Продвигатель ноахианства
Продвигатель ноахианства
mp3 ” Не смешиваем одно веселье с другим”Вайеце 5770 р.Н. Аристер
Шабес впечатлений «Однажды в Америке»
Разогреем «чолнт» нашей жизни! Канун Шабос главы «Вайейцей» Один раввин, обучавший группу учеников, однажды начал свой урок такими словами: «Дорогие мои! Сегодня у нас последний в учебном году урок. Я хочу, чтобы он был особенным и запомнился вам надолго. Поэтому мы с вами попытаемся постигнуть тайну приготовления хорошего чолнта». Ученики застыли от изумления. Чолнт? Они знали, что это традиционная субботняя еда, классическое блюдо еврейской кухни, однако совсем не ожидали, что именно на последнем уроке их учитель будет изучать с ними рецепт приготовления чолнта! А раввин тем временем взял большую кастрюлю и наполнил ее до краев картошкой. Затем он обратился к ученикам и спросил: «Скажите мне, сейчас, когда я положил картошку в кастрюлю, она кажется вам полной?» — «Да», — ответили они, поскольку и в самом деле было очевидно, что ни одного кусочка картошки в кастрюлю уже не поместится. С улыбкой на лице, раввин достал пакет с фасолью и высыпал его содержимое в кастрюлю. Все фасолины проскользнули вовнутрь через промежутки между кусками картошки. «Ну, а сейчас?» — спросил он. Ученики посмотрели в кастрюлю и в один голос заявили, что кастрюля полна, а раввин… вытащил пакет с крупой и высыпал ее в кастрюлю. Маленькие зернышки крупы проскочили в оставшееся между картошкой и фасолью пространство. «Теперь она совершенно полна!» — воскликнули ученики. «Правда?» — спросил раввин, вытаскивая набор специй. Он начал щедро сыпать в кастрюлю соль, перец, паприку и чесночный порошок. Ученики с большим удивлением следили за ним и за тем, как кастрюля, казалось, полная до краев, поглощает специи. Было заметно, что раввин доволен своей работой. Он снова спросил: «А сейчас кастрюля полная?» И, не дожидаясь ответа, взял кувшин с водой и вылил его содержимое в кастрюлю. Ему удалось проделать это таким образом, что ни одна капля воды не вытекла. «Отлично, — сказал он с выражением глубокой удовлетворенности на лице, — теперь она действительно полная, не так ли?» Все ученики кивнули в знак согласия. «Вы уверены? — продолжал с напором раввин. — Вы абсолютно уверены, что в эту кастрюлю уже ничего больше нельзя добавить?!» Ученики были совершенно сбиты с толку и, нервно переглядываясь, робко ответили: «Ведь невозможно что-то еще положить в эту кастрюлю!» И тогда раввин торжественно поднял вверх палец, потом медленно опустил его и нажал на кнопку, которая включала спираль нагревания, находящуюся под кастрюлей. «Вы видите, — победоносно произнес он, — теперь я наполняю кастрюлю самой важной составляющей — теплом, без него она все равно что пустая». Раввин остановился и взглянул на совершенно пораженных всем происходящим учеников. «Дорогие мои! — обратился он к ним. — В эти дни вы завершаете учебу и становитесь самостоятельными людьми. В большом мире за стенами нашего класса вы не сможете изучать Тору все дни напролет. У вас будет семья, дети, вам надо будет заботиться о их содержании. В своей жизни вы столкнетесь с различного рода испытаниями, и, возможно, не дай Б-г, конечно, что среди них попадутся и очень непростые. Но всегда помните: ваши будничные занятия — это «картошка и фасоль» жизни, а ваша духовность — это тепло. До того, как кастрюля нагреется, она полна разрозненными составляющими частями, и только тепло объединяет их и превращает в готовое блюдо. Вы сможете преуспеть, только если наполните духовным теплом ваше пребывание в этом мире. Только если при ваших занятиях материальными делами вы, несмотря ни на что, будете идти дорогами, которым научились на моих уроках, то станет ясно, что путь нашего праотца Яакова, путь Торы, глубоко укоренился в ваших сердцах, и вы будете всегда придерживаться его. В любом другом случае вы, не дай Б-г, можете превратиться в кастрюлю с холодным, недоваренным чолнтом — очень занятые, очень полные, но по сути пустые и ни на что не годные. Если вы потеряете связь со своими душами, то пострадает и ваша семейная жизнь, и ваша успешная карьера не доставит вам полного удовлетворения…» В нашей сегодняшней недельной главе «Вайейцей» рассказывается о том, что, когда Лея родила своего первенца, она назвала его Реувен, и так объяснила причину выбора этого имени: «Так как увидел Г-сподь горе мое, то теперь полюбит меня муж мой» (Брейшис, 29: 32). Вообще, вполне логичный вывод: обычно, когда в семье рождается сын, это естественным образом приводит к возникновению чувства еще большей близости между мужем и женой, и их любовь усиливается. Однако в случае Леи все совсем не так очевидно. По сути, слова Леи «теперь будет любить меня муж мой» указывают на то, что до сих пор муж ее не любил. И об этом вполне ясно говорится ранее в нашей недельной главе: «Но видел Г-сподь, что Лея нелюбима…» (Брейшис, 29: 31). В таком положении вряд ли можно надеяться, что рождение сына кардинально изменит отношения между супругами — разве что, может быть, теперь Яаков будет меньше «не любить» жену. Откуда же у Леи эта уверенность, что в сердце мужа вдруг появится любовь к ней?! Кроме того, откуда Лея знала, что ее только что родившийся первенец, получивший имя Реувен, пойдет в жизни прямой и правильной дорогой? Вполне могло быть так, что он не будет вести себя соответственно желаниям своего отца Яакова и пойдет, не дай Б-г, неправедными путями! Ведь его положение первенца могло вызвать подозрения, что именно так оно и случится. Семейная статистика уже показала, что с первенцами возникают большие проблемы. Эйсав, первенец Ицхока, стал злодеем, а до него по этому пути пошел первенец Авраѓама Ишмоэль. А если, не дай Б-г, их примеру последует только что родившийся Реувен, то это причинит душевную боль его отцу Яакову, и совершенно естественно, что в этом случае вряд ли у Яакова возникнут чувства близости и любви к матери, родившей такого сына — скорее, наоборот. Так почему же Лея решила, что муж ее «теперь будет любить»?! Раши объясняет это в комментарии на стих «и нарекла ему имя Реувен»: «Наши мудрецы разъясняли: «Она сказала: «Видите (реу) разницу между (бейн) моим сыном и сыном моего свекра! Тот продал первородство Яакову, а потом хотел убить его. Этот же, мой сын, первородства Йосефу не продаст!» То есть имя Реувен указывает на разницу между первенцем Леи и старшим сыном Ицхока — Эйсавом. Лея, опираясь на дар предвидения, намекала, что ее сын Реувен, не будет вести себя, как Эйсав, который продал свое первородство, а наоборот — поймет все величие и значимость своего положения первенца. И поэтому Лея верила, что подобное поведение ее сына будет оценено Яаковом, для которого первородство имело большое значение, тогда он ее и полюбит. Еврейские мудрецы добавляют и отмечают высокое благородство, которое предполагала в Реувене его мать Лея: «Реувен не оспаривал права Йосефа получить двойную долю из отцовского наследства, как положено первенцу. И мало того, что не оспаривал это, он хотел вытащить Йосефа из ямы, куда его бросили братья». Реувен умел ценить важность первородства, но когда Яаков забрал у него это право и отдал Йосефу, он беспрекословно принял решение отца, не возненавидел брата и даже пытался спасти его. На все это намекала Лея, давая своему первенцу имя Реувен. На этом была основана и ее уверенность, что муж «теперь полюбит» ее. Особая духовная высота сына, должна была пробудить у его отца Яакова чувство любви и благодарности к той, которая его родила. В нашей главе мы сталкиваемся с еще одним, на первый взгляд, странным и непонятным именем, которое дала Лея другому своему сыну — Звулун. Когда родился у нее шестой сын, назвала она его Звулун, что по значению подобно понятию бейс звуль — «дом для обитания» (Млохим I, 8: 13). Так сказала Лея: «Отныне он главным образом пребывать будет со мной, ведь у меня столько сынов, сколько у всех его жен вместе взятых (Раши на Брейшис, 30: 20). Мы уже говорили об этом, и в Кабале неоднократно подчеркивается, что имя не является чем-то внешним для человека, а выражает его внутреннюю сущность и характер. Поэтому если Звулун был назван по имени «дом для обитания», то мы можем сказать, что в будущем он будет «главным образом пребывать» с нашим праотцем Яаковом. Известно, что народ Израиля делится на два типа евреев: «Иссахар» и «Звулун». Иссахар — «сидящие в шатрах», полностью отдающиеся изучению Торы. Звулун — люди, посвящающие себя бизнесу и повседневным делам и уделяющие только некоторую часть своего времени изучению Торы. Главная заслуга Звулуна в Торе состоит в сотрудничестве с Иссахаром, в материальной поддержке изучающих Тору. На это указывает и Ѓалоха («Законы изучения Торы» Алтер Ребе, 3: 4). А если так, то дорога Звулуна не похожа на дорогу Яакова, она существенно отличается от нее. Яаков был человеком Торы, «сидящим в шатрах», как сказано: «Яаков — человек бесхитростный, пребывающий в шатрах» (Брейшис, 25: 27). Звулун же занимался торговлей, как сказано: «Звулун на побережье морском обитать будет» (Брейшис, 49: 13). Раши поясняет: «Звулун занимался торговлей». То же самое подтверждает благословение Моше: «Радуйся, Звулун, при выходе твоем, и ты, Иссахар, в шатрах твоих» (Дворим, 33: 18). Нельзя сказать, что работа по материальной поддержке Иссахара так много значила, что из-за нее Звулун мог считаться главным продолжателем дела Яакова. Не может быть, чтобы поддержка тех, кто изучает Тору, была более важна, чем само изучение Торы! Следовательно, нам стоит подумать и понять, почему Лея назвала своего сына именем, которое утверждает, что в будущем «дом обитания» Яакова будет связан именно со Звулуном. Ведь внешне они совершенно противоположны: один «сидящий в шатрах» человек Торы, а другой — «деловой человек», который «на побережье морском обитает». На самом деле, если вспомнить жизнь нашего праотца Яакова, то мы увидим, что наибольшего успеха он добился во время своего пребывания в доме Лавана. Там, как рассказывается в нашей сегодняшней недельной главе, Яаков не был «сидящим в шатрах», а полностью отдавался своей повседневной работе пастуха, о чем он и говорит своим женам: «И вы знаете, что всею силой моей служил я отцу вашему» (Брейшис, 31: 6). И к тому же периоду относится утверждение Торы, что Яаков «разбогател весьма» (Брейшис, 30: 43). Кабала и учение хасидизма утверждают, что успех нашего праотца в те годы, когда он жил в доме Лавана, — это, прежде всего, материальный успех, большое богатство. Однако этот успех включает и духовные достижения Яакова тех лет. А в дополнение к материальным и духовным успехам именно у Лавана Яаков основал еврейский дом, и там родились одиннадцать из двенадцати его сыновей — основателей колен Израиля. Во многих мидрашах подчеркивается, что «праведники похожи на Создателя». Всевышний хочет, чтобы Его главным домом обитания был этот нижний материальный мир, а не верхние духовные миры. Как сказано в «Мидраше Танхума»: «Возжелал Всевышний сделать Себе жилище в нижних мирах». Потому что именно благодаря жизненному опыту, полученному в противостоянии с этим миром, человек поднимается на самые высокие ступени духовного совершенства. Человек, который пребывает только в шатре Торы и не учится преодолевать и побеждать трудности этого мира, не способен подняться на те же высокие ступени духовности, как тот, кто борется и побеждает жизненные невзгоды. Яаков добивается всех самых главных своих успехов и самых больших достижений в доме Лавана, именно там, где противостояние с реальным миром наиболее сильно, а не тогда, когда он сидит в шатрах Шема и Эвера. Кстати, это является причиной того, что до прихода Мошиаха большинство евреев «деловые люди», относящиеся к стану Звулуна, а не «сидящие в шатрах» из стана Иссахара. Потому что занятия материальными делами реального мира и внесение в него света святости превращает этот мир в «дом для обитания» Всевышнего. Поэтому Яакова можно считать пребывающим именно в «доме» Звулуна. Пока еврей является «сидящим в шатре» у нас нет уверенности, что он всем сердцем желает идти по пути Торы и заповедей. Если случатся на его пути трудности, неизвестно, сможет ли он им противостоять. Когда еврей занят делами материального мира, и несмотря на это идет по пути Яакова, то тогда это свидетельствует о том, что этот путь укоренился в его сердце и стал для него главным. Именно это увидела и поняла Лея, когда родила Звулуна, и поэтому она дала ему такое имя. Она хорошо знала рецепт приготовления настоящего чолнта и понимала, что картошка и фасоль, крупа и соль, и даже специи и вода ничего не стоят без нагревания теплом — теплом Торы! …И еще одно важное замечание в заключение. То, что в именах Реувена и Звулуна содержатся намеки на некоторые черты их характеров, свойственно представителям всех колен. Их имена выражают основное направление их жизни. И имена эти дали им наши праматери. Мать, которая на протяжении девяти месяцев вынашивает свое дитя, внутри которой формируется каждая клеточка его организма, с помощью Б-жественной силы определяет его предназначение и суть его деятельности на всю последующую жизнь. Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Недельная глава «Ва-йеце»
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-26 07:53:53
Генетическая предрасположенность к Израилю. "Яаков вышел из Беер Шевы в сторону Харана..." (Берешит 27:39). Видимая причина для перемещения Яакова кажется достаточно прозаичной. Изгнание которое продлится 36 лет должно помешать планам Эйсава убить Яакова после смерти Ицхака. Одной из других, возможно более важных причин изгнания, была необходимость смены имени от Яакова к Израилю.
Эволюция от Яакова к Израилю происходит относительно быстро - трансформация занимает всего две недельные главы. Но если для Яакова этот процесс имел определённое начало и завершение, то для детей Израиля, как в буквальном смысле 12 колен - 12 шватим, так и для всех ныне живущих потомков Израиля, процесс ещё не законен. Рав Пинхас Винстон напоминает о том, что к сожалению Яаков становится Израилем уже после того, как у него рождается 11 сыновей; и только последний, Бенямин, появляется на свет уже после перехода Яакова в другое состояние. Казалось бы в чем проблема? Такой отец сможет рассказать остальным 11 детям о том, что от них требуется. Но как все прекрасно понимают, сухая информация значительно отличается от личного опыта. Например, если вы кому-то расскажете о том, что если по конструкции из деревянных досок, обмотанных нитками из высушенных и скрученных кишок мелкого рогатого скота, водить конским волосом, то эта конструкция будет издавать восхитительные звуки - то скорее всего вам не поверят. Но если тот же самый человек послушает как скрипач играет на этой самой конструкции, это утверждение станет гораздо более убедительным. Но это все довольно абстрактно, хорошо было бы чего-то более конкретного, для того чтобы на собственной шкуре понять в чем же заключается разница между Яаковом и Израилем. Мальбим, живший в 19-ном веке говорит о разнице между Яаковом и Израилем вещи, за которыми особенно интересно наблюдать в наше время: "...В конце изгнания, угнетение народами мира закончится и будут рады тому что они на пике наций. Народы мира будут почитать и уважать их, и они будут среди глав народов. Большинство будет из Яакова, но великие будут из Израиля. Радость от того, что они почитаемыми и уважаемы народами, будет у тех кто из Яакова, но не у тех кто из Израиля, так как они будут ждать возвращения в землю Израиля... "(Мальбим, ВеЦахалу БеРош аГоим, Даниэль 12:11) Мальбим вводит новое определение Яакова и Израиля: В конце изгнания еврейский народ будет разделен на две неравные части по определённому признаку. Большая часть, которую Мальбим называет Яаковом, будет удовлетворена тем, что угнетение закончилось; равноправие и успех среди народов мира делает их счастливыми. Меньшая часть, которая называется Израилем, будет видеть эту свободу лишь как предпосылку для начала возвращения присутствия Всевышнего в землю Израиля. Это определение Мальбима является новым ещё и потому, что эти две части одного народа были вместе и шли в одну сторону тысячи лет, и только в конце изгнания у них появляется такой выбор. Две части народа выходят к развилке на дороге: одна дорога (которая называется Израиль) ведёт в сторону жизни в земле Израиля, а другая дорога замыкается на жизни в диаспоре. Это тот выбор который стоит перед каждым. Какой выбор сделал Яаков нам известно. Вопрос заключается в том какой выбор сделаем мы.
Ностальгия замучила (Read more ...)
Р. Кардозо- «Я снимаю кипу!»
Ваеце |
Продвигатель ноахианства
mp3 ” Не смешиваем одно веселье с другим”Вайеце 5770 р.Н. Аристер
Шабес впечатлений «Однажды в Америке»
Разогреем «чолнт» нашей жизни! Канун Шабос главы «Вайейцей» Один раввин, обучавший группу учеников, однажды начал свой урок такими словами: «Дорогие мои! Сегодня у нас последний в учебном году урок. Я хочу, чтобы он был особенным и запомнился вам надолго. Поэтому мы с вами попытаемся постигнуть тайну приготовления хорошего чолнта». Ученики застыли от изумления. Чолнт? Они знали, что это традиционная субботняя еда, классическое блюдо еврейской кухни, однако совсем не ожидали, что именно на последнем уроке их учитель будет изучать с ними рецепт приготовления чолнта! А раввин тем временем взял большую кастрюлю и наполнил ее до краев картошкой. Затем он обратился к ученикам и спросил: «Скажите мне, сейчас, когда я положил картошку в кастрюлю, она кажется вам полной?» — «Да», — ответили они, поскольку и в самом деле было очевидно, что ни одного кусочка картошки в кастрюлю уже не поместится. С улыбкой на лице, раввин достал пакет с фасолью и высыпал его содержимое в кастрюлю. Все фасолины проскользнули вовнутрь через промежутки между кусками картошки. «Ну, а сейчас?» — спросил он. Ученики посмотрели в кастрюлю и в один голос заявили, что кастрюля полна, а раввин… вытащил пакет с крупой и высыпал ее в кастрюлю. Маленькие зернышки крупы проскочили в оставшееся между картошкой и фасолью пространство. «Теперь она совершенно полна!» — воскликнули ученики. «Правда?» — спросил раввин, вытаскивая набор специй. Он начал щедро сыпать в кастрюлю соль, перец, паприку и чесночный порошок. Ученики с большим удивлением следили за ним и за тем, как кастрюля, казалось, полная до краев, поглощает специи. Было заметно, что раввин доволен своей работой. Он снова спросил: «А сейчас кастрюля полная?» И, не дожидаясь ответа, взял кувшин с водой и вылил его содержимое в кастрюлю. Ему удалось проделать это таким образом, что ни одна капля воды не вытекла. «Отлично, — сказал он с выражением глубокой удовлетворенности на лице, — теперь она действительно полная, не так ли?» Все ученики кивнули в знак согласия. «Вы уверены? — продолжал с напором раввин. — Вы абсолютно уверены, что в эту кастрюлю уже ничего больше нельзя добавить?!» Ученики были совершенно сбиты с толку и, нервно переглядываясь, робко ответили: «Ведь невозможно что-то еще положить в эту кастрюлю!» И тогда раввин торжественно поднял вверх палец, потом медленно опустил его и нажал на кнопку, которая включала спираль нагревания, находящуюся под кастрюлей. «Вы видите, — победоносно произнес он, — теперь я наполняю кастрюлю самой важной составляющей — теплом, без него она все равно что пустая». Раввин остановился и взглянул на совершенно пораженных всем происходящим учеников. «Дорогие мои! — обратился он к ним. — В эти дни вы завершаете учебу и становитесь самостоятельными людьми. В большом мире за стенами нашего класса вы не сможете изучать Тору все дни напролет. У вас будет семья, дети, вам надо будет заботиться о их содержании. В своей жизни вы столкнетесь с различного рода испытаниями, и, возможно, не дай Б-г, конечно, что среди них попадутся и очень непростые. Но всегда помните: ваши будничные занятия — это «картошка и фасоль» жизни, а ваша духовность — это тепло. До того, как кастрюля нагреется, она полна разрозненными составляющими частями, и только тепло объединяет их и превращает в готовое блюдо. Вы сможете преуспеть, только если наполните духовным теплом ваше пребывание в этом мире. Только если при ваших занятиях материальными делами вы, несмотря ни на что, будете идти дорогами, которым научились на моих уроках, то станет ясно, что путь нашего праотца Яакова, путь Торы, глубоко укоренился в ваших сердцах, и вы будете всегда придерживаться его. В любом другом случае вы, не дай Б-г, можете превратиться в кастрюлю с холодным, недоваренным чолнтом — очень занятые, очень полные, но по сути пустые и ни на что не годные. Если вы потеряете связь со своими душами, то пострадает и ваша семейная жизнь, и ваша успешная карьера не доставит вам полного удовлетворения…» В нашей сегодняшней недельной главе «Вайейцей» рассказывается о том, что, когда Лея родила своего первенца, она назвала его Реувен, и так объяснила причину выбора этого имени: «Так как увидел Г-сподь горе мое, то теперь полюбит меня муж мой» (Брейшис, 29: 32). Вообще, вполне логичный вывод: обычно, когда в семье рождается сын, это естественным образом приводит к возникновению чувства еще большей близости между мужем и женой, и их любовь усиливается. Однако в случае Леи все совсем не так очевидно. По сути, слова Леи «теперь будет любить меня муж мой» указывают на то, что до сих пор муж ее не любил. И об этом вполне ясно говорится ранее в нашей недельной главе: «Но видел Г-сподь, что Лея нелюбима…» (Брейшис, 29: 31). В таком положении вряд ли можно надеяться, что рождение сына кардинально изменит отношения между супругами — разве что, может быть, теперь Яаков будет меньше «не любить» жену. Откуда же у Леи эта уверенность, что в сердце мужа вдруг появится любовь к ней?! Кроме того, откуда Лея знала, что ее только что родившийся первенец, получивший имя Реувен, пойдет в жизни прямой и правильной дорогой? Вполне могло быть так, что он не будет вести себя соответственно желаниям своего отца Яакова и пойдет, не дай Б-г, неправедными путями! Ведь его положение первенца могло вызвать подозрения, что именно так оно и случится. Семейная статистика уже показала, что с первенцами возникают большие проблемы. Эйсав, первенец Ицхока, стал злодеем, а до него по этому пути пошел первенец Авраѓама Ишмоэль. А если, не дай Б-г, их примеру последует только что родившийся Реувен, то это причинит душевную боль его отцу Яакову, и совершенно естественно, что в этом случае вряд ли у Яакова возникнут чувства близости и любви к матери, родившей такого сына — скорее, наоборот. Так почему же Лея решила, что муж ее «теперь будет любить»?! Раши объясняет это в комментарии на стих «и нарекла ему имя Реувен»: «Наши мудрецы разъясняли: «Она сказала: «Видите (реу) разницу между (бейн) моим сыном и сыном моего свекра! Тот продал первородство Яакову, а потом хотел убить его. Этот же, мой сын, первородства Йосефу не продаст!» То есть имя Реувен указывает на разницу между первенцем Леи и старшим сыном Ицхока — Эйсавом. Лея, опираясь на дар предвидения, намекала, что ее сын Реувен, не будет вести себя, как Эйсав, который продал свое первородство, а наоборот — поймет все величие и значимость своего положения первенца. И поэтому Лея верила, что подобное поведение ее сына будет оценено Яаковом, для которого первородство имело большое значение, тогда он ее и полюбит. Еврейские мудрецы добавляют и отмечают высокое благородство, которое предполагала в Реувене его мать Лея: «Реувен не оспаривал права Йосефа получить двойную долю из отцовского наследства, как положено первенцу. И мало того, что не оспаривал это, он хотел вытащить Йосефа из ямы, куда его бросили братья». Реувен умел ценить важность первородства, но когда Яаков забрал у него это право и отдал Йосефу, он беспрекословно принял решение отца, не возненавидел брата и даже пытался спасти его. На все это намекала Лея, давая своему первенцу имя Реувен. На этом была основана и ее уверенность, что муж «теперь полюбит» ее. Особая духовная высота сына, должна была пробудить у его отца Яакова чувство любви и благодарности к той, которая его родила. В нашей главе мы сталкиваемся с еще одним, на первый взгляд, странным и непонятным именем, которое дала Лея другому своему сыну — Звулун. Когда родился у нее шестой сын, назвала она его Звулун, что по значению подобно понятию бейс звуль — «дом для обитания» (Млохим I, 8: 13). Так сказала Лея: «Отныне он главным образом пребывать будет со мной, ведь у меня столько сынов, сколько у всех его жен вместе взятых (Раши на Брейшис, 30: 20). Мы уже говорили об этом, и в Кабале неоднократно подчеркивается, что имя не является чем-то внешним для человека, а выражает его внутреннюю сущность и характер. Поэтому если Звулун был назван по имени «дом для обитания», то мы можем сказать, что в будущем он будет «главным образом пребывать» с нашим праотцем Яаковом. Известно, что народ Израиля делится на два типа евреев: «Иссахар» и «Звулун». Иссахар — «сидящие в шатрах», полностью отдающиеся изучению Торы. Звулун — люди, посвящающие себя бизнесу и повседневным делам и уделяющие только некоторую часть своего времени изучению Торы. Главная заслуга Звулуна в Торе состоит в сотрудничестве с Иссахаром, в материальной поддержке изучающих Тору. На это указывает и Ѓалоха («Законы изучения Торы» Алтер Ребе, 3: 4). А если так, то дорога Звулуна не похожа на дорогу Яакова, она существенно отличается от нее. Яаков был человеком Торы, «сидящим в шатрах», как сказано: «Яаков — человек бесхитростный, пребывающий в шатрах» (Брейшис, 25: 27). Звулун же занимался торговлей, как сказано: «Звулун на побережье морском обитать будет» (Брейшис, 49: 13). Раши поясняет: «Звулун занимался торговлей». То же самое подтверждает благословение Моше: «Радуйся, Звулун, при выходе твоем, и ты, Иссахар, в шатрах твоих» (Дворим, 33: 18). Нельзя сказать, что работа по материальной поддержке Иссахара так много значила, что из-за нее Звулун мог считаться главным продолжателем дела Яакова. Не может быть, чтобы поддержка тех, кто изучает Тору, была более важна, чем само изучение Торы! Следовательно, нам стоит подумать и понять, почему Лея назвала своего сына именем, которое утверждает, что в будущем «дом обитания» Яакова будет связан именно со Звулуном. Ведь внешне они совершенно противоположны: один «сидящий в шатрах» человек Торы, а другой — «деловой человек», который «на побережье морском обитает». На самом деле, если вспомнить жизнь нашего праотца Яакова, то мы увидим, что наибольшего успеха он добился во время своего пребывания в доме Лавана. Там, как рассказывается в нашей сегодняшней недельной главе, Яаков не был «сидящим в шатрах», а полностью отдавался своей повседневной работе пастуха, о чем он и говорит своим женам: «И вы знаете, что всею силой моей служил я отцу вашему» (Брейшис, 31: 6). И к тому же периоду относится утверждение Торы, что Яаков «разбогател весьма» (Брейшис, 30: 43). Кабала и учение хасидизма утверждают, что успех нашего праотца в те годы, когда он жил в доме Лавана, — это, прежде всего, материальный успех, большое богатство. Однако этот успех включает и духовные достижения Яакова тех лет. А в дополнение к материальным и духовным успехам именно у Лавана Яаков основал еврейский дом, и там родились одиннадцать из двенадцати его сыновей — основателей колен Израиля. Во многих мидрашах подчеркивается, что «праведники похожи на Создателя». Всевышний хочет, чтобы Его главным домом обитания был этот нижний материальный мир, а не верхние духовные миры. Как сказано в «Мидраше Танхума»: «Возжелал Всевышний сделать Себе жилище в нижних мирах». Потому что именно благодаря жизненному опыту, полученному в противостоянии с этим миром, человек поднимается на самые высокие ступени духовного совершенства. Человек, который пребывает только в шатре Торы и не учится преодолевать и побеждать трудности этого мира, не способен подняться на те же высокие ступени духовности, как тот, кто борется и побеждает жизненные невзгоды. Яаков добивается всех самых главных своих успехов и самых больших достижений в доме Лавана, именно там, где противостояние с реальным миром наиболее сильно, а не тогда, когда он сидит в шатрах Шема и Эвера. Кстати, это является причиной того, что до прихода Мошиаха большинство евреев «деловые люди», относящиеся к стану Звулуна, а не «сидящие в шатрах» из стана Иссахара. Потому что занятия материальными делами реального мира и внесение в него света святости превращает этот мир в «дом для обитания» Всевышнего. Поэтому Яакова можно считать пребывающим именно в «доме» Звулуна. Пока еврей является «сидящим в шатре» у нас нет уверенности, что он всем сердцем желает идти по пути Торы и заповедей. Если случатся на его пути трудности, неизвестно, сможет ли он им противостоять. Когда еврей занят делами материального мира, и несмотря на это идет по пути Яакова, то тогда это свидетельствует о том, что этот путь укоренился в его сердце и стал для него главным. Именно это увидела и поняла Лея, когда родила Звулуна, и поэтому она дала ему такое имя. Она хорошо знала рецепт приготовления настоящего чолнта и понимала, что картошка и фасоль, крупа и соль, и даже специи и вода ничего не стоят без нагревания теплом — теплом Торы! …И еще одно важное замечание в заключение. То, что в именах Реувена и Звулуна содержатся намеки на некоторые черты их характеров, свойственно представителям всех колен. Их имена выражают основное направление их жизни. И имена эти дали им наши праматери. Мать, которая на протяжении девяти месяцев вынашивает свое дитя, внутри которой формируется каждая клеточка его организма, с помощью Б-жественной силы определяет его предназначение и суть его деятельности на всю последующую жизнь. Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Недельная глава «Ва-йеце»
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-26 07:53:53
Генетическая предрасположенность к Израилю. "Яаков вышел из Беер Шевы в сторону Харана..." (Берешит 27:39). Видимая причина для перемещения Яакова кажется достаточно прозаичной. Изгнание которое продлится 36 лет должно помешать планам Эйсава убить Яакова после смерти Ицхака. Одной из других, возможно более важных причин изгнания, была необходимость смены имени от Яакова к Израилю.
Эволюция от Яакова к Израилю происходит относительно быстро - трансформация занимает всего две недельные главы. Но если для Яакова этот процесс имел определённое начало и завершение, то для детей Израиля, как в буквальном смысле 12 колен - 12 шватим, так и для всех ныне живущих потомков Израиля, процесс ещё не законен. Рав Пинхас Винстон напоминает о том, что к сожалению Яаков становится Израилем уже после того, как у него рождается 11 сыновей; и только последний, Бенямин, появляется на свет уже после перехода Яакова в другое состояние. Казалось бы в чем проблема? Такой отец сможет рассказать остальным 11 детям о том, что от них требуется. Но как все прекрасно понимают, сухая информация значительно отличается от личного опыта. Например, если вы кому-то расскажете о том, что если по конструкции из деревянных досок, обмотанных нитками из высушенных и скрученных кишок мелкого рогатого скота, водить конским волосом, то эта конструкция будет издавать восхитительные звуки - то скорее всего вам не поверят. Но если тот же самый человек послушает как скрипач играет на этой самой конструкции, это утверждение станет гораздо более убедительным. Но это все довольно абстрактно, хорошо было бы чего-то более конкретного, для того чтобы на собственной шкуре понять в чем же заключается разница между Яаковом и Израилем. Мальбим, живший в 19-ном веке говорит о разнице между Яаковом и Израилем вещи, за которыми особенно интересно наблюдать в наше время: "...В конце изгнания, угнетение народами мира закончится и будут рады тому что они на пике наций. Народы мира будут почитать и уважать их, и они будут среди глав народов. Большинство будет из Яакова, но великие будут из Израиля. Радость от того, что они почитаемыми и уважаемы народами, будет у тех кто из Яакова, но не у тех кто из Израиля, так как они будут ждать возвращения в землю Израиля... "(Мальбим, ВеЦахалу БеРош аГоим, Даниэль 12:11) Мальбим вводит новое определение Яакова и Израиля: В конце изгнания еврейский народ будет разделен на две неравные части по определённому признаку. Большая часть, которую Мальбим называет Яаковом, будет удовлетворена тем, что угнетение закончилось; равноправие и успех среди народов мира делает их счастливыми. Меньшая часть, которая называется Израилем, будет видеть эту свободу лишь как предпосылку для начала возвращения присутствия Всевышнего в землю Израиля. Это определение Мальбима является новым ещё и потому, что эти две части одного народа были вместе и шли в одну сторону тысячи лет, и только в конце изгнания у них появляется такой выбор. Две части народа выходят к развилке на дороге: одна дорога (которая называется Израиль) ведёт в сторону жизни в земле Израиля, а другая дорога замыкается на жизни в диаспоре. Это тот выбор который стоит перед каждым. Какой выбор сделал Яаков нам известно. Вопрос заключается в том какой выбор сделаем мы.
Ностальгия замучила (Read more ...)
Р. Кардозо- «Я снимаю кипу!»
Ваеце |
В избранное | ||