Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 8:2-9:19: Дарование Премудрости Соломону / 15.XII.10 ср


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 15 декабря 2010 года, среду.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 8:2–9:19.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
8
9

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный

7 (28) ибо Богъ ничего не любитъ кромѣ имѣющаго сожительство съ премудростiю. /...../

8 (2) Я полюбилъ и взыскалъ ее отъ юности моей, и плѣнившись красотою ея, желалъ взять ее въ невѣсту себѣ. (3) Она прославляетъ свое благородство тѣмъ, что имѣетъ сожитiе съ Богомъ, и Господь всѣхъ возлюбилъ ее: (4) ей открыты тайны ума Божiя и совѣты дѣлъ Его. (5) Если богатство есть желанное прiобрѣтенiе въ жизни, то чтó богатѣе премудрости, которая все совершаетъ? (6) Если же обыкновенное разсужденiе дѣлаетъ многое, то есть ли какой художникъ лучше мудрости? (7) Любитъ ли кто праведность, — плоды мудрости суть сiи добродѣтели: она обучаетъ цѣломудрiю и разсудительности, справедливости и мужеству, коихъ нѣтъ ничего полезнѣе для людей въ жизни. (8) Желаетъ ли кто многоопытности, мудрость умѣетъ судить о прошедшемъ и о будушемъ: знаетъ тонкости словъ и разрѣшенiе загадокъ, предузнаетъ знаменiя и чудеса и событiя лѣтъ и временъ.
(9) Посему я разсудилъ принять ее въ сожитiе со собою, зная, что она будетъ совѣтницею на доброе, и утѣшенiемъ въ заботахъ и печали. (10) Чрезъ нее я буду имѣть славу между народами и честь предъ старѣйшими, хотя я молодъ: (11) покажу себя проницательнымъ въ сужденiи, и предъ лицемъ правителей заслужу удивленiе: (12) когда я буду молчать, они будутъ ожидать, и когда начну говорить, будутъ внимать, и когда продлю бесѣду, положатъ руку на уста свои. (13) Чрезъ нее я прiобрѣту безсмертiе, и оставлю вѣчную память тѣмъ, кто будетъ послѣ меня. (14) Я буду управлять народами, и племена покорятся мнѣ, (15) убоятся меня, услышавши обо мнѣ страшные владѣтели, въ народѣ явлюсь добрымъ, на войнѣ мужественнымъ: (16) вошедши въ домъ мой я успокоюсь ею: ибо обращенiе ея не имѣетъ суровости, ни сожитiе съ нею скорби, но утѣшенiе и радость.
(17) Размысливъ о семъ съ собою и обдумавъ въ сердцѣ моемъ, что въ сродствѣ съ премудростiю заключается безсмертiе, (18) и въ содружествѣ съ нею — благое наслажденiе, и въ трудахъ рукъ ея — неоскудѣвающее богатство, и въ собесѣдованiи съ нею — разумъ, и въ общенiи словъ ея — добрая слава, — я вездѣ ходилъ и искалъ, чтобы принять ее къ себѣ.
(19) Я былъ дитя остраго ума, и душу получилъ добрую: (20) скажу болѣе — будучи добрымъ я вошелъ въ тѣло чистое. (21) Познавъ же, что иначе не могу владѣть собою, если не даруетъ сего Богъ, и сiе познанiе Его благодати было внушенiемъ разума, я приступилъ къ Господу и молился Ему, и говорилъ отъ всего сердца моего:
9 (1) Богъ отцовъ и Господь милости Твоей, сотворившiй все словомъ Твоимъ, (2) и премудростiю Твоею создавшiй человѣка, чтобъ онъ господствовалъ надъ созданными Тобою тварями, (3) и управлялъ мiромъ свято и справедливо, и прямодушно производилъ судъ! (4) Даруй мнѣ присѣдящую престоламъ Твоимъ премудрость, и не отринь меня отъ дѣтей Твоихъ:
(5) такъ какъ я рабъ Твой и сынъ рабы Твоей, человѣкъ слабый и кратковременный, и недостаточный въ разумѣнiи суда и законовъ: (6) ибо хотя бы кто и совершенъ былъ между сынами человѣческими, но если отсутствуетъ Твоя премудрость, онъ будетъ сочтенъ за ничто.
(7) Ты избралъ меня царемъ народа Твоего и судьею сыновъ Твоихъ и дочерей: (8) Ты сказалъ, чтобъ я построилъ храмъ на святой горѣ Твоей, и алтарь въ городѣ пребыванiя Твоего, по образу святой Твоей скинiи, которую Ты предуготовилъ отъ начала:
(9) съ Тобою премудрость, которая знаетъ дѣла Твои, и присутствовала, когда Ты творилъ мiръ, и вѣдаетъ, что угодно предъ очами Твоими и что право въ заповѣдяхъ Твоихъ: (10) пошли ее отъ святыхъ небесъ и отъ престола славы Твоей, чтобъ она споспѣшествовала мнѣ въ трудахъ моихъ, и чтобъ я могъ знать, чтó благоугодно предъ Тобою. (11) Ибо она все знаетъ и разумѣетъ, и благоразумно будетъ руководить меня въ дѣлахъ моихъ, и сохранитъ меня своею славою: (12) и дѣла мои будутъ прiятны, и буду судить народъ Твой справедливо, и буду достойнымъ престоловъ отца моего.
(13) Ибо какой человѣкъ въ состоянiи познать совѣтъ Божiй? или кто можетъ уразумѣть, чего хочетъ Господь? (14) Сужденiя смертныхъ слабы и мысли наши скользки: (15) ибо тлѣнное тѣло тяготитъ душу, и эта земная храмина подавляетъ многодѣятельный умъ. (16) Мы едва можемъ понимать и то, чтó на землѣ, и съ трудомъ находимъ то, чтó подъ руками, а находящееся на небесахъ кто изслѣдовалъ? (17) Кто бы позналъ совѣтъ Твой, если бы Ты не даровалъ премудрости, и если бы свыше не послалъ святаго Твоего Духа? (18) И такимъ образомъ исправились пути живущихъ на землѣ, люди научились тому, чтó угодно Тебѣ, (19) и спаслись премудростiю.

II. ПРИРОДА ПРЕМУДРОСТИ 6, 1 — 9, 19

7 28 ибо Бог никого не любит,
кроме живущего с премудростью.

/...../

В. Дарование Премудрости Соломону

1. Премудрость – невеста и наставница

8 Я полюбил ее и взыскал от юности моей,
и пожелал взять ее в невесту себе,
и стал любителем красоты ее.
Она возвышает свое благородство тем,
что имеет сожитие с Богом,
и Владыка всех возлюбил ее:
она таинница ума Божия
и избирательница дел Его.
Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни,
то что богаче премудрости, которая все делает?
Если же благоразумие делает многое,
то какой художник лучше ее?
Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели:
она научает целомудрию и рассудительности,
справедливости и мужеству
,
полезнее которых ничего нет для людей в жизни.
Если кто желает большой опытности,
мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее,
знает тонкости слов и разрешение загадок,
предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен.

Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою,
зная, что она будет мне советницею на доброе
и утешеньем в заботах и печали.
10 Через нее я буду иметь славу в народе
и честь перед старейшими, будучи юношею;
11 окажусь проницательным в суде,
и в глазах сильных заслужу удивление.
12 Когда я буду молчать, они будут ожидать,
и когда начну говорить, будут внимать,
и когда продлю беседу, положат руку на уста свои.
13 Чрез нее я достигну бессмертия
и оставлю вечную память будущим после меня.
14 Я буду управлять народами,
и племена покорятся мне;
15 убоятся меня, когда услышат обо мне, страшные тираны;
в народе явлюсь добрым и на войне мужественным.
16 Войдя в дом свой, я успокоюсь ею,
ибо в обращении ее нет суровости,
ни в сожитии с нею скорби,
но веселие и радость.

17 Размышляя о сем сам в себе
и обдумывая в сердце своем,
что в родстве с премудростью – бессмертие,
18 и в дружестве с нею – благое наслаждение,
и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее,
и в собеседовании с нею – разум,
и в общении слов ее – добрая слава, –
я ходил и искал, как бы мне взять ее себе.

2. Молива Соломона

19 Я был отрок даровитый
и душу получил добрую;
20 притом, будучи добрым,
я вошел и в тело чистое.
21 Познав же, что иначе не могу овладеть ею,
как если дарует Бог, –
и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, –
я обратился к Господу и молился Ему,
и говорил от всего сердца моего:

3. Взывание к Богу

9 Боже отцов и Господи милости,
сотворивший все словом Твоим
и премудростию Твоею устроивший человека,
чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями
и управлял миром свято и справедливо,
и в правоте души производил суд!
Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость
и не отринь меня от отроков Твоих,

4. Слабость и ответственность

ибо я раб Твой и сын рабы Твоей,
человек немощный и кратковременный
и слабый в разумении суда и законов.
Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими,
без Твоей премудрости он будет признан за ничто.

Ты избрал меня царем народа Твоего
и судьею сынов Твоих и дщерей;
Ты сказал, чтобы я построил храм на святой горе Твоей
и алтарь в городе обитания Твоего,
по подобию святой скинии,
которую Ты предуготовил от начала
.

5. Действие Премудрости

С Тобою премудрость, которая знает дела Твои
и присуща была, когда Ты творил мир,
и ведает, что угодно пред очами Твоими
и что право по заповедям Твоим:
10 ниспошли ее от святых небес
и от престола славы Твоей ниспошли ее,
чтобы она споспешествовала мне в трудах моих,
и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою;
11 ибо она все знает и разумеет,
и мудро будет руководить меня в делах моих,
и сохранит меня в своей славе;
12 и дела мои будут благоприятны,
и буду судить народ Твой справедливо,
и буду достойным престола отца моего.

6. Необходимость Премудрости

13 Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий?
или кто может уразуметь, что угодно Господу?
14 Помышления смертных нетверды,
и мысли наши ошибочны,
15 ибо тленное тело отягощает душу,
и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.
16 Мы едва можем постигать и то, что на земле,
и с трудом понимаем то, что под руками,
а что на небесах – кто исследовал?
17 Волю же Твою кто познал бы,
если бы Ты не даровал премудрости
и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?
18 И так исправились пути живущих на земле,
и люди научились тому, что угодно Тебе,
19 и спаслись премудростью.

Прем 8

7 Целомудрие, рассудительность, справедливость и мужество – главные добродетели, по мнению греч. философов; этот перечень основоположений нравственности вошел в западное богословие под названием "virtutes cardinales".

8 "Предузнает последствия лет и времен" – ход исторического процесса и периоды, благоприятные для различных видов человеческой деятельности (ср Екк 3 1-8).

12 "Положат руку на уста свои" – жест, символизирующий молчание (Притч 30 32; Сир 5 14) как следствие замешательства (Мих 7 16; Иов 21 5) или восхищения (Иов 29 9).

19-20 В этих стт имеется в виду не предсуществование души, а примат в человеке духовно-личностного начала над началом материальным и их соотносительность: "душа добрая, даровитость" – "чистое тело".

Прем 9

1 "Боже отцов", т. е. всех предков Израиля, прежде всего праотцев (Быт 32 9; 2 Пар 20 6; 3 Цар 3 6; 1 Пар 28 9; 2 Пар 1 9).

8 "По подобию святой скинии, которую ты предуготовил от начала" – эта "святая скиния", предуготованная Самим Богом, отождествляется либо с небесным чертогом или храмом Божиим (Пс 18 7; 96 6; Евр 8 2; 9 11; Откр 3 12 и т. д.), либо со "святилищем, которое создали руки" Господни на св. Земле (Исх 15 17) – "приготовлением" храма Иерусалимского (1 Пар 28 19), либо со скинией свидетельства (Сир 24 11), созданной по образцу, данному Богом (Исх 25 9, 40; Деян 7 44; Евр 8 5).

15 "Тленное тело отягощает душу" – этот ст напоминает противопоставление тела и души, характерное для греч. философии, в частности для Платона (ср Рим 7 24). Согласно же библейской традиции достоинство тела более велико. Поэтому израильтяне проявляли большую заботу о погребении умерших (Быт 25 и т. д.), а ап. Павел называет тело членом Христа (1 Кор 6 15) и храмом Св. Духа (6 19). Сам Христос принял "тело плоти" (Кол 1 22).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 10:1–12:2.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное