Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 17:1 - 18:4: Чудеса Премудрости во время Исхода (2: Тьма Египетская. Столп огненный) / 28.XII.10 вт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 28 декабря 2010 года, вторник.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 17:1 – 18:4.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
17
18

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(1) Велики и непостижимы суды Твои: посему не наученныя души впали въ заблужденiе. (2) Ибо когда беззаконные рѣшились поработить святой народъ, то бывъ связаны тьмою и застигнуты долгою ночью, затворились въ домахъ и думали избѣгнуть вѣчнаго Промысла. (3) Думая скрыться въ тайныхъ грѣхахъ, они разсѣялись подъ темнымъ покровомъ забвенiя, будучи сильно устрашаемы и смущаемы призраками: (4) ибо ни самое потаенное мѣсто, заключавшее ихъ, не спасало ихъ отъ страха, но вокругъ ихъ звучали устрашающiе голоса, и являлись угрюмыя чудовища съ страшными лицами. (5) И никакая сила огня не могла освѣтить, ни яркiй блескъ звѣздъ не въ состоянiи былъ просвѣтить этой мрачной ночи. (6) Являлись имъ только сами собою горящiе костры полные страха, и они, объятме страхомъ представляли себѣ видимое худшимъ онаго неизвѣстнаго призрака. (7) Пали обольщенiя искусства волхвовъ и хвастовство мудростiю нещадно обличено. (8) Ибо обѣщавшiеся отогнать отъ болящей души ужасы и страхи, сами страдали посмѣятельною боязливостiю. (9) И хотя никакiя страшилища не ужасали ихъ, но возмущеные броженiями ядовитыхъ звѣрей и свистами пресмыкающихся, они погибали отъ страха, стараясь укрыться отъ всюду втекающаго воздуха. (10) Нечестiе, осуждаемое собственнымъ свидѣтельствомъ, боязливо, то-есть будучи преслѣдуемо совѣстiю, всегда придумываетъ несчастiя. (11) Страхъ есть ничто иное, какъ измѣна пособiй разсудка: (12) внутренняя же потеря упованiя происходитъ больше отъ неразумѣнiя, чѣмъ отъ причины производящей мученiе. (13) А тѣ, которые въ эту истинно невыносимую и изъ глубинъ нестерпимаго ада исшедшую ночь хотѣли спать тѣмъ же сномъ, (14) то были тревожимы страхами призраковъ, то были разслабляемы душевнымъ унынiемъ: ибо находилъ на нихъ внезапный и не ожиданный страхъ. (15) Такимъ образомъ тогда гдѣ бы кто ни былъ застигнутъ, былъ стрегомъ, заключеный безъ оковъ въ этой темницѣ: (16) былъ ли то земледѣлецъ или пастухъ, или занимающiйся работами въ пустынѣ, бывъ застигнутъ, онъ оставался въ этой неизбѣжной нуждѣ. (17) Ибо всѣ были связаны одними неразрѣшимыми узами тьмы. Слышался ли шумящiй вѣтеръ, или съ тѣнистыхъ густыхъ вѣтвей благозвучный голосъ птицъ, или стройное движенiе сильно текущей воды, или грубый трескъ низвергающихся камней, (18) или невидимый бѣгъ играющихъ животныхъ, или голосъ ревущихъ свирепѣйшихъ звѣрей, или отдающiйся изъ глубочайшихъ горныхъ дебрей звукъ, все это ужасая ихъ повергало въ разслабленiе. (19) Ибо весь мiръ былъ освѣщаемъ яснымъ свѣтомъ, и занимался безпрепятственно дѣлами: (20) а надъ ними только одними была распростерта тяжелая ночь, образъ тьмы, имѣвшей воспрiять ихъ; но сами для себя они были тяжелѣе тьмы. 18 (1) А святымъ Твоимъ былъ величайшiй свѣтъ, коихъ, слыша голосъ, а образа не видя, они называли блаженными, потому что тѣ не терпѣли того же, (2) а за то, что они не дѣлали имъ вреда, бывъ прежде обижены ими,— благодарили, и въ томъ, что сiи потерпѣли отъ нихъ, просили прощенiя. (3) Вмѣсто оной тьмы, Ты далъ имъ указателемъ неизвѣстнаго путешествiя огнесвѣтлый столпъ, а для благодѣтельнаго странствованiя— безвредное солнце. (4) Ибо тѣ достойны были лишиться свѣта и быть заключенными во тьмѣ, которые держали въ заключенiи сыновъ Твоихъ, чрезъ коихъ имѣлъ быть данъ мiру нетлѣнный свѣтъ закона: (5) поелику же они совѣщались избить дѣтей святыхъ, хотя одного сына подкинутаго и спасли, то въ обличенiе Ты избилъ множество ихъ дѣтей и всѣхъ вмѣстѣ погубилъ въ бурной водѣ.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Чудеса Премудрости во время Исхода

3. Тьма Египетская. Столп огненный

Велики и непостижимы суды Твои,
посему ненаученные души впали в заблуждение.
Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ,
узники тьмы и пленники долгой ночи,
затворившись в домах,
скрывались от вечного Промысла.
Думая укрыться в тайных грехах,
они, под темным покровом забвения, рассеялись,
сильно устрашаемые и смущаемые призраками,
ибо и самое потаенное место, заключавшее их,
не спасало их от страха,
но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение,
и являлись свирепые чудовища со страшными лицами.
И никакая сила огня не могла озарить,
ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить
этой мрачной ночи.
Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса,
и они, страшась невидимого – призрака,
представляли себе видимое еще худшим.
Пали обольщения волшебного искусства,
и хвастовство мудростью подверглось посмеянию,
ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи,
сами страдали позорною боязливостью.
И хотя никакие устрашения не тревожили их,
но, преследуемые брожениями ядовитых зверей
и свистами пресмыкающихся,
они исчезали от страха,
боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать,
10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо
и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
12 Чем меньше надежды внутри,
тем больше представляется неизвестность причины,
производящей мучение.
13 И они в эту истинно невыносимую
и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь,
располагаясь заснуть обыкновенным сном,
14 то были тревожимы страшными призраками,
то расслабляемы душевным унынием,
ибо находил на них внезапный и неожиданный страх.
15 Итак, где кто тогда был застигнут,
делался пленником
и заключаем был в эту темницу без оков.
16 Был ли то земледелец или пастух,
или занимающийся работами в пустыне,
всякий, быв застигнут,
подвергался этой неизбежной судьбе,
17 ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы.
Свищущий ли ветер,
или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц,
или сила быстро текущей воды,
или сильный треск низвергающихся камней,
18 или незримое бегание скачущих животных,
или голос ревущих свирепейших зверей,
или отдающееся из горных углублений эхо,
все это, ужасая их, повергало в расслабление.
19 Ибо весь мир был освещаем ясным светом
и занимался беспрепятственно делами;
20 а над ними одними была распростерта тяжелая ночь,
образ тьмы, имевшей некогда объять их;
но сами для себя они были тягостнее тьмы.
18 А для святых Твоих был величайший свет.
И те, слыша голос их, а образа не видя,
называли их блаженными,
потому что они не страдали.
А за то, что, быв прежде обижаемы ими,
не мстили им,
благодарили и просили прощения в том,
что заставляли переносить их.
Вместо того, Ты дал им указателем на незнакомом пути
огнесветлый столп,
а для благополучного странствования –
безвредное солнце.
Ибо те достойны были лишения света
и заключения во тьме,
потому что держали в заключении сынов Твоих,
чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 16-19

В последней части Прем (16-19) автор снова противопоставляет египтян израильтянам (ср 11 4). Он приводит древние тексты Исх о казнях египетских и дает им свободную интерпретацию, как это было характерно для литературного жанра мидраш, т. е. для раввинистического толкования Писания.

 

Прем 17

Автор драматизирует рассказ о тьме на земле Египетской (Исх 10 21), используя, по всей вероятности, иудейские сказания и раввинистические толкования, которые встречаются и у Филона Александрийского, и придает ему апокалиптическую окраску: тьма Египетская становится "образом тьмы, имевшей некогда объять их", т. е. ада (ст 20).

10 Здесь впервые в греч. Библии встречается слово совесть (ср Деян 23 1), означающее сознание совершенных грехов, которое "преследует", т. е. укоряет человека.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 18:4-25.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное