Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 10:1-12:2: Премудрость от стоворения мира и до Исхода (1) / 16.XII.10 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 16 декабря 2010 года, четверг.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 10:1–12:2.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
10
11
12

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный

(1) Она сохраняла первозданнаго отца мiра, сотвореннаго единымъ, и избавляла его отъ паденiя его, (2) она дала ему силу господствовать надъ всѣмъ.
(3) А удалившiйся отъ ней неправедникъ во гнѣвѣ своемъ погибъ братоубiйственною яростiю: (4) потомъ опять премудрость спасла потопляемую чрезъ него землю, сохранивши праведника отъ потопленiя посредствомъ малаго дерева.
(5) Она же въ единомыслiи зла смѣшенныхъ народовъ нашла праведника и соблюла безпорочнымъ предъ Богомъ, и сохранила мужественнымъ въ соболѣзнованiи о сынѣ.
(6) Она спасла праведнаго среди погибели нечестивыхъ, который избѣгъ огня, нисходящаго на пять городовъ: (7) отъ коихъ во свидѣтельство нечестiя осталась дымящаяся безплодная земля, и растенiя, приносящiя недоспѣлые плоды, и памятникомъ невѣрной души — стоящiй соляной столбъ. (8) Ибо презрѣвши премудрость не только они получили вредъ отъ того, что не познали добра, но и оставили живущимъ на землѣ память о своемъ безумiи, такъ что не могли даже скрыть того, въ чемъ погрѣшили. (9) А служащихъ ей премудрость спасала отъ бѣдъ.
(10) Она наставляла на правые пути праведнаго, бѣжавшаго отъ братняго гнѣва, показала ему царство Божiе и даровала ему познанiе святыхъ, помогала ему въ огорченiяхъ и вознаградила обилiемъ труды его: (11) когда изъ корыстолюбiя обижали его, она предстала и обогатила его, (12) сохранила его отъ враговъ и обезопасила отъ коварствовавшихъ противъ него, и вознаградила его за крѣпкую борьбу, дабы онъ позналъ, что благочестiе всего сильнѣе.
(13) Она не оставила проданнаго праведника, но спасла его отъ грѣха: (14) она снисходила съ нимъ въ ровъ, и не оставила его въ узахъ, наконецъ принесла ему скипетръ царства и власть надъ угнетавшими его, показала лживыми тѣхъ, которые обвиняли его, и даровала ему вѣчную славу.
(15) Она освободила святой народъ и непорочное сѣмя отъ народа угнетавшихъ его: (16) вошла въ душу служителя Господня и онъ противосталъ страшнымъ царямъ чудесами и знаменiями. (17) Она отдала святымъ награду за труды ихъ, провела ихъ путемъ дивнымъ, и днемъ служила имъ покровомъ, а ночью вмѣсто звѣзднаго свѣта. (18) Она провела ихъ чрезъ Чермное море и перевела ихъ чрезъ глубокую воду: (19) а враговъ ихъ потопила, и волненiемъ извергла ихъ изъ глубины бездны. (20) Такимъ образомъ праведные взяли достоянiе нечестивыхъ, и прославили святое имя Твое, Господи, и единодушно восхвалили поборающую руку Твою: (21) ибо премудрость отверзаетъ уста нѣмыхъ и дѣлаетъ ясными языки дѣтей. 11 (1) Она дала счастливый успѣхъ дѣламъ ихъ рукою святаго пророка: (2) они прошли по необитаемой пустынѣ, и на недоступныхъ мѣстахъ поставили шатры: (3) они противостали непрiятелямъ, и прогнали враговъ. (4) Они томились жаждою, и призвали Тебя, и дана имъ вода изъ утесистой скалы и врачевство противъ жажды — отъ твердаго камня.
(5) Итакъ чѣмъ наказаны были враги ихъ, (6) тѣмъ они находясь въ затрудненiи были облагодѣтельствованы. (7) Ибо тогда какъ тѣ были смущены превращенiемъ постоянно текущаго источника рѣки въ гнойную кровь, (8) какъ обличенiемъ ихъ дѣтоубiйственнаго повелѣнiя, Ты неожиданно далъ симъ обильную воду: (9) показавъ чрезъ тогдашнюю жажду, какъ Ты наказывалъ ихъ противниковъ. (10) Ибо когда они подверглись искушенiю, хотя и по милости были наказуемы, тогда познали, какъ мучились нечестивые, бывъ осуждены во гнѣвѣ: (11) поелику сихъ Ты искушалъ, какъ поучающiй отецъ, а тѣхъ истязалъ, какъ строгiй царь осуждающiй. (12) И отшедшiе и оставшiеся одинаково пострадали: (13) ибо сихъ постигла еще скорбь и стенанiе отъ воспоминанiя о совершившемся. (14) Ибо когда они услышали, что чрезъ ихъ мученiя тѣ были облагодѣтельствованы, то пришли въ чувство предъ Господомъ: (15) Кого они древле явно отринувъ отверглись, ругаясь надъ Нимъ, Тому въ послѣдствiи событiй удивлялись, увидѣвъ, что они неодинаково съ праведными томились жаждою. —
(16) А за неразумныя помышленiя ихъ неправды, коими они заблуждая служили безсловеснымъ пресмыкающимся и ничтожнымъ кровожаднымъ звѣрямъ, Ты въ наказанiе наслалъ на нихъ множество безсловесныхъ животныхъ, (17) чтобъ они поняли, что чѣмъ кто согрѣшаетъ, тѣмъ и наказуется. (18) Не затруднилась бы всемогущая рука Твоя, создавшая мiръ изъ необразнаго вещества, наслать на нихъ множество медвѣдей или свирѣпыхъ львовъ, (19) или неизвѣстныхъ новосозданныхъ полныхъ ярости звѣрей, или испускающихъ огненное дыханiе, или извергающихъ смрадъ дыма, или бросающихъ изъ глазъ ужасныя искры, (20) которые не только уязвленiемъ могли сокрушить ихъ, но и ужасающимъ видомъ поразить; (21) даже безъ сихъ они могли погибнуть отъ одного дуновенiя, бывъ постигнуты правдою и разсѣяны духомъ силы Твоей: но Ты все расположилъ мѣрою, числомъ и вѣсомъ. (22) Ибо многомощiе всегда въ Твоей власти, и кто можетъ воспротивиться силѣ мышцы Твоей? (23) Весь мiръ предъ Тобою, какъ колебанiе стрѣлки вѣсовъ, или какъ утренняя капля росы сходящая на землю. (24) Ты всѣхъ милуешь, потому что все Тебѣ возможно, и снисходишь грѣхамъ человѣковъ ради покаянiя. (25) Ты любишь все существующее, и ни чѣмъ не гнушаешься, что сотворилъ, ибо не создалъ бы; еслибы чѣмъ гнушался. (26) И какъ бы могло устоять что-либо еслибъ Ты не восхотѣлъ? или какъ бы сохранилось, еслибъ Ты не благоволилъ? (27) Но Ты все сохраняешь, какъ Твое, жизнелюбивый Господи. 12 (1) Во всемъ пребываетъ нетлѣнный духъ Твой: (2) посему падающихъ Ты обличаешь мало по малу, и научаешь, напоминая имъ, въ чемъ они согрѣшаютъ, дабы они, удалившись отъ зла, увѣровали въ Тебя, Господи.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

А. От стоворения мира и до исхода

1. Адам

Она сохраняла первозданного отца мира,
который сотворен был один,
и спасала его от собственного его падения:
она дала ему силу владычествовать над всем.

2. Каин и потоп

А отступивший от нее неправедный во гневе своем
погиб от братоубийственной ярости.
Ради него потопляемую землю опять премудрость спасла,
сохранив праведника посредством малого дерева.

3. Смешение языков и Авраам

Она же между народами, смешанными в единомыслии зла,
нашла праведника и соблюла его неукоризненным пред Богом,
и сохранила мужественным в жалости к сыну.

4. Лот и гибель Содома

Она во время погибели нечестивых спасла праведного,
который избежал огня, нисшедшего на пять городов,
от которых во свидетельство нечестия
осталась дымящаяся пустая земля
и растения, не в свое время приносящие плоды,
и памятником неверной души – стоящий соляной столб.
Ибо они, презрев премудрость,
не только повредили себе тем, что не познали добра,
но и оставили живущим память о своем безумии,
дабы не могли скрыть того, в чём заблудились.
Премудрость же спасла от бед служащих ей.

5. Странствования Иакова

10 Праведного, бежавшего от братнего гнева,
она наставляла на правые пути,
показала ему царство Божие
и даровала ему познание святых,
помогала ему в огорчениях
и обильно вознаградила труды его.
11 Когда из корыстолюбия обижали его,
она предстала и обогатила его,
12 сохранила его от врагов,
и обезопасила от коварствовавших против него,
и в крепкой борьбе доставила ему победу,
дабы он знал, что благочестие всего сильнее.

6. Иосиф в Египте

13 Она не оставила проданного праведника,
но спасла его от греха:
14 она нисходила с ним в ров
и не оставляла его в узах,
и потом принесла ему скипетр царства
и власть над угнетавшими его,
показала лжецами обвинявших его
и даровала ему вечную славу.

7. Моисей и исход

15 Она освободила святой народ
и непорочное семя
от народа угнетавших его,
16 вошла в душу служителя Господня
и противостала страшным царям чудесами и знамениями.
17 Она воздала святым награду за труды их,
вела их путем дивным;
и днем была им покровом,
а ночью – звездным светом.
18 Она перевела их чрез Чермное море
и провела их сквозь большую воду,
19 а врагов их потопила
и извергла их из глубины бездны.
20 Итак праведные завладели доспехами нечестивых
и воспели святое имя Твое, Господи,
и единодушно прославили поборающую руку Твою;
21 ибо премудрость отверзла уста немых
и сделала внятными языки младенцев.
11 Она благоустроила дела их
рукою святого пророка:
они прошли по необитаемой пустыне,
и на непроходных местах поставили шатры;
противостали неприятелям
и отмстили врагам;
томились жаждою и воззвали к Тебе,
и дана им была вода из утесистой скалы
и утоление жажды – из твердого камня.

8. Наказание Египтян

Ибо, чем наказаны были враги их,
тем они, находясь в затруднении,
были облагодетельствованы:
вместо источника постоянно текущей реки,
смрадною кровью возмущенной,
в обличение их детоубийственного повеления,
Ты неожиданно дал им обильную воду,
показав тогда чрез жажду,
как Ты наказал их противников.
10 Ибо, когда они были испытываемы,
подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению,
тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые;
11 потому что их Ты испытывал, как отец, поучая,
а тех, как гневный царь, осуждая, истязал.
12 И отсутствовавшие и присутствовавшие одинаково пострадали:
13 их постигла сугубая скорбь
и стенание от воспоминания о прошедшем.
14 Они, когда услышали,
что чрез их наказания те были облагодетельствованы,
познали Господа.
15 Кого они прежде, как отверженного, отреклись с ругательством,
Тому в последствие событий удивлялись,
потерпев неодинаковую с праведными жажду.

16 А за неразумные помышления их неправды,
по которым они в заблуждении служили
бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам,
Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных,
17 чтобы они познали, что,
чем кто согрешает, тем и наказывается.
18 Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей,
создавшей мир из необразного вещества,
наслать на них множество медведей или свирепых львов,
19 или неизвестных новосозданных лютых зверей,
или дышащих огненным дыханием,
или извергающих клубы дыма,
или бросающих из глаз ужасные искры,
20 которые не только повреждением могли истребить их,
но и ужасающим видом погубить.
21 Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения,
преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей;
но Ты все расположил мерою, числом и весом.
22 Ибо великая сила всегда присуща Тебе,
и кто противостанет силе мышцы Твоей?
23 Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов,
или как капля утренней росы, сходящей на землю.
24 Ты всех милуешь, потому что все можешь,
и покрываешь грехи людей ради покаяния.
25 Ты любишь все существующее,
и ничем не гнушаешься, что сотворил,
ибо не создал бы, если бы что ненавидел.
26 И как могло бы пребывать что-либо,
если бы Ты не восхотел?
Или бы как сохранилось бы то,
что не было призвано Тобою?
27 Но Ты все щадишь, потому что все Твое,
душелюбивый Господи.
12 Нетленный Твой дух пребывает во всем.
Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь
и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь,
чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

Прем 10

1 "Она... спасала его от собственного его падения" – речь, идет об Адаме. Согласно иудейской интерпретации, принятой многими Отцами Церкви, Адам под благотворным воздействием Премудрости Божией раскаялся и стал на правый путь, благодаря чему он смог сохранить владычество над миром.

4 "Праведника", т. е. Ноя (ср Быт 6 9).

5 "Праведника" – Авраама (ср Быт 22).

6 "Праведника" – Лота (ср Быт 19).

10 "Праведного Иакова" (ср Быт 27 41-45; 28 5-6).

12 "Благочестие всего сильнее" – эпизод борьбы Иакова с Богом у Иакова (Быт 32 24-29) истолковывается здесь в духовном смысле: Иаков устоял благодаря не своей физической силе, а силе своего благочестия. "Молитва – говорит Иоанн Златоуст – сила человека и слабость Бога".

13 "Проданного праведника" – Иосифа (ср Быт 39-41).

15 "Святой народ и непорочное семя" – автор имеет в виду призвание избранного народа (Исх 19 6; Лев 19 2) и религиозные ценности, которые он воплощает.

Прем 11

1 "Рукою святого пророка" – Моисея (Числ 12 7; Втор 18 15).

4-15 Автор проводит сравнение между праведными и нечестивыми, руководствуясь принципом: "чем наказаны были враги их, тем они... были облагодетельствованы" (стт 5-6). Вода была губительной для египтян: "источник постоянно текущей реки" (ст 7) "превращается в кровь" (Исх 7 20) – и спасительной для израильтян: "дана им была вода из утесистой скалы" (ст 4). Шесть других антитез даны в гл 16-19.

14 Когда египтяне лишились воды, которая чудесным образом была дана израильтянам.

15 Речь идет о Моисее (ср Исх 1 22; 2 3; 5 2-5; 7 13-22).

17 Справедливость Божия действует согласно принципу: "чем кто согрешает, тем и наказывается". В Египте в эпоху Птоломеев был очень распространен культ пресмыкающихся и "бессловесных животных", т. е. жуков-скарабеев. Другие примеры даются в гл 16 1, 5, 15; 17 1; 18 5; 19 1.

18 "Из необразного вещества" – философское выражение (ср Платон, Тимей 51 А), распространенное в то время и обозначавшее праматерию (ср Быт 1 2).

24-27 "Ты всех милуешь" – мысль эта не нова для библ. писателей, но никогда еще не была выражена с такой силой и в такой логической форме уверенность в том, что милосердие Божие простирается на грешников всего мира (ср Ион 3-4) и что любовь играет решающую роль в творении и сохранении всего существующего.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 12:3-28.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное