Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 3:1 - 4:20: Праведные и нечестивые (1) /07.XII.10 вт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 7 декабря 2010 года, вторник.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 3:1 – 4:20.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: catholic.uz/tl_files/library/books/biblia; заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/3:1-4:19).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
3
4

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный

А души праведныхъ въ рукѣ Божiей, и мученiе не коснется ихъ. Очи неразумныхъ, видя, что они умерли, сочли исходъ ихъ погибелью, и отшествiе ихъ отъ насъ — скорбiю: но они пребываютъ въ мирѣ. И хотя бы предъ взоромъ людей они претерпѣли мученiе, но надежда ихъ полна безсмертiя, и немногимъ наказанные они будутъ много облагодѣтельствованы: Богъ испыталъ ихъ и нашелъ ихъ достойными Его: Онъ испыталъ ихъ какъ золото въ горнѣ, и принялъ ихъ какъ жертву всесожженiя. Во время суда ихъ они просвѣтятся, и какъ искры по стеблю побѣгутъ: будутъ судить язычниковъ и будутъ имѣть власть надъ народами, а надъ ними будетъ Господь царствовать во вѣки. Увѣровавшiе въ Него познаютъ истину и вѣрные въ любви пребудутъ съ Нимъ, ибо благодать и милость съ избранными Его. 10 Нечестивые же, какъ разсуждали, такъ и понесутъ наказанiе за то, что презрѣли праведнаго и отступили отъ Господа. 11 Ибо презирающiй мудрость и ученiе несчастенъ, и надежда ихъ суетна, и труды безплодны, и дѣла ихъ безполезны. 12 Жены ихъ несмысленны, и дѣти ихъ злы, проклято потомство ихъ.
13 Блаженна неплодная, — неосквернившаяся, которая не познала беззаконнаго ложа, она будетъ имѣть плодъ на судѣ душъ: 14 блаженъ и евнухъ, не сдѣлавшiй беззаконiя рукою, и не помыслившiй лукаваго предъ Господомъ, ибо дастся ему особенная благодать вѣры и прiятнѣйшiй жребiй въ храмѣ Господнемъ. 15 Плодъ добрыхъ трудовъ славенъ, и корень мудрости не увядаетъ. 16 Напротивъ дѣти прелюбодѣевъ будутъ ненадежны, и сѣмя беззаконнаго ложа исчезнетъ. 17 Хотя и будутъ они долгожизненны, но будутъ почитаться за ничто, и старость ихъ наконецъ будетъ безчестна: 18 а если скоро умрутъ, не будутъ имѣть надежды и утѣшенiя въ день суда: 19 ибо ужасенъ конецъ неправеднаго рода.
Лучше бездѣтность съ добродѣтелью: ибо въ памяти о ней состоитъ безсмертiе, она признаётся и у Бога и у людей: пока жива, ей подражаютъ, но и по смерти влекутся къ ней; и въ вѣчности увѣнчанная она торжествуетъ, какъ одержавшая побѣду непорочными подвигами. А плодородное множество нечестивыхъ не принесетъ пользы, и изъ прелюбодѣйныхъ отраслей не дастъ корней въ глубину, и не утвердитъ незыблемаго основанiя; и хотя на время позеленѣетъ въ вѣтвяхъ, но не имѣя твердаго основанiя, поколеблется отъ вѣтра, и порывомъ вѣтровъ искоренится; вѣтви, будучи некрѣпки, переломятся, и плодъ ихъ будетъ безполезенъ, незрѣлъ для пищи, и ни къ чему негоденъ. Ибо дѣти раждаемыя отъ беззаконныхъ связей суть свидѣтели въ развратѣ противъ родителей во время истязанiя ихъ.
А праведникъ, если и рано умретъ, будетъ въ покоѣ. Ибо не въ долговѣчности честная старость, и не числомъ лѣтъ она измѣряется: мудрость есть сѣдина для людей, и безпорочная жизнь есть старый возрастъ. 10 Какъ угодившiй Богу, онъ возлюбленъ, но какъ живущiй посреди грѣшниковъ, преставленъ, 11 восхищенъ, чтобы злоба не измѣнила разума его, чтобы коварство не прельстило души его. 12 Ибо очарованiе нечестiя помрачаетъ доброе, и волненiе похоти развращаетъ умъ невинный. 13 Достигшiй совершенства въ короткое время исполнилъ долгiя лѣта: 14 ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорилъ онъ изъ среды нечестiя. Между тѣмъ люди видѣли это и не поняли, даже и не подумали, 15 что благодать и милость съ избранными Его, и промышленiе Его о святыхъ Его; 16 умершiй праведникъ осудитъ оставшихся въ живыхъ нечестивыхъ, и скоро достигшая совершенства юность — долголѣтнюю старость неправеднаго. 17 Ибо они увидятъ кончину мудраго, и не поймутъ того, что Господь въ Своемъ совѣтѣ опредѣлилъ о немъ, и для чего обезопасилъ его; 18 они увидятъ и уничижатъ, но Господь посмѣется имъ; 19 и послѣ сего будутъ они безчестнымъ трупомъ и укоризною между умершими на вѣкъ: ибо Онъ повергнетъ ихъ ницъ безгласными и поколеблетъ ихъ съ основанiй, и они въ конецъ запустѣютъ и будутъ въ скорби, и память ихъ погибнетъ.
20 Въ сознанiи грѣховъ своихъ они предстанутъ со страхомъ, и беззаконiя ихъ въ лицо осудятъ ихъ.

I. ПРЕМУДРОСТЬ — ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА ВО ВРЕМЕНИ И В ВЕЧНОСТИ. 1, 1 — 5, 24

В. Праведные и нечестивые

1. Вечный покой. Наказание

А души праведных в руке Божией,
и мучение не коснется их.
В глазах неразумных они казались умершими,
и исход их считался погибелью,
и отшествие от нас – уничтожением;
но они пребывают в мире.
Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются,
но надежда их полна бессмертия.
И немного наказанные,
они будут много облагодетельствованы,
потому что Бог испытал их
и нашел их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле
и принял их как жертву всесовершенную.
Во время воздаяния им они воссияют
как искры, бегущие по стеблю.
Будут судить племена и владычествовать над народами,
а над ними будет Господь царствовать во веки.
Надеющиеся на Него познают истину,
и верные в любви пребудут у Него;
ибо благодать и милость со святыми Его
и промышление об избранных Его.
10 Нечестивые же, как умствовали,
так и понесут наказание за то,
что презрели праведного и отступили от Господа.
11 Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен,
и надежда их суетна, и труды бесплодны,
и дела их непотребны.
12 Жены их несмысленны, и дети их злы,
проклят род их.

2. Их потомство

13 Блаженна неплодная неосквернившаяся,
которая не познала беззаконного ложа;
она получит плод при воздаянии святых душ.
14 Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою
и не помысливший лукавого против Господа,
ибо дастся ему особенная благодать веры
и приятнейший жребий в храме Господнем.
15 Плод добрых трудов славен,
и корень мудрости неподвижен.
16 Дети прелюбодеев будут несовершенны,
и семя беззаконного ложа исчезнет.
17 Если и будут они долгожизненны,
но будут почитаться за ничто,
и поздняя старость их будет без почета.
18 А если скоро умрут,
не будут иметь надежды и утешения в день суда;
19 ибо ужасен конец неправедного рода.

Лучше бездетность с добродетелью,
ибо память о ней бессмертна:
она признается и у Бога и у людей.
Когда она присуща, ей подражают,
а когда отойдет, стремятся к ней:
и в вечности увенчанная она торжествует,
как одержавшая победу непорочными подвигами.
А плодородное множество нечестивых не принесет пользы,
и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину
и не достигнут незыблемого основания;
и хотя на время позеленеют в ветвях,
но, не имея твердости, поколеблются от ветра
и порывом ветров искоренятся;
некрепкие ветви переломятся,
и плод их будет бесполезен,
незрел для пищи и ни к чему не годен;
ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий,
суть свидетели разврата против родителей при допросе их.

3. Их смерть

А праведник, если и рановременно умрет,
будет в покое,
ибо не в долговечности честная старость,
и не числом лет измеряется:
мудрость есть седина для людей,
и беспорочная жизнь – возраст старости.
10 Как благоугодивший Богу, он возлюблен,
и, как живший посреди грешников, преставлен,
11 восхищен, чтобы злоба не изменила разума его,
или коварство не прельстило души его.
12 Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе,
и волнение похоти развращает ум незлобивый.
13 Достигнув совершенства в короткое время,
он исполнил долгие лета;
14 ибо душа его была угодна Господу,
потому и ускорил он из среды нечестия.
А люди видели это и не поняли,
даже и не подумали о том,
15 что благодать и милость со святыми Его
и промышление об избранных Его.
16 Праведник, умирая, осудит живых нечестивых,
и скоро достигшая совершенства юность –
долголетнюю старость неправедного;
17 ибо они увидят кончину мудрого
и не поймут, что Господь определил о нём
и для чего поставил его в безопасность;
18 они увидят и уничижат его,
но Господь посмеется им;
19 и после сего будут они бесчестным трупом
и позором между умершими навек,
ибо Он повергнет их ниц безгласными
и сдвинет их с оснований,
и они вконец запустеют и будут в скорби,
и память их погибнет;

4. Суд. Их вечная участь

20 в сознании грехов своих они предстанут со страхом,
и беззакония их осудят их в лице их.

1 "В руке Божией", т. е. под Его покровительством (ср Втор 33 3; Ис 51 16; Ин 10 28-29) и в Его власти (ср Иов 12 10).

3 "Они пребывают в мире" – мир означает не только отсутствие воины и всякого зла (Ис 57 2; Иов 3 17-18), но и состояние благополучия и блаженства под покровительством Божиим (ст 1) и в единении с Ним (ст 9).

4 "Надежда их полна бессмертия" – надежда на бессмертие приобретает большое значение в жизни праведников. Слово "бессмертие" (греч "афанасия") встречается здесь впервые в ВЗ, но у греков оно широко употреблялось и означало вечную память (ср 8 13) или бессмертие души. Автор употребляет его во втором смысле, имея в виду блаженное бессмертие в царстве Бога живаго в награду за любовь к справедливости (1 15; 2 23). Таким обр. еще смутные надежды псалмопевца, который не может примириться с мыслью, что смерть положит конец его близости с Богом (Пс 16 10), переходят в радостное упование на вечную жизнь перед лицом Божиим.

5 "Бог испытал их": об испытании – пробном камне и средстве очищения праведника см Быт 22 1-12; Иов 1-2; Пс 66 10; 1 Петр 1 6-7.

7 "Во время воздаяния", букв – посещения, т. е. посещения Богом праведников (это же выражение встречается у Иер 6 15; 10 15; ср Ис 24 21-22), они воссияют, т. е. будут прославлены. В других местах Библии говорится о сиянии воскресших, подобном сиянию светил (Дан 12 3; Мф 13 43), но автор Прем не касается еще вопроса о воскресении плоти.

11 "Презирающий мудрость и наставление несчастен" (ср Притч 1 7) – здесь имеется в виду практическая мудрость, руководящая добродетельной жизнью; "наставление" – это же слово переводится как "воспитание" (2 12) и "учение" (6 17; 7 14); оно указывает на средства, необходимые для достижения мудрости.

13 "Блаженна неплодная" – бездетность считалась бесчестием или наказанием Божиим. Здесь же "неплодная", но верная Закону женщина причисляется к святым душам, которые "получают плод" от Бога.

14 "Блажен и евнух, не сделавший беззакония" – в древние времена евнух исключался из "общества Господня", т. е. из культового собрания Израиля (Втор 23 1). Позже (Ис 56 3-5) возвещается, что в мессианские времена он получит "имя лучшее", "вечное имя", если будет "избирать угодное" Богу. Автор повторяет здесь в более пространной форме это утверждение Исайи.

"В Храме Господнем", т. е. на небе (Пс 11 4; 18 7; Мих 1 2-3 и т. д.; Откр 3 12; 7 15), где Сам Бог будет "обитать в них".

Прем 4

1-2 "Бездетность с добродетелью... в вечности увенчанная" – образ венца возник под влиянием обычая греч. атлетических состязаний награждать победителя лавровым венцом (ср 1 Кор 9 24).

7-20 Долгая жизнь считалась уделом праведника (ср Втор 4 40; 5 16; Иов 5 26; Пс 91 16; Притч 3 2, 16; Сир 1 12, 20 и т. д.), тогда как нечестивый был приговорен к внезапной и насильственной смерти (Иов 15 20-23; 18 5-20; Пс 73; 37 18-20 и т. д.), но повседневная действительность часто противоречила этим утверждениям. Автор рассматривает здесь самый трудный случай: безвременную смерть праведника – и утверждает, что "достигшая совершенства юность" угоднее Богу, чем долголетняя старость неправедного, хотя люди часто этого не понимают. Достигнув совершенства в короткое время, праведник осуществил предначертания Божии о его жизни, и перед ним открывается блаженная вечность. Итак, его ранняя смерть – милость Бога, взявшего его (ср Быт 5 24) из растлевающего мира.

14 "Ускорил он из среды нечестия", т. е. праведник ускорил свой уход из среды нечестия; или: Бог ускорил уход праведника.

19 "Позором между умершими" – потому что они не были похоронены, что считалось страшным наказанием (ср Ис 14 19; Иер 22 19; 36 30; Иез 29 5).

20 Нечестивые предстают на суд, тогда как праведные уже причислены к сынам Божиим (5 4-5). Автора занимает не столько вынесение приговора, сколько состояние души нечестивых, мучимых сознанием своей вины (ср 17 10). Их признание резко противоречит их бывшим утверждениям (2 1-20).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 4:20-5:24.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное