Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Премудрость Соломона, 14:22 - 15:19: Премудрость против идолопоклонства (2) / 22.XII.10 ср


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 22 декабря 2010 года, среду.

Продолжаем чтение библейской ("второканонической") книги Премудрость Соломона (перевод с древнегреческого ). В этом выпуске – стихи 14:22 – 15:19 .
Книгу читаем в двух переводах:
a) священника А. А. Сергиевского (II-я половина XIX века; в старой орфографии; источник: biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.serg);
б) Синодальный перевод (переработанная версия указанного выше перевода; источник: claret.ru/liturgy/biblia/ (в данной интернет-публикации отсутствует курсив, коим в печатных изданиях Синодального перевода обозначены слова, которые его создатели "привели для ясности и связности речи");
заголовки и примечания – из "Брюссельского" издания Библии; см. также: bible-center.ru/bibletext/synnew_ru/wis/6).

 

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
В "Толковой Библии" п/ред. Лопухина.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

Комм. к главам в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина:
14
15

 

свящ. А. А. Сергіевскаго
Синодальный
(22) Потомъ не довольно было для нихъ заблужденія въ познаніи о Богѣ, но живя въ великомъ смятеніи невѣжества, это зло называютъ они миромъ. (23) Ибо совершая или дѣтоубійственныя жертвы, или скрытныя тайны, или заимствованныя отъ чужихъ обычаевъ неистовыя пиршества, (24) они уже не сохраняютъ ни правъ жизни, ни чистыхъ браковъ, но одинъ другаго или коварствомъ убиваетъ, или прелюбодѣйствомъ оскорбляетъ. (25) Всѣми же безъ различія обладаетъ кровожадность и убійство, хищеніе и коварство, растлѣніе, невѣріе, мятежъ, клятвопреступленіе, суетливость объ имуществахъ, (26) забвеніе любви, оскверненіе душъ, извращеніе природы, безчиніе браковъ, блудодѣяніе и распутство. (27) Служеніе идоламъ недостойнымъ именованія есть начало и причина и конецъ всякаго зла: (28) ибо они или веселясь неистовствуютъ, или прорицаютъ ложь, или живутъ нечестиво, или скоро нарушаютъ клятву: (29) ибо вѣря бездушнымъ идоламъ они не думаютъ быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. (30) Но за то и другое придетъ на нихъ осужденіе, и за то, что нечестиво мыслили о Богѣ, обращаясь къ идоламъ, и за то, что клялись нечестиво, коварно презирая честность. (31) Ибо не сила тѣхъ, коими они клянутся, но судъ, опредѣленный согрѣшающимъ, постигаетъ всегда преступленіе неправедныхъ.
15
  (1) Но Ты, Богъ нашъ, благъ и истиненъ, долготерпѣливъ и управляешь всѣмъ милостиво. (2) Хотя бы мы и согрѣшили, но мы Твои, знающіе власть Твою: впрочемъ мы не намѣрены грѣшить, потому что знаемъ, что мы признаны Твоими. (3) Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою— корень безсмертія. (4) Не обольщаетъ насъ лукавое человѣческое изобрѣтеніе, ни безплодный трудъ живописцевъ— видъ испещренный различными красками: (5) взглядъ на нихъ возбуждаетъ въ безумныхъ похотѣніе и питаетъ вожделѣніе къ бездушному виду мертваго образа. (6) И дѣлающіе и похотствующіе и чествующіе суть любители зла, достойные такихъ желаній.
(7) Пусть горшечникъ стирая мягкую землю заботливо лѣпитъ всякій сосудъ на службу нашу, изъ одного и того же бренія выдѣлываетъ и сосуды потребные для чистыхъ дѣлъ, и непотребные— всѣ одинаково: но какое каждаго изъ нихъ употребленіе, судья— тотъ же горшечникъ: (8) какъ же суетный труженикъ изъ того же бренія лѣпитъ суетнаго бога, тогда какъ самъ едва родился отъ земли и вскорѣ пойдетъ туда же, откуда онъ взятъ, и будетъ истязанъ за долгъ души его. (9) Но у него забота не о томъ, что его ожидаетъ за его трудъ, и не о томъ, что онъ имѣетъ краткую жизнь, но онъ соревнуетъ художникамъ золотыхъ и серебряныхъ издѣлій и мѣдникамъ, и вмѣняетъ себѣ въ славу, что дѣлаетъ нечистое. (10) Сердце его— пепелъ, надежда его ничтожнѣе земли, и жизнь его безчестнѣе грязи, (11) ибо онъ не позналъ Сотворившаго его и Вдунувшаго въ него дѣятельную душу и Вдохнувщаго въ него живый духъ. (12) Но они считаютъ жизнь нашу забавою, и житіе прибыльною торговлею: ибо говорятъ, что должно извлекать пользу изъ всего и даже изъ зла. (13) Но сей знаетъ, что онъ грѣшитъ болѣе всѣхъ, дѣлая изъ земленаго вещества бренные сосуды и изванія.
(14) Неразумнѣе же всѣхъ и бѣднѣе умомъ самыхъ младенцевъ враги народа Твоего, угнетающіе оный, (15) такъ какъ они почитаютъ богами всѣхъ идоловъ языческихъ, не имѣющихъ ни употребленія глазъ для зрѣнія, ни ноздрей для привлеченія воздуха, ни ушей для слышанія, ни перстовъ рукъ для осязанія, ни ногъ способныхъ къ хожденію. (16) Хотя человѣкъ сдѣлалъ ихъ, и одушевленный образовалъ ихъ: но никакой человѣкъ не можетъ образовать бога по своему подобію: (17) будучи смертенъ онъ дѣлаетъ не потребными руками мертнаго: посему онъ превосходнѣе божествъ своихъ, такъ какъ онъ хотя нѣкоторое время живъ, а онѣ никогда. (18) Притомъ они почитаютъ животныхъ самыхъ ненавистныхъ, которыя въ сравненіи съ безмысліемъ другихъ являются хуже всѣхъ. (19) Онѣ даже не красивы по виду какъ другія животныя чтобы могли привлекать къ себѣ, къ тому же онѣ лишены и одобренія Божія и благословенія Его.

III. ПРЕМУДРОСТЬ В ИСТОРИИ 10, 1 – 19, 21

Б. Премудрость против идолопоклонства

5. Безнравственные последствия идолопоклонства

22 Потом не довольно было для них
заблуждаться в познании о Боге,
но они, живя в великой борьбе невежества,
такое великое зло называют миром.
23 Совершая или детоубийственные жертвы,
или скрытные тайны,
или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества,
24 они не берегут ни жизни, ни чистых браков,
но один другого или коварством убивает,
или прелюбодейством обижает.
25 Всеми же без различия обладают кровь и убийство,
хищение и коварство,
растление, вероломство, мятеж,
клятвопреступление, расхищение имуществ,
26 забвение благодарности, осквернение душ,
превращение полов, бесчиние браков,
прелюбодеяние и распутство.
27 Служение идолам, недостойным именования,
есть начало и причина, и конец всякого зла,
28 ибо они или веселясь неистовствуют,
или прорицают ложь,
или живут беззаконно,
или скоро нарушают клятву.
29 Надеясь на бездушных идолов,
они не думают быть наказанными за то,
что несправедливо клянутся.
30 Но за то и другое придет на них осуждение,
и за то, что нечестиво мыслили о Боге,
обращаясь к идолам,
и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.
31 Ибо не сила тех, которыми они клянутся,
но суд над согрешающими следует всегда
за преступлением неправедных.

6. Блаженство Израиля

15  Но Ты, Бог наш, благ и истинен,
долготерпив и управляешь всем милостиво.
Если мы и согрешаем, мы – Твои,
признающие власть Твою;
но мы не будем грешить,
зная, что мы признаны Твоими.
Знать Тебя есть полная праведность,
и признавать власть Твою – корень бессмертия.
Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение,
ни бесплодный труд художников –
изображения, испещренные различными красками,
взгляд на которые возбуждает в безумных похотение
и вожделение к бездушному виду мертвого образа.
И делающие, и похотствующие,
и чествующие суть любители зла,
достойные таких надежд.

7. Идолы горшечника

Горшечник мнет мягкую землю,
заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу;
из одной и той же глины выделывает сосуды,
потребные и для чистых дел и для нечистых – все одинаково;
но какое каждого из них употребление, судья – тот же горшечник.
И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога,
тогда как сам недавно родился из земли
и вскоре пойдет туда же, откуда он взят,
и взыщется с него долг души его.
Но у него забота не о том,
что он должен много трудиться,
и не о том, что жизнь его кратка;
но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий,
и подражает медникам,
и вменяет себе в славу, что делает мерзости.
10 Сердце его – пепел,
и надежда его ничтожнее земли,
и жизнь его презреннее грязи;
11 ибо он не познал Сотворившего его
и вдунувшего в него деятельную душу
и вдохнувшего в него дух жизни.
12 Они считают жизнь нашу забавою
и житие прибыльною торговлею,
ибо говорят, что должно же откуда-либо
извлекать прибыль, хотя бы и из зла.
13 Впрочем такой более всех знает, что он грешит,
делая из земляного вещества бренные сосуды и изваяния.

8. Безумие идолопоклонства

14 Самые же неразумные из всех
и беднее умом самых младенцев –
враги народа Твоего, угнетающие его,
15 потому что они почитают богами всех идолов языческих,
у которых нет употребления ни глаз для зрения,
ни ноздрей для привлечения воздуха,
ни ушей для слышания,
ни перстов рук для осязания
и которых ноги негодны для хождения.
16 Хотя человек сделал их,
и заимствовавший дух образовал их,
но никакой человек не может образовать бога, как он сам.
17 Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое,
поэтому он превосходнее божеств своих,
ибо он жил, а те – никогда.
18 Притом они почитают животных самых отвратительных,
которые по бессмыслию сравнительно хуже всех.
19 Они даже некрасивы по виду, как другие животные,
чтобы могли привлекать к себе,
но лишены и одобрения Божия и благословения Его.

Прем 10-19

Автор описывает действие Премудрости в истории и дает событиям, излагаемым в кн Исх и Числ, назидательное толкование.

 

Прем 13-15

От порицания культа животных автор переходит к общей критике идолопоклонства, различая в нём: 1. обожествление сил природы и светил небесных (13 1-9); 2. культ идолов, сотворенных руками человеческими (13 10-15 17); 3. культ животных (15 18-19). Подобная классификация встречается и в других писаниях эллинизированных иудеев, в частности у Филона, но автор Прем не просто повторяет ее, он приводит и свои собственные аргументы против идолопоклонства и включает в свое изложение размышления о мореплавании (14 1-7), о происхождении культа идолов (14 12-21), о его пагубном влиянии на людей (14 22-31), о превосходстве служения Богу истинному (15 1-5).

 

Прем 14

22 "Живя в великой борьбе невежества" – имеется в виду борьба в душе человека – следствие разгула страстей, а также беспорядки, которые эти страсти вызывают в жизни общества.

23 "От чужих обычаев неистовые пиршества", т. е. дионисийские вакханалии или безнравственные фригийские мистерии.

26 Отсутствие уважения к жизни и правам ближнего, осквернение брака и лжесвидетельство расшатали основы общества (29-31); автор видит причину этого упадка нравов (ср Рим 1 26-31) в поклонении идолам.

Прем 15

Здесь идет речь не об абстрактном, а о жизненном познании Бога (ср Иер 9 23-24); оно является началом подлинной справедливости и корнем бессмертия (ср 1 1, 15 – "праведность бессмертна"; 3 1-9, 15; Ин 17 3).

14-19 Египетское идолопоклонство есть низшая форма синкретизма, при которой поклоняются как богам всех народов, так и самым отвратительным животным. Египтяне "беднее умом самых младенцев", легко поддающихся обману, и они продолжают угнетать народ Божий (ст 14) в эпоху Птоломеев, как угнетали его до Исхода.

19 "Лишены одобрения Божия и благословения Его" – сотворив мир, Бог благословил Свое творение на жизнь и размножение (Быт 1 22-28; 2 3). После грехопадения Он проклял змея (Быт 3 14, 15). Боги-животные египтян достойны того же осуждения.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Псалмы 145–147.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное