Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 12:3-28: Премудрость от стоворения мира и до Исхода (2) / 17.XII.10 пт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 17 декабря 2010 года, пятницу.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 12:3-38.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
12

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(3) Такъ возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, (4) за то, что они совершали ненавистныя дѣла волхвованiй и нечестивые обряды служенiя, — (5) безжалостными убiйцами дѣтей, и трапезою снѣдающихъ внутренности человѣческой плоти, и тайными жертвоприношенiями крови, (6) и родителями собственноручно убивающими безпомощныя души, — Ты восхотѣлъ погубить ихъ руками отцовъ нашихъ, (7) дабы земля, драгоцѣннѣйшая всѣхъ предъ Тобою, приняла достойное населенiе чадъ Божiихъ. (8) Но Ты и ихъ щадилъ какъ людей, пославъ шершней[1] предтечами воинства Твоего, дабы они мало по малу сокрушали ихъ: (9) хотя Тебѣ возможно было покорить нечестивыхъ праведнымъ войною, или истребить ихъ страшными звѣрями, или въ мгновенiе однимъ словомъ: (10) но мало по малу обнаруживая судъ надъ ними Ты давалъ мѣсто покаянiю, зная однако, что племя ихъ злое и злоба ихъ врожденная и помышленiе ихъ не измѣнится въ вѣкъ;
(11) ибо они отъ начала были проклятымъ сѣменемъ: впрочемъ не изъ опасенiя предъ кѣмъ-либо Ты допускалъ безнаказанность дѣлъ, которыми они согрѣшали. (12) Ибо кто скажетъ: «для чего Ты это сдѣлалъ?» или кто противостанетъ суду Твоему? кто еще осмѣлится обвинять Тебя въ погубленiи народовъ, которыхъ Ты сотворилъ? Или какой защитникъ придетъ и противостанетъ Тебѣ за неправедныхъ человѣковъ? (13) Ибо нѣтъ бога, кромѣ Тебя, Который о всѣхъ печешься показывая, что Ты не судишь неправедно: (14) ни царь, ни властелинъ не въ состоянiи будетъ посмотрѣть Тебѣ прямо въ глаза за тѣхъ, которыхъ Ты погубилъ. (15) Будучи праведенъ Ты всѣмъ управляешь праведно, почитая несвойственнымъ Твоей силѣ осудить того, кто не заслуживаетъ наказанiя. (16) Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь надъ всѣми, заставляетъ Тебя щадить всѣхъ: (17) предъ невѣрующими совершенству могущества Ты показываешь силу, и въ надмевающихся знанiемъ обличаешь дерзость: (18) но обладая силою Ты судишь снисходительно и управляешь нами съ великою милостiю. Ибо могущество Твое, когда угодно, въ Твоей власти; (19) но тѣми дѣлами Ты поучалъ народъ Твой, что праведному должно быть человѣколюбивымъ, и насаждалъ въ сынахъ Твоихъ благую надежду, что Ты даешь покаянiе во грѣхахъ. (20) Ибо если враговъ дѣтей Твоихъ, притомъ достойныхъ смерти, Ты наказывалъ съ такимъ разсужденiемъ и пощадою, давая имъ время и мѣсто избавиться отъ зла; (21) то съ какимъ тщанiемъ Ты судишь сыновъ Твоихъ, коихъ отцамъ Ты далъ клятвы и завѣты благихъ обѣщанiй?
(22) Итакъ насъ вразумляя, Ты весьма часто наказуешь враговъ нашихъ, дабы мы будучи судiями поучались Твоей благости, и будучи судимы ожидали помилованiя. (23) Посему-то и тѣхъ нечестивыхъ, которые проводили жизнь въ неразумiи, Ты истязалъ собственными ихъ мерзостями. (24) Ибо они далеко далеко уклонились на путяхъ заблужденiя, почитая за боговъ тѣхъ изъ животныхъ, которыя и у враговъ безчестны, обманувшись подобно неразумнымъ дѣтямъ. (25) Посему какъ неразумнымъ дѣтямъ въ посмѣянiе послалъ Ты имъ и судъ: (26) но не вразумившись обличительнымъ посмѣянiемъ они испытаютъ заслуженный судъ Божiй. (27) Ибо они, страдая, злобствовали на тѣхъ самыхъ, кого считали своими богами; будучи мучимы отъ нихъ, видя увидѣли Бога истиннаго — Того, Котораго прежде отказались знать: такъ пришелъ на нихъ конецъ осужденiя.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

А. От стоворения мира и до исхода

9. Наказание Хананеян

Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей,
совершавшими ненавистные дела волхвований
и нечестивые жертвоприношения,
и безжалостными убийцами детей,
и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности
                                          человеческой плоти и крови
в тайных собраниях,
и родителями, убивавшими беспомощные души, –
Ты восхотел погубить их руками отцов наших,
дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя,
приняла достойное население чад Божиих.
Но и их, как людей, Ты щадил,
послав предтечами воинства Твоего шершней,
дабы они мало-помалу истребляли их.
Хотя не невозможно было Тебе
войною покорить нечестивых праведным,
или истребить их страшными зверями,
или грозным словом в один раз;
10 но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию,
зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное,
и помышление их не изменится во веки.

10. Снисхождение Божие

11 Ибо семя их было проклятое от начала,
и не из опасения перед кем-либо
Ты допускал безнаказанность грехов их.
12 Ибо кто скажет: "что Ты сделал?"
или кто противостанет суду Твоему?
и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил?
Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей?
13 Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех,
чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.
14 Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза
за тех, которых Ты погубил.
15 Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно,
почитая несвойственным Твоей силе
осудить того, кто не заслуживает наказания.
16 Ибо сила Твоя есть начало правды,
и то самое, что Ты господствуешь над всеми,
располагает Тебя щадить всех.
17 Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему,
и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;
18 но, обладая силою, Ты судишь снисходительно
и управляешь нами с великою милостью,
ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.
19 Но такими делами Ты поучал народ Твой,
что праведному должно быть человеколюбивым,
и внушал сынам Твоим благую надежду,
что Ты даешь время покаяния во грехах.
20 Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти
Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою,
давая им время и побуждение освободиться от зла,
21 то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих,
которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований!

12. Пример Египтян

22 Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно,
дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости
и, когда бываем судимы, ожидали помилования.
23 Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии,
Ты истязал собственными их мерзостями,
24 ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения,
обманываясь подобно неразумным детям
и почитая за богов тех из животных,
которые и у врагов были презренными.
25 Посему, как неразумным детям,
в посмеяние послал Ты им и наказание.
26 Но, не вразумившись обличительным посмеянием,
они испытывали заслуженный суд Божий.
27 Ибо, что они сами терпели с досадою,
то же увидев на тех, которых считали богами
и чрез которых были наказываемы,
они познали Бога истинного,
Которого прежде отрекались знать;
28 посему и пришло на них окончательное осуждение.

Примѣчанiе:
[1] См. Нав. 24,12.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 12

5 "В тайных собраниях" – автор имеет в виду эллинистические мистерии; некоторые из них пользовались дурной славой: утверждалось, что на собраниях посвященных совершались акты каннибализма.

8 "Но и их как людей Ты щадил" – характерна тенденция автора – оценивать достоинство людей как таковых, не взирая на то, что они нечестивцы и враги Израиля. Библия учит, что достоинство человека заключается в том, что он – "образ и подобие Божие" (Быт 1 26, 27; Пс 8 5-7) и поэтому радость Премудрости быть "с сынами человеческими" (Притч 8 31).

8-10 "Послав предтечами воинства Твоего шершней" – в древних книгах (Исх 23 28; Втор 7 20) этот эпизод был истолкован как свидетельство Божия попечения об одном, избранном народе. Здесь же автор дает ему другое объяснение: Бог проявляет Свое милосердие к нечестивым хананеям, наказывая их "мало-помалу", дабы дать "место покаянию".

10 "Зло их врожденное" – не в силу предопределения, но из-за их нежелания покаяться.

16 "Ибо сила Твоя есть начало правды" – всемогущий Бог не имеет никакого основания злоупотреблять Своей силой (ср в противоположном смысле 2 11) и управляет миром справедливо. Его абсолютное господство над всем побуждает Его быть милосердным ко всем.

19 "Праведному должно быть человеколюбивым" – всеобъемлющая любовь соответствует направленности к универсализму, характерной для письменности мудрых; свое совершенное выражение она найдет в НЗ (ср Мф 5 43-48).

20 "Давая им время и побуждение освободиться от зла" – ср 12 2. Мысль о том, что Бог посылает испытания Своему народу, дабы вразумить его (ср Ам 4 6), часто встречается в ВЗ. Здесь автор утверждает, что Бог поступает таким же образом со всеми грешными людьми (ср Иов 33 14-22; 34 29-32; Ион 3-4).

23 "Их мерзостями" – подразумеваются языч. боги, идолы (ср Втор 7 26; 27 15 и т. д.) и культ животных, о котором уже говорилось выше (11 15-16).

27-28 "Они познали истинного Бога" – после долгого сопротивления (Исх 7-11) Фараон удостоверился в могуществе Бога Израилева (Исх 12 31-32), но продолжал противостоять Ему, чем и навлек на себя "окончательное осуждение".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Откровение, 7–9.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное