Пресс-релизы. Семинары, конференции, выставки Учителям за внеурочную работу надо платить, а не доплачивать - председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ Александр Адамский
Заголовок: Учителям за внеурочную работу надо платить, а не доплачивать - председатель совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ Александр Адамский
Компания: Пресс центр ФЦПРО
Новая система оплаты труда /НСОТ/, на которую с 1 сентября этого года начали переходить школы в 21 регионе РФ в рамках реализации комплексных проектов модернизации системы образования включает оплату учителям не только уроков, и это, по мнению председателя совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ, ректора автономной некоммерческой образовательной организации Институт образовательной политики "Эврика", члена комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Александра
Адамского, "самый важный момент в обеспечении качества образования".
На это он обратил особое внимание на форуме "Инновационное образование", который проходит в Москве со 2 по 4 ноября в рамках Дней регионального образования.
Адамский отметил, что "если результатом образования является наличие современных компетенций, то надо отдавать отчет, что они лишь частично формируются на уроках". "Понятно, что урок и освоение учебной программы остается основным форматом образования, - сказал он. - Но способность ориентироваться в новой ситуации, способность самореализоваться так, чтобы быть успешным, информационная компетентность, экономическая, правовая, социальная, коммуникативная и так далее - лишь частично формируются на уроках. Для урока
подобная компетентность является факультативным результатом, а основным является тот объем материала, который вы запомнили".
"Если мы серьезно хотим формировать ключевые компетенции или универсальные умения в детях, то мы должны сосредоточиться и на внеурочных видах деятельности, - подчеркнул Адамский. - На тех образовательных программах, которые развивают творческие, информационные, коммуникативные и другие компетенции. А это означает, что учитель должен заниматься этим штатно, а не факультативно, и это в свою очередь означает, что ему надо за это платить, а не доплачивать". При это условии, уточнил он, внеурочные программы могут
быть включены в обязательный учебный план.
"Учет всех видов деятельности в системе оплаты труда - это центральный механизм достижения новых результативных преобразований, - добавил Адамский, обратив внимание на то, что "это не возврат долга учителям, не социальная обеспеченность - это институт формирования нового качества образования". По его словам, экспертные семинары в регионах показали, что есть, по крайней мере, три способа оплачивать учителю все виды деятельности - в структуре базового учебного плана, при аттестации учителя и при оплате через
стимулирующую часть. Некоторые регионы идут через реструктуризацию базовой части оплаты труда, включая и нормируя в ней разные виды деятельности. Также в ряде регионов механизм аттестации педагогов меняется таким образом, что если учитель не занимается внеурочной работой, то высшей категории у него автоматически быть не может. "Как бы то ни было, но без оплаты учителю тех видов деятельности, которые дают тот современный результат образования, на который мы рассчитываем, !
- мы его просто не получим", - заключил Адамский.
Он также обратил внимание на механизм оценки достижений учеников, как ключевой способ результативности учителя. "Сейчас мы имеем отметки по контрольной и за экзамен ЕГЭ - это важно, социально закреплено и имеет статус, а достижения ребенка в конкурсе, на олимпиаде, в трудовой бригаде, на селе фактически не имеют такой важности, - пояснил Адамский. - Самое важное - участие ребенка в социальной практике, волонтерской - это тоже не идет в зачет". По его мнению, "все достижения ребенка должны быть уравнены в правах
- учебные и внеучебные, включая участие в социальной практике, и это очень важно".