Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 16: Чудеса Премудрости во время Исхода (1) / 27.XII.10 пн


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 27 декабря 2010 года, понедельник.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – глава 16.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
16

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(1) Посему они достойно были наказаны подобными животными, то-есть были терзаемы множествомъ ядовитыхъ звѣрей. (2) Вмѣсто такого наказанiя Ты благодѣтельствовалъ народу Твоему: по прихоти ихъ желанiя Ты приготовилъ имъ необычайное насыщенiе, перепеловъ: (3) дабы тѣ и мучимые голодомъ, по отвратительному виду насланныхъ гадовъ отказывали и необходимому позыву на пищу, а сiи кратковременно потерпѣвъ недостатокъ вкусили необычайной пищи. (4) То-есть на тѣхъ притѣснителей надлежало найдти неизбѣжной нуждѣ, а симъ только показать, какъ мучились враги ихъ. (5) Ибо и тогда, когда постигла ихъ ужасная ярость звѣрей, и они были поражаемы угрызенiями коварныхъ змiевъ, гнѣвъ Твой не продолжился до конца: (6) но они были смущены на краткое время для вразумленiя, получивъ знаменiе спасенiя на воспоминанiе заповѣди закона Твоего: (7) ибо обращавшiйся исцѣлялся не тѣмъ, на что взиралъ, но Тобою, Спасителемъ всѣхъ. (8) И симъ-то Ты увѣрилъ враговъ нашихъ, что Ты— избавляющiй отъ всякаго зла: (9) ибо ихъ убивали уязвленiя саранчи и мухъ и не нашлось врачества для души ихъ, поелику они достойны были мучиться отъ сихъ: (10) а сыновъ Твоихъ не одолѣли и зубы ядовитыхъ змiевъ, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцѣлила ихъ. (11) Хотя они и были уязвляемы въ напоминанiе имъ словъ Твоихъ, но скоро были и исцѣляемы, дабы пришедши въ глубокое забвенiе оныхъ не были отлучены отъ Твоего благодѣянiя. (12) Не трава и не смягчающiй пластырь врачевали ихъ, но Твое, Господи всеисцѣляющее слово. (13) Ты имѣешь власть жизни и смерти, и низводишь до вратъ ада и возводишь. (14) Человѣкъ по злобѣ своей убиваетъ, но не можетъ возвратить исшедшаго духа и не можетъ удержать отнятой души. (15) А Твоей руки не возможно избѣгнуть: (16) ибо нечестивые, отрекшiеся познать Тебя наказаны силою мышцы Твоей, бывъ преслѣдуемы необыкновенными дождями, градами и неизбѣжными бурями и огнемъ истребляемы. (17) Но что всего удивительнѣе, огонь болѣе оказывалъ дѣйствiя[1] въ водѣ, все погашающей, ибо самый мiръ есть поборникъ праведныхъ: (18) иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животныхъ, которыя были насланы на нечестивыхъ, а они видя увидѣли, что они преслѣдуются судомъ Божiимъ: (19) а иногда и среди воды жгло болѣе силы огненной, дабы истребить произведенiя земли неправедной. (20) Вмѣто того народъ Твой Ты питалъ пищею ангельской и безъ труда послалъ имъ съ неба готовый хлѣбъ, имѣвшiй всякую прiятность и соотвѣтствующiй всякому вкусу. (21) Ибо существо хлѣба, дарованнаго Тобою показывало Твою любовь къ дѣтямъ, и въ удовлетворенiе желанiя вкушающаго, измѣнялось по вкусу каждаго. (22) А снѣгъ и ледъ выдерживалъ огонь, и не таялъ, дабы они знали, что огонь горящiй въ градѣ и блистающiй въ дождяхъ истреблялъ плоды враговъ: (23) но тотъ же огонь, дабы напитались праведные, забылъ свою силу. (24) Ибо тварь служа Тебѣ, Творцу, устремляется къ наказанiю противъ нечестивыхъ, и утихаетъ для благодѣтельства тѣмъ, которые вѣруютъ въ Тебя. (25) Посему и тогда она измѣняясь во все, повиновалась Твоей благодати, питающей всѣхъ, по желанiю нуждающихся, (26) дабы сыны Твои, которыхъ Ты, Господи возлюбилъ, познали, что не роды плодовъ питаютъ человѣка, но слово Твое спасаетъ вѣрующихъ въ Тебя. (27) Притомъ неповреждаемое огнемъ будучи согрѣваемо малымъ солнечнымъ лучемъ, тотчасъ растаявало, (28) дабы было извѣстно, что должно предупреждать солнце благодаренiемъ Тебѣ и обращаться къ Тебѣ на востокъ свѣта. (29) Ибо надежда неблагодарнаго изчезнетъ какъ зимнiй иней, и изольется, какъ негодная вода.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Чудеса Премудрости во время Исхода

1. Животные: наказание, пища

Посему они достойно были наказаны
чрез подобных животных
и терзаемы множеством чудовищ.
Вместо такого наказания
Ты благодетельствовал народу Твоему:
в удовлетворение прихоти их
Ты приготовил им в насыщение
необычайную пищу – перепелов,
дабы те, мучимые голодом,
по отвратительному виду насланных гадов,
отказывали и необходимому позыву на пищу,
а эти, кратковременно потерпев недостаток,
вкусили необычайной пищи.
Ибо тех притеснителей
должен был постигнуть неотвратимый недостаток,
а этим только нужно было показать,
как мучились враги их.
И тогда, как постигла их
ужасная ярость зверей
и они были истребляемы угрызениями коварных змиев,
гнев Твой не продолжился до конца.
Но они были смущены на краткое время
для вразумления,
получив знамение спасения
на воспоминание о заповеди закона Твоего,
ибо обращавшийся исцелялся
не тем, на что взирал,
но Тобою, Спасителем всех.
И этим Ты показал врагам нашим,
что Ты – избавляющий от всякого зла:
ибо их убивали уязвления саранчи и мух,
и не нашлось врачевства для души их,
потому что они достойны были мучения от сих.
10 А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев,
ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их.
11 Хотя они и были уязвляемы
в напоминание им слов Твоих,
но скоро были и исцеляемы,
дабы, впав в глубокое забвение оных,
не лишились Твоего благодеяния.
12 Не трава и не пластырь врачевали их,
но Твое, Господи, всеисцеляющее слово.
13 Ты имеешь власть жизни и смерти
и низводишь до врат ада и возводишь.
14 Человек по злобе своей убивает,
но не может возвратить исшедшего духа
и не может призвать взятой души.

2. Молния и град. Манна

15 А Твоей руки невозможно избежать,
16 ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя,
наказаны силою мышцы Твоей,
быв преследуемы необыкновенными дождями,
градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем.
17 Но самое чудное было то,
что огонь сильнее оказывал действие
в воде, все погашающей,
ибо самый мир есть поборник за праведных.
18 Иногда пламя укрощалось,
чтобы не сжечь животных,
посланных на нечестивых,
и чтобы они, видя это, познали,
что преследуются судом Божиим.
19 А иногда и среди воды жгло сильнее огня,
дабы истребить произведения земли неправедной.

20 Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою
и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб,
имевший всякую приятность по вкусу каждого
.
21 Ибо свойство пищи Твоей
показывало Твою любовь к детям
и в удовлетворение желания вкушающего
изменялось по вкусу каждого.
22 А снег и лед выдерживали огонь и не таяли,
дабы они знали, что огонь,
горящий в граде и блистающий в дождях,
истреблял плоды врагов.
23 Но тот же огонь, дабы напитались праведные,
терял свою силу.
24 Ибо тварь, служа Тебе, Творцу,
устремляется к наказанию нечестивых
и утихает для благодеяния верующим в Тебя.
25 Посему и тогда она, изменяясь во все,
повиновалась Твоей благодати,
питающей всех, по желанию нуждающихся,
26 дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил,
познали, что не роды плодов питают человека,
но слово Твое сохраняет верующих в Тебя.
27 Ибо неповреждаемое огнем,
будучи согреваемо слабым солнечным лучом,
тотчас растаявало,
28 дабы известно было,
что должно предупреждать солнце благодарением Тебе
и обращаться к Тебе на восток света.
29 Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней,
и выльется, как негодная вода.

Примѣчанiе:
[1] Исх. 9, 22 и слѣд.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 16-19

В последней части Прем (16-19) автор снова противопоставляет египтян израильтянам (ср 11 4). Он приводит древние тексты Исх о казнях египетских и дает им свободную интерпретацию, как это было характерно для литературного жанра мидраш, т. е. для раввинистического толкования Писания.

Прем 16

7 "Исцелился... тобою, спасителем всех" – эпизод с медным змеем (Числ 21 4-9) истолковывается автором как проявление милосердия: змей сам по себе не имел никакой власти, но был "знамением спасения" (ст 6), данным Богом для всех. У Ин 3 14-17 медный змей и всеобщее спасение также сопоставлены.

13-14 "Ты... низводишь до врат ада и возводишь" – Бог обладает абсолютной властью над жизнью и смертью, не только потому, что может избавить от смертельной опасности (ср Пс 9 14; 107 17-19; Ис 38 10-17). Он также может вернуть к земной жизни, в тело свое, "исшедшего духа" (ср 3 Цар 17 17-23; 4 Цар 4 33-35; 13 21).

16-19 Вольная интерпретация последней казни египетской (Исх 9 13-25): "громы Божии и град"; У LXX добавлено: "и огонь на земле" (ст 28).

20 "Хлеб, имеющий всякую приятность по вкусу каждого" – "хлеб ангельский" (Пс 78 25), "хлеб небесный" (Пс 105 40), имевший вкус "лепешки с медом" (Исх 16 31), "манна" (Исх 16 33), описывается здесь как пища, изменявшаяся "по вкусу каждого", что символизирует любовь Божию к Своим детям. Аналогичные тексты встречаются в раввинистической литературе. В христианских богослужебных текстах манна – прообраз Евхаристии.

22 "Снег и лед" – в Исх 16 14 манна сравнивается с инеем, а в Числ 11 7 (LXX) со снегом (ср 19 20).

27-28 "Обращаться к Тебе на восток (букв. при восходе) света" – опираясь на вольную интерпретацию Исх 16 21, автор устанавливает причинную связь с обычаем совершать молитву на заре или при первых лучах восходящего солнца.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 17:1 – 18:4.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное