[svoboda] Статья: Бог любит тебя! " А толку?
<Бог любит тебя!> ? <А толку?>
Одно из глубочайших непониманий между Церковью и миром - а мирское мышление может
проникать и в Церковь - связано с непониманием того, что есть безусловная любовь.
Любовь не за что-то, а несмотря ни на что.
<Отсюда яростные требования нормализации греха>
<В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего
в умилостивление за грехи наши. (1Иоан.4:10)> Любовь, которая простирается к
людям абсолютно дурным и недостойным, враждебным и озлобленным, к хулителям и
распинателям. <Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были
рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели
друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости,
банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через
Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3:3-6)> Бог любит и спасает абсолютно негодных
людей - эта шокирующая идея появляется уже в Ветхом Завете и настойчиво провозглашается
в Новом. Бог не может разлюбить Вас. Это совершенно исключено. <Забудет ли женщина
грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла,
то Я не забуду тебя (Ис.49:15)>.
В миру любовь нужно заслужить, ее нужно добиваться, ее легко утратить. Чтобы
быть востребованным, ты должен быть конкурентоспособным товаром на рынке. Любви
на всех не хватит, и она достанется только умным, красивым, успешным, общественно
одобряемым. Быть неуспешным в выполнении всех этих нормативов - значит быть нелюбимым,
ненужным, исключенным, выброшенным, человеком третьего сорта, если человеком
вообще. Если ты не выполняешь ожиданий окружающих, ты никому не нужен. Иди убейся
веником, урод.
Отсюда возникает острый запрос - скажите нам, что мы хорошие. Что с нами все
в порядке, что мы, в целом, сдаем норматив, живем правильно. Отсюда яростные
требования нормализации греха - чтоб никто не просто не мешал грешить, но и не
смел вслух сказать, что грех - это грех. Вот про любовь Божию можете проповедовать.
А про грех - нет.
Попытки пойти навстречу таким запросам были, и в протестантском мире уже предостаточно
общин, которые приняли политику <инклюзивности>, по-русски <всепринятия>, чтобы
никто не был обижен обличениями в грехе или требованиями переменить свой образ
жизни. На днях я прочитал про одного служителя Американской Епископальной Церкви,
который проповедовал либеральное благовестие, в котором не было требований и
обличений, а только утешения - <Бог-любит-тебя и т.п.>, как он сам это формулировал.
Потом он стал замечать, что это не работает - люди не меняются, да и его собственная
жизнь в большом беспорядке. Призадумавшись, он принял традиционные взгляды на
грех и спасение, и его жизнь переменилась, община стала расти. И правда, инклюзивное,
открытое, либеральное благовестие не работает. Статистически, либеральные общины
умирают, чем они более открытые и инклюзивные - тем быстрее.
Но почему? Они же стали такие хорошие, никому не говорят ничего неприятного,
раскрывают объятья всем, идут в русле современных тенденций, отреклись от всего,
за что их могла бы бранить либеральная пресса, дают людям ровно то, что они хотят
- почему же люди уходят от них?
Потому что любовь, которая не обличает грех, не спасает. Спасение - это не исключительно
потусторонняя реальность; это реальность, в которую люди входят (или отказываются
войти) уже здесь и сейчас. И она проявляется в перемене жизни. Святой Апостол
Павел, перечисляя грехи, которые отторгают человека от Царства Божия, в конце
добавляет: <и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались
именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор.6:11)>.
Такая благотворная перемена возможна, когда человек полагает, что его прежняя
жизнь глубоко неправильна и ее необходимо оставить в прошлом. Она предполагает
болезненный момент признания, что со мной не все в порядке. Бог любит вас, и
поэтому он хочет вывести вас из рва погибели, куда вы себя загнали. Пути ваши
неправы, и Бог в милосердии Своем хочет вас вывести на пути совершенно другие.
Это благовестие вызывает сильное раздражение: <Это наши-то пути неправы? Это
нам-то хватит бухать и блудить? А вот нам чрезвычайно горько и обидно, что вы
порицаете наши пути! А где же ваша любовь, раз вы делаете нам так горько и обидно?>
Поэтому желание убрать этот момент - и никого не раздражать - понятно. Но беда
в том, что такое - очищенное от раздражающих моментов - благовестие не спасает.
<Бог любит тебя!> - <А толку?>.
Обличение в грехе и наставление в праведности в христианской традиции воспринимается
как проявление любви и заботы - в миру как проявление отвержения (вы плохие!
некондиция! на помойку!) и высокомерия (уж мы-то, в отличие от вас, кондиция,
и знаем, как надо!). И разница между двумя этими восприятиями - в безусловной
любви Божией; я могу быть грешником, виновным и испорченным, и это ужасно, и
это нетерпимо, и с этим надо срочно что-то делать - но Бог меня все равно любит,
и я все равно дорог в Его очах, дорог настолько, что Христос за меня умер, Бог
может и хочет спасти меня от моей вины и порчи. Я могу признать реальность моей
вины и порчи, не впадая в самоненависть и отчаяние, именно потому, что уверен
- Бог неизменно любит меня, всегда ищет простить и будет с бесконечным терпением
спасать.
Евангельское благовестие, которое спасает, которое меняет жизни, которое делает
нас совсем новыми людьми, говорит и о грехе, и о спасении. Ваши пути неправы,
и если вы не перемените их, вы погибнете; но вы можете покаяться и спастись,
у вас есть надежда, <ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную> (Иоан.3:16).
Источник: Журнал <Фома>
С уважением
Нина.