[свободная трибуна] Проект <Будущее за углом>: что за новое высокотехнологичное
Проект <Будущее за углом>: что за новое высокотехнологичное поколение идет
нам на смену?
Сегодня мы поговорим не о технологических достижениях. Поговорим о людях, о
молодых людях. О том поколении, которое выросло в новой информационной
среде.
Кому сейчас 20, или около того.
Считается, будто бы эта новая среда сильно меняет человека. Он начинает
по-другому думать, по-другому общаться с людьми. Часто обращают внимание на
негатив.
У этих молодых людей клиповое сознание, они не могут прочитать большой
текст, не могут надолго сосредоточиться.
Но с другой стороны, они больше открыты миру, лучше готовы к восприятию
новых идей. Они - благодарный материал. Но как работать с этим материалом?
Корабли лавировали где-то в прошлом веке. Сегодня персональный логопед,
педагог по технике речи и просто хороший собеседник у 11-классника Володи
помещается
в руке.
<Благодаря нейронной сети пользователь может более детально и точно оценить
качество своей речи. Ты можешь сидеть дома спокойно на диване и
тренироваться>,
- объясняет сооснователь проекта <Говорилло> Владимир Фомин.
Он сам из тех, кто не помнит, что раньше взял в руки - книгу или смартфон и
потом, кажется, не выпускал.
<В современном телефоне - мессенджер, социальные сети, новостные приложения.
Это доступ ко всем знаниям мира>, - отмечает Владимир Фомин.
Весь мир на ладонь поместили создатели первого айфона. Теперь это почти имя
нарицательное, как ксерокс или памперс. Гаджеты за 10 лет перевернули все с
ног на голову.
Их назвали ай-поколение. Те, кто не осваивал Интернет, а вырос в нем. В зале
библиотеки МГУ таких большинство на лекции Стива Возняка - сооснователя
Apple.
<Раньше я пытался какую-то информацию запомнить, сейчас я это не делаю
просто. Я всегда могу обратиться к первоисточнику и найти это>, - объясняет
Антон
Белов.
Это давно уже не клиповое мышление, о котором говорили в конце 90-х, а
информационные осколки: блоги, лайки, сторис, хайп: фокус внимания - доли
секунды.
Саша - ровесник первых гаджетов. Ученые выяснили, мозг таких детей
воспринимает уже до шести каналов информации одновременно, но по верхам,
добавляет отец.
<Такое быстрое переключение между разными устройствами: то телефон, то
компьютер, особенно если он уроки делает>, - отмечает Всеволод Плохов.
<Приходится искать ответы сразу, потому что лень вникать, если же Интернета
нет, то придется почитать>, - говорит Саша.
Зачем учить, если можно погуглить. Что это - дефект поколения или напротив -
адаптация к цифровому миру. Мы решили проверить, как 10-летний школьник
справится
без Интернета. Соревнование с отцом - в библиотеке, на его поле.
Отец полагался на опыт и знания. Честно и скрупулезно выполнял поставленное
задание. Был уверен в победе, ведь в школьную библиотеку сын заглядывал
всего
пару раз.
Саша, и вправду, сперва потерялся без телефона, но быстро понял, кто может
заменить интернет-поисковик. С помощью консультанта нашел и компьютер.
Схитрил,
но в итоге - практически фотофиниш.
Отцы и цифровые дети - в истории человечества впервые так быстро происходит
смена поколений и смена авторитетов. Кого слушаться, если профессиональные
кумиры дают открытые лекции в Интернете. А на работу можно пойти прямо из-за
парты. Гарри Тонаканян стал дизайнером в <Яндексе> в 16 лет. А чего добился
ты?
<Раньше, чем старше был человек, тем он был мудрее и умнее, то сейчас это
совсем не так. Ты в информации, и доступу к ней не ограничен. На этой почве
тоже
могут быть какие-то разговоры про текущее поколение, дерзкое, или слишком
много о себе думает, или много позволяет>, - рассуждает дизайнер компании
<Яндекс>
Гарри Тонаканян.
Что позволяет себе это поколение, изучают в Высшей школе экономики. В
прошлом году опросили 6000 студентов из 109 вузов - от Калининграда до
Дальнего Востока.
И выяснили: эта молодежь вычисляет фальшь как никогда раньше - Интернет под
рукой.
<Либо они понимают, что мы сейчас хайпанем! Либо они понимают, что <давайте
упорно работать для того, чтобы сделать себя и много чего. И вот это как-то
совсем уже не воспринимается, ну, ты нудишь. Но чтобы не нудеть, они должны
понимать, что мы с тобой одной крови>, - объясняет доцент факультета
социальных
наук НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
Общий язык найти не так просто. Великий и могучий бурлит не только в сети.
Учителя говорят: в диктанты стали закрадываться не ошибки, а хэштеги. В
сочинения
попадают интернет-мемы. Что-то пошло не так.
Восьмиклассница в алтайской школе решила нащупывать слабые места: просила
ровесников написать письмо другу, запускали чат - на листе бумаги, проводили
классическое изложение. С учителями выяснили: в целом, русский язык живет и
дышит. Но это не точно.
<Плюс интернет-языка - детям легче общаться, быстрее передают друг другу
информацию, воспринимают ее. А вот минусы, что интернет-общение влияет на
качество
речи. Дети начинают делать больше ошибок и привыкают к этой речи>, -
отмечает учитель русского языка и литературы Ирина Метелина.
И переходят на мессенджеры. Телефонный звонок - почти дурной тон. А вместо
реальных эмоций - эмодзи. Их предков когда-то называли смайлики. Палитра
современных
иероглифов куда богаче. Мы попробовали взять интервью - ничего лишнего,
только эмодзи.
В общем, гонка технологий, опережая разум. Часы, дни и месяцы с гаджетом в
руках меняют сознание и взрослых. Психологи называют это сбоем реальности.
Когда
в бумажном журнале тянет листать страницы не привычным способом, а таким.
Хотя что теперь привычнее - большой вопрос. Если руки сами рефлекторно
тянутся
к любой поверхности, которую можно превратить в сенсорный экран. Потрогать,
промотать, увеличить - впрочем, и это будущее уже не за горами.
Только на горизонте - конфликт интересов. Стремительная самореализация -
против консервативной действительности.
<Будет больше людей, которые родились с айфоном в руках условно, и вот они
будут самыми крутыми, они будут самыми крышесносными и скоростными ребятами.
Взрослым нужно каким-то образом либо адаптироваться, либо заводить себе
отдельный континент, где они будут жить и не тужить>, - считает маркетолог
по стартапам
Никита Широбоков.
Жить отдельно не получится. В США к 2020 году такая молодежь составит треть
трудоспособного населения. В России - выпускники следующего поколения тоже
на подходе.
<Скоро настанет момент, когда каждая стенка будет с нами разговаривать и
как-то уже взаимодействовать. Они будут теми, кто эти стенки научит
общаться>,
- уверен куратор школы анализа данных <Яндекса> Станислав Федотов.
И уже учат. Сферы - от создания беспилотников до утилизации мусора. В
Сколково занялись одними из самых опасных отбросов. Здесь программируют
роботов для
переработки старых гаджетов.
<У него есть компьютерное зрение. То есть, вот эта камера, с помощью которой
он распознает винты. Мы будем делать вот этого робота несколько
самообучающимся>,
- рассказывает аспирант лаборатории интеллектуальной космической
робототехники Сколковского института науки и технологий Дмитрий Миронов.
В таком обучении главное - не заиграться, предупредил на лекции Стив Возняк.
Молодежь пришла за вдохновением от гуру, а услышали, что, похоже, им
придется
спасать человечество.
<Технологии ускоряются, и в будущем мы будем иметь дело с нулями и единицами
чаще, чем с атомами. Главный вызов - наше любопытство. Мы толком не
разобрались,
как устроен собственный мозг, а уже стоим на пороге создания искусственного
интеллекта. Нам нужно создать мир, где человек и машина не будут
представлять
друг для друга угрозы>, - отметил сооснователь компании Apple Computers Стив
Возняк.
Каким будет этот дивный цифровой мир, не берется предсказать никто. Но,
похоже, будущее не за углом, оно уже у них руках.
Источник:
https://www.1tv.ru/news/2017-10-08/334068-proekt_buduschee_za_uglom_chto_za_novoe_vysokotehnologichnoe_pokolenie_idet_nam_na_smenu
С уважением, Эдуард Фурников