Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иисус Навин 9-11: Завоевание Ханаана; Псалмы 34-36 / 3.III.15 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 3 марта 2015 года, вторник.

(Девятый день Великого поста в Православной Церкви.
 Как обычно Великим постом мы уделяем больше внимания Ветхому Завету, только  трижды в неделю будут выпуски по Евангелию.
 Кроме того, в качестве дополнения к выпускам я предлагаю прочитать все 150 библейский Псалмов за 40 дней Поста.
)

Сегодня мы читаем главы 9–11 книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

Также в этом выпуске – Псалмы 34–36 ("Библия. Современный русский перевод")

Иисус Навин, 9–11:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
С разбиением на абзацы, без примечаний;
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": ранняя версия; "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга Иисуса Навина

9 О происшедших событиях узнали цари, чьи владения лежали к западу от Иордана — в горах, в предгорьях и вдоль побережья Великого Моря, вплоть до Ливанских гор, — цари хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев. И тогда они объединились, чтобы вместе воевать с Иисусом и Израилем.

 

А жители Гава`она, узнав, что сделал Иисус с Иерихоном и Аем, решили пойти на хитрость. Они отправились в путь, взяв с собою еды в дорогу: навьючили на ослов потрепанные мешки и потрепанные, порванные и зашитые мехи с вином. Они надели потрепанные, чиненые-перечиненые сандалии и истрепанную одежду. Хлеб, который они взяли с собою, был сухой и крошился. Так они пришли к Иисусу, в его лагерь, в Гилгал.

— Мы пришли из далекой страны, — сказали они Иисусу и израильтянам. — Заключите с нами договор о мире!

7 — Как мы можем заключить с вами договор? — ответили этим хиввеям израильтяне. — А вдруг вы живете на нашей земле?!

Иисусу хиввеи сказали:

— Мы рабы твои!

— Кто вы и откуда? — спросил он их.

И они отвечали:

— Мы, рабы твои, пришли из очень далекой страны. Мы пришли из-за славы ГОСПОДА, твоего Бога. Мы знаем, что Он совершил в Египте 10 и что Он сделал с двумя аморейскими царями Заиорданья — с Сихоном, царем Хешб`она, и с Огом, царем Баш`ана, правившим в Аштар`оте. 11 И поэтому наши старейшины и все жители нашей страны дали нам такое поручение: "Возьмите еды в дорогу и ступайте к этому народу. Скажите им, что мы их рабы — пусть заключат с нами договор о мире". 12 Вот наш хлеб. У нас дома, когда мы, направляясь к вам, собирали еду в дорогу, он был еще теплый, а теперь засох и раскрошился. 13 Вот мехи с вином. Когда мы их наполняли, они были новыми, а теперь совсем изорвались. Наша одежда и сандалии износились от долгой дороги.

14 Израильтяне осмотрели их дорожные припасы, а ГОСПОДА вопрошать не стали. 15 Иисус заключил с хиввеями договор о мире — пообещал сохранить им жизнь — и начальники общины Израиля дали им клятву.

16 А через три дня после заключения договора израильтяне узнали, что это их соседи, живущие здесь, на их земле. 17 Израильтяне отправились в поход и подступили, на третий день, к хиввейским городам — Гаваону, Кфир`е, Беэр`оту и Кирь`ят-Еар`иму.18 Но они не стали нападать на эти города (ведь начальники общины поклялись ГОСПОДОМ, Богом Израиля). Весь народ негодовал на то, что сделали начальники общины, 19 но те сказали народу:

— Мы поклялись ГОСПОДОМ, Богом Израиля, и теперь не можем тронуть их. 20 Оставим их жить, чтобы гнев Божий не обрушился на нас за нарушение клятвы!

21 Начальники общины постановили:

— Пусть живут.

И с тех пор хиввеи работают на общину: доставляют дрова и воду. Так решили начальники общины.

22 Иисус позвал хиввеев и сказал им:

— Зачем вы обманули нас, зачем говорили, что живете далеко от нас, если на самом деле вы живете на нашей земле? 23 Прокляты вы за это: вы навеки будете в рабстве, будете доставлять дрова и воду для дома Бога моего.

24 Они отвечали:

— Нам, рабам твоим, известно, какое повеление, ГОСПОДЬ, ваш Бог, дал Своему слуге Моисею: что вся эта земля должна быть отдана вам, а все ее жители уничтожены. Мы боялись за свою жизнь — вот почему мы так поступили. 25 Теперь мы в твоей власти — делай с нами, что считаешь нужным.

26 Иисус не дал израильтянам убить хиввеев, 27 но велел, чтобы хиввеи, начиная с того самого дня, доставляли дрова и воду для общины Израиля и для жертвенника ГОСПОДНЕГО (на то место, которое изберет ГОСПОДЬ). Эти работы они выполняют и сейчас.

9:3 Гаваон лежал к северо-западу от Иерусалима, в земле Вениамина. Через Гаваон и дальше на запад — через Бет-Хорон — проходила в древности основная дорога, связывавшая горы центральной Палестины с предгорьями и побережьем. Гаваон, таким образом, был "воротами" горной Палестины.

9:4 ... взяв с собою еды в дорогу... — Масоретский текст неясен; перевод по конъектуре.

9:5 ... крошился. — Или: "заплесневел" (то же — в 9:12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9:17 Кирьят-Еарим лежал к западу от Иерусалима, на границе земель Иуды и Вениамина (ИисНав 15:9,60; 18:14,28). Кфира и Беэрот находились в области Вениамина (ИисНав 18:25-26; ср. 2Цар 4:2) — очевидно, неподалеку от Гаваона и Кирьят-Еарима.

 

 

 

 

 

 

 

 

9:23 Дом Бога — См. прим. к 6:23 [обычное в Ветхом Завете название иерусалимского Храма. Здесь эти слова выглядят анахронизмом (Храм еще не построен)].

 

 

10 Адон`и-Ц`едек, царь Иерусалима, узнал, что Иисус захватил Ай, предал его заклятью и уничтожил (как поступил Иисус с Иерихоном и его царем, так поступил он и с Аем и его царем). Узнал Адони-Цедек и о том, что жители Гаваона заключили с израильтянами договор о мире и будут жить в их владениях. Адони-Цедек и его люди испугались, ведь Гаваон был большим городом — не меньше, чем столица какого-нибудь царства (даже больше, чем Ай), а жители его были храбрыми воинами. И тогда Адони-Цедек, царь Иерусалима, послал гонцов к Хох`аму, царю Хеврона, Пир`аму, царю Ярм`ута, Яф`ию, царю Лах`иша, Дев`иру, царю Эгл`она, и велел передать им:

4 — Присоединяйтесь ко мне, помогите мне разгромить гаваонцев — за то что они заключили с Иисусом и израильтянами договор о мире.

И вот, пять аморейских царей — цари Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона — собрали все свои войска и стали осаждать Гаваон. Жители Гаваона воззвали к Иисусу, который стоял лагерем в Гилгале:

— Не оставляй нас, рабов твоих! Спеши к нам на помощь, спаси нас! Все аморейские цари, что правят в этих горах, собрались вместе и напали на нас.

Иисус со всем войском, со всеми своими храбрыми воинами, выступил из Гилгала.

8 — Не бойся врагов, — сказал ему ГОСПОДЬ. — Я отдам их в твои руки. Никто из них не сможет противостоять тебе.

Иисус появился перед врагами неожиданно (он шел из Гилгала всю ночь). 10 При появлении израильтян ГОСПОДЬ привел врагов в смятение. Израильтяне наголову разгромили их под Гаваоном, а затем преследовали по бет-хор`онской дороге и дальше, вплоть до Азек`и и Маккед`ы, убивая бегущих.

11 Когда бегущие, спасаясь от израильтян, устремились по бет-хоронской дороге, ГОСПОДЬ стал бросать на них огромные камни с неба — и они гибли. Так было до самой Азеки. От камней, падавших градом, погибло еще больше людей, чем от меча израильтян.

10:1-5 Адони-Цедек, царь Иерусалима, возглавляет коалицию городов южной Палестины (будущая территория Иудеи). Иерусалим — главный город Иудейских гор с середины II тыс. до н.э. вплоть до падения Иудейского царства. Хеврон — город в горах к югу от Иерусалима. Лахиш — важнейший город Шефелы (западных предгорий Иудейских гор). Ярмут обычно отождествляют с Хирбет-Ярмуком (руины большого города III тыс. до н.э. в Шефеле, на полпути между Иерусалимом и Лахишем).

∙ ... Дев`иру, царю Эглона... — Ниже слово Девир встречается нам не как имя царя, а как имя города, разрушенного израильтянами наряду с Хевроном, Лахишем и Эглоном. Город Эглон за пределами книги Иисуса Навина не упоминается, зато известен царь Эглон (Суд 3:12-25).

10:10 Бет-хоронская дорога, ведущая из окрестностей Гаваона в долину Айялона, была в древности главной дорогой из центральных районов палестинского нагорья на запад и юго-запад. Преследуя врагов, израильтяне спускаются с гор в предгорья, где находятся Азека и Маккеда.

12 В тот день Иисус говорил с ГОСПОДОМ. Когда ГОСПОДЬ даровал Израилю победу над амореями, Иисус, на глазах у всего Израиля, произнес:

"Солнце, замри над Гаваоном,
и ты, луна, — над долиною Айял`она!"
13 И замерло солнце,
и луна не двигалась с места —
пока народ расправлялся с врагами.

(Так сказано в Книге Достойного.)

Солнце стало посреди неба, целый день не спешило зайти! 14 Ни до этого, ни после не было такого дня — чтобы ГОСПОДЬ послушался человека! Сам ГОСПОДЬ воевал за израильтян!

15 А затем Иисус и все израильтяне вернулись в свой лагерь, в Гилгал.

 

10:13 Книга Достойного (евр. С`ефер ха-Яш`ар) до нас не дошла. В еврейской Библии она упоминается еще только один раз, в 2Цар 1:18, где говорится, что в ней записан плач Давида по Саулу и Ионафану. Возможно, эта книга имеется в виду также в Септуагинте, где слова Соломона из 3Цар 8:12-13 (по Септуагинте — добавление к 8:53) сопровождаются примечанием: "Так сказано в Книге Песни". Очевидно, в еврейском оригинале, с которого делался греческий перевод, стояли слова С`ефер ха-Ш`ир ("Книга Песни") — но эти слова отличаются от С`ефер ха-Яш`ар ("Книга Достойного") лишь порядком следования двух букв. Практически все комментаторы сходятся в том, что имеется в виду одна и та же книга, но неясно, какое название следует считать первоначальным.

16 Пять аморейских царей бежали и спрятались в пещере близ Маккеды. 17 Когда Иисусу сказали, что этих царей нашли, что они прячутся в пещере близ Маккеды, 18 он приказал:

— Завалите вход в пещеру большими камнями и поставьте стражу, 19 но сами не останавливайтесь. Преследуйте врагов, убивайте их, не давайте им укрыться в городах — ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдал врагов вам в руки!

20 А после того как Иисус и израильтяне наголову разгромили врагов, перебив их почти полностью (лишь немногим удалось укрыться в укрепленных городах), 21 всё войско вернулось в лагерь, в Маккеду, и собралось вокруг Иисуса. Все они были невредимы, ни один волос не упал с их головы!

22 — Теперь откройте вход в пещеру, — приказал Иисус. — Приведите ко мне из пещеры этих пятерых царей!

23 Его приказ выполнили и привели к нему из пещеры пятерых царей — царей Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона. 24 Когда этих царей привели, Иисус созвал всех израильтян и приказал военачальникам, которые ходили вместе с ним на битву:

— Подойдите и наступите этим царям на шею!

Те подошли и наступили им на шею.

25 Иисус сказал:

— Ничего не бойтесь, не страшитесь, будьте твердыми и стойкими! Вот что сделает ГОСПОДЬ со всеми вашими врагами, со всеми, против кого вы будете воевать!

26 Затем Иисус убил этих царей и повесил их трупы на пяти столбах. Они висели там до вечера. 27 На закате Иисус велел снять трупы со столбов и бросить в пещеру, где эти цари прятались, а вход в пещеру завалить большими камнями. Эти камни и по сей день там.

 

 

 

 

10:21 ... ни один волос не упал с их головы! — Букв.: "никто не двинул языком ни на одного из сынов Израилевых". Эта же идиома (в более полной форме: "ни одна собака не двинет языком ни на кого из сынов Израилевых") встречается в Исх 11:7.

 

 

 

 

 

 

 

 

10:26-27 Ср. 8:29.

28 В тот же день Иисус захватил Маккеду. Он перебил ее жителей и убил царя — уничтожил, предав заклятью, город и всех, кто в нем жил, до последнего человека. С царем Маккеды Иисус поступил так же, как с царем Иерихона.

29 От Маккеды Иисус, вместе со всеми израильтянами, двинулся к Ливне и напал на нее. 30 ГОСПОДЬ отдал Ливну, вместе с ее царем, в руки израильтян. Иисус перебил жителей Ливны — всех, кто жил в городе, до последнего человека. С царем Ливны он поступил так же, как с царем Иерихона.

31 От Ливны Иисус, вместе со всеми израильтянами, двинулся к Лахишу и осадил его. 32 ГОСПОДЬ отдал Лахиш в руки израильтян: уже на следующий день Иисус захватил город. Он перебил жителей Лахиша — всех, кто жил в городе, — сделал с Лахишем то же, что и с Ливной. 33 Хор`ам, царь Г`езера, шел на помощь Лахишу, но Иисус разбил его наголову — уничтожил все его войско, до последнего человека.

34 От Лахиша Иисус, вместе со всеми израильтянами, двинулся к Эглону и осадил его. 35 В тот же день они захватили город и перебили всех его жителей. Иисус уничтожил, предав заклятью, всех, кто жил в городе, — он сделал с Эглоном то же, что и с Лахишем.

36 От Эглона Иисус, вместе со всеми израильтянами, поднялся к Хеврону и напал на него. 37 Они захватили город и убили всех его жителей, вместе с царем, а также всех жителей окрестных селений. Они перебили всех, кто жил в городе, до последнего человека. Иисус сделал с Хевроном то же, что и с Эглоном: уничтожил, предав заклятью, город вместе со всеми, кто в нём жил.

38 Затем Иисус, вместе со всеми израильтянами, повернул к Дев`иру и напал на него. 39 Захватив город, вместе с его царем, а также окрестные селения, они перебили всех жителей — уничтожили, предав заклятью, всех, кто жил в городе, до последнего человека. Как поступил Иисус с Хевроном, как поступил он с Ливной и ее царем — так же он поступил с Девиром и его царем.

10:28-39 Согласно этому рассказу, израильтяне сперва захватили и уничтожили города Шефелы (Маккеду, Ливну и Лахиш), а затем поднялись в горы южной Иудеи, к Хеврону и Дев`иру. При этом они обошли Иерусалим стороной (ср. ИисНав 15:63 и Суд 1:21 — о том, что израильтяне не овладели городом евусеев, т.е. Иерусалимом).

 

 

 

 

10:33 Гезер — город лежащий к западу от Иерусалима, на полпути между Иерусалимом и морем. Хотя царь Гезера разбит, здесь не говорится о взятии Гезера израильтянами (ср. ИисНав 16:10; Суд 1:29). Согласно 3Цар 9:16, Гезер стал израильским лишь при Соломоне.

 

 

 

 

 

 

10:40 ... этой страны... — Речь идет о южной Палестине (будущей территории Иудейского царства). Завоеванные Иисусом территории включают горы (т. е. Иудейские горы), Негев (т. е. "Юг" — гористый и засушливый регион к югу от Иудеи), Шефелу (т. е. "Предгорья" — холмистую местность к западу от Иудейских гор) и склоны (в данном месте имеются в виду восточные склоны Иудейских гор).

10:41 Через Кадеш-Барнеа к Египетской ложбине, расположенной немного южнее Газы, проходит в Числ 34:4-5 южная граница Земли Обетованной (она же — южная граница надела Иуды в ИисНав 15:3-4). Гаваон располагался близ северной границы Иудейского царства.

Гошен здесь, а также в ИисНав 11:16, — область на юге Палестины (отличная от египетской земли Гошен, о которой идет речь в книгах Бытия и Исхода). Ср. также селение Гошен на юге Иудеи в ИисНав 15:51.

 

11:1 Хацор — город на севере Палестины, на стратегически важной дороге в Сирию; в XVI –XIII вв. до н.э. это был крупнейший город Палестины (его площадь была больше, чем площадь Иерусалима времен Иудейского царства). Память об этом сохранилась в Библии: согласно ИисНав 11:10, Хацор был "главным среди окрестных царств", а в Суд 4:2 хацорский царь назван просто "царем ханаанским".

∙ В Суд 4 также упомянут хацорский царь Явин. Это совпадение объясняют по-разному: либо имя "Явин" передавалось в хацорской династии от отца к сыну, либо в ИисНав 11 и Суд 4 отражены два варианта одного предания.

Мадон (11:1) и Мером (Меромский ключ — 11:5,7) можно отождествить с галилейским городом Марон (Маром), который упоминается в египетских текстах II тыс. до н. э., а также в надписи Тиглатпаласара III (VIII в. до н. э.). В Септуагинте и Мадон и Мером передаются одинаково — как Маррон.

∙ Шимрон (возможно, правильнее — Шимон) и Ахшаф упоминаются в египетских текстах II тыс. до н.э. Предполагают, что Шимрон/Шимон находился на западе Назаретской гряды, а Ахшаф — в долине Акко.

11:2-3 По-видимому, горы — это Верхняя Галилея, предгорья — холмистый запад Нижней Галилеи, а Нафот-Дор — окрестности приморского города Дора, располагавшегося к югу от горы Кармел. Земля Мицпа (названная в 11:8 долиной Мицпе), судя по этому тексту, лежала к югу от горы Хермон.

11:8 Северо-западным пределом завоеваний Иисуса служит южная Финикия (возможно, имя финикийского города Сидон выступает здесь как обозначение всей южной Финикии). Северо-восточный предел — долина Мицпе (она же — "земля Мицпа", что "у подножья Хермона", см. 11:3). Мисрефот-Маим, по-видимому, лежал между ними, но трудно сказать, где именно (за пределами книги Иисуса Навина Мисрефот-Маим не упоминается).

11:12 Он сделал так, как велел ему Моисей, слуга ГОСПОДА. — Ср. Втор 7 и 20:16-17.

11:16 Горы в начале перечня — это горы Иудеи, но такое уточнение опущено (очевидно, из-за того, что автор связан с Иудеей и это для него — родные места). Напротив, когда речь заходит о северных горах и предгорьях, то делается уточнение: горы и предгорья Израиля. Под "Израилем" в данном случае имеется в виду не еврейский народ, а территория, на которой в X — VIII вв. до н.э. располагалось Северное (Израильское) царство.

11:17 Сеир, или Эдом, — страна, располагавшаяся на юго-восток от Мертвого моря.

Ливанская долина — долина Бекаа, протянувшаяся между горами Ливана и Антиливана, к северу от Палестины.

11:21 Анакимы — легендарные великаны (Втор 2:10,21; 9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях (ср. ИисНав 14:12,15; 15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34 они отождествлены с "исполинами" (евр. нефил`им), которые, согласно Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих" и "дочерей человеческих". Именно страх перед анакимами помешал израильтянам завоевать Палестину после ухода из Египта и заключения Договора с Богом на Синае (Числ 13:29,34). Истребление анакимов означает окончательное подчинение Палестины израильтянами.

11:22 Таза, Тат и Ашдод — филистимские города. Ср. предания о филистимлянах-великанах из Гата (1Цар 17; 2Цар 21:15-22).

40 Иисус истребил всех жителей этой страны — всех, кто жил в горах, в Негеве, в Шефел`е и на склонах, — вместе со всеми их царями. Он предал заклятью и уничтожил (так повелел ГОСПОДЬ, Бог Израиля) всех, кто жил в этой стране, до последнего человека, — 41 от Кад`еш-Барн`еа до Г`азы, и по всей области Г`ошен, и до самых границ Гаваона. 42 Одним ударом разгромил Иисус всех местных царей и захватил их земли, потому что Сам ГОСПОДЬ, Бог Израиля, сражался за израильтян.

43 После этого Иисус и все израильтяне вернулись в свой лагерь, в Гилгал.

11 Когда Яв`ин, царь Хац`ора, узнал об этих событиях, он послал гонцов к Иов`аву, царю Мад`она, к царям Шимр`она и Ахш`афа, к царям, что правили на севере — в горах, и в Иорданской долине, и на юге — у озера Кинн`ерет, и в предгорьях, и на западе — в Наф`от-Д`оре.Он созвал ханаанеев с востока и запада, а также амореев, хеттов, периззеев и евусеев, что жили в горах, и хиввеев, что жили у подножья Херм`она, в земле Мицп`а. Все эти цари выступили в поход, со своими воинами, многочисленными, как песок морской, с огромным множеством коней и колесниц. Соединив свои войска, они стали лагерем у Мер`омского ключа, готовые сразиться с израильтянами.

Но ГОСПОДЬ сказал Иисусу:

— Не бойся их. Я обещаю, что завтра, к этому часу, все они будут убиты израильтянами. Ты перережешь жилы их лошадям и сожжешь их колесницы.

Иисус со своим войском внезапно подступил к Меромскому ключу и напал на врагов. ГОСПОДЬ отдал их в руки израильтян. Израильтяне разбили их и преследовали вплоть до Великого Сидона, до Мисреф`от-М`аима, и до самой долины Мицп`е на востоке. Они перебили их всех до одного. Иисус поступил с врагами так, как велел ему ГОСПОДЬ, — перерезал жилы лошадям и сжег колесницы.

10 Повернув назад, Иисус захватил Хацор и убил его царя (а до того времени Хацор был главным среди окрестных царств). 11 Всех, кто жил в городе, израильтяне убили — уничтожили, предав заклятью. Они не оставили в живых никого. Иисус сжег Хацор.

12 Захватив этих царей и их города, Иисус всех истребил — уничтожил, предав заклятью. Он сделал так, как велел ему Моисей, слуга ГОСПОДА. 13 (Но города, стоявшие на холмах, израильтяне не сожгли — один лишь Хацор был сожжен Иисусом.) 14 Добычу и скот из захваченных городов израильтяне брали себе, а людей убивали всех до одного, никого не оставляя в живых. 15 Так ГОСПОДЬ повелел Моисею, Своему слуге, так Моисей повелел Иисусу — так Иисус и сделал, не отклоняясь от повелений, которые ГОСПОДЬ дал Моисею.

16 Иисус завоевал всю страну: горы, весь Негев, всю область Гошен, Шефелу, долину Иордана, а также горы и предгорья Израиля — 17 все земли от горы Хал`ак, что в предгорьях Се`ира, до Баал-Гада, что в Ливанской долине, у подножья Хермона. Всех царей этой страны Иисус захватил и предал смерти. 18 Но война с ними была долгой. 19 Ни один город — никто, кроме хиввеев, живших в Гаваоне, — не заключил с израильтянами договора о мире. Израильтянам приходилось брать города с боем. 20 ГОСПОДЬ побудил эти народы решиться на войну с израильтянами — для того, чтобы израильтяне уничтожили их, предав заклятью, чтобы не было этим народам пощады, чтобы все они были истреблены, как повелел ГОСПОДЬ Моисею.

21 В ту пору Иисус совершил поход против анак`имов и истребил их всех, по всему нагорью — в Хевроне, Девире и Ан`аве, по всем горам Иудеи и Израиля. Всех анакимов, вместе с их городами, он уничтожил, предав заклятью. 22 В земле израильтян не осталось ни одного анакима (они уцелели только в Газе, Г`ате и Ашд`оде).

23 Завоевав всю эту страну, как и обещал ГОСПОДЬ Моисею, Иисус отдал ее во владение израильтянам — поделил между племенами. В стране воцарился покой, война окончилась.

Псалтирь

34

[Сложено Давидом.]

 

Суди, Господь, тех, кто судит меня;
борись с теми, кто борется со мной.
2Щит и броню возьми
и заступись за меня.
3Копье и топор возьми,
встречай тех, кто гонит меня!
Скажи мне, что Ты — спасенье мое!
4Пусть покроют срам и позор
тех, кто гибели жаждет моей;
пусть уйдут со стыдом те,
кто хотят мне зла.
5Да будут мякиной на ветру,
и ангел Господень да развеет их;
6темен, скользок да будет их путь,
и ангел Господень да гонит их.
7Ни за что они ставят мне сети,
ни за что — мне копают яму.
8Да придет им нежданный конец,
да попадутся в свои же сети,
да попадут туда в час конца!
9Как душа моя рада, что рядом Господь!
Как ликует, спасенная Им!
10 Мои кости взывают к Нему:
«Господь! Кто подобен Тебе?!
Ты спас слабого от рук сильного,
бедного, нищего — от грабителей!».
11На суде поднимаются клеветники,
о том, чего я не знаю, ведут допрос;
12 за добро они отплатили мне злом.
Ждут в засаде, чтобы отнять мою жизнь.
13 А я ведь в рубище ходил, когда болели они,
я себя изнурял постом.
(Да зачтется мне молитва моя!)
14 Я был словно их друг и брат;
я горевал, будто оплакивал мать.
15 А я в беде — они собрались, смеясь,
собрались, когда я сокрушен.
Не понимаю, за что
беспрестанно терзают меня,
16 как нечестивые — глумятся,
глумятся и скрежещут зубами на меня.
17 Господь! Доколе Ты будешь смотреть?
От их козней спаси мою жизнь —
мою единственную жизнь — от хищных львов.
18 Я пред всей общиной Тебя воспою,
пред всем народом прославлю Тебя.
19 Не дай ликовать тем,
кто понапрасну ненавидят меня,
не дай довольно подмигивать тем,
кто ни за что стал моим врагом!
20 Не о мире толкуют они,
против невинных людей строят козни!
21 Раскрывают на меня свою пасть,
говорят: «Вот-вот! Мы все видели!»
22 Ты, Господь, видишь! Ты видишь все, не молчи!
Господь! Не покидай меня!
23 Подымись, пробудись, рассуди мое дело,
Бог и Господь мой, мою тяжбу реши!
24 Суди меня справедливо, Господь, Бог мой,
пусть не торжествуют они надо мной.
25 Пусть не думают: «Вот! Все как мы хотели!»
Пусть не думают: «Вот, мы сожрали его!»
26 Пусть опозорятся, осрамятся
все, кто рад моему несчастью,
пусть покроет стыд и бесчестье
тех, кто мнит себя выше меня.
27 А те, кто мне желал добра,
пусть ликуют и торжествуют,
пусть всегда повторяют:
«Велик Господь, желающий счастья рабу Своему!»
28 Мой язык воспоет справедливость Твою,
ежедневно будет славить Тебя.

 
 

 

35

 [Начальнику хора. Сложено Давидом, рабом Господним.]

 

2 Грех мил нечестивцу, он — в сердце его,
а страх Божий неведом ему.
3Лжет он самому себе,
будто вину свою увидев,
отвратился от нее.

 

4Слова уст его — беззаконие и ложь;
не стремится ни к мудрости он, ни к добру,
5на ложе своем замышляет беззаконие,
на путь недобрый становится, не гнушается злом.

 

6Господи! Милость Твоя до небес,
истина Твоя до облаков!
7Правда Твоя — горы Божии,
правосудие Твое — бездна великая!
И людей и скот спасешь Ты, Господи!
8Как драгоценна милость Твоя, Боже!
В безопасности люди под сенью крыл Твоих.
9Насыщаются яствами Дома Твоего,
Ты поишь их потоками сладости Твоей.
10 Ибо у Тебя — источник жизни,
мы во свете Твоем увидим свет.
11Одари Своей милостью тех, кто знает Тебя,
Своей праведностью — тех, чье сердце честно.
12 Пусть гордыня не подступит ко мне,
пусть рука злодея не столкнет меня.
13 Наземь пали творящие зло!
Низвержены — и не подняться им!

 
 

 

36

 [Псалом Давида.]

 

Не завидуй злодеям,
пусть не волнуют тебя удачи злых.
2Как трава, они скоро будут скошены,
словно зелень полей — увянут.
3Положись на Господа, делай добро;
живи на земле, храни верность.
4Ищи себе радость в Господе,
и Он даст, чего просит сердце Твое.
5Вручи Господу свою жизнь,
положись на Него — и Он все сделает:
6твоя правда взойдет как заря,
правота твоя — как солнце в полдень.
7Безмолвно предстань пред Господом,
на Него возложи надежду.
Не завидуй преуспевающим,
людям, погрязшим во лжи.
8Не гневайся и не злись,
не завидуй — до добра не доведет!
9Злодеи уничтожены будут,
земля достанется уповавшим на Господа.
10Еще немного — и не станет нечестивца.
Туда посмотришь, где он был — и уже нет его.
11Земля достанется беднякам,
и насладятся они благоденствием.
12Злоумышляет нечестивый против праведника
и от злости скрежещет зубами.
13Но смеется над ним Господь,
видя, что близок день отмщенья ему.
14Нечестивые меч обнажили
и натянули свой лук,
чтобы бедного и нищего сразить,
идущих правым путем — зарезать.
15 Пусть их меч им в сердце вонзится,
и пусть луки их разломаются!
16 Лучше малый достаток праведника,
чем великое богатство злодеев.
17 Нечестивцам будут сломаны руки,
а праведным Господь дает силу.
18 Вся жизнь добрых — пред очами у Господа,
их надел — за ними навек.
19 В дни беды им не придется стыдиться,
во время голода будут сыты.
20 А злодеи уничтожены будут,
враги Господа исчезнут как дым,
как трава полевая исчезнут.
21 Негодяй берет взаймы — и не отдаст!
А праведник щедро взаймы дает.
22 Земля достанется тем, кого Бог благословил,
и погибнут те, кого Он проклял.
23 Шаги достойного Господь сделал твердыми,
и пути его Господу угодны,
24 даже если упадет — не разобьется:
Господь за руку поддержит его.
25 Был я молод, теперь старик уже —
но не видел я праведника брошенным,
а потомков его просящими милостыню.
26 Он всегда щедро взаймы дает,
и благословенно потомство его!
27 Будь от зла в стороне и твори добро,
и будешь ты жить вовек.
28 Правосудие Господу дорого:
верных Ему не покинет Он.
Вовек сохранятся они,
а род злодеев будет уничтожен.
29 Праведным достанется земля,
и они вечно будут жить на ней.
30 Уста праведника изрекают мудрость,
его язык возвещает правосудие,
31 Закон Бога в сердце его,
он идет — и тверды шаги его.
32 Нечестивец следит за праведником,
ищет, как бы его убить.
33 Но не выдаст Господь ему праведника,
не даст оклеветать на суде!
34 Уповай на Господа,
следуй пути Его,
и Он хозяином земли тебя сделает!
И ты увидишь, как погибнут нечестивые
35 Видел я нечестивца грозного,
он возвышался как кедр зеленеющий.
36 Но вот, прошло время — и нет его.
Стал я искать — и не нашел его.
37 Смотри на кроткого, смотри на праведного:
кто живет мирно, у того есть будущее.
38 А преступники все будут уничтожены,
и нет будущего у нечестивых.
39 От Господа придет спасенье к праведным,
во время беды Он им прибежище.
40 Господь им поможет, избавит их,
от нечестивых избавит и спасет их —
ибо искали они защиты у Него!

 

36:1 Псалом представляет собой алфавитный акростих (каждая новая строфа начинается со следующей буквы алфавита).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: главы 12–13 книги Иисуса Навина; Псалмы 37–39.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное