Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 19: Чудеса Премудрости во время Исхода (4: Переход через Чермное море. Спасение. Гибель) / 30.XII.10 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 30 декабря 2010 года, четверг.

Сегодня мы завершаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого). В этом выпуске – глава 19.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
19

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(1) А надъ нечестивыми до конца тяготѣлъ немилостивый гнѣвъ: ибо Онъ предвидѣлъ и будушiя ихъ дѣла, (2) что они позволивши имъ удалиться и съ поспѣшностiю высылавши ихъ, раскаявшись погонются за ними: (3) ибо еще имѣя въ рукахъ печали и рыдая надъ гробами мертвыхъ, они приняли другой безумный помыслъ, и тѣхъ, кого умоляя высылали, вздумали преслѣдовать, какъ бѣглецовъ. (4) Влекла же ихъ къ сему концу судьба, которой они были достойны, и она навела забвенiе о случившемся, дабы они восполнили наказанiе, не достававшее къ ихъ мученiямъ, (5) и дабы народъ Твой совершилъ славное путешествiе, а они нашли себѣ необыкновенную смерть. (6) Все творенiе снова свыше преобразовалось въ своей природѣ, повинуясь особымъ повелѣнiямъ, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. (7) Явилось облако осѣняющее станъ, изъ подъ стоявшей прежде воды показалась сухая земля— безпрепятственный путь чрезъ Чермное море, и на мѣстѣ пучины покрытая зеленью долина: (8) по ней покрываемые Твоею рукою прошли всѣмъ полкомъ, видѣвши славныя чудеса. (9) Они паслись какъ кони и играли какъ агнцы, хваля Тебя, Господи, Избавителя ихъ: (10) ибо они еще помнили о томъ, что случилось во время преселенiя ихъ, какъ земля вмѣсто рожденiя животныхъ произвела скниповъ, и рѣка вмѣсто рыбъ извергла множество жабъ. (11) А послѣ они увидѣли и новый родъ птицъ, когда увлекшись пожеланiемъ просили прiятной пищи: (12) ибо въ утѣшенiе имъ налетѣли отъ моря перепела.
А грѣшныхъ постигли наказанiя, не безъ знаменiй бывшихъ силою молнiй: они справедливо страдали за свои нечестiя. (13) Ибо они сильную питали ненависть къ чужеземцамъ: одни не принимали незнаемыхъ пришельцевъ, а другiе порабощали благодѣтельныхъ странниковъ. (14) И мало сего, какой бы ни былъ судъ на тѣхъ, онъ будетъ за то, что они враждебно принимали чужихъ, (15) а сiи съ радостiю принявши, потомъ уже пользовавшихся одинакими правами стали угнетать ужасными трудами. (16) Посему они поражены были слѣпотою, какъ тѣ при дверяхъ праведника, когда будучи объяты густою тьмою каждый искалъ прохода своихъ дверей.
(17) Самыя стихiи измѣнились для взаимнаго согласiя, какъ въ арфѣ звуки измѣняютъ свой характеръ въ строѣ, всегда оставаясь тѣми же звуками; сiе можно усмотрѣть чрезъ тщательное наблюденiе бывшаго. (18) Ибо земныя животныя перемѣнялись въ водяныя, а плавающiя въ водахъ выходили на землю: (19) огонь въ водѣ превозмогъ свою силу, а вода забыла угашающее свое свойство: (20) пламя на оборотъ не вредило тѣламъ бродящихъ удобосожигаемыхъ животныхъ, и не таялъ легко-растаявающiй снѣговидный родъ небесной пищи.
(21) Такъ, Господи, Ты во всемъ возвеличилъ и прославилъ народъ Твой и не презрѣлъ пребывать съ нимъ во всякое время и на всякомъ мѣстѣ.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Чудеса Премудрости во время Исхода

5. Переход через Чермное море. Спасение. Гибель

А над нечестивыми до конца тяготел немилостивый гнев,
ибо Он предвидел и будущие их дела,
что они, позволив им отправиться
и с поспешностью выслав их,
раскаются и погонятся за ними,
ибо, еще имея в руках печали
и рыдая над гробами мертвых,
они возымели другой безумный помысл,
и тех, кого с мольбою высылали,
преследовали, как беглецов.
Влекла же их к тому концу судьба,
которой они были достойны
,
и она навела забвение о случившемся,
дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям,
и дабы народ Твой совершил славное путешествие,
а они нашли себе необычайную смерть.
Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе,
повинуясь особым повелениям,
дабы сыны Твои сохранились невредимыми.
Явилось облако, осеняющее стан,
а где стояла прежде вода, показалась сухая земля,
из Чермного моря – беспрепятственный путь,
и из бурной пучины – зеленая долина.
Покрываемые Твоею рукою,
они прошли по ней всем народом,
видя дивные чудеса.
Они паслись как кони и играли как агнцы,
славя Тебя, Господи, Избавителя их,
10 ибо они еще помнили о том,
что случилось во время пребывания их там,
как земля вместо рождения других животных
произвела скнипов,
и река вместо рыб извергла множество жаб.
11 А после они увидели и новый род птиц,
когда, увлекшись пожеланием,
просили приятной пищи,
12 ибо в утешение им налетели с моря перепелы,

а грешных постигли наказания не без знамений,
бывших силою молний.
Они справедливо страдали за свою злобу,
13 ибо они более сильную питали ненависть к чужеземцам:
иные не принимали незнаемых странников,
а эти порабощали благодетельных пришельцев.
14 И мало этого, но еще будет суд на них
за то, что те враждебно принимали чужих,
15 а эти, с радостью приняв,
потом уже пользовавшихся одинаковыми правами
стали угнетать ужасными работами.
16 Посему они поражены были слепотою,
как те некогда при дверях праведника,
когда, будучи объяты густою тьмою,
искали каждый входа в его двери.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19, 17-21

17 Самые стихии изменились,
как в арфе звуки
изменяют свой характер,
всегда оставаясь теми же звуками;
это можно усмотреть
чрез тщательное наблюдение бывшего.
18 Ибо земные животные переменялись в водяные,
а плавающие в водах выходили на землю.
19 Огонь в воде удерживал свою силу,
а вода теряла угашающее свое свойство;
20 пламя наоборот не вредило
телам бродящих удоборазрушимых животных,
и не таял легко растаявающий снеговидный род
небесной пищи.

21 Так, Господи,
Ты во всем возвеличил
и прославил народ Твой,
и не оставлял его,
но во всякое время
и на всяком месте
пребывал с ним.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 16-19

В последней части Прем (16-19) автор снова противопоставляет египтян израильтянам (ср 11 4). Он приводит древние тексты Исх о казнях египетских и дает им свободную интерпретацию, как это было характерно для литературного жанра мидраш, т. е. для раввинистического толкования Писания.

 

Прем 19

4 "Судьба, которой они были достойны" – указывая на причину ожесточения египтян (ср Исх 14 4, 8), автор употребляет впервые в библ. тексте греч. слово, означавшее обычно слепую судьбу, а в данном контексте – заслуженное наказание.

"Дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям" – для апокалиптической письменности характерно воззрение, что Бог определил меру грехов нечестивых, т. е. время Его терпения и милосердия имеет границы.

7 "Из бурной пучины – зеленая долина" – ср Ис 63 14.

16 Автор возвращается к описанию тьмы египетской; "при дверях праведника", т. е. Лота.

17 "Самые стихии изменились, как в арфе звуки..." у греч. философов взаимоотношение составляющих мир стихий сравнивается с гармонией музыкальных звуков. Автор обращается к такому сравнению, говоря о главных чудесах Исхода и объясняя их либо изменением ритма стихий (ср 16 16-24), либо иным сочетанием их свойств, "дабы сыны "Божии" сохранились невредимыми" (ст 6).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Откровение, 16–17.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное