Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 18:4-25: Чудеса Премудрости во время Исхода (3: Поражение первенцев. Прощение) / 29.XII.10 ср


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 29 декабря 2010 года, среду.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 18:4-25.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
18

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(4) Ибо тѣ достойны были лишиться свѣта и быть заключенными во тьмѣ, которые держали въ заключенiи сыновъ Твоихъ, чрезъ коихъ имѣлъ быть данъ мiру нетлѣнный свѣтъ закона:
(5) поелику же они совѣщались избить дѣтей святыхъ, хотя одного сына подкинутаго и спасли, то въ обличенiе Ты избилъ множество ихъ дѣтей и всѣхъ вмѣстѣ погубилъ въ бурной водѣ. (6) Эта ночь была прежде извѣстна отцамъ нашимъ, дабы они, твердо зная обѣщанiя, какимъ вѣрили, были благодушны. (7) Такимъ образомъ было принято народомъ Твоимъ какъ спасенiе праведныхъ, такъ и погибель враговъ: (8) ибо чѣмъ Ты наказывалъ враговъ, тѣмъ самымъ призвавъ насъ прославилъ. (9) Святые дѣти добрыхъ тайно совершали жертвоприношенiе и единомысленно исповѣдывали тотъ божественный законъ, по которому святымъ равно надлежитъ участвовать въ тѣхъ же и благахъ и опасностяхъ, какъ и отцы уже прежде воспѣвали въ пѣсняхъ хвалы. (10) Съ противной стороны отдавался нестройный вопль враговъ и разносился жалобный крикъ плачущихъ дѣтей. (11) Одинакою местiю былъ наказанъ рабъ съ господиномъ и простолюдинъ терпѣлъ одно и тоже съ царемъ: (12) всѣ вообще имѣли безчисленныхъ мертвецовъ, умершихъ одинакою смертiю: такъ что живыхъ недостаточно было для погребенiя, поелику въ одно мгновенiе погублено было все драгоцѣннѣйшее ихъ поколѣнiе. (13) Такимъ образомъ не вѣрившiе ничему по причинѣ чародѣйствъ при погубленiи первородныхъ признались, что этотъ народъ есть сынъ Божiй. (14) Ибо когда все окружала покойная тишина, и ночь въ своемъ быстромъ теченiи достигла средины, (15) быстро сошло съ небесъ отъ царственныхъ престоловъ на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, какъ грозный воинъ: (16) оно вмѣсто остраго меча несло нелицемѣрное Твое повелѣнiе, и ставши наполнило все смертiю: оно досязало и неба, и ходило на землѣ. (17) Тогда вдругъ встревожили ихъ мечты ужасныхъ сновидѣнiй и наступили неожиданные страхи, (18) и будучи поражаемъ — одинъ тамъ, другой тутъ, полумертвый объявлялъ причину, по которой онъ предавался смерти: (19) ибо сiи встревожившiя ихъ сновидѣнiя предварительно показали имъ это, чтобъ они не погибли не зная того, за что злостраждутъ.
(20) Хотя искушенiе смерти коснулось и праведныхъ, и погибель многихъ случилась въ пустынѣ, но не долго продолжался этотъ гнѣвъ. (21) Ибо непорочный мужъ поспѣшно защитилъ ихъ, принесши орудiе своей службы — молитву и умилостивленiе кадила, — онъ противосталъ гнѣву и положилъ конецъ бѣдствiю, показавъ тѣмъ, что онъ рабъ Твой. (22) Онъ побѣдилъ это смятенiе не силою тѣлесною и не дѣйствiемъ орудiй, но умилостивилъ наказующаго — словомъ, воспомянувъ клятвы и завѣты отцовъ. (23) Ибо когда уже грудами лежали мертвые одни на другихъ, онъ, ставъ въ срединѣ, остановилъ гнѣвъ и пресѣкъ ему путь къ живымъ. (24) На долгомъ одѣянiи его былъ цѣлый мiръ, и славныя имена отцевъ были вырѣзаны на камняхъ въ четыре ряда, и величiе Твое на повязкѣ головы его: (25) сему уступилъ потребляющiй и сего убоялся: ибо довольно было одного онаго испытанiя гнѣва.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Чудеса Премудрости во время Исхода

 

Ибо те достойны были лишения света
и заключения во тьме,
потому что держали в заключении сынов Твоих,
чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона.

4. Поражение первенцев. Прощение

Когда определили они избить детей святых,
хотя одного сына, покинутого и спасли,
в наказание за то Ты отнял множество их детей
и самих всех погубил в сильной воде.
Та ночь была предвозвещена отцам нашим,
дабы они, твердо зная обетования, каким верили,
были благодушны.
И народ Твой ожидал как спасения праведных,
так и погибели врагов,
ибо, чем Ты наказывал врагов,
тем самым возвеличил нас, которых Ты призвал.
Святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение
и единомысленно постановили божественным законом,
чтобы святые равно участвовали
в одних и тех же благах и опасностях,
когда отцы уже воспевали хвалы.
10 С противной же стороны
отдавался нестройный крик врагов,
и разносился жалобный вопль над оплакиваемыми детьми.
11 Одинаковым судом был наказан раб с господином,
и простолюдин терпел одно и то же с царем:
12 все вообще имели бесчисленных мертвецов,
умерших одинаковою смертью;
и живых недоставало для погребения,
так как в одно мгновение погублено было
все драгоценнейшее их поколение.
13 И неверившие ничему ради чародейства,
при погублении первенцев, признали,
что этот народ есть сын Божий,
14 ибо, когда все окружало тихое безмолвие,
и ночь в своем течении достигла средины,
15 сошло с небес от царственных престолов
на средину погибельной земли
всемогущее слово Твое, как грозный воин.
16 Оно несло острый меч –
неизменное Твое повеление
и, став, наполнило все смертью:
оно касалось неба и ходило по земле.
17 Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений,
и наступили неожиданные ужасы;
18 и будучи поражаем – один там, другой тут,
полумертвый объявлял причину, по которой он умирал:
19 ибо встревожившие их сновидения
предварительно показали им это,
чтобы они не погибли,
не зная того, за что терпят зло.

20 Хотя искушение смерти коснулось и праведных,
и много их погубило в пустыне,
но недолго продолжался этот гнев,
21 ибо непорочный муж поспешил защитить их;
принеся оружие своего служения,
молитву и умилостивление кадильное,
он противостал гневу
и положил конец бедствию,
показав тем, что он слуга Твой.
22 Он победил истребителя не силою телесною
и не действием оружия,
но словом покорил наказывавшего,
воспомянув клятвы и заветы отцов.
23 Ибо, когда уже грудами лежали мертвые одни на других,
он, став в средине, остановил гнев
и пресек ему путь к живым.
24 На подире его был целый мир,
и славные имена отцов были вырезаны
на камнях в четыре ряда,
и величие Твое – на диадиме головы его.
25 Этому уступил истребитель,
и этого убоялся:
ибо довольно было одного этого
испытания гневного.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 16-19

В последней части Прем (16-19) автор снова противопоставляет египтян израильтянам (ср 11 4). Он приводит древние тексты Исх о казнях египетских и дает им свободную интерпретацию, как это было характерно для литературного жанра мидраш, т. е. для раввинистического толкования Писания.

 

Прем 18

5 Новый пример соответствия между грехом и наказанием (ср 11 17): "избиение детей святых", т. е. израильтян, кроме одного "покинутого и спасенного", т. е. Моисея; "в наказание" Бог "отнял множество их детей", т. е. египтян "и самих всех погубил в сильной воде", т. е. в Чермном море (ст 5).

6 "Та ночь была предвозвещена отцам нашим" – Бог обещал праотцам вывести их порабощенное потомство из земли Египетской (Быт 15 13-14; 46 3-4).

9 Пасха названа "жертвой" (Исх 12 27); ср Втор 16 2, 5: "закалать Пасху". Жертва приносится "тайно", т. е. в домах.

13 "Неверившие ничему ради чародейств" – египтяне надеялись, что их чародеи восторжествуют над Моисеем (ср Исх 7 11-13; 8 3-14; 9 11), которого они принимали за простого соперника своих чародеев, пока Бог не явил Свое могущество.

15-25 Смерть "первенцев в земле Египетской", наступившая, когда Сам Бог "прошел посреди Египта" (Исх 11 4; 12 12, 23, 27, 29) с ангелом-губителем (Исх 12 23), приписывается здесь Его Слову. По учению пророков Слово приводит в исполнение суды Божии: "жезлом уст Своих поразит землю" (Ис 11 4); "Слово... не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно" (Ис 55 11); оно "подобно молоту, разбивающему скалу" (Иер 23 29, ср Ос 6 5). Описание действия Слова, навеянное 1 Пар 21 15-27, развертывается в апокалиптическую картину и прообразует Страшный Суд (ср 1 Фес 5 2-4; Откр 19 11-21).

20 "Искушение смерти коснулось и праведных" – в наказание за восстание, вспыхнувшее после кары Корея, Дафана и Авирона (Числ 16 44 сл).

24 Автор представляет себе Аарона облаченным в подир, т. е. в длинную одежду первосвященников, с ефодом и нарамниками, украшенными двенадцатью драгоценными камнями, на которых были вырезаны имена "отцов", т. е. двенадцати сыновей Иакова (ср Исх 28 9-21; 39 2 сл); на голове его кидар, т. е. диадема, с прикрепленной к ней золотой дощечкой с надписью: "Святыня Господня" (Исх 28 36 сл; 39 30 сл).

"На подире его целый мир" – эллинизированные иудеи были склонны придавать библ. символике космическое значение.

25 "Истребитель" – очевидно ангел, как в 1 Пар 21 15-16; ср Исх 12 23 и 1 Кор 10 10.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 19.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное