Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Влияние бизнес-элит на внешнеполитическую деятельность США



Влияние бизнес-элит на внешнеполитическую деятельность США
2021-10-21 12:38 Редакция ПО

Обзор литературы

Тема влияния бизнес-элит на политику различных стран всегда интересовала научное сообщество. По данной тематике было написано немало трудов видных ученых, несмотря на ряд сложностей при ее изучении, главная из которых состоит в том, что лоббизм является довольно закрытой сферой, информация по которой широкой общественности доступна в недостаточном количестве. Тем не менее, исследователям данная сфера интересна, в том числе из-за масштабов влияния негосударственных акторов (в первую очередь – бизнеса) на политику.

Одной из самых известных работ русскоязычных авторов за последнее время, подробно и всецело освещающих тему корпоративного влияния на политику, стала книга Павла Андреевича Толстых «GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования». Данная работа состоит из двух томов. Первый том посвящен ответу на вопрос, что обозначает понятие «лоббизм»; каковы предпосылки возникновения данного феномена; кто такие лоббисты, и в чем их польза и угроза для различных политических акторов. Второй том работы Павла Андреевича Толстых имеет переходит от теоретических аспектов лоббистской деятельности к практике. Нам интересен первый том из-за его теоретических положений, которые аккумулируют работы многих известных политологов разных стран.

В современной науке, по мнению автора, можно выделить три подхода к пониманию понятия «лоббизм»: «коррупционный», «информационный», «субсидиарный».

Коррупционная модель рассматривает лоббизм обмен ресурсами между политической властью и группами интересов. Даже законодательно оформленный лоббизм в данной парадигме – лишь прикрытие для коррупции. Некоррупционное влияние на власть, которое часто называют лоббизмом, довольно незначительно.

Согласно «информационной теории лоббизма», главной ценностью представителей групп интересов для власти является информация. В соответствии с данной точкой зрения, лоббисты обладают некоторым «знанием», недоступным публичной власти, однако которое способно сделать деятельность этой власти продуктивнее. Именно информация, а не какие-то иные ресурсы, способна сделать лоббистов интересными и полезными для политического руководства.

«Субсидиарной теория» была разработана американским политологом Р. Холлом. В данной теории лоббист сначала отбирает законодателя исходя из схожести взглядов и ценностей, а уже после этого начинает «субсидировать», поддерживать законодателя, чтобы тот смог более эффективно выражать интересы групп.

Таким образом, данные подходы к пониманию лоббизма актуальны не только для науки, но и для бытового понимания данного феномена.

Далее автор выделяет семь характеристик, с помощью которых можно выделить и описать понятие лоббизма.

К таковым можно отнести: частный интерес (ведь лоббизм заключается в продвижении интересов отдельных социальных групп в обществе), Наличие выраженного волеизъявления (действия, воздействия и т.д.), легальность (коррупция – неправовое, строго наказуемое уголовное деяние, лоббизм – это правовое деяние, вытекающее из конституционных прав граждан и нормативно регулируемое в ряде стран мира), наличие объекта воздействия (в лице политических акторов), неоднородность публичных (государственных) интересов, наличие выбора, официальное закрепление ( в большинстве случаев финальным результатом лоббистской деятельности являются нормативно-правовые документы, которые отвечают интересам лоббистов).

Таким образом, лоббизм является многоплановым явлением, которое изучают различные научные дисциплины. Автор приводит определения лоббизма с точки зрения различных наук, однако остановимся на определении лоббизма с точки зрения политологии.

 С точки зрения политологии лоббизм – процесс по продвижению интересов негосударственных акторов в органах публичной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

На определении лоббизма следует сосредоточить внимание. В политической науке существует немало определений данному понятию. Некоторые формулировки концентрируются на том, что лоббизм – это в первую очередь давление на власть. Так, некоторые ученые рассматривают лоббизм как давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления[1]. Довольно широкое определение, схожее с тем, что было дано в книге Толстых, дается в Кембриджском словаре: лоббизм – деятельность, цель которой состоит в убеждении обладающего властными полномочиями, обычно избираемого члена политического руководства страны поддержать законы или правовые нормы, которые дают той или иной организации или отрасли преимущество[2]. Также можно заметить, что у каждого штата США есть свое определение лоббистской деятельности. Для сравнения, в Калифорнии слово «лоббист» означает любое физическое лицо, которое получает 2000 долларов и более в течение календарного месяц, чьи основные обязанности в качестве сотрудника заключаются в общении напрямую или через своих подчиненных с любым выборным государственным должностным лицом с целью оказания влияния на законодательные или административные действия[3]. В штате Мэн лоббистом считают физическое лицо, кто специально нанят другим лицом для целей лоббирования и занимается лоббированием более 8 часов в любом календарном месяце[4]. Критерии лоббирования в каждом штате США, как можно видеть, немного отличаются.

Как известно, в США сфера лоббизма активно контролируется государством, существуют нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Прежде всего, следует отметить Lobbying Disclosure Act или LDA (перевод на русский язык: «Закон о раскрытии лоббирования»). Данный закон, принятый в 1995 году, регламентирует деятельность лоббистских организаций. Данный закон был принят с целью сделать лоббистскую деятельность более прозрачной, вывести ее из полулегального статуса. LDA дает определение лоббистской деятельности, а также регламентирует ее. В данном законе лоббизмом фактически признается любое общение (устное, письменное, по электронной почте) с должностным лицом законодательной или исполнительной власти, которое осуществляется лоббистом от лица клиента по вопросам: формулирования, изменения или принятия федеральных законопроектов или уже существующих законов, подзаконных актов, постановлений различных государственных органов; текущей политики Правительства США в той или иной сфере или распределением государственных грантов, дотаций, лицензий и т. д. Помимо прочего, лоббисты должны регистрироваться у секретарей обеих палата Конгресса США и регулярно отчитываться о своей деятельности[5].

В 2007 году LDA был ужесточен «Законом о честном лидерстве и открытом правительстве» (HLOGA, Honest Leadership and Open Government Act). Данный закон ограничивал возможности бывших политиков в лоббистской деятельности. Таким образом, например, бывшие сенаторы не могут заниматься лоббизмом на протяжении двух лет после истечения их срока полномочий. Высокопоставленные чиновники не могут заниматься лоббизмом в той сфере, за которую они были ответственны во время своей политической деятельности. Лоббистам запретили дарить конгрессменам подарки, принятие которых нарушает этические нормы для законодателей.

Немало работ исследователей посвящены и исследованию последствий влияния бизнес-элит на политику США. Многие из них выражают тревогу ученых. Американская внешняя политика находится под избыточным влиянием данных групп, по их мнению. Например, С. Хантингтон отмечал, что ресурсы, предназначенные для обеспечения национальных интересов США, все больше перенаправляются на обслуживание коммерческих и этнических предпочтений[6].

 

Список литературы:

  1. Автономов А.С. Азбука лоббирования. М.: Права Человека. 2004. 109 с;
  2. Алмонд Г.А.; Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. 500 с.;
  3. Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос ун-та — Высшей школы экономики, 2010. 288 с.;
  4. Меньшенина Н.Н., Пантелеева М.В. Лоббизм: курс лекций.  Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 136 с;
  5. Толстых П.А. GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практики лоббирования. М.: Перо, 2019. 1700;
  6. Bernhagen P. When Do Politicians Listen to Lobbyists (and Who Benefits When They Do)? European Journal of Political Research, 2013. no. 52, pp. 20-43;
  7. Smith G. Big Israel: How Israel’s lobby moves America. Washington D.C. Institute for Research: Middle Eastern policy Inc, 2016. 506 p.;
  8. Constitution of the United States // Constitution annotated. Analysis and interpretation of the U.S. Constitution // Режим доступа: https://constitution.congress.gov/constitution/ (дата обращения: 14.10.2021)
  9. Goldstein K. Interest Groups, Lobbying, and Participation in America. Cambridge. Cambridge University Press, 1999. 158 p.;
  10. Huntington S.P. The Erosion of American National Interests. Foreign Affairs, 1997, no. 76, pp. 28-49;
  11. Kersh R. State Autonomy & Civil Society: The Lobbyist Connection. Critical Review. A Journal of Politics and Society, vol. 14, 2000, pp. 237-258.
  12. Kohler, S. Lobbying, Political Uncertainty and Policy Outcomes. Cham, Palgrave Macmillan, 2019. 173 p.;
  13. How States Define Lobbying and Lobbyist// National Conference of State Legislatures // https://www.ncsl.org/research/ethics/50-state-chart-lobby-definitions.aspx (дата обращения: 14.10.2021)
  14. Lobbying //Cambridge Dictionary // Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/lobbying (дата обращения: 14.10.2021)
  15. Lobbying Disclosure Act of 1995 // United States Senate // Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/COMPS-902/pdf/COMPS-902.pdf (дата обращения: 14.10.2021)
  16. Why Lobbying Is Legal and Important in the U.S. //Investopedia // Режим доступа: https://www.investopedia.com/articles/investing/043015/why-lobbying-lega... (дата обращения: 14.10.2021)

 

Димитриос Цитлидис, студент 4-го курса политологии МГЛУ

 

[1] Меньшенина Н.Н., Пантелеева М.В. Лоббизм: курс лекций.  Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. С. 12.

[2] Lobbying //Cambridge Dictionary // Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/lobbying (дата обращения: 14.10.2021)

[3]How States Define Lobbying and Lobbyist// National Conference of State Legislatures // https://www.ncsl.org/research/ethics/50-state-chart-lobby-definitions.aspx (дата обращения: 14.10.2021)

[4] How States Define Lobbying and Lobbyist// National Conference of State Legislatures // https://www.ncsl.org/research/ethics/50-state-chart-lobby-definitions.aspx (дата обращения: 14.10.2021)

[5] Lobbying Disclosure Act of 1995 // United States Senate // Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/COMPS-902/pdf/COMPS-902.pdf (дата обращения: 14.10.2021)

[6] Huntington S.P. The Erosion of American National Interests. Foreign Affairs, 1997, no. 76, p. 48



В избранное