Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 1:15 - 2:24: Нечестивые / 02.XII.10 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 2 декабря 2010 года, четверг.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 1:15 — 2:24.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: catholic.uz/tl_files/library/books/biblia; заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/1:15-2:24).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
1
2

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный

15 Посему праведность безсмертна: 16 только нечестивые привлекли къ себѣ смерть и руками и словами, сочтя ее другомъ, истаяли и заключили союзъ съ нею и стали достойны ея жребiя. Неправо мыслящiе говорили между собою: коротка и прискорбна наша жизнь и нѣтъ человѣку спасенiя отъ смерти и не виданъ освободившiйся отъ ада. Безъ цѣли мы рождены, и послѣ будемъ какъ не бывшiе: дыханiе въ ноздряхъ нашихъ — дымъ, и слово — искра въ движенiи нашего сердца, которая когда угаснетъ, тѣло обратится въ прахъ, и духъ разсѣется какъ жидкiй воздухъ: и имя наше забудется со-временемъ, и никто не вспомнитъ о дѣлахъ нашихъ: и жизнь наша исчезнетъ какъ слѣдъ облака, и разсѣется какъ туманъ, прогнанный лучами солнца, бывъ проникнутъ его теплотою. Ибо жизнь наша — прохожденiе тѣни, и нѣтъ намъ возврата изъ смерти: ибо онъ заключенъ, и никто не возвращается.
Итакъ будемъ наслаждаться настоящими благами, и будемъ пользоваться мiромъ, какъ юноши, поспѣшно; преисполнимся дорогимъ виномъ и благовонiями, чтобъ не пропала у насъ весна жизни; увѣнчаемся цвѣтами розъ прежде, пока онѣ не завяли; никто не лишай себя своего утѣшенiя, вездѣ оставимъ знаки веселiя, ибо вотъ это наша доля и нашъ жребiй.
10 Будемъ притѣснять бѣднаго праведника, не пощадимъ вдовы и не постыдимся многолѣтнихъ сѣдинъ стардца: 11 сила наша да будетъ закономъ правды, — ибо безсилiе оказывается безполезнымъ. 12 Устроимъ ковы праведнику, ибо онъ тягостенъ для насъ и противится дѣламъ нашимъ, укоряетъ насъ въ грѣхахъ противъ закона и поноситъ насъ за грѣхи нашей молодости; 13 объявляетъ себя имѣющимъ познанiе о Богѣ и называетъ себя сыномъ Господа; 14 онъ предъ нами — какъ обличенiе помысловъ нашихъ; 15 тяжело намъ и смотрѣть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь другихъ, и отличны поступки его; 16 онъ считаетъ насъ за поддѣльный металлъ, и удаляется отъ путей нашихъ, какъ отъ нечистотъ; ублажаетъ конецъ праведныхъ, и тщеславно называетъ Бога отцемъ. 17 Увидимъ, истинны ли слова его, и испытаемъ, чтó будетъ при смерти его. 18 Ибо если этотъ праведникъ есть сынъ Бога, то Богъ защититъ его, и избавитъ его отъ руки возставшихъ на него: 19 испытаемъ его оскорбенiемъ и мученiемъ, дабы узнать смиренiе его и видѣть незлобiе его: 20 осудимъ его на безчестную смерть и будетъ судъ надъ нимъ отъ словъ его.
21 Такъ они разсуждали, но ошиблись: ибо злоба ихъ ослѣпила ихъ, 22 и они не познали таинъ Божiихъ, не ждали воздаянiя за святость и не думали о наградѣ душъ непорочныхъ. 23 Богъ создалъ человѣка къ нетлѣнiю, и содѣлалъ его образомъ Своего существа: 24 но завистiю дiавола вошла въ мiръ смерть, 25 которую испытываютъ принимающiе его сторону.

I. ПРЕМУДРОСТЬ — ИСТОЧНИК БЛАЖЕНСТВА ВО ВРЕМЕНИ И В ВЕЧНОСТИ 1, 1 — 5, 24

А. Премудрость и участь человеческая. Общее увещание

15 Праведность бессмертна,
а неправда причиняет смерть.

Б. Нечестивые

1. Ложный взгляд на жизнь

16 Нечестивые привлекли ее и руками и словами,
сочли ее другом и исчахли,
и заключили союз с нею,
ибо они достойны быть ее жребием.
2Неправо умствующие говорили сами в себе:
"коротка и прискорбна наша жизнь,
и нет человеку спасения от смерти,
и не знают, чтобы кто освободил из ада.
Случайно мы рождены
и после будем как небывшие:
дыхание в ноздрях наших – дым,
и слово – искра в движении нашего сердца.
Когда она угаснет, тело обратится в прах,
и дух рассеется, как жидкий воздух;
и имя наше забудется со временем,
и никто не вспомнит о делах наших;
и жизнь наша пройдет, как след облака,
и рассеется, как туман,
разогнанный лучами солнца
и отягченный теплотою его.
Ибо жизнь наша – прохождение тени,
и нет нам возврата от смерти:
ибо положена печать, и никто не возвращается.

2. Наслаждение

Будем же наслаждаться настоящими благами
и спешить пользоваться миром, как юностью;
преисполнимся дорогим вином и благовониями,
и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни;
увенчаемся цветами роз прежде,
нежели они увяли;
никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении;
везде оставим следы веселья,
ибо это наша доля и наш жребий.

3. Угнетение праведника

10 Будем притеснять бедняка праведника,
не пощадим вдовы
и не постыдимся многолетних седин старца.
11 Сила наша да будет законом правды,
ибо бессилие оказывается бесполезным.
12 Устроим ковы праведнику,
ибо он в тягость нам
и противится делам нашим,
укоряет нас в грехах против закона
и поносит нас за грехи нашего воспитания;
13 объявляет себя имеющим познание о Боге
и называет себя сыном Господа;
14 он пред нами – обличение помыслов наших.
15 Тяжело нам и смотреть на него,
ибо жизнь его не похожа на жизнь других,
и отличны пути его:
16 он считает нас мерзостью
и удаляется от путей наших, как от нечистот,
ублажает кончину праведных
и тщеславно называет отцом своим Бога.
17 Увидим, истинны ли слова его,
и испытаем, какой будет исход его;
18 ибо если этот праведник есть сын Божий,
то Бог защитит его
и избавит его от руки врагов.
19 Испытаем его оскорблением и мучением,
дабы узнать смирение его
и видеть незлобие его;
20 осудим его на бесчестную смерть,
ибо, по словам его,
о нём попечение будет
".

4. Размышления автора

21 Так они умствовали, и ошиблись;
ибо злоба их ослепила их,
22 и они не познали тайн Божиих,
не ожидали воздаяния за святость
и не считали достойными награды душ непорочных.
23 Бог создал человека для нетления
и соделал его образом вечного бытия Своего;
24 но завистью диавола вошла в мир смерть,
и испытывают ее принадлежащие к уделу его.

15 "Праведность бессмертна" — тот, кто любит справедливость (ср 1 1), обладает бессмертием.

16 "Достойны быть ее жребием" — букв уделом смерти. Она — удел нечестивых, тогда как Израиль — удел Господа (Втор 32 9; 2 Макк 1 26; Зах 2 12), а Господь — удел верного израильтянина (Пс 16 5; 73 26; 142 5).

Прем 2

1-2 "Неправо умствующие" утверждают, что человек происходит от случайного сочетания элементов и атомов, которое полностью распадается при наступлении смерти.

10 "Будем притеснять бедняка праведника" – речь, исполненная сарказма: праведник беден, хотя Писание ясно утверждает противоположное (Пс 37 25; 112 3; Притч 3 9-10; 12 21 и т. д.). "Не пощадим вдовы..." – именно тех, кого Писание предписывает уважать и защищать.

11 "Сила наша да будет законом правды" – эта установка, следствием которой является презрение к слабому, подменяет Закон, указывающий путь правды. В Библии неоднократно описываются периоды торжества грубой силы (Иов 12 6; Авв 1 1-11).

13 Праведник "объявляет себя имеющим познание о Боге" – познание не только единого Бога, но и Его воли (Рим 2 17-20), служащей светом жизни праведника.

15 "Жизнь его не похожа на жизнь других" – нечестивые повторяют упреки евреям, осуждаемым язычниками за то, что они отличаются от других народов своими верованиями и обычаями.

20 "Осудим его на бесчестную смерть, ибо по словам его, о нём попечение будет" (букв – "он будет посещен" – подразум. Богом). Автор имеет в виду александрийских иудеев. Над ними насмехаются и их преследуют иудеи-отступники и их союзники-язычники. Этот частный случай как бы прообразует гонения праведников, прежде всего Праведника в абсолютном смысле, т. е. Христа (ср Евр 12 3). НЗ-ные писатели обратили внимание на сходство между приговором, вынесенным праведнику, называвшему отцом своим Бога (ст 16-20), и осуждением Христа на мучение и бесчестную смерть (ср Мф 27 43; Ин 19 7), и многие Отцы Церкви находят в этих стт мессианский смысл.

22 "Они не познали тайн Божиих" – относительно бессмертия человека.

24 "Завистью диавола вошла в мир смерть" (евр сатаны, ср Иов 1 6). Автор толкует в этом стихе 3-ю гл Бытия (ср Ин 8 44; 1 Ин 3 8; Откр 12 9; 20 2). Диавол вводит в мир смерть духовную, тогда как смерть физическая является ее последствием (ср 1 13; Рим 5 12 сл).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Псалмы 129–133.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное