Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Научные подходы к внешней культурной политике современной Испании



Научные подходы к внешней культурной политике современной Испании
2021-10-26 13:47 Редакция ПО

Обзор литературы

В настоящее время имеется немало исследований, посвящённых внешней культурной политике. Они охватывают её различные аспекты и разные временные промежутки. В интересах понимания внешней культурной политики Испании целесообразно изучить имеющуюся литературу и сложившиеся подходы. В массиве литературы и источников можно выделить несколько групп.

Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные исследования о внешней культурной политике [1]. В этих работах исследуется и анализируется понятие внешней культурной политики, актуальность исследования этого феномена, основные направления и теории, соответствующие современным реалиям.

Вторую группу источников составляют официальные документы, такие, как Конституция Испании и различные документы Министерства иностранных дел Испании, регламентирующие внешнюю культурную политику Испании [2]. С помощью данных документов можно определить приоритетные направления внешней культурной политики.

Третью группу источников составляют современные российские, испанские, английские и американские научные исследования, посвященные внешней культурной политике Испании на современном этапе [3]. Особый интерес среди отечественных исследований представляют работы Боголюбовой Н.М. и Николаевой Ю.В., которые являются специалистами в области внешней культурной политики Испании. В основном, они затрагивают такие темы, как роль культуры в международных отношениях и важность межкультурного диалога, оказывающего значительное влияние на внешнюю культурную политику Испании.

Для понимания становления современной внешней политики государства можно рассмотреть монографию Натальи Аникеевой «Внешняя политика Испании в XX-XXI вв.» (Política exterior de España en los siglos XX y XXI), которая представляет собой исследование внешней политики Испании с 1976 по 2004 года. Именно в 2004 году был принят первый документ, которые был посвящён культуре стране.

Особого внимания также заслуживают работы Пупышевой М.В., которые посвящены основным приоритетным направлениям внешней и культурной политики Испании. Кроме того, необходимо прочесть статьи Борзовой А.Ю. и Николашвили Н.Д., в которых подробно описано развитие государственной политики Испании по реализации «мягкой силы».

Среди зарубежных исследователей можно рассмотреть монографию Родригеса Гомеса «Публичная дипломатия Испания в период с 1939 по 2012» (Rodríguez Gómez A. A. La diplomacia pública española desde 1939 a 2012. Сomunicación, imagen y marca España), где рассматривается анализ внешней политики Испании, связанной с коммуникацией как необходимым инструментом и с испанской идентичностью.  

Четвёртую группу источников составляют новостные сообщения и статьи российских, испанских и американских СМИ, где описывается современная политическая ситуация в Испании, мероприятия, связанные с культурой, а также представлены данные касательно демографической ситуации в мире [4].

Таким образом, научная литература, касающаяся тематики данного исследования или направлений внешней культурной политики, весьма разнообразна.

 

Ссылки:

 

[1].

1. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран : учебное пособие / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 315, [1] с.;

2. Taylor & Francis, International Journal of Cultural Policy, 2015  Vol. 21, No. 4, p. 365 – 509

3. La Diplomacia Pública como reto de la política exterior. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/2015_ABRIL_FOLLETO%20SEMINARIO%20DIPLOMACIA%20PUBLICA.pdf (дата обращения: 11.10.21);

[2]

1) Constitutión española de 1978. URL: https://www.boe.es/legislacion/documentos/ConstitucionCASTELLANO.pdf (дата обращения: 11.10.21);

2) Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf (дата обращения: 10.10.21);

3) Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (дата обращения: 08.10.21);

4) Cultural Policy in Spain (La política cultural en España). Madrid, March: Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, 2004, р. 11—12. URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/wcm/connect/1e920c004f0187cfbdedfd3170baead1/024-2004-WP.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=1e920c004f0187cfbdedfd3170baead1  (дата обращения: 09.10.21);

5) Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Multimedia/Publicaciones/Documents/Cooperacion/Planificacion/Planificacion%20sectores/Cultura%20y%20Desarrollo.pdf (дата обращения: 09.10.21);

6) V Plan Director de la Cooperación española 2018/2021. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/CooperacionAlDesarrollo/Documents/V%20Plan%20Director%20de%20la%20Cooperación%20Española.pdf (дата обращения: 09.10.21).

[3]

1) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 25-27; 2) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2013. № 9. С. 47-57; 3) Боголюбова Н., Николаева Ю. Внешняя культурная политика: опыт Испании//Латинская Америка. -2011. -№8. -С. 56-68. 4) Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2008. №2. 5) Пупышева М. В. Приоритеты внешней культурной политики современной Испании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 233-237; 6) Пупышева М. В. Приоритеты внешней политики современной Испании // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. №4 (841); 7) Химич Г.А, Терентьева Е. Д. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. №1; 8) Борзова, А.Ю. «Марка Испания»: разработка государственной политики Испании по реализации «мягкой силы» / А.Ю. Борзова, Н.Д. Николашвили // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Междунарожные отношения. – 2020. - №2. – С. 77-93; 9) Николашвили, Н. Д. Историческое развитие ресурсов «мягкой силы» Королевства Испании / Н. Д. Николашвили // Гуманитарное пространство. – 2019. – Т. 8. - №7. – С. 927-947; 10) Полякова, А. В. Внешняя культурная политика как фактор формирования нового имиджа Испании / А. В. Полякова // Межкультурный диалог в современном мире: материалы VIII конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 25 апреля 2020 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2020. – С. 62-66. 11) Бояркина, А.В. Культурные связи России и Испании в 2008-2018 гг / А.В. Бояркина // Межкультурный диалог в современном мире: Материалы VII конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 20 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург: Скифия-Принт, 2019. – С. 134-138; 12) Лобанова, Д.А. Публичная дипломатия Испании в странах Латинской Америки: принципы и институты / Д.А. Лобанова // Латинская Америка. – 2019. №1. – С. 5-11; 13) Борзова А.Ю., Кузеванов И.С. Роль Испании в развитии диалога между ЕС и странами Латинской Америки в рамках института саммитов ЕС - ЛАК // Вестник РУДН. Серия "Международные отношения". 2014. № 1. С. 41-57; 14) Política exterior de España en los siglos XX y XXI / Natalya E. Anikéeva Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. — М.: МГИМО–Университет, 2011. — 202 с.; 15) Rodríguez Gómez A. A. La diplomacia pública española desde 1939 a 2012. Сomunicación, imagen y marca España: мemoria para optar al grado de doctor. Madrid, 2014; 16) Badillo A. Las políticas públicas de acción cultural exterior de España // Revista del Real Instituto Elcano. 2014. № 2. P. 52-91; 17) Arenal, C. del, Política exterior de España y relaciones con América Latina. Iberoamericanidad, europeización y atlantismo en la política exterior española, Madrid, Fundación Carolina-Siglo XXI, 2011

[4]

1) Произведения из ведущиз музеев Испании и частных коллекций покажут на выставке в Москве. URL: https://tass.ru/kultura/6641980 (дата обращения: 09.10.21) 2) Испания будет окультуривать на 400 евро лиц, достигших возраста 17-18 лет. URL: https://russpain.com/news/cultura/ispaniya-budet-okulturivat-na-400-evro-dostigshih-vozrasta-17-18-let/ (дата обращения: 10.10.21); 3) День испанской культуры в Москве. URL: https://www.domgogolya.ru/news/spain_culture_day/ (дата обращения 10.10.21); 4) Президент РФ и король Испании откроют перекрестный Год Испании и России. URL: https://www.vesti.ru/article/2022067 (дата обращения: 12.10.21) 5) Уличный испанский театр Kamchatka приедет в Москву. URL: https://teatral-online.ru/news/15731/ (дата обращения 11.10.21) 6) Испански7) El número de hispansohablantes crece un 70% en los últumos 30 años. URL: https://elpais.com/cultura/2021-10-14/el-numero-de-hispanohablantes-crece-un-70-en-los-ultimos-30-anos.html (дата обращения: 14.10.21); 8) Какое будущее у испанского языка в США? (What is the future of Spanish in the United States?). URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2013/09/05/what-is-the-future-of-spanish-in-the-united-states/ (дата обращения: 16.10.21)

Кирилл Рустамов, студент 4 курса факультета ИМОиСПН, направления Политология Московского государственного лингвистического университета-экономической сфере: точки соприкосновения и противоречия. Гуманитарные науки. Вестник



Развитие внешней культурной политики Испании в XXI веке
2021-10-26 13:49 Редакция ПО

Обоснование актуальности

В эпоху глобализации всё более заметным становится роль культурной политики в улучшении позиций государств на международной арене. Внешняя культурная политика непосредственно связана с концепцией «мягкой силы» и позволяет странам распространять свою культуру по всему миру. Таким образом, они стараются сформировать позитивный образ государства за рубежом.

Испанию стоит отнести к числу тех государств, которые делают большой акцент на проведении культурной политики. Помимо этого, она является неким мостом между странами Европы, Средиземноморья и Латинской Америки.

Как развивалась внешняя культурная политика Испании?

Термин «внешняя культурная политика» был введён в научный оборот в конце XX века. Его можно определить, как совокупность мер, направленных на развитие культуры и языка за пределами страны с целью создания положительного образа государства в мире, способствующий эффективной реализации внешнеполитического курса[1].

Испания имеет достаточно молодой опыт проведения культурной политики за рубежом. Первыми документами, которые посвящены культуре Испании, были «Культурная политика в Испании»[2] (разработан Королевский институтом Элькано в 2004) и «Стратегия культуры и развития в рамках испанского сотрудничества»[3] (принята МИД Испании в 2007 году). Они смогли обозначить значительную роль культурной политики государства за рубежом и рассмотреть внешнюю культурную политику как самостоятельное направление деятельности страны, а в качестве основного актора стало выступать Министерство иностранных дел. Основная цель министерства заключается в развитии национальной культуры и поддержании культурного сотрудничества в мире.

В апреле 2011 году в Испании был принят документ «Национальный план внешней культурной деятельности» (PACE), который узаконил термин «внешняя культурная деятельность» и выделил четыре приоритета для проведения внешней культурной политики:

1) Содействие сохранению наследия и культурному самовыражению;

2) Интернационализация культурных и творческих индустрий;

3) Поощрение межкультурного диалога;

4) Поддержка культурного сотрудничества в целях развития.[4]

Реализация PACE была приостановлена в декабре 2011 из-за прихода к власти лидера Народной партии Мариано Рахоя. Закон о «Внешней деятельности и государственной дипломатической службе», принятый 25 марта 2014 года, стал альтернативой PACE. Он установил внешняя культурная политика, как основной инструмент внешнеполитической деятельности, должна стать продвижение, интернационализация и сотрудничество в области культуры.

После прихода к власти Педро Санчеса, лидера Испанской социалистической рабочей партии, была восстановлена работа «Национального плана внешней культурной политики». Актуальными для испанского правительства в этой сфере стали четыре направления: упрощение институциональной модели реализации внешней культурной политики, усиление роли испанского языка, закрепление за ним официального статуса в США и защита позиций Испании в странах Латинской Америки. В «Стратегии внешнеполитической деятельности на период 2021/2024 года», принятого 26 января 2021, главными приоритетными странами были определены США, Великобритания, Россия, Мексика, Куба, Германия, Франция, Португалия, Марокко, Китай и Япония.

Основные направления внешней культурной политики Испании

Образовательные и культурные аспекты стали приоритетными во внешней культурной политике Испании. Колониальное прошлое Королевства Испании позволило ей распространить в мире её главный ресурс – испанский язык. Он занимает второе место по числу носителей (после китайского) и является официальным языком в 21 государстве, 19 из которых расположены в Латинской Америке и Карибском бассейне. Общее число людей, владеющих испанский языком на 2021 год, составляет примерно 591 миллион. Он также является одним из официальных языков многих международных и региональных организаций, таких как ООН, МВФ, Европейский Союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ). Испанский язык можно считать основным проводником культуры Испании, который внёс свой вклад в развитие международного сотрудничества.

Важную роль в проведении культурной политики играют культурные центры – учреждения, несущие ответственность за продвижение языка, культуры и создание положительного образа страны за её пределами. В Испании эту функцию осуществляет Институт Сервантеса, созданный в 1991 году. Сегодня в мире представлены 77 центров, в том числе в Москве.

Для многих стран данный институт рассматривается, как образец эффективной деятельности по продвижению национальной культуры за рубежом.

 Помимо развития языка, культурные центры Испании проводят многочисленные выставки искусства. Последним крупным событием в Москве стала выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» (январь-март 2020), на которой было представлено более 180 произведений знаменитого представителя сюрреализма.

Кроме того, особую роль в распространении культуры играет кинематограф. Самыми известными испанскими кинорежиссёрами современности являются Педро Альмодовар и Алехандро Аменебар, чьи картины известны во всём мире. Некоторые из них даже удостоились Премии «Оскар», как например: «Всё о моей матери» (2000); «Море внутри» (2005). Не уступает данной премии и национальная кинопремия Испании «Гояй», в которой также имеют возможность поучаствовать другие страны в категориях за «Лучший иностранный фильм на испанском языке» и «Лучший европейский фильм».

Какие приоритеты у внешней культурной политики Испании?

Основным приоритетом внешней культурной политики остаётся развитие испанского языка и культуры за рубежом. Несмотря на то, что главным культурным распространителем является Институт Сервантеса, внешняя культурная деятельность находится в компетенции двух министерств (МИД и Минкульт). Если Испанское правительство хочет, чтобы их культурный центр быстро расширялся, особенно в странах с высоким спросом на изучение языка (Россия, Япония), то ей необходимо полностью сосредоточить финансирование на Институте Сервантеса.

Основными приоритетными регионами и странами для распространения испанской культуры и языка стоит выделить Европейский Союз, Латинскую Америку, США и Россию. Культурное сотрудничество между нашими странами имеет реальные перспективы, поскольку обе страны обладают важнейшими ресурсами – богатым культурным наследием, взаимным интересом народов друг к другу.

В России интерес к испанскому языку неуклонно возрастает. В 2007 году было подписано соглашение «О деятельности культурных центров». В нашей стране активную работу ведёт не только Институт Сервантеса, но также и Центр испанского языка и культуры Adelante в Санкт-Петербурге. Это первое и единственное учреждение, аккредитованное Институтом Сервантеса, что подтверждает соответствие уровня образования стандартам качества.

Отношения с Евросоюзом для Испания являются одними из самых важных. Испанское правительство принимает активное участие в формировании единой культурной политики ЕС. Одним из приоритетных направлений остаётся закрепление за испанским языком статуса, используемого Европейским Союзом на переговорах и при оформлении официальных документов. Это позволит воспринимать страну, как одну из перспективных в организации.

Испания имеет достаточно крепкие отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Их объединяют общие ценности и цели. Приоритетным партнёром для Испании в последние годы остаётся Мексика.

ООН прогнозирует, что к середине XXI веке резко увеличится население Африки, где преобладает французский и португальский языки. Поскольку большинство испаноговорящих граждан США имеет мексиканское происхождение, очевидно, что распространение языка в Соединённых Штатах во многом зависит от миграционного потока мексиканцев.  

Несмотря на то, что темпы роста населения могут в Латинской Америке, темпы роста в Северной Америке значительно увеличатся[5]. К 2050 году США могут стать приоритетом для внешней культурной политики и усилить роль испанского как второго языка международного общения. Согласно своей внешнеполитической стратегии, Испания стремится к укреплению двусторонних отношений между двумя странами; развитию деятельности в области парламентской, научной, климатической и культурной дипломатии; поддержанию сотрудничества в сфере обороны; открытию центра Института Сервантеса в Лос-Анжелесе[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что Испания имеет достаточно много перспектив в развитие внешней культурной политике, которые направлены на усиление международной позиции страны. Испанскому правительству для этого необходимо разработать долгосрочную стратегию, направленную на достижение внешнеполитических целей и культурного потенциала страны для того, чтобы преодолеть недостатки, которые окружают Королевство в последние годы.

Ссылки:

1)  Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007. (дата обращения 09.10.2021)

http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf

2) Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf (дата обращения: 10.10.21);

3) Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (дата обращения: 08.10.21);

4) El número de hispansohablantes crece un 70% en los últumos 30 años. URL: https://elpais.com/cultura/2021-10-14/el-numero-de-hispanohablantes-crece-un-70-en-los-ultimos-30-anos.html (дата обращения: 14.10.216);

Источники на русском языке:

1) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 25-27.

2) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2013. № 9. С. 47-57.

3) Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2008. №2.

4) Пупышева М. В. Приоритеты внешней культурной политики современной Испании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 233-237;

5) Николашвили, Н. Д. Историческое развитие ресурсов «мягкой силы» Королевства Испании / Н. Д. Николашвили // Гуманитарное пространство. – 2019. – Т. 8. - №7. – С. 927-947;

6) Химич Г.А, Терентьева Е. Д. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. №1

Источники на иностранных языках:

1) Cultural Policy in Spain (La política cultural en España). Madrid, March: Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, 2004, р. 11—12. (дата обращения: 09.10.2021)

2)  Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007. (дата обращения 09.10.2021)

http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf

3) Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf (дата обращения: 10.10.21);

4) Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (дата обращения: 08.10.21);

5) El número de hispansohablantes crece un 70% en los últumos 30 años. URL: https://elpais.com/cultura/2021-10-14/el-numero-de-hispanohablantes-crece-un-70-en-los-ultimos-30-anos.html (дата обращения: 14.10.216);

6) Rodríguez Gómez A. A. La diplomacia pública española desde 1939 a 2012. Сomunicación, imagen y marca España: мemoria para optar al grado de doctor. Madrid, 2014;

7) Badillo A. Las políticas públicas de acción cultural exterior de España // Revista del Real Instituto Elcano. 2014. № 2. P. 52-91;

8) La situación demográfica en el mundo 2014. Informe conciso (ST/ESA/SER. A/354). Nueva York : Organización de las Naciones Unidas, 2014.

 

Кирилл Рустамов, студент 4 курса факультета ИМОиСПН, направления Политология Московского государственного лингвистического университета

[1] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 25-27.

2 Cultural Policy in Spain (La política cultural en España). Madrid, March: Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, 2004, р. 11—12.

3 Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007.

[4] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2013. № 9. С. 47-57.

[5] La situación demográfica en el mundo 2014. Informe conciso (ST/ESA/SER. A/354). Nueva York : Organización de las Naciones Unidas, 2014.

[6] Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación.



Развитие внешней культурной политики Испании в XXI веке
2021-10-26 13:53 Редакция ПО

Обоснование актуальности

В эпоху глобализации всё более заметным становится роль культурной политики в улучшении позиций государств на международной арене. Внешняя культурная политика непосредственно связана с концепцией «мягкой силы» и позволяет странам распространять свою культуру по всему миру. Таким образом, они стараются сформировать позитивный образ государства за рубежом.

Испанию стоит отнести к числу тех государств, которые делают большой акцент на проведении культурной политики. Помимо этого, она является неким мостом между странами Европы, Средиземноморья и Латинской Америки.

Как развивалась внешняя культурная политика Испании?

Термин «внешняя культурная политика» был введён в научный оборот в конце XX века. Его можно определить, как совокупность мер, направленных на развитие культуры и языка за пределами страны с целью создания положительного образа государства в мире, способствующий эффективной реализации внешнеполитического курса[1].

Испания имеет достаточно молодой опыт проведения культурной политики за рубежом. Первыми документами, которые посвящены культуре Испании, были «Культурная политика в Испании»[2] (разработан Королевский институтом Элькано в 2004) и «Стратегия культуры и развития в рамках испанского сотрудничества»[3] (принята МИД Испании в 2007 году). Они смогли обозначить значительную роль культурной политики государства за рубежом и рассмотреть внешнюю культурную политику как самостоятельное направление деятельности страны, а в качестве основного актора стало выступать Министерство иностранных дел. Основная цель министерства заключается в развитии национальной культуры и поддержании культурного сотрудничества в мире.

В апреле 2011 году в Испании был принят документ «Национальный план внешней культурной деятельности» (PACE), который узаконил термин «внешняя культурная деятельность» и выделил четыре приоритета для проведения внешней культурной политики:

1) Содействие сохранению наследия и культурному самовыражению;

2) Интернационализация культурных и творческих индустрий;

3) Поощрение межкультурного диалога;

4) Поддержка культурного сотрудничества в целях развития.[4]

Реализация PACE была приостановлена в декабре 2011 из-за прихода к власти лидера Народной партии Мариано Рахоя. Закон о «Внешней деятельности и государственной дипломатической службе», принятый 25 марта 2014 года, стал альтернативой PACE. Он установил внешняя культурная политика, как основной инструмент внешнеполитической деятельности, должна стать продвижение, интернационализация и сотрудничество в области культуры.

После прихода к власти Педро Санчеса, лидера Испанской социалистической рабочей партии, была восстановлена работа «Национального плана внешней культурной политики». Актуальными для испанского правительства в этой сфере стали четыре направления: упрощение институциональной модели реализации внешней культурной политики, усиление роли испанского языка, закрепление за ним официального статуса в США и защита позиций Испании в странах Латинской Америки. В «Стратегии внешнеполитической деятельности на период 2021/2024 года», принятого 26 января 2021, главными приоритетными странами были определены США, Великобритания, Россия, Мексика, Куба, Германия, Франция, Португалия, Марокко, Китай и Япония.

Основные направления внешней культурной политики Испании

Образовательные и культурные аспекты стали приоритетными во внешней культурной политике Испании. Колониальное прошлое Королевства Испании позволило ей распространить в мире её главный ресурс – испанский язык. Он занимает второе место по числу носителей (после китайского) и является официальным языком в 21 государстве, 19 из которых расположены в Латинской Америке и Карибском бассейне. Общее число людей, владеющих испанский языком на 2021 год, составляет примерно 591 миллион. Он также является одним из официальных языков многих международных и региональных организаций, таких как ООН, МВФ, Европейский Союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ). Испанский язык можно считать основным проводником культуры Испании, который внёс свой вклад в развитие международного сотрудничества.

Важную роль в проведении культурной политики играют культурные центры – учреждения, несущие ответственность за продвижение языка, культуры и создание положительного образа страны за её пределами. В Испании эту функцию осуществляет Институт Сервантеса, созданный в 1991 году. Сегодня в мире представлены 77 центров, в том числе в Москве.

Для многих стран данный институт рассматривается, как образец эффективной деятельности по продвижению национальной культуры за рубежом.

 Помимо развития языка, культурные центры Испании проводят многочисленные выставки искусства. Последним крупным событием в Москве стала выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» (январь-март 2020), на которой было представлено более 180 произведений знаменитого представителя сюрреализма.

Кроме того, особую роль в распространении культуры играет кинематограф. Самыми известными испанскими кинорежиссёрами современности являются Педро Альмодовар и Алехандро Аменебар, чьи картины известны во всём мире. Некоторые из них даже удостоились Премии «Оскар», как например: «Всё о моей матери» (2000); «Море внутри» (2005). Не уступает данной премии и национальная кинопремия Испании «Гояй», в которой также имеют возможность поучаствовать другие страны в категориях за «Лучший иностранный фильм на испанском языке» и «Лучший европейский фильм».

Какие приоритеты у внешней культурной политики Испании?

Основным приоритетом внешней культурной политики остаётся развитие испанского языка и культуры за рубежом. Несмотря на то, что главным культурным распространителем является Институт Сервантеса, внешняя культурная деятельность находится в компетенции двух министерств (МИД и Минкульт). Если Испанское правительство хочет, чтобы их культурный центр быстро расширялся, особенно в странах с высоким спросом на изучение языка (Россия, Япония), то ей необходимо полностью сосредоточить финансирование на Институте Сервантеса.

Основными приоритетными регионами и странами для распространения испанской культуры и языка стоит выделить Европейский Союз, Латинскую Америку, США и Россию. Культурное сотрудничество между нашими странами имеет реальные перспективы, поскольку обе страны обладают важнейшими ресурсами – богатым культурным наследием, взаимным интересом народов друг к другу.

В России интерес к испанскому языку неуклонно возрастает. В 2007 году было подписано соглашение «О деятельности культурных центров». В нашей стране активную работу ведёт не только Институт Сервантеса, но также и Центр испанского языка и культуры Adelante в Санкт-Петербурге. Это первое и единственное учреждение, аккредитованное Институтом Сервантеса, что подтверждает соответствие уровня образования стандартам качества.

Отношения с Евросоюзом для Испания являются одними из самых важных. Испанское правительство принимает активное участие в формировании единой культурной политики ЕС. Одним из приоритетных направлений остаётся закрепление за испанским языком статуса, используемого Европейским Союзом на переговорах и при оформлении официальных документов. Это позволит воспринимать страну, как одну из перспективных в организации.

Испания имеет достаточно крепкие отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Их объединяют общие ценности и цели. Приоритетным партнёром для Испании в последние годы остаётся Мексика.

ООН прогнозирует, что к середине XXI веке резко увеличится население Африки, где преобладает французский и португальский языки. Поскольку большинство испаноговорящих граждан США имеет мексиканское происхождение, очевидно, что распространение языка в Соединённых Штатах во многом зависит от миграционного потока мексиканцев.  

Несмотря на то, что темпы роста населения могут в Латинской Америке, темпы роста в Северной Америке значительно увеличатся[5]. К 2050 году США могут стать приоритетом для внешней культурной политики и усилить роль испанского как второго языка международного общения. Согласно своей внешнеполитической стратегии, Испания стремится к укреплению двусторонних отношений между двумя странами; развитию деятельности в области парламентской, научной, климатической и культурной дипломатии; поддержанию сотрудничества в сфере обороны; открытию центра Института Сервантеса в Лос-Анжелесе[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что Испания имеет достаточно много перспектив в развитие внешней культурной политике, которые направлены на усиление международной позиции страны. Испанскому правительству для этого необходимо разработать долгосрочную стратегию, направленную на достижение внешнеполитических целей и культурного потенциала страны для того, чтобы преодолеть недостатки, которые окружают Королевство в последние годы.

Ссылки:

1)  Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007. (дата обращения 09.10.2021)

http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf

2) Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf (дата обращения: 10.10.21);

3) Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (дата обращения: 08.10.21);

4) El número de hispansohablantes crece un 70% en los últumos 30 años. URL: https://elpais.com/cultura/2021-10-14/el-numero-de-hispanohablantes-crece-un-70-en-los-ultimos-30-anos.html (дата обращения: 14.10.216);

Источники на русском языке:

1) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 25-27.

2) Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2013. № 9. С. 47-57.

3) Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2008. №2.

4) Пупышева М. В. Приоритеты внешней культурной политики современной Испании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 233-237;

5) Николашвили, Н. Д. Историческое развитие ресурсов «мягкой силы» Королевства Испании / Н. Д. Николашвили // Гуманитарное пространство. – 2019. – Т. 8. - №7. – С. 927-947;

6) Химич Г.А, Терентьева Е. Д. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. №1

Источники на иностранных языках:

1) Cultural Policy in Spain (La política cultural en España). Madrid, March: Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, 2004, р. 11—12. (дата обращения: 09.10.2021)

2)  Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007. (дата обращения 09.10.2021)

http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf

3) Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. URL: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/ElMinisterioInforma/...ón%20Exterior%202021-2024.pdf (дата обращения: 10.10.21);

4) Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. URL: https://www.boe.es/buscar/pdf/2014/BOE-A-2014-3248-consolidado.pdf (дата обращения: 08.10.21);

5) El número de hispansohablantes crece un 70% en los últumos 30 años. URL: https://elpais.com/cultura/2021-10-14/el-numero-de-hispanohablantes-crece-un-70-en-los-ultimos-30-anos.html (дата обращения: 14.10.216);

6) Rodríguez Gómez A. A. La diplomacia pública española desde 1939 a 2012. Сomunicación, imagen y marca España: мemoria para optar al grado de doctor. Madrid, 2014;

7) Badillo A. Las políticas públicas de acción cultural exterior de España // Revista del Real Instituto Elcano. 2014. № 2. P. 52-91;

8) La situación demográfica en el mundo 2014. Informe conciso (ST/ESA/SER. A/354). Nueva York : Organización de las Naciones Unidas, 2014.

 

Кирилл Рустамов, студент 4 курса факультета ИМОиСПН, направления Политология Московского государственного лингвистического университета

 

[1] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 25-27.

2 Cultural Policy in Spain (La política cultural en España). Madrid, March: Real Instituto Elcano de Estudios Internacionales y Estratégicos, 2004, р. 11—12.

3 Estrategia de Cultura y Desarrollo de la Cooperacion Española. Madrid, 2007.

[4] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Актуальные тенденции внешней культурной политики Испании // Латинская Америка. 2013. № 9. С. 47-57.

[5] La situación demográfica en el mundo 2014. Informe conciso (ST/ESA/SER. A/354). Nueva York : Organización de las Naciones Unidas, 2014.

[6] Proyecto de la Estrategia de Acción Exterior 20212024 // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación.



В избранное