Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 13:1-14:21: Премудрость против идолопоклонства (1) / 21.XII.10 пн


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 21 декабря 2010 года, субботу.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 13:1 – 14:21.
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
13
14

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(1) По истинѣ суетны естествомъ всѣ тѣ люди, у коихъ было невѣдѣнiе о Богѣ, которые изъ видимыхъ красотъ не могли познать, что Онъ есть, и разсуждая о дѣлахъ, не познали Художника: (2) а почитали за боговъ нравящихъ мiромъ или огонь, или вѣтеръ, или текущiй воздухъ, или кругъ звѣздъ, или бурную воду, или небесныя свѣтила. (3) Если они почитали ихъ за боговъ, плѣняясь ихъ красотою, то да познаютъ, сколько прекраснѣе ихъ есть Господь: ибо Онъ, Творецъ красоты, создалъ оныя: (4) а если изумлялись ихъ силѣ и дѣйствiю, то изъ сего же да разумѣютъ, сколько могущественнѣе Тотъ, Кто сотворилъ оныя: (5) ибо отъ величiя красоты созданiй сравнительно познается виновникъ бытiя ихъ. (6) Впрочемъ на сихъ меньшiй упрекъ, ибо часто они заблуждаются ища Бога, и желая найдти Его: (7) ибо занимаясь дѣлами Его они изслѣдываютъ и убѣждаются зрѣнiемъ, что все видимое прекрасно. (8) Однако и они не извинительны: (9) ибо если они столько могли разумѣть, что въ состоянiи были постигнуть вселенную, то какъ они скорѣе не обрѣли Господа оной?
(10) Но несчастны тѣ и надежды ихъ между мертвыми, которые называютъ богами дѣла рукъ человѣческихъ, золото и серебро — издѣлiя художества, изображенiя животныхъ, или негодный камень — дѣло давней руки. (11) Такъ, какой либо древодѣлъ, вырубивъ годное дерево, искусно снялъ всю кору его и обдѣлавши прилично, устроилъ изъ него сосудъ полезный къ употребленiю въ жизни, (12) а обрѣзки отъ работы употребилъ себѣ на приготовленiе пищи: (13) одинъ же обрѣзокъ, ни къ чему негодный, дерево, кривое и сучковатое взявъ старательно вырѣзалъ оное на досугѣ, и опытностiю искусства обдѣлалъ его, уподобилъ его образу человѣка, (14) или сдѣлалъ подобнымъ какому-нибудь ничтожному животному, натеръ сурикомъ и покрылъ краскою поверхность его, и закрасилъ въ немъ всякiй недостатокъ, (15) и устроивъ для него достойное его мѣсто, повѣсилъ его на стѣнѣ, утвердивъ желѣзомъ. (16) Итакъ онъ напередъ озаботился, чтобъ творенiе его не упало, зная, что оно не можетъ само себѣ помочь, ибо это кумиръ, самъ имѣющiй нужду въ помощи.
(17) Потомъ, молясь предъ нимъ о стяжанiяхъ, о бракахъ своихъ и о дѣтяхъ, онъ не стыдится того, что говоритъ съ бездушнымъ, взываетъ о здоровьѣ къ немощному, (18) проситъ о жизни мертвое, умоляетъ о помощи совершенно неспособное, о путешествiи — не могущее ступить, (19) о средствахъ прибытка, о ремеслѣ и объ успѣхѣ рукъ проситъ совсѣмъ не могущее дѣлать руками какое либо дѣло. 14 (1) Иной опять собираясь плыть и опасаясь бурныхъ волнъ, призываетъ на помощь дерево ничтожнѣйшее носящаго его корабля, (2) ибо стремленiе къ прiобрѣтенiямъ измыслило оный, а художникъ устроилъ мудростiю: (3) но Твой отеческiй промыслъ управляетъ кораблемъ, ибо Ты открылъ путь въ морѣ и безопасную стезю въ волнахъ, (4) показуя, что Ты можешь отъ всего спасать, хотябы кто сѣлъ на корабль и безъ искусства. (5) Тебѣ угодно, чтобъ не тщетны были дѣла Твоей премудрости, посему люди ввѣряютъ свою жизнь малѣйшему дереву и спасаются проходя по волнамъ на ладьѣ. (6) Ибо и въ началѣ, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мiра, управленная Твоею рукою, прибѣгнувъ къ кораблю, оставала мiру сѣмя рода. (7) Благословенно древо, чрезъ которое совершается оправданiе: (8) а это рукотворенное проклято и само, и сдѣлавшiй оное, за то, что онъ сдѣлалъ оное, а оно тлѣнное названо богомъ. (9) Ибо равно ненавистны Богу и нечестивецъ и нечестiе его: (10) и сдѣланное вмѣстѣ съ дѣлателемъ будетъ наказано. (11) Посему и на идоловъ языческихъ будетъ казнь, такъ какъ они произведены на мерзость въ созданiи Божiемъ, на соблазнъ душъ человѣческихъ, и въ сѣть ногамъ неразумныхъ. (12) Ибо мысль о идолахъ — начало блуда, и изобрѣтенiе ихъ — порча жизни. (13) Не было ихъ въ началѣ и въ вѣкъ не будетъ: (14) они вошли въ мiръ чрезъ человѣческое тщеславiе, и потому близкiй сужденъ имъ конецъ. (15) Отецъ терзающiйся горькою скорбiю о рано умершемъ сынѣ, сдѣлавъ изображенiе его, тогда почиталъ его какъ мертваго человѣка, а теперь почтили какъ бога, и передалъ подвластнымь тайны и священнодѣйствiя; (16) потомъ утвердившiйся временемъ этотъ нечестивый обычай стали соблюдать какъ законъ, и по повелѣнiямъ властителей стали почитать изваянiя тѣхъ, (17) кого въ лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, и вотъ изображая отдаленное лицо, дѣлали видимый образъ почитаемаго царя, дабы симъ усердiемъ угодить отсутствующему, какъ присутствующему. (18) Къ усиленiю же почитанiя и для незнающихъ способствовало тщанiе художника. (19) Ибо онъ желая можетъ быть угодить владѣтелю старался своимъ искусствомъ сдѣлать подобiе лучше: (20) а народъ, увлеченный прiятностiю отдѣлки, недавно почтеннаго человѣка теперь началъ почитать за святыню. (21) И это было на посмѣянiе свѣту, что люди рабствуя или несчастiю, или тиранству, несообщимое Имя давали камнямъ и деревьямъ.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Премудрость против идолопоклонства

1. Силы природы

Подлинно суетны по природе все люди,
у которых не было ведения о Боге,
которые из видимых совершенств
не могли познать Сущего
и, взирая на дела, не познали Виновника,
а почитали за богов, правящих миром,
или огонь, или ветер, или движущийся воздух,
или звездный круг, или бурную воду,
или небесные светила.
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов,
то должн ы были бы познать, сколько лучше их Господь,
ибо Он, Виновник красоты, создал их.
А если удивлялись силе и действию их,
то должны были бы узнать из них,
сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
ибо от величия красоты созданий
сравнительно познается Виновник бытия их.
Впрочем они меньше заслуживают порицания,
ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его:
потому что, обращаясь к делам Его,
они исследывают и убеждаются зрением,
что всё видимое прекрасно.
Но и они неизвинительны:
если они столько могли разуметь,
что в состоянии были исследывать временный мир,
то почему они тотчас не обрели Господа его?

2. Кумиры

10 Но более жалки те, и надежды их – на бездушных,
которые называют богами дела рук человеческих,
золото и серебро, изделия художества,
изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.
11 Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево,
искусно снял с него всю кору
и, обделав красиво, устроил из него сосуд,
полезный к употреблению в жизни,
12 а обрезки от работы употребил
на приготовление пищи и насытился;
13 один же из обрезков, ни к чему не годный,
дерево кривое и сучковатое,
взяв, старательно округлил на досуге
и, с опытностью знатока обделав его,
уподобил его образу человека,
14 или сделал подобным какому-нибудь низкому животному,
намазал суриком и покрыл краскою поверхность его,
и закрасил в нем всякий недостаток,
15 и, устроив для него достойное его место,
повесил его на стене, укрепив железом.
16 Итак, чтобы произведение его не упало,
он наперед озаботился,
зная, что оно само себе помочь не может,
ибо это кумир и имеет нужду в помощи.

3. Идол

17 Молясь же пред ним о своих стяжаниях,
о браке и о детях,
он не стыдится говорить бездушному,
18 и о здоровье взывает к немощному,
о жизни просит мертвое,
о помощи умоляет совершенно неспособное,
о путешествии – не могущее ступить,
19 о прибытке, о ремесле и об успехе рук –
совсем не могущее делать руками,
о силе просит самое бессильное.
14 Еще: иной, собираясь плыть
и переплывать свирепые волны,
призывает на помощь дерево,
слабейшее носящего его корабля
;
ибо стремление к приобретениям выдумало оный,
а художник искусно устроил,
но промысл Твой, Отец, управляет кораблем,
ибо Ты дал и путь в море
и безопасную стезю в волнах,
показывая, что Ты можешь от всего спасать,
хотя бы кто отправлялся в море и без искусства.
Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости;
поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву
и спасаются, проходя по волнам на ладье.
Ибо и в начале, когда погубляемы были гордые исполины,
надежда мира, управленная Твоею рукою,
прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода.
Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!
А это рукотворенное проклято и само,
и сделавший его – за то, что сделал;
а это тленное названо богом.
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;
10 и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.
11 Посему и на идолов языческих будет суд,
так как они среди создания Божия
сделались мерзостью,
соблазном душ человеческих
и сетью ногам неразумных.

4. Происхождение идолопоклонства

12 Ибо вымысл идолов – начало блуда,
и изобретение их – растление жизни.
13 Не было их вначале, и не во веки они будут.
14 Они вошли в мир по человеческому тщеславию,
и потому близкий сужден им конец.
15 Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне,
сделав изображение его, как уже мертвого человека,
затем стал почитать его, как бога,
и передал подвластным тайны и жертвоприношения.
16 Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай
соблюдаем был, как закон,
и по повелениям властителей
изваяние почитаемо было, как божество.
17 Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства,
того отдаленное лицо они изображали:
делали видимый образ почитаемого царя,
дабы этим усердием польстить отсутствующему,
как бы присутствующему.
18 К усилению же почитания и от незнающих
поощряло тщание художника,
19 ибо он, желая, может быть, угодить властителю,
постарался искусством сделать подобие покрасивее;
20 а народ, увлеченный красотою отделки,
незадолго пред тем почитаемого, как человека,
признал теперь божеством.
21 И это было соблазном для людей,
потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству,
несообщимое Имя прилагали к камням и деревам.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 13-15

От порицания культа животных автор переходит к общей критике идолопоклонства, различая в нём: 1. обожествление сил природы и светил небесных (13 1-9); 2. культ идолов, сотворенных руками человеческими (13 10-15 17); 3. культ животных (15 18-19). Подобная классификация встречается и в других писаниях эллинизированных иудеев, в частности у Филона, но автор Прем не просто повторяет ее, он приводит и свои собственные аргументы против идолопоклонства и включает в свое изложение размышления о мореплавании (14 1-7), о происхождении культа идолов (14 12-21), о его пагубном влиянии на людей (14 22-31), о превосходстве служения Богу истинному (15 1-5).

Прем 13

"Виновника", т. е. Творца. "Рассматривание творений" (Рим 1 19 слл) и изучение природы должны были бы приводить человеческий ум к познанию трансцендентного Бога-Создателя.

Здесь, как и в стт 5 и 7 (ср Сир 43 9-12), сказывается греч. влияние. В ВЗ часто восхвалялось величие и могущество Бога-Творца (Иов 36 22-26; Пс 19 2; Ис 40 12-14), но не говорилось, что в красоте мира отражается совершенство его Создателя.

10-19 Осуждение идолопоклонства часто встречается в Библии (ср Ис 44 9-20; Иер 10 1-16; Посл Иер). В описании изготовления идола проскальзывает ирония: неискусный мастер выделывает его из негодного обрезка дерева, замазывает недостатки, "укрепляет железом", чтобы "кумир" не упал, ибо сам себе "помочь не может".

Прем 14

"Дерево, слабейшее корабля" – изображение бога-покровителя на носу или на корме корабля (ср Деян 28 11).

"Промысл Твой" – это слово часто встречается в греч. литературе и философии. LXX употребляют его здесь впервые, хотя понятие это для свящ. писателей и псалмопевцев не ново (ср Иов 10 12; Пс 145 8 сл; 147 9 и т. д.).

"Исполины" – ср Быт 6 4; Сир 16 8; Вар 3 26; 3 Макк 2 4.

"Прибегнув к кораблю" – Ноеву ковчегу (ср 10 4).

"Благословенно дерево", служащее исполнению замысла Божия. Многие Отцы Церкви утверждают, что здесь подразумевается древо крестное.

11 Настанет день, когда поклонение идолам прекратится (ср Ис 2 20; 17 7-8; Пс 96-97).

12 "Блуд" означает здесь неверность Богу (ср Ос 1 2); в то же время заблуждение ума ведет к распутству (ср Рим 1 24-32; Еф 4 17-19).

21 "Несообщимое Имя" – имя Самого Бога, открытое Моисею (Исх 3 14).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Премудрость, 14:22 – 15:19 .

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное