[Будь-здоров! 2] НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ. Познавательные рекомендации от Натальи Бехтеревой
[Будь-здоров! 2] НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ. Познавательные рекомендации от Натальи Бехтеревой
приветствует Вас!
13 сентября 2022
Наталья Бехтерева -- кандидат биологических наук, советский ученый в
области мозга, академик АН СССР. Воспитанница детдома, которая смогла
приблизиться к пониманию работы мозга и того, как он делают наши жизнь
счастливыми или несчастными.
Старость -- это такая же молодость, только со своими правилами
<<Старость -- такая же молодость, такая же жизнь: человек хочет быть
счастливым, заинтересованным в своей жизни, заниматься чем-то
интересным, общаться -- все то же самое, что и у молодых.>> -- Наталья
считала, что ритм жизни взрослого человека, если он хочет быть активным
и довольным жизнью, не должен сильно снижаться в сравнении с молодыми,
тогда и старость будет больше походить на живую молодость: <<У нас какое
главное событие в жизни? Пенсия. Старческие каникулы, как называет их
один мой знакомый -- идея хорошая, но люди не знают, что с этим всем
делать -- начинают чахнуть, не находят себе дело: у детей свои дела,
друзей хороших не все имеют, финансы редко позволяет сделать что-то
интересное и создается ощущение, что жизнь проходит -- старость пришла>>.
Наталья Бехтерева, как нейрофизиолог считала, что проблемы всегда
начинаются с головы: <<Закрадываются мысли о старости, что жизнь подходит
к концу и так оно и случается>> -- говорила она.
<<Взрослому человеку прежде всего нужно понять, что старость -- такая же
жизнь и чтобы не превращать жизнь в существование, нужно что-то делать:
интересовать новым, напрягать извилины, пробовать новые виды активности,
ставить планы и цели. Пока мозг человека активен и его мыслительные
ресурсы направлены на решение каких-то задача -- все здорово, но как
только этих задач нет, мозг начинает заниматься само копанием и
буквально роет себе яму>> -- говорила Наталья. <<Взрослый человек, если он
не может придумать себе задачу -- это трагедия. Начать ведь можно с
малого: хоть велосипед приобрести, хоть книги хорошие читать, хоть место
жительства сменить -- что угодно, но задачи и планы должны быть -- мозг
должен их решать, иначе переключиться на ерунду>>.
Мозги нужно нагружать правильно
<<Вторая проблема возрастных людей: мы думаем, что уже все знаем и
учиться нам не нужно>>. Наталья полагала, что вся жизнь -- это обучение:
<<Как только прекращается обучение, угасает жизнь>> -- говорила она: <<Все
же очень просто: шахматисты, учителя, архитекторы, деятели умственной
сферы... Пока они заняты своим делом, вплоть до почтенного возраста --
жизни в них предостаточно, а мозги работают на зависть молодым, но как
только бросают -- жизнь затихает, поэтому я все говорю: <<Не бросайте
жить, учитесь! Чему угодно, но учитесь, нагружайте мозги!>>>>. С точки
зрения мозга, любое новое знание -- это процесс создания новых нейронов и
нейронных связей -- нейрогенез. Современная наука связывает депрессию со
снижением нейрогенеза. Но чтобы запустить процесс нейрогенеза, учиться и
нагружать мозг нужно правильно.
<<Не все понимают, что такое правильный процесс обучение: взяли в руку
книгу и вообразили из себя интеллектуалов, а мозги то не работают! От
ходьбы никто себя интеллектуалом не считает, но стоит взять в руки книгу
-- и сразу <<профэссора>>. Дело в том, что ходить и читать мы научились так
хорошо, что мозг не тратит на это когнитивную энергию -- ноги сами идут
по дорожке, а глаза бегут по тексту, интерпретируя его без усилий -- это
использование старых наработок, они не развивает мозг>>- говорила
Наталья. <<Если мы хотим, чтобы мозг был активным, а жизнь приносила
удовольствие, тренировать мозги нужно правильно: не просто читать без
осмысления, как робот, а осознавать. Легче всего понять, о чем я говорю
-- это сделать паузу в чтении и сказать: <<А что я только что прочитал?
Что интересного я вынес? Какие мысли я могу выделить?>> Это и есть
думать! А обычное чтение, бессознательное -- это имитация>>.
О плохих воспоминаниях и мыслях
Сочинение на тему: <<Природа>>
<<Важно понимать, как работает наш мозг, чтобы не делать жизнь
несчастной. Допустим мы прекрасно понимаем, что каждый человек сейчас
умеет читать так хорошо, будто он Олимпиец по чтению, по сравнении с
теми, кто умел читать четыре-пять веков назад. Почему? Потому что делаем
это много и часто -- связи между нейронами укрепляются и это дается нам
легко: чем чаще мы что-то делаем, тем крепче это закрепляется в мозгу и
лучше получается. Но это палка о двух концах>> -- говорит Наталья: <<Точно
также мы можем жестко консервировать плохие мысли и негативный настрой к
жизни. Я часто спрашиваю у людей: Вы зачем о плохом думаете, что это вам
даст? -- <<Не знаю, говорят, оно само!>>>>.
<<Чем чаще мы думаем о плохом, о страхах, о негативных моментах прошлого,
тем сильнее укореняем их в мозге, в личности -- создается ощущение, что
они доминируют в жизни, хотя это мы сами их и укрепили постоянной
умственной жвачкой: жуем эти скудные страхи и негатив, но пережевать не
можем. Выход здесь одновременно простой и сложный: лучший вариант -- это
не думать о плохом и думать о хорошем -- так просто и сложно. Думая о
хороших моментах, о целях и позитиве, мы укрепляем эти моменты и создаем
такое же мышление -- адаптивное, направленное на поиск хорошего. Кто-то
видит в дожде угрюмость и печаль, а кто-то видит, как дышит природа и
наслаждается долгожданной прохладой, видит в этом картинную эстетику --
это всего лишь два подхода к жизни. Каждый выбирает, какой подход ему
укреплять>>.
Надеюсь мысли Натальи Бехтеревой помогут хотя бы кому-то из вас
пробудить вторую часть своей жизни и стать счастливее.