволить себе некоторые эксперименты с форматами. Основную часть будут, как и прежде, составлять русскоязычные статьи, но их можно делать чуть более серьёзными и академичными. Зато мы публикуем гораздо больше того, что называется opinion – ярких, эмоциональных, провокационных, дискуссионных статей. Мы придумываем новые рубрики, и наполняемость сайта материалами растёт и, я надеюсь, будет расти и дальше.

Есть и англоязычная версия журнала, у которой также имеется свой сайт. Это строго академический журнал, который издаётся по всем правилам науки: это рецензируемое издание, двойное слепое рецензирование (когда автор не знает, кто его рецензирует, а рецензент не знает автора), причём это не один рецензент, два, три или больше. Журнал проиндексирован в научных базах данных, в Scopus, недавно подали заявку в Web&Science – ждём ответа.

– Освещению каких тем на сегодняшний день уделяется особое внимание в рамках журнала?

– Какие-то специфические темы сложно выделить. Даже какой-то регион, наверное. Мы стараемся успевать везде – в этом есть как достоинства, так и недостатки. То, что мы не ограничиваем себя каким-то заданным набором тем, даёт нам поле для манёвра. Однако это может восприниматься читателями как разбросанность и неспособность сосредоточиться, что для научного издания может быть не очень хорошо. При этом продолжает действовать один из изначально заложенных принципов – английская версия журнала должна демонстрировать уровень отечественной школы международников за рубежом. Поэтому нам важно иметь максимально широкий тематический охват, мы должны давать как эмпирику, так и теоретические статьи. Какие-то провокационно-полемические статьи также могут сделать номер более интересным.

– У «России в глобальной политике» есть свой телеграм-канал. Какую функцию он несёт и чем он кардинально отличается от самого вашего журнала?

– Телеграм-канал появился тогда, когда мы поняли, что не успеваем угнаться за современными медиаплощадками, нам нужно иметь своё лицо в медийном пространстве, быть более доступными. При этом телеграм-канал – это не журнал, он предоставляет новые степени свободы, позволяет реагировать на какие-то актуальные события практически мгновенно. Он гораздо более динамичный, но там очень жёстко лимитирован объём. Туда нет смысла давать большие статьи; два-три абзаца – это максимум, но на большие статья мы даём анонсы со ссылками. Помимо этого, телеграм-канал позволяет более широкую партнёрскую политику, более свободную, привлекать другие каналы. Если нам что-то интересно и потенциально будет интересно для читателя, мы можем это брать и предлагать. Мы стараемся не публиковать скучные статьи.

– Как вы видите дальнейшее развитие журнала и укрепление его авторитета в среде международных отношений?

– Нам кажется, что академическую нишу мы закрыли англоязычным вариантом журнала, а дальше должно расти качество статей, авторов. Нам также следует привлекать авторов ещё более известных и популярных. То же самое касается и русскоязычного журнала, но ему уходить в академизм нежелательно. Наша уникальная особенность – академическая публицистика – составляла и должна составлять основу журнала. Правда, в русскоязычном журнале мы начали делать сноски в статьях, хотя это уже прерогатива академических публикаций, а не публицистических.

С другой стороны, у нас публицистика довольна строгая, не настолько журнальная, как, например, в журнале «РБК» или «Власть», или «Профиль». Мы не так активно используем врезки. Мы исходим из того, что нас читают либо для того, чтобы из прочитанного извлечь какие-то новые для себя мысли, либо для того, чтобы повысить своё качество как специалиста. Нас читают достаточно подготовленные люди, которые глубоко и серьёзно интересуются международными отношениями, а их интерес простирается куда дальше, чем ток-шоу на НТВ или треш-ток на «Фейсбуке». Это те люди, которые обращают внимание на закономерности событий, на их динамику. Для них международные отношения – это не источник эмоционального любопытства, а источник пищи для ума.

Кинематограф, антиутопии, «Вышка» и туризм 

– Какой ваш любимый фильм, или тот, который повлиял на вас больше всего?

– Любимых много, однако не думаю, что какой-то фильм мог сильно повлиять. Наши военные фильмы – старые, чёрно-белые ещё: «В бой идут одни старики», «Нормандия – Неман». Милейший фильм из более-менее современных – «Дикари» про дикий отдых в Крыму. Ну и не наши тоже – «Аватар», «Однажды в Америке», спагетти-вестерны. Я люблю кино – это для меня развлечение, но при этом не то, чтобы я много его смотрел, времени нет.

– Чего не хватает современному высшему образованию или что, на ваш взгляд, следует изменить? Чем «Вышка» отличается от других вузов?

– В гуманитарных вузах нужно ввести курс логики с самого первого курса, а лучше ввести его и в старших классах школы. Можно также ввести курс риторики. Даже – лучше сказать – вернуть эти курсы.

Высшая школа экономики, мне кажется, это очень узкий, тесный мирок с достаточно ограниченными, но «вкусными» перспективами по завершению обучения. При этом это всё равно конвейер, попытка сбалансировать массовое и элитное высшее образование, что также практикуется ведущими университетами за рубежом. Предполагается, как мне кажется, что те, кто идут в «Вышку», отдают себе отчёт, с какой целью они это делают. То есть не просто за «корочками» о высшем образовании, а за какой-то серьёзной подготовкой, за знакомствами или за связями – неважно, но это осознанный и рациональный выбор.

– Что вам как специалисту по информационному аспекту международных отношений ближе: «1984» или «О дивный новый мир»?

– Знаете, они оба в равной мере далеки. Это выдающиеся в плане политической интуиции произведения. С литературной точки зрения, Хаксли сильнее, на мой взгляд, но это металитература, они ценны социально-политической интуицией. Не близки они мне, потому что это страшные истории, от такого хочется быть подальше. Язык всех социальных наук метафоричен в той или иной мере. Соответственно, метафоричные произведения, посвящённые таким экзистенциальным проблемам – это некое предупреждение, достаточно ясное, о том, куда могут привести самые лучшие намерения и самые худшие практики, которые при этом очень удобны для исполнения и контроля.

– Какую страну вы первым делом хотите посетить после возобновления авиасообщения со всеми странами?

– В Корею. Я был там после третьего курса – это была вторая группа советских студентов, которые поехали на стажировку в Южную Корею. Провёл там два года, а после этого ни разу там и не был. Интересно посмотреть, как там всё поменялось за тридцать лет.

Беседовал Николай Долгих 

Источник: https://globalaffairs.ru/articles/ideya-bolshoj-evrazii/



Минобороны публикует материалы о передовом отряде подольских курсантов, оборонявшем Москву
2021-10-18 08:32 Редакция ПО

Минобороны России опубликовало архивные документы о героизме передового отряда подольских курсантов, сдержавшего наступление немцев под Москвой зимой 1941 года. Материалы размещены в новом историко-познавательном разделе "Заслонили Родину собою. К 80-летию подвига подольских курсантов".

"Наиболее упорно и активно вел бой передовой отряд от 37 укрепрайона Малоярославецкого оборонительного рубежа в составе курсантских рот Подольского пехотного училища. Он в течение шести дней героически сдерживал наступление далеко превосходящих его сил противника. И только неустойчивость других частей вынуждала к преждевременному отходу", - приводят в Минобороны документ из "Истории боевых действий войск Московского военного округа".

По информации военного ведомства, к 13 октября в передовом отряде подольских курсантов было всего 334 бойца, вооружение которых составляли 336 винтовок, три ручных пулемета и три исправных орудия калибром 45 и 76 мм с боекомплектом в 260 снарядов. "Уже в первый день курсанты столкнулись с сильным артиллерийским и минометным огнем противника. Кроме того, немецкие войска обладали господством в воздухе", - отметили в Минобороны России.

Как говорится на страницах нового проекта, именно передовой отряд курсантов-пехотинцев выполнил свою задачу и задержал продвижение гитлеровских частей вдоль Варшавского шоссе, тем самым позволив основным силам подольских училищ занять позиции Ильинского укрепленного района.

Проблемы со снабжением

Во многих опубликованных документах особо отмечается, что подразделения курсантов героически оборонялись, невзирая на тяжелейшие проблемы со снабжением и нехватку личного состава. "Вот уже 12-й день Подольское пехотное училище упорно обороняет данную ему полосу и имеет громадные потери в людском и материальном отношении", - говорится в опубликованном боевом донесении штаба Ильинского боевого участка №3 от 17 октября 1941 года.

Как отмечается в документе, по итогам боев в укрепленном районе осталось два батальона курсантов, каждый из которых численностью по 120-150 человек. "Люди исключительно переутомлены, падают на ходу от переутомления; не обеспечены теплым обмундированием, нет перчаток, без шапок (в фуражках), у 60% рваная обувь. По двое суток не питаются", - также говорится в сообщении.

Более того, в донесении начальнику Политуправления Московского военного округа о работе Подольского пехотного училища в октябре 1941 года сказано и о больших проблемах со связью. "Средства связи почти отсутствовали, из имевшихся в наличии удалось установить связь только между штабом группы и командными пунктами батальонов. Связь командного пункта батальонов с ротами совершенно отсутствовала и осуществлялась только через связных курсантов, а между дотами и дзотами внутри рот - исключительно зрительной связью", - отмечается в документе.

Уничтоженная германская техника

Архивные документы раскрывают нанесенный подразделениями подольских училищ урон наступающим немецким частям. По информации российского военного ведомства, курсантами за время боевых действий уничтожили около 40 танков и бронетранспортеров, до 400 человек немецкой пехоты и несколько десятков бронетранспортеров и автомашин.

"Командир орудия курсант Юрий Добрынин, находясь под сильным минометным и пулеметным огнем, подбил шесть танков и две бронемашины противника", - отмечаются в опубликованных документах боевые успехи одного из бойцов. Также отметили подвиг командира взвода лейтенанта Ирадиона Мусеридзе, который уничтожил сразу шесть вражеских танков, исправив заклинившее орудие и ведя огонь по противнику вместо наводчика.

"С группой курсантов всю ночь сдерживал высоту у села Ильинское и неоднократно отбрасывал роту противника, пытавшегося овладеть мостом. При подходе подкрепления противник был отброшен за высоту", - говорится в наградных документах на курсанта Виктора Лакутина, еще одного героя тех боев.

О жесточайшем сопротивлении говорится и в опубликованных немецких документах. Строки оперсводок командования вермахта говорят об огромном значении укрепрайона, который обороняли "красные юнкера".

Источник: https://tass.ru/obschestvo/12539789



Как пандемия повлияла на качество образования в России и в мире
2021-10-18 08:42 Редакция ПО

Образование в условиях форс-мажора

Для учёных пандемия – это не только кризис, это редчайший шанс для проведения исследований влияния подобных ситуаций на систему образования. Влияние форс-мажорных событий, катастроф, терактов на качество образования и благополучие учащихся исследовалось и раньше: закрытие школ из-за снежных бурь, наводнений, землетрясений или даже терактов. Однако все эти исследования касались очень локальных ситуаций, не затрагивающих даже систему образования отдельного региона, не говоря уже об уровне страны или группы стран. Во всех из указанных выше исследований показано, что учащиеся школ, закрытых на время форс-мажорных обстоятельств, теряют в знаниях. Пандемия COVID-19 дала ряду учёных – в основном в тех странах, где налажена система мониторинга уровня знаний учащихся на разных этапах общего образования – совершенно новые возможности для проведения исследований.

Некоторые авторы уже сейчас проводят систематические обзорные исследования эффектов пандемии на качество образования. Показано, что происходящие изменения и закрытие школ усиливают образовательное неравенство. Широко представляются варианты реакции системы образования разных стран (в том числе и России). И всё это неудивительно – вынужденный переход на дистанционное обучение в 2020 году породил большое количество вопросов к системе образования, ответов на которые у нас до сих пор нет.

Политики от образования продолжают высказывать полярные мнения по поводу того, могут ли школы постоянно работать в дистанционном режиме. Во время первой и второй волны решением в большинстве стран стал переход на дистанционную форму обучения (ДО) на разные промежутки времени, а после этого дети вернулись к очному обучению. Про этот период я и буду говорить.

Кто-то теряет, а кто-то находит?

Если обобщить информацию из двух существующих на данный момент обзорных исследований (12), можно заключить, что эффекты от пандемии есть. В среднем они равны потере 2–3 месяцев обучения среди всех имеющихся исследований. (Здесь нужно оговориться: существуют разные системы перевода размеров эффекта, обычно измеряемых в стандартных отклонениях (SD) на шкале тех или иных результатов в месяцы обучения. Конвенция, используемая, например, в PISA, предполагает, что 0,4 SD = 1 году обучения или 8–9 месяцам.) Однако в связи с тем, что в отдельных исследованиях фиксируются и положительные эффекты во время перехода на дистанционный режим работы, общий разброс получается такой: от негативных эффектов на уровне около года обучения до позитивных на уровне 3–4 месяцев. Надо сказать, что наличие положительного эффекта – это скорее исключение, в большинстве исследований показаны негативные последствия либо их отсутствие. Ещё одно важное замечание: все исследования, описанные в обзорах, проведены в благополучных системах образования развитых стран с сильной экономикой.

Обобщая все эти данные, можно сформулировать три основных вывода: для младших школьников отрицательные последствия дистанта в среднем оказались сильнее, чем для старших; дети с низким социально-экономическим статусом потеряли в среднем больше, чем дети с высоким; дети с низкой успеваемостью теряют больше в математической грамотности, а у хорошо успевающих детей снижаются результаты по читательской грамотности.

Как проводились сравнительные исследования в России?

Для оценки эффектов пандемии на качество образования Институтом образования НИУ ВШЭ были использованы специальным образом обработанные результаты региональных тестирований за разные годы среди учащихся 4-х, 6-х и 8-х классов Красноярского края в 2019 году, до начала пандемии, и в 2021 году. Всего были использованы данные по 165 740 учащимся из 1047 школ и их филиалов. Указываемые в настоящей статье результаты и данные будут подробнее описаны в научной статье, которая выйдет в ближайшее время.

Данные имеют трехуровневую структуру: индивидуальные результаты учащихся группируются сначала по классам, а потом по школам. Исследуемые школы во всех годах были одни и те же, а состав учащихся в классах различался, поскольку разные когорты обучались на одинаковой ступени обучения. То есть уровень способности, например, четвероклассников 2019 года сравнивался с уровнем способностей уже новых четвероклассников в 2021 году.

Основной зависимой переменной в анализе являются стандартизированные результаты тестирования учащегося, выраженные в виде уровня способности. Для 4-х и 6-х классов тестирование проводилось по читательской грамотности, для 8-х классов – по естественно-научной. На уровне классов для контроля социально-экономической композиции (СЭК) учащихся использовалась переменная количества учащихся, хотя бы один из родителей которых имеет высшее образование. На основе распределения этого показателя выделены три равнонаполненные группы классов с низкой, средней и высокой композицией. На уровне школ учитывалась характеристика типа населенного пункта, в котором располагается образовательная организация. Помимо этого, применялся анализ на подвыборках для учащихся с самым высоким уровнем способности (25% самых высоких результатов в каждую из волн) и с низким (25% самых низких результатов).

У нашего исследования есть существенное количество ограничений: один регион, специфика мониторингов, разные когорты учащихся, особенности предметных областей. Однако в существующих условиях это наиболее релевантные данные, которые могут позволить ответить на вопрос о том, как пандемия сказалась на качестве российского общего образования. В дальнейшем мы обязательно посмотрим, каким образом можно увеличить надёжность наших выводов.

Результаты четвероклассников не снизились, показатели восьмиклассников вызывают тревогу

  • Потери учащихся 4-х классов в читательской грамотности практически отсутствуют. Ученики «пандемийной» когорты сдают тесты на том же уровне, что и их предшественники до пандемии. Это касается и разных групп по СЭК класса, и учащихся с разным уровнем достижений.
  • Ухудшение результатов учащихся 6-х классов в читательской грамотности есть – в среднем около 0,24 SD, что будет приблизительно равно 4 месяцам обучения и близко к средним результатам международных исследований. Усугубления неравенства мы здесь также не наблюдаем, скорее наоборот. Результаты падают сильнее для групп с высоким СЭК класса и высокими достижениями.
  • Самое серьезное падение показателей наблюдается среди учащихся 8-х классов в естественно-научной грамотности. Средний эффект составляет 0,87 SD, что превышает целых 2 года обучения. Здесь мы не видим роста неравенства в разрезе СЭК – дети из разных по СЭК классов теряют в результатах одинаково, зато видим различия для учащихся с разным уровнем достижений – больше потеряли учащиеся с низким уровнем успеваемости.
  • Во всех классах уровень грамотности внутри одной когорты сильно связан с СЭК класса – чем выше доля детей в классе из семей, где у родителей есть высшее образование, тем выше баллы детей в этом классе. Это касается и 4-х, и 6-х, и 8-х классов.

В ближайшее время выйдет научная статья по теме с развёрнутой дискуссией. В этом материале я отражу лишь наиболее общие положения и выводы. С одной стороны, мы видим, что четвероклассники не столкнулись с эффектами пандемии в принципе, а для шестиклассников потери в знаниях оказались существенными, но не больше, чем в исследованиях других стран – по сути, шестые классы потеряли в знаниях чуть меньше, чем суммарно провели на дистанте, но нужно помнить, что там были ещё и летние каникулы. С другой стороны, уровень естественно-научной грамотности учащихся 8-х классов оказался существенно ниже по сравнению с 2019 годом. Однако состояние естественно-научного образования в России было не очень благоприятным и в предыдущие периоды времени, если судить по результатам PISA. Вероятно, паниковать из-за этого стоило еще до начала пандемии.

Катастрофы не произошло, но требуются адресные меры

Предсказанного ранее катастрофического снижения качества для наименее благополучных детей в данном исследовании мы не видим, размеры эффектов для всех групп примерно одинаковые. Даёт ли такой вывод нам право игнорировать уже имевшиеся проблемы образовательного неравенства: ограниченность доступа к самым базовым ресурсам, необходимым для обучения, что давно было характерно для большой части российских детей? В первую очередь здесь я говорю о детях из неблагополучных семей, детях-мигрантах, детях с особыми образовательными потребностями, детях в удалённых сельских территориях. Даже вне контекста пандемии нужны новые меры поддержки учащихся в целях компенсации неравенства: адресные каникулярные и летние школы, усиленные программы работы с детьми из групп риска, массовые государственные программы тьюторинга для наименее обеспеченных семей.

Вероятно, главным уроком пандемии для российской системы образования и политиков должно стать отсутствие возможности оценить эффекты пандемии для подавляющей части страны. Причина этого проста – в России нет национальных мониторинговых исследований, позволяющих стабильно оценивать прогресс базовых навыков учащихся на разных этапах школьного обучения.

Поэтому нам необходимы систематические исследования, которые позволили бы не только валидно и надежно оценивать эффекты пандемии, но и в принципе выстраивать образовательную политику с опорой на прозрачные и интерпретируемые данные.

Роман Звягинцев,
младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования
имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/14/quality_of_education/18285-kak_p...



Эксперт Серенко указал на «тревожные» сигналы из Афганистана
2021-10-18 08:51 Редакция ПО

«Они ( талибы (организация запрещена в России) — Прим.ред.) не прекратили подготовку боевиков в своих лагерях. Они вроде как победили везде, больше не с кем воевать, но тогда возникает вопрос, для чего они тогда готовят смертников, для чего они готовят новых боевиков, для чего они сегодня в Кабуле создали так называемый 19-й отдел полиции, который полностью упакован смертниками?» — сказал он.

По словам Серенко, он также не понимает, зачем в Афганистан сегодня прилетают иностранные боевики.

«Не менее двух тысяч иностранных боевиков прилетело с Ближнего Востока», — отметил эксперт.

По мнению Серенко, все это является тревожным знаком, так как талибы не контролируют ситуацию в Афганистане. По этой причине, подчеркнул он, Россия должна быть готова к новым вызовам со стороны Южной Азии.

«Все это напрямую угрожает России. Не только Центральной Азии. А для России безопасность Центральной Азии является частью ее собственной национальной безопасности», — констатировал Серенко.

Ранее стало известно, что представители радикального движения «Талибан» подтвердили свое участие в консультациях по Афганистану в московском формате, которые запланированы на 20 октября.

«Талибан» объявил об установлении полного контроля над Афганистаном 15 августа 2021 года, движение захватило все крупные города и погранпереходы. Впоследствии боевики заявили о своей полной победе в стране и сформировали новое правительство.

Источник: https://www.gazeta.ru/politics/news/2021/10/15/n_16697923.shtml



Предстать перед стыдом. Почему порядочные сволочи потеснили порядочных
2021-10-18 09:04 Редакция ПО

Индикаторы нравственности

Меня поразил случай, о котором недавно поведало ТВ. Возвращаясь с веселой охоты, местный депутат сбил школьницу, скрылся, и девочка, не получив своевременной помощи, погибла. Дальше негодяй долго морочил следственные органы: то был за рулем, то не был, то память отшибло… Размахивал неприкосновенностью. Лично я депутатскую неприкосновенность понимаю так: народный избранник не должен даже прикасаться к чему-либо предосудительному. А как еще? Наконец, когда поднялась возбужденная журналистами общественность, мерзавцу дали-таки несколько лет колонии-поселения. Однако, покидая с вещами суд, он с улыбкой сообщил, что скоро вернется и продолжит свою работу на благо региона. И ведь вернется, к гадалке не ходи! 

Увы, у нас стыдобоязнь упала ниже нулевой отметки. Вы давно слышали в разговорах слово «репутация» или выражение «порядочный человек»? Я давно. «Репутационные риски» — да. «Порядочная сволочь» — частенько… Общественное мнение как индикатор нравственности давно у нас не работает.  Этот механизм сломался еще в ту пору, когда «красные директора» приватизировали заводы-гиганты, барыги скупали мешками ваучеры, первые нувориши гнали ядовитую водку, чиновные искусствоведы выковыривали камушки из музейных окладов, безголосые звезды разевали рты под фанеру, а прокуроры за тройное убийство требовали высшую по тем временам меру: три года условно. С тех пор починкой общественного мнения никто не занимался. И других лидеров у нашего общественного мнения быть не может. В школе для дебилов даже отличники — слабоумные.

Или вот еще случай. Мандатодержатель (не буду уточнять, какой палаты), уличенный в давних, но многомиллионных махинациях, спешно покидает Отечество и отсиживается за рубежом. Время в роскошной недвижимости бежит быстро, да и следователи попались какие-то нерасторопные. Короче, истекает срок давности, грехи обнуляются. Избранник, вернувшись в Россию, с гордо поднятой головой входит в зал заседаний. И, хотя он не оправдан, а просто так вышло, коллеги бросаются пожимать ему руку, поздравлять со счастливым завершением недоразумений. Он в ответ мило улыбается, мол, ну что вы, на моем месте мог оказаться каждый. И это элита? Побойтесь Бога! 

Оправдание измены

Мне кажется, самое время вводить в наш обиход слово «псевдоэлита». Пора! Справедливости ради скажу: качеством элит недовольны везде и всегда. Но мы, кажется, дошли до состояния сыра рокфор, когда чем больше плесени, тем лучше. Вопрос — кому лучше? Обычно как пример монолитной и качественной элиты приводят партийцев первой половины советской эпохи. Так-то оно так… А про регулярные чистки партийных рядов забыли?  Нет, я не о репрессиях. Это отдельный и сложный разговор. Я о чистках номенклатуры с точки зрения деловых и моральных качеств. Отвыкли. Зря.    

Причин формирования «псевдоэлиты» в России немало. Одна из них — лукавое оправдание измены 1990-х. Ничего хорошего не предвидится, пока мы будем гордиться преподавателями истмата, которые 21 августа 1991-го проснулись убежденными антикоммунистами и начали жечь партбилеты, как шифровки из Центра, когда гестапо стучит в дверь. Да, предатели — такие же делатели революций, как и романтики. Но гордиться-то ими зачем? Ведь и путинскую Россию они могут сдать с тем же успехом, как сдали советскую. Политтехнологии, а точнее, манипуляции привели к тому, что наверху у нас оказываются зачастую не лучшие, не самые образованные, не самые толковые, а те, на кого «выдвинулись».  Вернулось-таки это старое словечко! Почему выдвинули? Кто ж знает! 

Демократия — это, конечно, не лобио кушать. Объясните, пожалуйста, что за эпидемия отказа от мандатов охватила вдруг многих нынешних списочных депутатов, уступающих места нижестоящим? Это что за развитой феодализм? Мол, я передумал… А если электорат передумает? Тогда как? Стоит ли удивляться, что иные выдвиженцы по окончании карьеры — вынужденной или добровольной — оказываются на ПМЖ с чадами и домочадцами далеко от России-матушки. Ни в чем себе не отказывают, да еще «Рашку» в блогах  поругивают. Иные рыцарское себе достоинство прикупают,  чтобы попасть в настоящую элиту… 

Кто начнёт работу над ошибками?

Теперь об интернете и лидерах общественного мнения. Периодически возникают скандалы с простодушными и безграмотными блогерами, сникавшими миллионы подписчиков либо демонстрацией телес, либо курсами собачьего маникюра, либо детальным описанием своего обеденного стола, а потом и стула. Всякий раз мыслящая часть общества восклицает: «Как, почему? Безобразие». Балбесы и неучи гребут деньги лопатой. Гребут. А разве у нас олигархами самые умные и честные стали? Почему никого не удивляет, что наши высокие чиновники и избранники иной раз демонстрируют такой уровень образования, что начинаешь жалеть об отмене в школе телесных наказаний? А регулярные конфузы с купленными дипломами и плагиатом! Вот сейчас гремит скандал вокруг Марины Раковой, еще недавно работавшей заместителем министра просвещения. Ну хоть бы кто-нибудь заметил, что эта привлекательная дама умудрилась окончить невероятно сложное Высшее училище имени Баумана за два года, а потом уехала к себе на Алтай завершать образование в местном частном вузе. У нас в стране есть Отдел кадров?  

Мы живем в обществе, где стыдно быть бедным, честно работая с утра до ночи, а вороватым и малограмотным — ничуть. Что тут нового? «Похвала глупости» и «Горе от ума» когда еще написаны! Думаете, начитанный Шекспир из кровожадности превращал свои трагедии в бойни? Нет, ему надо было переманить зрителей с городской площади, из балагана, где показывали бородатых женщин, сиамских близнецов, где фокусник доставал из шляпы целого жареного гуся. Понадобились столетия, чтобы театр стал достаточно массовым зрелищем, а теперь он стремительно превращается в балаган для псевдоэлиты. 

Вот недавно общественность возмутилось из-за того, что на сцене академического МХАТа им. Горького возникла предосудитительная блогерша Ольга Бузова. Нынешний худрук Бояков простодушно объяснил: мол, надо же зрителей  как-то привлекать! Вот оно что! При Дорониной, значит, зрители безо всякой Бузовой толпами в этот театр на спектакли ходили, а после скандального изгнания великой артистки из родного театра туда «бузовыми» заманивают. Почему? А потому, что к руководству учреждениями культуры сплошь и рядом прорвалась та самая псевдоэлита. У Боякова, к вашему сведению, нет даже театрального образования. Он менеджер, извините за выражение. А те, кто споспешествовал, уверен, никогда не бывали в его подвальной «Практике», где со сцены несся такой густопсовый мат, что седые прапорщики падали в обморок. Кто-нибудь ответил за это дикое назначение и разгром национального достояния — МХАТа имени Горького? Никто.

Как это ни странно звучит, но интернет во многом отбросил нас назад, став грандиозной ярмаркой невежества, где глупец выглядит мудрецом среди глупейших. От клоунов ведь никогда диплома о высшем образовании не требовали. Забавляет публику — и ладно. Вы только почитайте тексты блогеров, эти люди сплошь и рядом понятия не имеют о знаках препинания, проверяемых гласных, слитном и раздельном написании. Как слышат, так и пишут, да и то с ошибками. Неужели нельзя придумать такое устройство, чтобы блогера за допущенную орфографическую ошибку бил электрический разряд — по нарастающей? В конце концов они или засядут за учебники и или бросят это занятие, или падут смертью храбрых в бою за право на невежество. Кстати, к ноутбукам чиновников и депутатов такое устройство тоже подключить не мешало бы… 

Шутка, конечно, хотя дела-то нешуточные. Россия невольно втянута в необъявленную войну с объединенным Западом. Таких угроз в адрес нашей страны я еще не слышал. Но в последнее время наши верхи стали друг перед другом хвалиться попаданием под санкции, как еще недавно — замками в Нормандии. Это обнадеживает. Ведь любая война — схватка элит. Пока успокаивает и тот факт, что у них там разгул псевдоэлит похлеще нашего. Геополитический трепет можно измерять в «макронах», а глобальное нахальство — в «борис-джонсонах». Выиграет противоборство не тот, у кого ракеты шибче, а тот, кто раньше избавится от позорного приростка «псевдо-». Говорят, кандидатов в губернаторы у нас теперь отправляют на курсы повышения квалификации. Хорошо бы начинать с русского языка: объяснять кандидатам в национальную элиту, от какого корня происходит «кормило».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://aif.ru/society/opinion/predstat_pered_stydom_pochemu_poryadochny...



Андрей Фурсов. Как будет устроена новая пирамида власти
2021-10-18 09:07 Редакция ПО
lenta_video: 


Андрей Фурсов. Как будет устроена новая пирамида власти
2021-10-18 09:07 Редакция ПО


цитата
2021-10-18 09:09 Редакция ПО
Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.


18 октября в истории России
2021-10-18 09:11 Редакция ПО

1723. На острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт. С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

1812. В ходе Отечественной войны у с. Тарутино (Калужская губ.) состоялось сражение между русскими и французскими войсками. Русские войска под руководством М.И. Кутузова атаковали авангард французской армии, которым командовал И. Мюрат, и, нанеся ему серьезные потери, заставили французов отступить. Это была первая крупная тактическая победа русской армии накануне начала контрнаступления. Тарутинский бой имел большое значение для подъёма боевого духа русских солдат.

1867. Аляска передана США. Аляска, открытая в 1732 г. русской экспедицией под руководством М. Гвоздева и И. Федорова, была единственным владением России в Северной Америке. Договор о продаже Россией Аляски и Алеутских островов США был подписан 30 марта 1867 г., а 18 октября того же года прошла церемония официальной передачи Русской Америки Соединенным штатам в обмен на чек на сумму 7,2 млн. долларов.

1878. Эдисон делает электричество доступным для домашнего использования.

1883. В Петербурге на месте убийства Александра II заложен храм Спаса на крови (Храм Воскресения Господня).

1906. В России вышел указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями в отношении государственной службы, свободы выбора постоянного места жительства, об отмене телесных наказаний по приговору волостных судов.

1907. В Петербурге состоялся пробный рейс первого в городе омнибуса-мотора (прототип современного автобуса).

1916. В Хабаровске был открыт последний участок Транссибирской магистрали – мост через реку Амур.

1920. В Москве в помещении Дома печати состоялся I Всероссийский съезд пролетарских писателей, на котором присутствовало 142 чел.

1921. Издан декрет об образовании Крымской автономии в составе России.

1924. СНК принял Декрет об обязательных прививках против оспы.

1941. Началась Крымская оборонительная операция войск 51-й армии (генерал-полковник Ф.И. Кузнецов) и Приморской армии (генерал-майор И.Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом. Ведя тяжёлые бои, Приморская армия отошла к Севастополю, а 51-я к Керчи, откуда была эвакуирована на таманский полуостров. Попытки врага с ходу захватить город были сорваны. Началась героическая оборона Севастополя.

1941. В Токио арестован советский разведчик Рихард Зорге. 19 мая 1941 г. Зорге сообщил в Москву точную дату предстоящего вторжения немецко-фашистских войск в СССР. Позже он передал советскому командованию информацию о решении Токио не начинать войну против Советского Союза до весны 1942 г. Это позволило СССР перебросить на Запад с Дальнего Востока 26 сибирских дивизий.

1942. В блокадном Ленинграде состоялось открытие Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

1947. В 10 часов 47 минут утра под руководством С. Королева был осуществлён первый в нашей стране пуск баллистической ракеты А-4. Запущенная с ракетного полигона Капустин Яр, что в 90 км к юго-востоку от Сталинграда, ракета поднялась на высоту 86 км, пролетела более 200 км, однако разрушилась в плотных слоях атмосферы. Об успешном запуске сразу же доложили в Кремль.

1960. Лётчик-испытатель Г.И. Турьянов с заводского аэродрома в г. Таганроге произвёл первый полёт самолёта-амфибии Бе-12 «Чайка». Первый взлёт с воды осуществил в том же году лётчик-испытатель П.П. Бобров. На Бе-12 установлены 42 мировых рекорда.

1962. В Москве открыт Музей-панорама «Бородинская битва».

1967. Космическая станция «Венера-4» получила первые научные данные с поверхности Венеры.

1991. Последнее заседание Президиума Верховного Совета СССР.

1991. СССР и Израиль восстановили дипломатические отношения, прерванные в 1967 г.

1995. Украина вступила в Совет Европы.

2011. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали Договор о зоне свободной торговли в СНГ.



А. Алесина - "Либерализм - это левая идея"
2021-10-18 09:24 Редакция ПО

Традиционное для Европы деление всего политического спектра на правые и левые силы, где правые выступают за свободный рынок и выражают интересы крупного бизнеса, а левые защищают бедных и трудящихся и ратуют за государственный контроль над рынком, сегодня уже такой же анахронизм, как термин "индустриальные экономики" в применении к наиболее развитым странам.

В современной Европе государственные монополии вступили с профсоюзами в негласный сговор, направленный на ограничение свободы рынка и конкуренции, на сохранение привилегий госслужащих-дармоедов, против молодых и инициативных, и против наименее обеспеченных и социально защищенных граждан.



В избранное