Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Латиноамериканская цивилизация в системе мировых геоцивилизаций



Латиноамериканская цивилизация в системе мировых геоцивилизаций
2021-10-23 09:44 Редакция ПО

Актуальность темы

Данная статья заключает в себе цель проанализировать актуальность следующей проблемы исследования: специфика латиноамериканской цивилизационной общности и её место в глобальной структуре геоцивилизационных координат.

В современных условиях глобализационных изменений, финансовых и политических кризисных явлений, массовой цивилизационной миграции и конфликтных ситуаций происходит изменение баланса сил и интересов в мире. С новой мощью прорастают корни локальных цивилизаций. Бывшие периферийные общности преобразуются в настоящие политические и экономические силы с собственным взглядом на мир, поэтому особую актуальность приобретает тема цивилизаций, их основания, развития, взаимодействия, отличительных особенностей, роли и места в современной мировой политической системе в рамках процессов регионализации. Наибольший интерес здесь представляет цивилизация Латинской Америки, являющая собой новые реальные политические, экономические и культурные силы.

Категория «цивилизация» – неоднозначный феномен. Сам термин произошёл от латинского слова civilis, что означает воспитанный, гражданский, государственный, политический. Одним из первых, кто ввёл понятие цивилизации в научный оборот, был историк и философ Адам Фергюсон. Изначально под данным термином подразумевалось не что иное, как ступень всемирно-исторического процесса, характеризующаяся достижениями определённого уровня социального прогресса, существованием социальных классов, письменности, городов. Выделялось три стадии общественного развития: дикость, варварство и цивилизация. В XVIII–XIX вв. разработанная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории человечества пользовалась активной поддержкой в научной среде. В этот период концепции цивилизации носили европоцентристский характер. Немного позже, в конце XIX – начале XX веков, появились так называемые теории локальных цивилизаций как неких целостных социально-экономических, политических систем с самобытными духовными традициями и территориальными границами [1].

На сегодняшний день содержание понятия «цивилизация» почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах является наиболее неопределённым и размытым. В методологическом плане существуют различные подходы к интерпретации вышеуказанного термина. Достаточно новыми являются концепции «конца истории» Ф. Фукуямы [2] и «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона [3]. Обе концепции используют понятие «цивилизация», под которым подразумевается определённая ценностная или религиозная система.

Латинская Америка как цивилизационная общность возникла в истории не так давно. Она сформировалась на базе португальских и испанских колоний в Южной и Центральной Америке. О латиноамериканской цивилизации как об автономном историческом субъекте, обладающем своей несомненной логикой саморазвития, можно говорить только начиная с XVIII века. Фактически, это самая юная цивилизация на планете, и уже в силу указанного обстоятельства она не может быть полностью оформленной.

Область распространения латиноамериканской цивилизации включает в себя государства и территории, которые находятся на южноамериканских континентах от Рио-Гранде до мыса Горн. В это сообщество также можно добавить страны Латино-Карибского бассейна.

Латинская Америка принадлежит к той разновидности цивилизаций, которые получили относительную характеристику «пограничные», то есть находящиеся между Западом и Востоком. Для Латинской Америки типично сочетание в области одной социокультурной системы абсолютно разных вариантов разрешения противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидуумом и обществом, традиционной и инновационной гранями культуры. Так, с одной стороны, для латиноамериканцев характерно сильнейшее влечение к христианской религии, с другой – явное стремление сохранить мифологическое сознание и отношение к миру. Чётко проявившаяся в ходе цивилизационного процесса в регионе тенденция к повиновению природным ритмам столкнулась с прямо противоположной – рвением приспособить природу к человеческим нуждам вплоть до мысли её полного подчинения человеческой воле. Тенденция подчинения личности социуму, которая ярко проявлялась на протяжении всей истории Латинской Америки, граничит с крайним индивидуализмом, тягой к полному своеволию и беспредельной свободе. Рвение неуклонно соблюдать традиции, никак не видоизменяя сложившийся уклад жизни, не раз вступало в противоречие с тенденцией к безусловному отречению от прошлого [4].

Итак, у Латино-Карибской Америки имеется ряд общих признаков, отличающих её от всего остального мира, а именно:

1) политическое и социокультурное сходство, включающее лингвистическое родство;

2) господство универсальной религии – католичества;

3) единое доколумбовое и колониальное прошлое;

4) «запоздалое» вовлечение в экономический и политический мировые процессы [5].

В настоящее время государства Латинской Америки пытаются найти точки соприкосновения для дальнейшего углубления интеграции на основе единой цивилизационной идентичности. Итог этих действий зависит не только от народов, населяющих эти страны, но и от правительств государств региона, потому что именно ими осуществляется сотрудничество в рамках межправительственных объединений и субрегиональных организаций. Интеграция на базе единых исторических и культурологических особенностей видится вполне вероятной, невзирая на экономическое и политическое воздействие снаружи, влияющее на последующую судьбу ещё формирующейся латиноамериканской цивилизации.

Таким образом, можно сделать вывод, что Латинская Америка – это совершенно особенный человеческий мир, скрывающий в себе возможности реализации разных альтернатив цивилизационного развития. Имеются две альтернативы такого рода: либо латиноамериканский регион окончательно утверждает свой статус особой цивилизации «пограничного» типа, качественно отличной как от Запада, так и от Востока, либо он преобразуется в составную часть цивилизационной системы Запада, кардинально отличающуюся от исторических центров данной системы. Борьбу этих двух альтернатив можно наблюдать на протяжении всей истории Латинской Америки XIX-XX вв. вплоть до сегодняшнего дня.

Ссылки:

1. Мельников А.П. Цивилизация как социополитический, культурный и исторический феномен // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. С. 20-28.

2. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-155.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. С. 33-48.

4. Yanes F.J. A Glance at Latin-American Civilization. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/29738008.pdf?refreqid=excelsior%3A7361026098eb70604526fcca64ce4f47 (дата обращения: 05.10.2021).

5. Емельянов А.И. Роль латиноамериканской цивилизации в современной мировой политической системе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 9-15.

Список литературы:

Источники на русском языке:

1. Вебер M. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пред. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. C. 67-84.

2. Емельянов А.И. Роль латиноамериканской цивилизации в современной мировой политической системе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 9-15.

3. Емельянов А.И. Латинская Америка: зарождение нового геополитического центра силы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 21-32.

4. Киселев С.Г. Геоцивилизация // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 172-174.

5. Киселев С.Г. Локальные цивилизации // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М., СПб., Нью-Йорк, 2006. С. 493-494.

6. Мельников А.П. Цивилизация как социополитический, культурный и исторический феномен // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. С. 20-28.

7. Тойнби А. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. 640 с. C. 97-108.

8. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-155.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. С. 33-48.

10. Шемякин Я.Г. Отличительные особенности "пограничных" цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 96-114.

11. Шемякин Я.Г. И вновь о Латинской Америке, одновременно единой и многообразной // Латинская Америка. 2017. № 3. С. 5-14.

12. Элиас H. Цивилизация как процесс роста рационального самоконтроля человека // О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб: Универсальная книга, 2001. С. 107-110.

13. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с.

Источники на иностранных языках:

1. Bandeira M. Formação do Império Americano (Da guerra contra a Espanha à guerra no Iraque). Brasil, Rio de Janiero: Civilização Brasileira, 2006. 682 p.

2. Carlos Tünnermann B. América Latina: identidad y diversidad cultural. El aporte de las universidades al proceso integracionista // Polis. 2007. No. 18. pp. 1-18.

3. Eisenstadt S.N. Political Systems of Empires. N.Y., 1963. 828 p. pp. 61-94.

4. Grenni H. América Latina: cultura e identidad // Revista entorno // Universidad Tecnológica de El Salvador. 2015. No. 58. pp. 34-41.

5. Paz О. El laberinto de la soledad. Mexico, 1981. pp. 93.

6. Vladímir M. Davydov Latinoamérica: rutas del desarrollo y lazos con Rusia. Percepción desde Moscú. Moscú, ILA ACR, 2016. 147 p.

7. Wilkinson D. Spatial-Temporal Boundaries of African Civilizations Reconsidered // Comparative Civilizations Review. 1994. 61 p.

8. Wright Q. A Study of War. Chicago, 1942. pp. 106-117.

9. Yanes F.J. A Glance at Latin-American Civilization. URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/29738008.pdf?refreqid=excelsior%3A7361026098eb70604526fcca64ce4f47 (дата обращения: 05.10.2021).

Эллина Стаханова, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета



Латиноамериканская цивилизация в системе мировых геоцивилизаций
2021-10-23 09:46 Редакция ПО

Обзор литературы

В настоящее время имеется немало исследований, посвящённых латиноамериканской цивилизационной общности, её месту и роли в современной системе мировых геоцивилизаций. Они охватывают её исторические, политические, социокультурные, экономические, этнические и иные аспекты, а также разные временные промежутки, поскольку вышеупомянутая общность, не являясь статическим объектом, с каждым десятилетием проявляет собственное «я». В интересах понимания процесса становления, основ и перспектив Латинской Америки как цивилизации, целесообразно изучить имеющуюся литературу. В массиве литературы и источников можно выделить несколько групп.

Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные работы, посвящённые цивилизационной теории [1]. В этих трудах анализируются и исследуются трансформация понятия цивилизации и её критерии, актуальность исследования феномена геоцивилизации, а также основные этапы формирования и развития теории цивилизации, на базе чего возможно исследование латиноамериканской культурно-исторической общности.

Внимания также заслуживают работы Киселева С.Г. Так, в статье «Метод цивилизационного анализа в геополитике и геостратегии» рассматривается метод цивилизационного анализа геополитических процессов. А в монографии «Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России», в свою очередь, даётся анализ проблем возникновения, развития и взаимодействия локальных цивилизаций, их современного состояния и перспектив.

Вторую группу источников составляют исследования о развитии цивилизационного подхода по отношению к изучению Латинской Америки и фундаментальные труды отечественных учёных-латиноамериканистов по истории региона, идейно-политической и социально-экономической проблематике, культуре и этнологии [2]. Данная литература актуальна и на сегодняшний день, поскольку именно в ней демонстрируются реалии континента в своём развитии.

Из диссертаций здесь следует упомянуть работу Авдеева К.Е. «Становление латиноамериканской цивилизации: социально-философский анализ», в которой рассматриваются цивилизационный подход применительно к Латинской Америке, этапы становления латиноамериканской цивилизации и её самоидентификация, определяются характерные черты региона и основные тенденции развития.

Третью группу источников составляют современные российские, английские, испанские и латиноамериканские научные исследования, посвящённые современной латиноамериканской цивилизации, её отличительным особенностям, месту в глобальном цивилизационном поле и перспективам Латинской Америки в системе мировых геоцивилизаций [3]. Особый интерес среди отечественных исследований представляют работы Емельянова А.И. и Шемякина Я.Г., специализирующихся на латиноамериканской цивилизации. Ключевыми аспектами в работах Емельянова Антона Игоревича являются место Латинской Америки в рамках процессов регионализации в различных регионах, роль латиноамериканской цивилизационной идентичности в современной политической системе, возрастающий потенциал латиноамериканской геоцивилизации в качестве нового актора в мировом политическом процессе и перспективы региона. Работы Шемякина Якова Георгиевича посвящены генезису латиноамериканской цивилизации, её основным чертам, цивилизационному процессу в Латинской Америке, а также цивилизационной компаративистике: сравнительному изучению латиноамериканской и других геоцивилизаций. Статья Забельниковой О.В. «Цивилизационные процессы Латинской Америки в дискуссиях крупнейших мыслителей и учёных» раскрывает уникальность латиноамериканского региона, затрагивает проблему специфики цивилизационных процессов в Латинской Америке и освещает позиции видных мыслителей и учёных касательно сущности латиноамериканской цивилизации.

Среди зарубежных исследований стоит отметить статью Карлоса Тюннермана Бернхайма «Латинская Америка: самобытность и культурное разнообразие. Вклад университетов в интеграционный процесс» (Carlos Tünnermann Bernheim, «América Latina: identidad y diversidad cultural. El aporte de las universidades al proceso integracionista»), где обсуждаются процесс формирования латиноамериканской цивилизационной идентичности, её особенности и влияние на мировую политику. Также можно упомянуть статью Франсиско Дж. Янеса «Взгляд на латиноамериканскую цивилизацию» (Francisco J. Yanes: A Glance at Latin-American Civilization), в которой поэтапно раскрывается процесс становления латиноамериканской геоцивилизации, приводятся её характерные черты.

Четвёртую группу источников составляют работы российских и зарубежных исследователей, описывающие текущее состояние и перспективы развития межгосударственных отношений между Российской Федерацией и странами латиноамериканского региона [4].

Таким образом, научная литература, касающаяся тематики данного исследования, весьма разнообразна. Однако латиноамериканская цивилизационная общность, даже при существующей огромной литературе по геополитике, истории, культуре, политике, религии, философии и экономике стран Латинской Америки, до сих пор не была объектом комплексного изучения.

Ссылки:

1. Вебер M. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пред. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. C. 67-84.; Емельянов А.И. Особенности геополитических процессов в современной мировой политике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 1 (842). С. 9-21; Ерасов Б.C. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. 524 с.; Киселев С.Г. Цивилизация и война: монография. М.: Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, 1998. 274 с.; Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М.: Издательство «Известия», 2002. 368 с.; Киселев С.Г. Геоцивилизация // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 172-174; Киселев С.Г. Локальные цивилизации // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М., СПб., Нью-Йорк, 2006. С. 493-494; Киселев С.Г. Метод цивилизационного анализа в геополитике и геостратегии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 1 (838). С. 34-41; Киселев С.Г. Стадиальный и пространственно-локальный подходы к формированию дефиниции «цивилизация» в кн. Наука без границ: синергия теорий, методов и практик. материалы Международной научной конференции. отв. ред. О. К. Ирисханова. Москва, 2020. С. 42-45; Конфисахор А.Г. Политико-психологические основы глобальной геополитики: дис. ... д-ра наук. СПбГУ, Санкт-Петербург, 2020. 276 с.; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. M.: Политиздат, 1992. 543 с.; Тойнби А. Постижение истории. СПб.: Академический проект, 2019. 802 с.; Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М.: АСТ, 2011. 320 с.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис (Политические исследования). 1994. № 1. С. 33-48; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2016. 640 с.; Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с.; Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997. 352 с.; Яковец Ю.В. Глобализация взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003. 411 с.

2. Авдеев К.Е. Становление латиноамериканской цивилизации: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Рос. гос. торгово-эконом. университет, Москва, 2010. 166 с.; Гончарова Т.В., Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М.: ИЛА РАН, 1995. Кн. 1. 145 с., кн. 2. 168 с.; Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М.: Наследие, 1997. 320 с.; Grenni H. América Latina: cultura e identidad // Revista entorno // Universidad Tecnológica de El Salvador. 2015. No. 58. pp. 34-41.

3. Емельянов А.И., Манохин И.В. Роль латиноамериканской цивилизационной идентичности в формировании современной мировой политики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. № 17 (756). С. 136-145; Емельянов А.И. Роль латиноамериканской цивилизации в современной мировой политической системе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 1 (778). С. 9-15; Емельянов А.И. Латинская Америка: зарождение нового геополитического центра силы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 21-32; Емельянов А.И., Крючкова В.С. Латиноамериканский вектор во внешнеполитических стратегиях ключевых акторов мировой политики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 3 (840). С. 59-70; Забельникова О.В. Цивилизационные процессы Латинской Америки в дискуссиях крупнейших мыслителей и ученых в кн. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. Минск: РИВШ, 2018. С. 138-145; Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. М., Наука, 1987. 190 с.; Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М., Наука, 2001. 392 с.; Шемякин Я.Г. И вновь о Латинской Америке, одновременно единой и многообразной // Латинская Америка. 2017. № 3. С. 5-14; Шемякин Я.Г. Рождение цивилизации. Размышления над книгой А.Ф.Кофмана // Латинская Америка. 2018. № 6. С. 30-45; Yanes F.J. A Glance at Latin-American Civilization // The Journal of Race Development. 1914. Vol. 4. No. 4. pp. 381-397; Carlos Tünnermann B. América Latina: identidad y diversidad cultural. El aporte de las universidades al proceso integracionista // Polis. 2007. No. 18. pp. 1-18.

4. Емельянов А.И. Основные направления сотрудничества между Российской Федерацией и странами Латинской Америки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 2 (688). С. 45-50; Шемякин Я.Г. Отличительные особенности "пограничных" цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. 2000. № 3. С. 96-114; Шемякин Я.Г. Россия и Латинская Америка как цивилизации: попытка сравнения // Мир России. 2016. № 1. С. 154-180; Шемякин Я.Г. Идентичность цивилизационного уровня в социокультурном «пограничье»: Россия, Латинская Америка и Иберийская Европа в сравнительно-историческом контексте в кн. Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в ибероамериканском и российском научном пространстве. материалы III Международного конгресса. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2020. С. 489-493; Vladímir M. Davydov Latinoamérica: rutas del desarrollo y lazos con Rusia. Percepción desde Moscú. Moscú, ILA ACR, 2016. 147 p.

Эллина Стаханова, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета



В избранное