Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иисус Навин 12-13: Раздел Ханаана; раздел Заиорданья; Псалмы 37-39 / 4.III.15 ср



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 4 марта 2015 года, среду.

(Десятый день Великого поста в Православной Церкви.
 Как обычно Великим постом мы уделяем больше внимания Ветхому Завету, только  трижды в неделю будут выпуски по Евангелию.
 Кроме того, в качестве дополнения к выпускам я предлагаю прочитать все 150 библейский Псалмов за 40 дней Поста.
)

Сегодня мы читаем главы 12–13 книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

Также в этом выпуске – Псалмы 37–39 ("Библия. Современный русский перевод")

Иисус Навин, 12–13:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
С разбиением на абзацы, без примечаний;
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": ранняя версия; "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга Иисуса Навина

12 Вот цари, которых израильтяне разбили — и завладели их землями, что простирались на восток от Иордана: от Арн`онской долины до горы Хермон (включая восточную половину Иорданской долины).

Сихон, аморейский царь. Его столицей был Хешбон. Ему принадлежали земли начиная от Аро`эра, что над Арнонской долиной, и сама Арнонская долина, половина Галаада (вплоть до реки Ябб`ок, за которой живут аммонит`яне), а также Иорданская долина — от восточного берега озера Киннерет до восточного берега Мертвого (Соленого) моря, до Бет-Ешим`ота и склонов горы Ф`асга, на юге.

Ог, царь Башана, из последних рефаимов. Его столицами были Аштар`от и Эдр`еи. Ему принадлежали гора Хермон, Салх`а, весь Башан — до границы с геш`урцами и маах`ейцами, а также половина Галаада (до границ Сихона, царя хешбонского).

Моисей, слуга ГОСПОДА, и израильтяне победили этих царей. Моисей, слуга ГОСПОДА, отдал их земли во владение племенам Рувима и Гада и половине племени Манассии.

12:1–5 О завоевании Заиорданья см. Числ 21:21-35 и Втор 2:26 – 3:10.

∙  Арнонская долина (совр. Вади-Муджиб) — глубокий каньон, пересекающий Заиорданье и доходящий до Мертвого моря. Согласно Библии, это южная граница израильских завоеваний в Заиорданье. На северном краю этого каньона находился город Ароэр.

∙  Галаад — территория, прилегающая к Иорданской долине с востока. Хеш-бон — город на юге Галаада. Яббок — восточный приток Иордана; в верховьях Яббока находилась страна аммонитян.

∙  Селение Бет-Ешимот лежало на Моавской равнине, к северо-востоку от Мертвого моря. Над Моавской равниной возвышается гора Фасга.

∙  Башан — территория в верховьях Ярмука, крупнейшего из восточных притоков Иордана. Между Башаном и озером Киннерет располагалась страна Геш`ур, населенная (по крайней мере с начала I тыс. до н.э.) арамеями. Севернее (к востоку от верхнего Иордана, между Киннеретом и горой Хермон) находилась страна Маах`а, также населенная в это время арамеями.

∙  Рефаимы — народ, который, согласно Быт 14:5 и Втор 2:11,20, населял Заиорданье до появления там моавитян и аммонитян (эти народы истребили рефаимов и заняли их землю). Втор 2:10-11,20-21; 3:11 говорит об огромном росте и силе рефаимов, сравнивая их с великанами-анакимами.

Но у слова "рефаимы" есть и другое значение. По представлениям древних семитских народов Сирии и Палестины (как свидетельствуют тексты, найденные в сирийском городе Угарите, II тыс. до н.э.), рефаимы — это цари легендарного прошлого, ныне населяющие мир мертвых (ср. Ис 14:9). В Библии это значение становится более общим: обитатели загробного мира (Пс 87:11; Притч 9:18; Ис 26:14,19).

Между двумя значениями есть не вполне ясная связь. Так, один из угаритских текстов говорит о рефаиме, который, подобно библейскому Огу, правит и вершит суд в Аштароте и Эдреи. (Ср. также упоминание в финикийских надписях божества по имени Ог, связанного с загробным миром.)

 

12:7 ... между Баал-Гадом... и горой Халак... — Так же очерчены пределы израильских завоеваний в 11:17.

12:8 ... и горы, и Шефелу... и склоны... и Негев. — См. прим. к 10:40.

12:9-24 Список царей, побежденных Иисусом Навином, имеет форму, характерную для хозяйственных и административных документов древнего Ближнего Востока.

Первыми в списке упомянуты Иерихон и Ай, с которых началось завоевание Палестины (Иис Нав 6 и 8). Затем перечисляются города южной Палестины: сперва — входившие в коалицию, о разгроме которой повествуется в ИисНав 10 (Иерусалим, Хеврон, Ярмут, Лахиш, Эглон), затем — другие города, о которых идет речь в Иис Нав 10 (Гезер, Девир, Ливна, Маккеда), а также в Числ 21:1-3 (Хорма и Арад). Адуллам фигурирует в 1Цар 22:1 и 2Цар 23:13. Гедер более ни в Библии, ни за ее пределами не упоминается.

Упоминание Бет-Эла возвращает нас в центральную часть Палестины; там же расположены Таппуах, Хефер и Афек (заметим, что про завоевание этих городов ранее ничего не говорилось). Шарон — не имя города, а название целой области (прибрежной полосы центральной Палестины).

Мадон, Хацор, Шимрон и Ахшаф входили в коалицию северных городов, о разгроме которой говорится в Иис Нав 11. Далее названы важнейшие города Палестины, не упоминавшиеся среди завоеваний Иисуса. Они расположены в Изреельской долине (Таанах, Мегиддо, Йокнеам), в Галилее (Кедеш), на побережье (Дор) и в центральной Палестине (Тирца).

12:20 ... царь Шимрона... — В евр. тексте: "царь Шимрона-Мрона". Перевод по конъектуре ("Мрон" отсутствует в ряде еврейских рукописей и в Вульгате).

 

12:23 ... царь Гоима, что в Галилее... — В евр. тексте вместо "Галилея" — "Гилгал". Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта.

 

13:1-6 Здесь перечислены области Ханаана (Земли Обетованной), которые остались незавоеванными (с точки зрения книги Иисуса Навина, их должны завоевать преемники Иисуса). В 13:2-3 речь идет о южных землях — о странах филистимлян, гешурцев и аввеев. В 13:4-6 перечисляются подлежащие завоеванию земли на севере.

13:2-3 Филистимляне — народ, обосновавшийся на юго-западе Палестины во время т.н. "переселения народов моря" в XIII–XII вв. до н.э. Родиной филистимлян, согласно Ам 9:7, был Кафт`ор (т.е. Крит или Кипр); связь филистимской культуры с Кипром, Критом и регионом Эгейского моря видна и по археологическим находкам. Городами филистимлян, по Библии, были Газа, Ашдод, Ашкелон, Гат и Экрон. В повествованиях о Самсоне, Самуиле, Сауле и Давиде филистимляне фигурируют как главные враги израильтян, их войска проникают далеко вглубь израильской территории. Впоследствии филистимские города-государства слабеют; филистимляне, утратив свою самобытную культуру, ассимилируются с местным населением. Память о них сохраняется в слове "Палестина", которое в римское время становится названием всей территории от Иордана и Мертвого моря до Средиземного моря.

В Иис Нав 13:3 говорится, что вся страна филистимлян, от южного ее предела (Шихор, восточный рукав Нила) до северного (Экрон, самое северное из филистимских княжеств), является частью Ханаана — земли, отведенной Богом для Израиля.

∙  Гешурцы — Известна страна Гешур, лежавшая на восток от озера Киннерет (см. примечание к 12:4-5), но здесь, очевидно, имеются в виду другие, "южные" гешурцы, про которых 1Цар 27:8 сообщает, что они живут в той части Палестины, которая прилегает к Египту.

∙  Аввеи, согласно Втор 2:23, жили близ Газы.

13:4-6 Упоминание Сидона указывает на южную Финикию, а упоминание Библа — на центральную часть Финикии. Баал-Гад — северная граница земель, завоеванных Иисусом (Иис Нав 11:17; 12:7), а Лево-Хамат — северная граница Ханаана (Числ 13:22; 34:8). Территория, лежащая между Баал-Гадом и Лево-Хаматом, — это, по-видимому, внутренние области Ливана (долина Бекаа).

 

13:8-13 Ср. описание Заиорданья в 12:1-5.

13:8 Половине племени Манассии (а вместе с ней — племенам Рувима и Гада)... — В евр. тексте: "А вместе с ней — племенам Рувима и Гада..." Перевод по конъектуре, которую отчасти поддерживает Септуагинта (Александрийский кодекс). Возможно, древний переписчик пропустил слова "половине племени Манассии" из-за того, что они совпадали с концом предшествующего стиха.

13:9-10 Плоскогорье (евр. Миш`ор), протянувшееся к северу от Арнона, вплоть до Медевы, а также лежащий немного севернее город Хешбон в ходе истории принадлежали то Израилю, то Моаву. Однако в конце концов моавитяне взяли верх. Из надписи моавского царя Меши, сделанной около 830 г. до н.э., явствует, что во второй половине IX в. до н.э. земли к северу от реки Арнон, включая города Ароэр, Медева и Дивон, были под властью моавитян. В книгах Исайи и Иеремии эти города, равно как и Хешбон, воспринимаются уже как часть Моава (Ис 15-16; Иер 48).

 

13:15-23 Племени Рувима отдано Медевское плоскогорье, лежащее между Арнонской долиной на юге и Хешбоном на севере. Дивон (ныне Дибан в Иордании) в IX в. до н.э. — и, возможно, позже — был столицей Моава. Об остальных населенных пунктах нам известно меньше, и в большинстве случаев их местоположение спорно. Бет-Ешимот находился на Моавской равнине, прилегающей к Мертвому морю.

13:21-22 Ср. Числ 31:8.

∙  Прорицатель Валаам, сын Беора, является главным (и, скорее, положительным) героем Числ 22 — 24, но в Числ 31:8,16 он предстает как враг израильтян.

 

13:24-28 Племени Гада отданы Заиорданские земли от Хешбона на юге до озера Киннерет и области города Ло-Девар на севере.

На востоке надел племени Гада граничит с царством аммонитян, столицей которого был город Рабба (или Раббат-Аммон; нынешний Амман). Местонахождение Ароэра, что близ Раббы, неизвестно, но в любом случае его не следует путать с упоминавшимся ранее "Ароэром, что над Арнонской долиной".

∙  Ло-Девар — В мас. тексте: Лидв`ир. Перевод по конъектуре (ср. 2Цар 9:4-5 и 17:27).

 

13:29-31 "Заиорданской" половине племени Манассии отдан Башан, а также северная половина Галаада (начиная от Маханаима, т.е. от реки Яббок). Таким образом, северная половина Галаада входит одновременно в надел Гада и в надел Манассии.

13:30 Яировы Деревни — название обширной области в северном Заиорданье (согласно Втор 3:14, это просто другое название Башана). Числ 32:41 и Втор 3:14 возводят название Яировы Деревни к имени завоевателя этой области, Яира, потомка Манассии, а Суд 10:4 — к имени вождя ("Судьи") Яира. Согласно Втор 3:4,14; Иис Нав 13:30; 3Цар 4:13; 1Пар 2:23, в число Яировых Деревень входило шестьдесят селений, а согласно Суд 10:4 — тридцать (по Септуагинте — тридцать два).

 

13:32 ... от Иордана — Иерихонской реки. — Букв.: "... от Иордана Иерихонского". Евр. слово Ярд`ен буквально означает "спускающаяся река", но с определенным артиклем всегда обозначает конкретную реку — Иордан. Иногда (как здесь) вместо артикля стоит уточнение: "Ярден Иерихонский" (ср. Числ 34:15).

Вот цари, которых израильтяне во главе с Иисусом победили на землях, лежащих к западу от Иордана — между Баал-Гадом, что в Ливанской долине, и горой Халак, что в предгорьях Сеира. (Все эти земли Иисус отдал во владение племенам Израиля: разделил между ними и горы, и Шефелу, и долину Иордана, и склоны, и пустыню, и Негев.) Вот эти цари — хетты, амореи, ханаанеи, периззеи, хиввеи и евусеи.

Царь Иерихона —  один,
царь `Ая, что близ Бет-`Эла, — один,
10 царь Иерусалима — один,
царь Хеврона —  один,
11 царь Ярм`ута — один,
царь Лах`иша — один,
12 царь Эгл`она — один,
царь Г`езера —  один,
13 царь Дев`ира — один,
царь Г`едера — один,
14 царь Хорм`ы — один,
царь Ар`ада — один,
15 царь Ливн`ы — один,
царь Адулл`ама — один,
16 царь Маккед`ы — один,
царь Бет-Эла — один,
17 царь Тапп`уаха — один,
царь Х`ефера — один,
18 царь Аф`ека — один,
царь Шарона — один,
19 царь Мад`она — один,
царь Хац`ора —  один,
20 царь Шимр`она — один,
царь Ахш`афа — один,
21 царь Таан`аха — один,
царь Мегидд`о — один,
22 царь К`едеша — один,
царь Йокне`ама, что на Кармеле, — один,
23 царь Д`ора, что в Наф`ат-Д`оре, — один,
царь Го`има, что в Галилее, — один,
24 царь Тирц`ы — один.
   
Всего — тридцать один царь.

13 Иисус был уже глубоким стариком. ГОСПОДЬ сказал ему: — Ты уже совсем стар, а земель, которыми надо овладеть, еще очень много. Это все филистимские области и вся страна гешурцев. (Все земли от Ших`ора, что у египетской границы, и до северной границы Экр`она считаются частью Ханаана; там пять филистимских княжеств — Газа, Ашдод, Ашкелон, Гат и Экрон.) Это земля аввеев, на юге. Это все ханаанские земли от Ар`ы, что принадлежит сидонянам, до Аф`ека и аморейских пределов. Это область Библа, а на востоке — весь Ливан от Баал-Гада, что у подножья Хермона, до Лев`о-Хам`ата. Я отберу землю у всех, кто живет в этих горах, от Ливана до Мисрефот-Маима, — у всех сидонян — и отдам ее израильтянам!

Раздели землю по жребию между израильтянами, как Я тебе повелел. Раздели всю страну между девятью племенами и половиной племени Манассии.

Половине племени Манассии (а вместе с ней — племенам Рувима и Гада) уже были даны наделы — Моисей дал им землю к востоку от Иордана. Моисей, слуга ГОСПОДА, отдал им земли начиная от Аро`эра, что над Арнонской долиной, и селение, что в Арнонской долине, а также всё Плоскогорье от Медев`ы до Див`она 10 и все города правившего в Хешбоне аморейского царя Сихона (вплоть до страны аммонитян), 11 а также Галаад и страну гешурцев и маахейцев, всю гору Хермон и весь Башан, вплоть до Салхи 12 (все земли Ога, царя башанского, что правил в Аштароте и Эдреи; он был из последних рефаимов). Моисей победил этих царей и завладел их землями. 13 (Но израильтяне не завладели землей гешурцев и маахейцев — те живут среди израильтян и по сей день.)

14 А племени Левия Моисей не дал никакого надела. Их доля — так сказал им Моисей — это приношения ГОСПОДУ, Богу Израиля.

15 Моисей выделил земли племени Рувима — всем его родам. 16 Это земли начиная от Ароэра, что над Арнонской долиной, и селение, что в Арнонской долине, а также все Плоскогорье, вплоть до Медевы, 17 Хешбон и все селения, что рядом с ним на Плоскогорье, — Дивон, Бам`от-Б`аал, Бет-Б`аал-Ме`он, 18 `Яхац, Кедем`от, Меф`аат,

19 Кирьят`аим, Сивм`а, Ц`ерет-Ш`ахар, что на холме посреди долины, 20 Бет-Пе`ор, склоны горы Фасга и Бет-Ешим`от — 21 все селения Плоскогорья, всё царство Сихона, аморейского царя, который правил в Хешбоне. (Моисей победил и его самого, и подвластных ему мидь`янских вождей Эв`и, Р`екема, Ц`ура, Х`ура и Р`еву, живших в этой стране. 22 Вместе с прочими израильтяне убили и прорицателя Валаама, сына Бе`ора.) 23 Граница владений племени Рувима — Иордан.

Это селения и хутора, вошедшие в надел родов Рувима.

24 Моисей выделил земли племени Гада — всем его родам. 25 Это Яз`ер, все селения Галаада и половина страны аммонитян (до Ароэра, что близ Рабб`ы) — 26 земли от Хешбона до Рам`ат-Мицп`е и Бетон`има, от Махан`аима до области Ло-Дев`ара; 27 и в долине — Бет-Хар`ам, Бет-Нимр`а, Сукк`от и Цаф`он. (То есть вся оставшаяся часть царства Сихона, царя хешбонского, — Заиорданье вплоть до озера Киннерет.)

28 Это селения и хутора, вошедшие в надел родов Гада.

29 Моисей выделил земли половине племени Манассии (родам половины племени Манассии). 30 Это земли начиная от Махан`аима, весь Башан (всё царство Ога, царя башанского), все Я`ировы Деревни в Башане (шестьдесят селений), 31 половина Галаада, а также Аштар`от и Эдреи — башанские города, в которых правил Ог. Всё это было отдано потомкам Мах`ира, сына Манассии (половине родов Махира).

32 Такой раздел земли совершил Моисей на Моавской равнине, к востоку от Иордана — Иерихонской реки.

33 А племени Левия он не дал никакого надела. Их доля — так сказал им Моисей — это ГОСПОДЬ, Бог Израиля.

Псалтирь

37

 [Псалом Давида. Громко, вслух.]

 

2 О Господь! Не карай меня в ярости Своей!
В Своем гневе меня не казни!
3Стрелы Твои в меня впились,
Твоя рука настигла меня.
4На теле здорового места нет —
это сделала ярость Твоя.
Не знают покоя кости мои —
это мне за мои грехи.
5С головою грехи накрыли меня,
я не в силах нести их груз.
6Смердят и гноятся раны мои,
это мне за безумье мое.
7Сгорбился я, до земли поник,
я весь день хожу горем объят.
8Поясницу терзает боль,
на теле целого места нет.
9Я изнемог, я разбит,
из глубин нутра стоны идут.
10 Господь! Ты знаешь, о чем я прошу,
и не скрыт от Тебя мой вздох.
11Сердце трепещет, нет больше сил,
и свет меркнет в моих глазах.
12 Друзья мои, знакомые гнушаются больным,
близкие в отдаленьи стоят.

 

13 ...Мне ловушки ставят, хотят убить,
мне желают зла и проклятья твердят,
на меня клевещут весь день.
14 Но не слышу я — как глухой,
как немой, я рта не раскрыл.
15 Словно стал я слуха лишен,
словно я отвечать не могу.
16 На Тебя, Господь, я надеюсь, жду —
Ты отзовешься, Господь мой, Бог мой!

 

17 Молю: пусть надо мной не глумятся они,
не торжествуют, что пошатнулся я!
18 Я уже вот-вот упаду.
Боль моя неразлучна со мной.
19 Исповедаю я свой грех.
Я скорблю о своей вине.
20 А враги мои живы, сильны,
много их: без причин ненавидят меня.
21 Они воздают мне злом за добро:
я хочу добра — мне за это мстят!

 

22 Не оставь меня, о Господь, мой Бог!
Не покидай меня!
23 Поспеши, помоги мне!
Мой Господь! Спасенье мое!

 

 

38

[Начальнику хора: напев Едутуна. Псалом Давида.]

 

2Я решил: буду следить за путями своими
и не дам языку согрешить,
надену узду на свои уста,
пока злодей стоит передо мной.
3Я был нем и безгласен,
я молчал, лишаясь всего,
и горе мое росло.
4Мое сердце в груди меня жгло,
мои мысли огнем загорелись,
и тогда я заговорил:
5«Скажи, Господи, когда же кончина моя,
сколько дней мне еще остается,
дай мне знать, каков мой век.
6Ты отмерил мне дней — считанные пяди,
весь мой век — ничто пред Тобою.
Человек стоит — как мираж.

[Музыка]

7Человек ходит как тень,
ради миража суетится, собирает — и не знает для кого.
8Чего еще ждать мне, Господи?
Надежда моя — на Тебя.
9От моих беззаконий спаси меня,
не отдай глупцам на поругание.
10 Я стал нем, я рта не раскрыл,
ведь все, что ныне со мной, — сделал Ты.
11Отклони от меня кару Твою:
я исчезаю от ударов руки Твоей.
12 Ты наказываешь человека,
за преступления караешь его,
как моль, подточил то, что ему дорого...
Любой человек — мираж!

[Музыка]

13 Услышь, Господи, молитву мою
и внемли моему стону,
не молчи, видя слезы мои,
у Тебя я бесправный странник,
переселенец, как и отцы мои.
14 Отверни от меня Свой взор,
дай вкусить хоть немного радости,
прежде чем я уйду и не будет меня».

38:1 Едутун — один из храмовых певцов во времена Давида (1 Пар 16:41-42; 25:1,3,6; 2 Пар 5:12; 29:14; 35:15).

38:2-3 Начало псалма заставляет вспомнить книгу Иова: 1:20-22; 2:9-10. Перекличка с книгой Иова видна и в заключительном стихе псалма.

38:6 Пядь — древняя мера длины — расстояние между концами расставленных пальцев (большого и мизинца).

 

39

 [Начальнику хора: псалом Давида.]

 

2Я надеялся на Господа, надеялся и ждал,
Он склонился ко мне и услышал мой крик.
3Из смертной ямы Он поднял меня,
из трясины болотной вытащил,
Он поставил меня на твердой скале,
дал ногам моим крепко стоять.
4Новую песнь вложил мне в уста —
хвалу нашему Богу.
Многие, увидев это, станут трепетать,
и Господь будет их надеждой!
5Блажен, кто на Господа уповает,
кто не идет к гордецам
и к тем, кто с ложью блудит!
6Господь, Бог мой! Сколько Ты всего сотворил,
сколько чудес Ты задумал о нас —
никто не в силах сравниться с Тобой!
Я буду говорить и проповедовать о них,
но они так велики, что не расскажешь!
7Ни жертв, ни приношений не хочешь Ты,
ни всесожжений, ни жертв очистительных.
...Ты отверзаешь мой слух.

 

8...И я сказал: «Вот я. Я пришел.
Про меня написано в свитке.
9Бог мой! Я хочу исполнить волю Твою,
Твой закон у меня в сердце».
10 Я возвестил о правде Твоей,
не стал молчать среди Великого Собранья, о Господь, —
Ты ведь и Сам это знаешь!
11Твою правду в себе я не стал таить,
я поведал, что Ты верный заступник.
Средь Великого Собранья
не стал я скрывать Твою верность и доброту.
12 О Господь, не лиши меня милости Своей!
Доброта Твоя и верность пусть всегда меня хранят!

 

13 Окружили меня беды, им нет числа.
Мои грехи настигли меня и застят взор.
Их больше, чем волосна моей голове,
и мое сердце мне изменило!
14 Господи! Будь ко мне добр и спаси меня!
На помощь, Господи, поспеши!
15 Да покроют срам и позор
тех, кто хотел погубить мою жизнь.
Пусть с позором уйдут назад
те, кто желал мне зла.
16 Пусть, пристыженные, отвернутся,
кто надо мной насмехался: «Вот, вот он!»

 

17 А у тех, кто стремится к Тебе,
пусть настанут веселье и радость.
Пусть всегда говорят: «Как велик Господь»,
те, кто любят Тебя, о Заступник!
18 Я беден и нищ,
но печется Господь обо мне.
Ты помощник мой и спаситель,
так не медли же, Боже мой!

39:3 Из смертной ямы...  Т. е. из преисподней.

39:14-18 Эти строки, с рядом разночтений, составляют Пс 69.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: главы 14–15 книги Иисуса Навина; Псалмы 40–43.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное