[svoboda] Свежая правда

Всем здравствуйте!
Молодые российские документалисты получили собственную площадку - в рамках спецпроекта
"Новая волна" на телеканале "24_DOC"
Михаил Серафимов
Когда смотришь эти фильмы, ловишь себя на том, что для их просмотра необходимо
какое-то специальное усилие. Речь не столько об интеллектуальном усилии, сколько
о способности к состраданию. Просмотр документального кино становится разновидностью
духовной практики.
Одна из главных премьер сезона - фильм "Кровь" Алины Рудницкой - о работе передвижной
станции по переливанию крови. Положение современного донора парадоксально. От
принципа добровольности никто не отказывался, однако все понимают, для многих
людей донорство - единственная возможность заработать. За сдачу 500 мл крови
человек получает 850 рублей - на "усиленное питание". При этом проверить, здоров
ли донор, как питается, не болеет ли, практически невозможно. "Брак опять привезем.
СПИД, гепатит,- сетуют врачи.- Туберкулезника как-то откачивать пришлось; гад
такой, скотина! Пришел кровь сдавать". При этом ловишь себя на мысли: даже самый
последний циник, сдающий кровь, может спасти чью-то жизнь.
Фильм "С.П.А.Р.Т.А. - территория счастья" Анны Моисеенко, студентки студии Марины
Разбежкиной,- о жизни одной из коммун под Харьковом. Здесь трудятся и пишут стихи.
Каждый месяц подводят итоги соревнования - кто больше написал строк. Наглядная
иллюстрация разницы между марксистской теорией и практикой: счастье невозможно
при отказе от личности. В центре повествования - девушка; мы наблюдаем за ее
становлением, разочарованием и уходом из коммуны.
Фильм Никиты Тихонова-Рау и Ольги Арлаускас "В ауте" - дневники аутистки Сони
Шаталовой. Аутист устроен так, чтобы воспринимать минимально информации из внешнего
мира. Авторы пытаются найти в таком существовании свои преимущества. В своем
роде аутизм - это гипертрофированная честность организма. Когда видишь, как аутистов
приучают к обществу с помощью коллективных игр, понимаешь, какими, в сущности,
примитивными методами нас загоняют в клетку коллективизма. "Тили-тили-тесто"
- и ты уже пойман обществом, и поешь, и пляшешь под его дудку. Между тем способность
"уйти в себя" хотя бы иногда не помешала бы большинству из нас.
Фильм Юлии Киселевой "Широкие объятия" формально посвящен деятельности волонтерской
группы "Старость в радость" Лизы Олескиной. Однако в фильме мы смотрим на благотворительную
деятельность глазами не симпатантов, а нейтральных наблюдателей - трех подружек,
которые впервые решают съездить в дом престарелых. "Запах там ужасный!" - девушки
правдивы. Они не стесняются признаться, что больше сюда не приедут и не будут
писать письма старикам. Мораль этого фильма еще и в том, что безвозмездная помощь
- это талант, он есть далеко не у всех, и принуждать к этому не имеет смысла.
В фильме также есть жуткие подробности о жизни стариков; по заявлению волонтеров
был уволен директор дома, дело передали в прокуратуру.
Фильм "Мама, я убью тебя" Елены Погребижской - не столько о воспитанниках специнтерната,
сколько о взрослых, которые работают здесь. "У всех задержка в развитии",- рассказывает
учитель православной культуры. "У всех?" - уточняет журналист.- "У всех". При
этом дети сами способны починить компьютер. Взрослые не могут это объяснить.
Библиотекарь: "Они читают только смешные рассказы, доступные, про животных и
сказки. С повестями, поэмами и романами они не справляются". Воспитанница интерната
Даша читает "Войну и мир" по собственной инициативе. "Так, встали все за рабочее
место, надели халаты быстро". "Работа" - это делать табуретки. Система советского
коррекционного интерната сохранилась неизменной в течение почти 40 лет. Она сочетает
в себе черты тюрьмы и казармы. Воспитатели и учителя здесь - солдаты тоталитарной
системы, они охраняют детей от прав и свобод. "Почему нормальные дети учатся
в интернатах?" - задается вопросом автор. В наказание за плохое поведение детей
отдают в психбольницу - за курение, за баловство, за пропуск занятий. На 9 месяцев,
на 2 года. Колют им аминазин, который в Европе уже 20 лет не применяют. Если
пациент не слушается, врач колет в пятку - чтобы не мог стоять.
Каждая новелла фильма "Пограничный эффект" (режиссеры Георгий Молодцов, Ольга
Стефанова, Кирилл Седухин) посвящена людям, преодолевающим границы ранее единого
государства, чтобы быть вместе. Три новеллы о России - Украине ("Улица Дружбы
Народов"), России - Абхазии - Грузии ("Пусть в других наша жизнь повторится")
и России - Эстонии ("Время собирать") представлены в одном документальном проекте
(премия фестиваля "Сталкер").
"Непал форева" Алены Полуниной - история о том, как руководители организации
"Коммунисты Петербурга и Ленобласти" Сергей Малинкович и Виктор Перов едут в
Непал примирить переживающих раскол товарищей по идеологии. Их реплики и поведение
напоминают фильм "Два капитана II". Визит русских коммунистов в Непал - как встреча
двух утопий. "Че-то бобров нет",- говорит один коммунист. "Не водятся бобры",-
отвечает другой. Сами Малинкович и Перов эксперимента не оценили: они распространили
обращение "Еще раз о клеветническом фильме Полуниной" - в своем роде продолжение
абсурдной истории: "В т.н. фильме Полуниной ничего от настоящей партийной жизни
нет... Мы убеждены - провокаторше Полуниной не удастся ни очернить партию...
ни оклеветать наших братьев по классу".
Все эти фильмы можно увидеть в рамках специального проекта "Новая волна" в линейке
"Россия_DOC" на телеканале "24_DOC" в декабре - январе. Каждый из них - прививка
серьезности, попытка прорваться к настоящим чувствам, которых зритель традиционно
лишен в праздничные недели.