Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Судьи, 6: Гедеон (1); Псалмы 89-93 / 19.III.15 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 19 марта 2015 года, четверг.

(Двадцать пятый день Великого поста в Православной Церкви.
 Как обычно Великим постом мы уделяем больше внимания Ветхому Завету – с понедельника по четверг читаем из Книг Иисуса Навина и Судей.
 Кроме того, в качестве дополнения к выпускам я предлагаю прочитать все 150 библейский Псалмов за 40 дней Поста.
)

Сегодня мы читаем главу 6 Книги Судей.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

Также в этом выпуске – Псалмы 89–93 ("Библия. Современный русский перевод")

Судьи, 5:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
С разбиением на абзацы, без примечаний;
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": ранняя версия; "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:

М.Г.Селезнев о книгах Иисуса Навина и Судей
+ Комментарии из 'Брюссельской' Библии + из "Толковой Библии Лопухина"
+ из кн. У. Брюггемана  
+  Полность Брюггеман (там же – о "Пророках" и "Ранних Пророках")
"Новая Иерусалимская Библия" (там же – о "Ранних Пророках")
+ Библейский культурно–исторический комментарий – Введение к "Историческим книгам"
+
Эдвард Янг

свящ. Александр Мень: Из "Библиологического словаря" + из кн. " Исагогика"
+ из кн. "Как читать Библию"

к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга Судей

6 Израильтяне стали творить дела, ненавистные ГОСПОДУ, и ГОСПОДЬ на семь лет отдал их в руки мидьянитян. Тяжким было иго мидьянитян, и израильтяне устраивали себе убежища в расщелинах скал, в пещерах и на неприступных вершинах. Только, бывало, у израильтян кончится сев, как нагрянут мидьянитяне, а с ними — амалекитяне и восточные племена. Станут они лагерем на земле израильтян — и уничтожат урожай по всей стране, до самой Газы, не оставляя израильтянам ни еды, ни овец, ни быков, ни ослов. Враги приходили со своими стадами, со своими семьями — многочисленные, словно саранча. Не счесть их было, и не счесть было их верблюдов. Приходили — и грабили страну. Вконец разоренные мидьянскими набегами, израильтяне стали просить защиты у ГОСПОДА.

6:1 Мидьянитяне упоминаются в Быт 37 как торговцы, которым братья продали Иосифа. В Исх 2–4 мидьянский жрец дает приют Моисею, бежавшему из Египта, и становится его тестем (ср. Числ 10:29). В остальных местах Библии, где речь заходит о мидьянитянах, они — враги Израиля: в Числ 22 они вместе с моавитянами зовут Валаама проклинать Израиль, в Числ 25 они склоняют израильтян к распутству и идолопоклонству, в Числ 31 израильтяне ведут против них войну и истребляют их. В Суд 6–7 мидьянитяне притесняют Израиль в союзе с амалекитянами и «восточными племенами».

По-видимому, библейские авторы не всегда четко различали народы, жившие к югу от Палестины. В Быт 37 и Суд 8 название мидьянитяне чередуется с названием измаильтяне, в Числ 25 — с названием моавитяне; тесть Моисея в книге Судей назван кенеем.

В Быт 25:1-4 Мидьян — сын Авраама от Кетуры. Имена его сыновей, братьев и племянников — это названия племен, обитавших в I тыс. до н. э. в северной Аравии. В Ис 60:6-7 Мидьян также упоминается среди народов и племен Аравии середины I тыс. до н. э.

6:3 ...восточные племена. — Букв. «сыны Востока». Обобщенное наименование кочевых и полукочевых племен, живущих к востоку от Палестины.

6:5 ...со своими семьями... — Букв.: «...со своими шатрами...» Слова «дом» и «шатер» в Ветхом Завете могут обозначать также и семью.

 

6:8-10 Ср. 2:1-3.

 

6:11 Местонахождение Офры спорно: либо в Изреельской долине, либо на землях Манассии, между Изреельской долиной и Шехемом.

∙ ...обмолачивал пшеницу в давильне для винограда, чтобы мидьянитяне не заметили. — В древней Палестине во время обмолота колосья раскладывали на току, а затем гоняли по ним скот, запряженный в специальные «молотильные сани», из которых торчали шипы, острые камни или металлические лезвия.

Молотьба на току была видна издали. Подчеркивая, как тяжело было израильтянам под гнетом мидьянитян, повествователь сообщает, что Гедеон молотил пшеницу тайком — не на току, а в яме, где давят виноград, и не с помощью «молотильных саней», а вручную. (Молотьба «санями» описывается по-еврейски глаголом душ, молотьба вручную — глаголом хав`ат, который употребляется применительно к обмолоту зерновых лишь здесь и в Руфь 2:17.)

7Израильтяне просили у ГОСПОДА защиты от мидьянитян, и Он послал к израильтянам пророка. Пророк сказал им:

 — Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля:
Я вывел вас из Египта —
избавил вас от неволи,
Я спас вас от египтян
и от всех ваших врагов!
Я всех их прогнал прочь,
а их земли отдал вам!

10Я сказал вам:
«Ваш Бог — это Я, ГОСПОДЬ!
Не служите богам амореев,
народа, на чьей земле вы живете».
Но не послушали вы Меня!

11Ангел ГОСПОДА пришел и сел под дубом в Офр`е, что была во владении Ио`аса из рода Ави`эзера.

Гедеон, сын Иоаса, в это время обмолачивал пшеницу — в давильне для винограда, чтобы мидьянитяне не заметили. 12 Ангел ГОСПОДА явился ему и сказал:

—О могучий воин! С тобою ГОСПОДЬ!

13— Прости, господин мой, — отозвался Гедеон, — но если и впрямь ГОСПОДЬ с нами, то почему случилось такое? Где чудеса Его, о которых говорили наши отцы? Ведь они рассказывали, как ГОСПОДЬ вывел нас из Египта! А что теперь? ГОСПОДЬ нас оставил, отдал в руки мидьянитян!

14Посмотрел на него ГОСПОДЬ и сказал:

—Ты могуч! Иди же, избавь Израиль от мидьянитян! Отныне ты Мой посланник.

15Гедеон сказал:

—Прости, господин мой, но как могу я избавить Израиль, если и род мой — последний среди родов Манассии, и сам я младший в своей семье?

16ГОСПОДЬ сказал:

—Я буду с тобой, и ты перебьешь всех мидьянитян до одного!

17Гедеон попросил:

— Если я угоден Тебе, дай знак, что это Ты, именно Ты говоришь со мною! 18 Не уходи, пока я не вернусь, — я принесу Тебе угощение.

— Я посижу здесь и подожду тебя, — ответил гость.

19 Гедеон пошел и приготовил мясо козленка, а из эф`ы муки испек лепешек. Он положил мясо в корзину, налил отвар в котелок — и отнес гостю, сидевшему под дубом.

20 — Положи мясо и хлеб на эту скалу и вылей на них отвар, — велел ему Божий ангел.

Гедеон повиновался. 21 Ангел ГОСПОДА коснулся мяса и лепешек концом своего посоха — и вышел из скалы огонь, и сжег мясо и хлеб! Ангел ГОСПОДА скрылся из вида.

22 Понял тогда Гедеон, что это и впрямь был ангел ГОСПОДА.

—О Владыка ГОСПОДЬ, горе мне!— застонал Гедеон. — Я видел ангела ГОСПОДНЕГО лицом к лицу!

23 Но ГОСПОДЬ сказал ему:

—Все хорошо, не бойся! Ты останешься жив.

24 На том месте Гедеон воздвиг ГОСПОДУ жертвенник и дал этому жертвеннику имя Яхве-Шалом (он и по сей день стоит в Офре, что в наделе Авиэзера).

25 В ту ночь ГОСПОДЬ сказал Гедеону:

—Возьми быка из отцовского стада, быка откормленного, семилетнего. Разрушь принадлежащий твоему отцу жертвенник Ваала и низвергни Ашеру, которая там стоит. 26 На той вершине воздвигни для ГОСПОДА, твоего Бога, жертвенник и разложи на нём всё необходимое. Взяв откормленного быка, принеси его в жертву всесожжения, а на дрова пусть пойдет низвергнутая тобою Ашера.

27 Гедеон выбрал из числа своих людей десятерых помощников и сделал, как велел ему ГОСПОДЬ. Но совершил он всё это не днем, а ночью, потому что боялся и своих родственников, и прочих жителей селения. 28 Наутро встали жители селения и видят: жертвенник Ваала разрушен, Ашера, что стояла рядом, низвергнута, а на новом, только что построенном жертвеннике принесен в жертву откормленный бык.

29— Кто это сделал? — спрашивали люди друг у друга. Искали, доискивались — и разузнали: это сделал Гедеон, сын Иоаса.

30Жители селения сказали Иоасу:

—Отдай нам своего сына, он должен умереть! Он разрушил жертвенник Ваала и низверг Ашеру, что стояла рядом.

31Но Иоас ответил тем, кто его обступил:

—Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Кто будет защищать его, не доживет до рассвета! Если он бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!

32В тот день Гедеону дали имя Ерубб`аал, что означает: «Пусть Ваал поборется с ним». (Ведь он разрушил жертвенник Ваала.)

6:25 ...откормленного... — Обычное значение слова шен`и — «второй». Некоторые комментаторы полагают, что Гедеон должен был взять из отцовского стада двух быков, — но далее речь идет лишь об одном. Другие считают, что имеется в виду «второй по старшинству бык в стаде» или «второй теленок у коровы». На основании Септуагинты здесь для евр. шени предлагается значение «откормленный».

6:26 Евр. выражение мизб`еах ... баммаарах`а следует, скорее всего, понимать как «жертвенник ... на котором разложено всё необходимое для жертвоприношения». В пользу такого понимания говорит употребление глагола ар`ах в контекстах, где речь идет о жертвоприношении, — Быт 22:9; Лев 1:7; 3Цар 18:33 (раскладывание дров на жертвеннике); Лев 1:8,12 (раскладывание кусков мяса на жертвеннике). Другой перевод: «жертвенник из сложенных рядами камней».

6:32 ...Гедеону дали имя... — Еврейский синтаксис допускает и другое понимание: «...он (отец) дал Гедеону имя...»

∙ С учетом того, как образуются западносемитские имена, имя Еруббаал должно принадлежать поклоннику Ваала и может означать либо «Пусть Ваал борется», либо «Да возвеличится Ваал». Здесь, однако, это имя переосмыслено как связанное со словами Иоаса, оскорбляющими Ваала. И всё же это «ваалистическое» имя явно смущало позднейших переписчиков Библии. В масоретском тексте 2Цар 11:21 оно переделано в Ерубб`ешет — с заменой имени Б`аал («Ваал») на презрительное б`ошет («позор»).

 

6:34 ...вошел... в Гедеона... — Букв.: «...надел на себя Гедеона...» (как телесную оболочку). Это выражение встречается также в 1Пар 12:18 и 2Пар 24:20.

33Мидьянитяне, амалекитяне и восточные племена, собравшись вместе, пришли и стали лагерем в Изреельской долине. 34 И вошел тогда в Гедеона дух ГОСПОДА. Гедеон протрубил в рог — и за ним пошел род Авиэзера; 35 разослал вестников — за ним пошло всё племя Манассии; послал вестников к племенам Асира, Завулона и Неффалима — и эти племена тоже отправились на войну.

36 Гедеон сказал Богу:

—Ты действительно намерен моей рукою спасти Израиль, как обещал? 37 Смотри: я кладу здесь, на току, только что состриженную шерсть. Пусть на шерсти выступит роса, а земля вокруг останется сухой — вот тогда я поверю, что Ты и в самом деле спасешь Израиль моей рукою, как обещал!

38 Так и случилось. Наутро Гедеон встал, принялся выжимать шерсть, и из нее потекла вода — он набрал целую чашу.

39 Гедеон сказал Богу:

—Не прогневайся, я попрошу Тебя еще об одном, последнем знамении с этой шерстью. Теперь пусть шерсть останется сухой, а на земле вокруг пусть выступит роса!

40 В ту ночь Бог так и сделал. Шерсть осталась сухой, а по всей земле была роса.

Псалтирь

89

 [Молитва Моисея, человека Божьего.]

2Господи! Ты нам прибежище
из поколения в поколение.
3Прежде чем родились горы,
и земля, и мир на свет явились,
от века и до века
Ты — Бог.

 

4Ты возвращаешь человека назад, в пыль,
Ты говоришь: «Сыны людские, назад!»
5Для Тебя тысяча лет — день вчерашний,
что промелькнул и ушел, —
или смена стражи в ночи.
6Ты смываешь людей, как дождем,
они уходят, как сон поутру,
как трава, что утром растет,
цветет, а под вечер сохнет.
7Так и мы исчезаем от гнева Твоего,
Твоя ярость приводит нас в ужас.
8Ты грехи наши выложил перед Собой,
наши тайны — пред светом лица Своего.
9Наши дни сокращаются гневом Твоим;
наши годы пролетают, как вздох.
10Срок нашей жизни — семьдесят лет,
для того, кто силен, — восемьдесят;
и большая часть их — мука и труд,
и все проходит, и мы отлетаем.
11Кто может постичь силу гнева Твоего?
Страх пред Тобой силен, как ярость Твоя.
12Научи нас, как считать наши дни,
дай обрести мудрость сердца.
13Обернись, Господи! Доколе?
Смилуйся над рабами Твоими.
14Наутро дай досыта вкусить милость Твою,
чтобы мы радовались и ликовали всю жизнь.
15Даруй нам радость — за все дни,
что Ты карал нас, за годы горя.
16Яви нам, рабам Твоим, величье Твоих дел,
сынам рабов Твоих — славу Твоя!
17Да будет милость Господа, Бога нашего, с нами!
Направь, помоги нам в делах наших рук,
направь, помоги!

 

89:5 ...смена стражи в ночи. — Ночь в Ветхом Завете делилась на три стражи. Тысяча лет для Бога — все равно что одна такая стража.

 

90

 [Псалмопевец:]

Ты, живущий под сенью Вышнего,
приют нашедший под кровом Сильного,
2говорящий о Господе: «Он мой оплот,
моя крепость, мой Бог, моя надежда»!
3Господь спасет тебя от сетей ловца,
от всего, что гибель несет.
4Он Своими крылами укроет тебя:
Его крылья — защита тебе.
Его верность — щит и стена.
5Ни ужас ночной не страшен тебе,
ни днем пущенная стрела,
6ни чума, крадущаяся в ночи,
ни мор среди бела дня.
7Тысяча павших рядом с тобой,
десять тысяч по правую руку твою,
но тебя минует беда!
8Ты всего лишь свидетель: смотри
и увидишь расплату грешных!

 

[Праведник:]

9— О Господь, Ты прибежище мне!

 

[Псалмопевец:]

— Ты Вышнего выбрал оплотом своим,
10 и горе к тебе не придет,
и беда не войдет в твой дом.
11Он ангелам даст о тебе наказ —
хранить тебя, куда бы ты ни шел,
12 они на руках понесут тебя,
чтобы ты не споткнулся о камень.
13 Льва и гадюку ты будешь попирать;
злого льва и дракона растопчешь.

 

[Бог:]

14 — Он Меня любит и Я его спасу,
Я защищу его, знающего имя Мое.
15 Он призовет Меня, и Я услышу его,
Я с ним в беде, приду на помощь и прославлю его!
16Дам насытиться долгой жизнью,
дам увидеть, как Я его спасу!

 

90:5 ...ужас ночной... — Т. е. ночной демон.

 

91

 [Псалом. Песнь на день субботний.]

 

2Как хорошо славить Господа,
воспевать Твое имя, Бог Вышний,
3утром петь про Твои милости
и ночью — про верность Твою,
4на десятиструнной арфе,
под напевы лиры.
5Все, что Ты сделал, Господи, радует меня,
и я в восторге пою про дела рук Твоих.
6Как велики, Господи, деянья Твои!
Как глубоки Твои замыслы!
7Глупец не знает,
невежда не понимает их.
8Да, злодеи растут как трава,
и нечестивые процветают,
но им суждено навсегда исчезнуть, —
9а Ты, Господи, навеки велик!
10 Ибо враги Твои, Господи, —
ибо враги Твои сгинут,
нечестивые разбегутся.
11Ты возносишь рог мой, как рог быка,
свежий елей возлит на главу мою;
12 Ты даешь мне без страха смотреть на врагов,
слышать о злодеях приближающихся.
13 Праведник, словно пальма, цветет,
как ливанский кедр — возвышается.
14 Укоренившиеся в Храме Господа
во дворах дома Божьего цветут!
15 Даже в старости они плодовиты,
и сочны, и свежи.
16 Это всем говорит, как справедлив Господь.
Он — скала моя, и нет неправды в Нем.

 
 

 

92

Господь — Царь.
Одеяние Его — слава,
пояс Его облачения — мощь!
Мир стоит и не дрогнет,
2и Твой вечный престол незыблем,
Ты — от начала времен!
3Шумят потоки, Господь,
шумят потоки, ревут,
потоки ревут как гром!
4Не так страшен пучины рев,
не так страшны морские валы,
как могуч Господь в высоте!

 

5Наставленья Твои незыблемы,
Твой Храм, Господь, навеки украсила святость!

 
 

 

93

Бог воздаянья, Господь,
Бог воздаянья, явись!
2Подымись, Судия земли,
и отплати надменным.
3Доколе нечестивцам, о Господи,
доколе ликовать нечестивцам?
4Говорят слова наглые;
творят неправду — и тем хвастают;
5попирают народ Твой, Господи,
унижают Твое достояние;
6убивают бездомных и вдов,
умерщвляют сирот,
7говорят: «Не увидит Господь,
Бог Иаковлев не узнает».
8Образумьтесь, безумцы!
Как же вы, глупцы, не поймете?
9Создавший ухо — разве может не слышать?
Создавший глаз — разве может не видеть?
10 Он Наставник народов и Учитель людей —
неужели Он с вас не спросит?
11Господь знает людские мысли:
они призрачны, как туман.
12 Блажен тот, кого Ты, Господи,
учишь, наставляешь Законом Твоим,
13 чтобы в дни беды дать ему прибежище,
пока пред грешным не разверзнется яма.

 

14 Нет, Господь Свой народ не оставит,
достояние Свое не забудет,
15 и правда воцарится в суде,
и пойдут за ней все праведные сердцем.
16 Кто вместе со мной станет против злодеев?
Против тех, кто творит зло?
17 Если бы Господь мне не помогал,
жизнь моя ушла бы в страну молчания.
18 Стоило сказать мне: «Я вот-вот упаду»,
как милость Твоя, Господи, меня укрепляла.
19 Сколько бы ни было печалей в сердце моем,
утешенья Твои радуют душу.
20 Не причастен Тебе престол преступлений,
рассадник горя и беззаконий.
21 Набросились, праведника хотят убить,
осудить, пролить кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя,
мой Бог — скала, что меня укрывает.
23 Он их зло обратит против них же самих,
Он истребит их за их преступление,
Он — Господь, наш Бог — истребит их!

 

93:17 ...в страну молчания. — Т. е. в Шеол.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: Евангелие от Марка, 4:1-34; Псалмы 94–100.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«

 


В избранное