Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Друзьям нужен адвокат


Друзьям нужен адвокат
2009-11-02 19:45
По бракоразводным процессам гр. РФ против иностранного гражданина. Есть рекомендации?

И о потопе
2009-11-02 19:45
И погодушка у нас (в Израиле) мархешванская - как на заказ :)


Booknik
Про потопы

Согласно еврейской традиции, именно в месяц мархешван, который в этом году наступил 18 октября, разверзлись хляби небесные и начался всемирный потоп. Поэтому неудивительно, что мы решили посвятить целую викторину потопам – как еврейским, так и нееврейским. Вооружитесь подручными плавсредствами — и вперед!

Марина Карпова, Евгений Левин




Как успехи?

Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер
2009-11-02 23:54


аудиоурок- Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер


«Коѓаним объясняют для себя»
2009-11-02 23:54
Мишна Шкалим 1:4 говорит (перевод мой, поправки приветствуются):
Сказал Р' Йеѓуда: Бен Кубри засвидетельствовал в Явне, что коѓен, заплативший полшекеля, не согрешил. Р' Йоханан бен Закай сказал ему: не так [а наоборот]: коѓен, который не заплатил пошекеля, согрешил. Просто коѓаним объясняют для себя эту фразу Писания - "Всякое же приношение коѓена должно быть сожжено, а не съедено" - [так]: раз омер, Два Хлеба [в Шавуот] и хлебы предложения - наши, то как же их едят?"

אמר רבי יהודה, העיד בן כוברי ביבנה, שכל כוהן שהוא שוקל, אינו חוטא. אמר לו רבן יוחנן בן זכאי, לא כי, אלא כל כוהן שאינו שוקל, חוטא; אלא שהכוהנים דורשים את המקרא הזה לעצמן, "וכל מנחת כוהן כליל תהיה, לא תיאכל" (ויקרא ו,טז)--הואיל והעומר ושתי הלחם ולחם הפנים שלנו, היאך הן נאכלין



Вопрос: что это за "коѓаним объясняют для себя"? Кто им разрешил? Если это просто кто-то из хахамим-коѓаним, то почему он/они не упоминаются по имени (в т.ч. в Гемаре)? Не отголоски ли это какого-то спора между цедуким и прушим?

Первая бар мицва
2009-11-02 23:54
Сегодня у нас была первая бар мицва. Первый раз произносилось в наших стенах "Благословен освободивший меня от наказания этого!" (благословение отца, которое тот произносит, когда сын достигает совершеннолетия; знак совершеннолетия и самостоятельности - самостоятельная ответственность за нанесенный ущерб). Это - пир духа! Очень приятно было принять всю семью двух мальчиков-близнецов, которые готовились у нас (готовил Шимон) и праздновали у нас. Ради этого дедушка приехал из другого конца страны. Мазл тов Аврааму и Шимону сыновьям Шимриэля!

Община собралась на утреннюю молитву и, скажу вам, ощущения сопоставимы только с тем ощущением подвига, который я испытал, когда община собралась впервые!

Вообще подготовка к бар мицвам стала в этом году для общины неожиданным новым драйвером, сейчас у нас проходят курс подготовки 6 мальчиков. Детская тема в этом году вообще в фаворе - отвечая запросам общины, у нас открылся мини детский садик, а воскресная школа расширилась вдвое.

Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер
2009-11-02 23:54
Download audio file (VaYeira_5769.mp3) Download (Russian) mp3 “VaYeira.mp3”

Ш. Маджески – «Хасидский путь к счастью». Гл. 5. Искать глубину
2009-11-03 04:04
Перевел 5 главу из книги Ш. Маджески "Искать глубину"

(Read more ...)

Видео-урок
2009-11-03 04:04
Сегодня в прямом эфире лекция на тему "Навестить больного"

Сегодня видео-урок
2009-11-03 04:04
Сегодня вечером, в 7.30 по-иерусалимски, у меня видео-урок на тему "Навестить больного".
Очень важная заповедь. Одна из самых.

(Read more ...)

Ваейра “Соль”5769 (mp3) р.Н.Аристер
2009-11-03 07:07
Download audio file (VaYeira_5769.mp3) Download (Russian) mp3 “VaYeira.mp3”

Сефер ѓа-агада
2009-11-03 12:11
Одна из глав пятой части "Сефер агада" Бялика-Равницкого - ביתו של אדם, נישואים. В электронном виде. Автор сайта с сожалением говорит, что полностью дигитализовать книгу можно будет только в 2014 году, через семьдесят лет после смерти Равницкого.
Внизу - ссылки на отсканированные части книги на hebrewbooks.

Наши в скайпе 6
2009-11-03 12:11



Сегодня продолжаем занятия, как всегда в 23:00, на прошлом уроке говорили о подготовке человека к молитве во всех отношениях, как чистота тела, так и чистота мыслей, достигается это с помощью размышления о величии Творца и никчёмности человека, сделать это можно изучая различные книги Хасидизма подробно описывающие величие Б-га. Если Вы хотите попробовать учение наших глав поколения на вкус, приходите к нам в общину, попробуем вместе!
iЖду всех вечером он-лайн, стучите в скайп-нейм Sredisvoih

איצטרובל
2009-11-03 12:11
Известный анекдот о тупости меламедов. Мальчик учит с меламедом гемару:
- Ребе, что такое ицтрубаль איצטרובל?
- Эээ, ну... это такой ицтрубаль такой.

Половина рассказывающих этот анекдот не понимают пуант. В современном иврите איצטרובל - это шишка, греческое strobilon, как в мишне Авода зара 1:5. Потому и смешно: меламед шишку не знает! Да пойди в лес, там тебе ицтрубаль на голову упадёт - сразу поумнеешь. Вся беда, мол, от кабинетности и удалённости от природы...
Но в Бава батра 55б и далее - это основа для ручных жерновов, как в комментарии гаонов на Тоѓорот, Завим 4 - "אמת הריחיים, место, куда падает мука". Рашбам объясняет через французское cerge - деревянная основа для жерновов. А ручных жерновов в домах ашкеназских меламедов не было, вот они и не понимали, о чём речь: что именно продаётся вместе с домом, в отличие от קלת?

:)
2009-11-03 13:12
Поскольку запад - это место, где солнце "западает", "западничество" и "упадничество" - синонимы. Восток же - место, откуда солнце "востекает", поэтому восток - это возвращение к истокам. Ex Oriente lux. На иврите - ещё более явно: מערב - место смешения и андраламусии, в отличие от сияющего מזרח-а.

:)
2009-11-03 13:12
Как сказано в Пиркей Авот:
"Молись за благополучие царства, ведь если бы не страх перед ним, человек боялся бы своего друга Хаима Блау".

Сообщество «Иудаика» 2009-11-03 05:02:47
2009-11-03 13:12
Цитаты из книги Бен-Сиры в литературе мудрецов

Цитаты из книги Бен-Сиры в литературе мудрецов
2009-11-03 13:12

"סלסליה ותרוממך ובין נגידים תושיבך" (בן-סירא יא,א) (ירושלמי ברכות ז:ב, ירושלמי נזיר ה:ד, בבלי ברכות מח ע"א, בראשית רבה צא:ג)
''במופלא ממך אל תדרוש ובמכוסה ממך אל תחקור במה שהורשיתה התבונן אין לך חקר בנסתרות'' (בן-סירא ג,כא-כב) (בבלי חגיגה יג ע"א, פסיקתא לעשרת הדברות 1)
''אשה טובה מתנה טובה בחיק ירא אלהים תינתן'' (בן-סירא כו,ג) ... ''אשה יפה אשרי בעלה מספר ימיו כפלים'' (בן-סירא כו,א) (בבלי יבמות סג ע"ב, סנהדרין ק ע"ב)
''באחד מבין תת[י]ישב עיר'' (בן-סירא טז,ד) (מעשה ר' יהושע בן לוי)
И наконец:
"מאוד מאוד הוי שפל רוח שתקות אנוש רמה" (בן-סירא י:יז – מאד מאד השפל גאוה כי תקות אנוש לרמה) (אבות ד:ד)

Насколько я понимаю, другие цитаты - не из Мишлей бен-Сира, а из Альфа-бета де-бен-Сира, более поздней книги, к тому же прозаической.

Сефер ѓа-агада
2009-11-03 13:12
Одна из глав пятой части "Сефер агада" Бялика-Равницкого - ביתו של אדם, נישואים. В электронном виде. Автор сайта с сожалением говорит, что полностью дигитализовать книгу можно будет только в 2014 году, через семьдесят лет после смерти Равницкого.
Внизу - ссылки на отсканированные части книги на hebrewbooks.

Два свидетеля
2009-11-03 14:17
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to commentСилу Всевышнего, оживляющую наш мир, можно почувствовать самым явным образом. Достаточно лишь легкого размышления, чтоб увидеть, как весь мир управляется рукой Творца.
Но есть ступень Б-жественности, которая выше мироздания. Чтобы убедиться в его существовании, нужно погрузиться в серьезное размышление. И тогда приходишь к мысли, что Всевышний, который всемогущ и бесконечен, не может быть ограничен рамками мира, который Он создал, и не «обязан» укладываться в рамки нашего понимания. Мы можем сделать вывод: есть свет, который выше мироздания, и сосуды нашей души не способны воспринять его. Однако этот свет существует.

Еще одна ступень, о которой ничего не скажешь, потому что она сокрыта целиком, это «Ацмут» - сущность Всевышнего. Нет никакой возможности, даже с помощью напряженного и длительного размышления, приблизиться к этому уровню.

Но в практике Бейт-дин, еврейского суда, есть правило: когда какое-то событие скрыто от наших глаз, мы пытаемся найти свидетелей, которые могли бы рассказать о нем. В нашем случае такими свидетелями являются «небеса и земля», т.е. весь порядок звезд и планет. Будучи предметами материальными, и, значит, ограниченными, они должны были бы «состариться» и прекратить свое существование. Но, поскольку в них присутствует «Ацмут», то они неизменны, от них идет сияние вечности.

Вторым свидетелем, говорящим о Сущности Всевышнего, является еврейский народ. Когда мы выполняем заповеди Торы, то привлекаем свет, исходящий из «Ацмут» в наш мир. Мы даем всем понять: материальная сторона мира - это нечто второстепенное. «Пнимиют», сокровенной глубиной мира, является Сущность Творца. Она отражается и во всем порядке Творения, и в тайниках каждой еврейской души.

Именно душа еврея больше других свидетельствует об «Ацмут», поскольку сама уходит туда своими корнями. Поэтому у нее есть уникальная способность привлекать Божественность в наш мир. Раскрывая сущность своей души, еврей раскрывает Сущность Б-га.

Как это сказывается на образе жизни каждого из нас, на нашем служении Всевышнему? Следуя по пути Торы, еврей перестает видеть отдельно мир и отдельно Б-га. Сначала он учится замечать в каждой части бытия жизненную силу и волю Творца. Потом он ощущает «Ацмут» в глубине своей души. Воля Б-га становится для него единственно существующей реальностью. А различные «задержки и преграды», что встречаются на пути - это еще одна причина, чтобы глубже заглянуть себе в душу. Ломая преграды и проявляя самопожертвование, мы еще больше приближаемся к Творцу, строя для Него жилище в этом мире.

король Давид и Сдом
2009-11-03 14:17
 В Мидраш Раба написано, что Давид был найден в Сдоме, и в Талмуде это тоже упоминается. А вот здесь объясняется какая связь между Давидом и Сдомом. (Наверное об это мидраше упоминает Раши в 19 переке, 15 пасуке). Мне понра

Почему Авраам попросил Сару: «Скажи им, что ты моя сестра»
2009-11-03 14:17
Трудные места в Торе.
Так называлась одна из тем, которой я долгие годы занимался в разных местах - ешивах, колелях, студенческих центрах, везде, где занимался преподаванием.
Таких трудных мест в Пятикнижии - особенно в первой его книге, Берешит - полным полно.
Они трудны тем, что многие читатели (ученики, слушатели) останавливаются перед ними в недоумении - почему наши праотцы поступили таким странным, не всегда вроде бы достойным образом?
Если читать Тору без комментариев - удивляться придется на каждом шагу. Но одно дело логические и сюжетные неувязки - их необходимость как раз легко понять, поскольку Тора, не стесняясь, специально пишет особым языком, как бы открыто предлагая нам: смотрите, тут странность, нестыковка, прокомментируйте меня, приведите толкование - и получите новую, подчас огромную и важную информацию!
Однако настоящие сложности возникают там, где (если читать без учителя) мы являемся свидетелями поступка очень и очень странного с точки зрения ныне принятой морали. А главное, кто так поступил? - Наши праотцы, праведники из праведников. Как это все принять?
Вот вам только короткий перечень подобных эпизодов:
- Авраам спускается с Сарой в Египет и на входе в страну просит жену, чтобы та выдала себя за его сестру. (На современном языке говорят - кинул. Кого кинул? Жену!)
- Братья Шимон и Леви вырезают целый город Шхем, виновный лишь в том, что местный принц изнасиловал Дину, их сестру. (Неоправданная жестокость, да еще на фоне клинического вероломства.)
-
Йеуда принимает за порочную ту женщину, что сидела на перекрестке, не признав в ней своей невестки, и сворачивает к ней. (Безнравственность, распущенность.)
Сыновья Яакова (родоначальники еврейских колен!) продают в рабство своего родного брата Йосефа. (Зависть, продажность, садизм.)
И множество других вопиющих примеров.
Как их понимать?
Оказывается, так и понимать - вооружившись комментариями и своим желанием понять и осмыслить, ничего персонажам Торы не прощая и не делая поблажек даже самым прославленным из них. (А уж тем более, не делая скидок на ветхую древность эпохи - ведь Тора, как нас учат, выступает в роли морального оракула именно нашей, современной эпохи.)
При этом задача преподавателя - помочь, раскрыть, растолковать. Согласитесь, что такую задачу простой никак назвать нельзя.
Ну, так мы же сами назвали эти непонятные места в Торе - трудными.
Предлагаю вам один из подобных опытов преподавания - разбор отрывка "Авраам и Сара у фараона". (ГОСПОДА, ИЗВИНИТЕ - ТЕХНИКА ПОЧЕМУ-ТО ТОРМОЗИТ. ТЕКСТ МОЙ НА САЙТЕ ТОЛДОТ РАЗМЕЩЕН, НО ЕЩЕ НЕ ПОЯВИЛСЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ. ТАК ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ - "ПРЕД-АНОНС". ДУМАЮ, В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ ВСЕ ПОЧИНИТСЯ сБп.)
Публикация на блоге в Толдот.ру. Время составления первого варианта текста - лет 10 назад. Место первых тестов - лекции в "Эш Атора". Время публикации - несколько часов назад.

Как праздновали Бар-мицву в советских условиях?
2009-11-03 17:31

Всех тех, кто принимал участие в праздновании Бар-мицвы в советских условиях (была ли это ваша Бар-мицва, или ваших детей, или вы просто были в гостях) и у вас сохранились об этом воспоминания, прошу СРОЧНО со мной связаться – ваши воспоминания могли бы войти в книгу, которая сейчас готовится к печати.

Почему Авраам попросил Сару: «Скажи им, что ты моя сестра»
2009-11-03 17:31
Трудные места в Торе.
Так называлась одна из тем, которой я долгие годы занимался в разных местах - ешивах, колелях, студенческих центрах, везде, где давал уроки.
Таких трудных мест в Пятикнижии - особенно в первой его книге, Берешит - полным полно.
Они трудны тем, что многие читатели (ученики, слушатели) останавливаются перед ними в недоумении - почему наши праотцы поступили таким странным, не всегда вроде бы достойным образом?
Если читать Тору без комментариев - удивляться придется на каждом шагу. Но одно дело логические и сюжетные неувязки - их необходимость как раз легко понять, поскольку Тора, не стесняясь, специально пишет особым языком, как бы открыто предлагая нам: смотрите, тут странность, нестыковка, прокомментируйте меня, приведите толкование - и получите новую, подчас огромную и важную информацию!
Однако настоящие сложности возникают там, где (если читать без учителя) мы являемся свидетелями поступка очень и очень странного с точки зрения ныне принятой морали. А главное, кто так поступил? - Наши праотцы, праведники из праведников. Как это все принять?
Вот вам только короткий перечень подобных эпизодов:
- Авраам спускается с Сарой в Египет и на входе в страну просит жену, чтобы та выдала себя за его сестру. (На современном языке говорят - кинул. Кого кинул? Жену!)
- Братья Шимон и Леви вырезают целый город Шхем, виновный лишь в том, что местный принц изнасиловал Дину, их сестру. (Неоправданная жестокость, да еще на фоне клинического вероломства.)
-
Йеуда принимает за порочную ту женщину, что сидела на перекрестке, не признав в ней своей невестки, и сворачивает к ней. (Безнравственность, распущенность.)
Сыновья Яакова (родоначальники еврейских колен!) продают в рабство своего родного брата Йосефа. (Зависть, продажность, садизм.)
И множество других вопиющих примеров.
Как их понимать?
Оказывается, так и понимать - вооружившись комментариями и своим желанием понять и осмыслить, ничего персонажам Торы не прощая и не делая поблажек даже самым прославленным из них. (А уж тем более, не делая скидок на ветхую древность эпохи - ведь Тора, как нас учат, выступает в роли морального оракула именно нашей, современной эпохи.)
При этом задача преподавателя - помочь, раскрыть, растолковать. Согласитесь, что такую задачу простой никак назвать нельзя.
Ну, так мы же сами назвали эти непонятные места в Торе - трудными.
Предлагаю вам один из подобных опытов преподавания - разбор отрывка "Авраам и Сара у фараона". (ГОСПОДА, ИЗВИНИТЕ - ТЕХНИКА ПОЧЕМУ-ТО ТОРМОЗИТ. ТЕКСТ МОЙ НА САЙТЕ ТОЛДОТ РАЗМЕЩЕН, НО ЕЩЕ НЕ ПОЯВИЛСЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ. ТАК ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ - "ПРЕД-АНОНС". ДУМАЮ, В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ ВСЕ ПОЧИНИТСЯ сБп.)
Публикация на блоге в Толдот.ру. Время составления первого варианта текста - лет 10 назад. Место первых тестов - лекции в "Эш Атора". Время публикации - несколько часов назад.

Друзьям нужен адвокат
2009-11-02 19:45
По бракоразводным процессам гр. РФ против иностранного гражданина. Есть рекомендации?

И о потопе
2009-11-02 19:45
И погодушка у нас (в Израиле) мархешванская - как на заказ :)


Booknik
Про потопы

Согласно еврейской традиции, именно в месяц мархешван, который в этом году наступил 18 октября, разверзлись хляби небесные и начался всемирный потоп. Поэтому неудивительно, что мы решили посвятить целую викторину потопам – как еврейским, так и нееврейским. Вооружитесь подручными плавсредствами — и вперед!

Марина Карпова, Евгений Левин




Как успехи?

Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер
2009-11-02 23:54


аудиоурок- Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер


«Коѓаним объясняют для себя»
2009-11-02 23:54
Мишна Шкалим 1:4 говорит (перевод мой, поправки приветствуются):
Сказал Р' Йеѓуда: Бен Кубри засвидетельствовал в Явне, что коѓен, заплативший полшекеля, не согрешил. Р' Йоханан бен Закай сказал ему: не так [а наоборот]: коѓен, который не заплатил пошекеля, согрешил. Просто коѓаним объясняют для себя эту фразу Писания - "Всякое же приношение коѓена должно быть сожжено, а не съедено" - [так]: раз омер, Два Хлеба [в Шавуот] и хлебы предложения - наши, то как же их едят?"

אמר רבי יהודה, העיד בן כוברי ביבנה, שכל כוהן שהוא שוקל, אינו חוטא. אמר לו רבן יוחנן בן זכאי, לא כי, אלא כל כוהן שאינו שוקל, חוטא; אלא שהכוהנים דורשים את המקרא הזה לעצמן, "וכל מנחת כוהן כליל תהיה, לא תיאכל" (ויקרא ו,טז)--הואיל והעומר ושתי הלחם ולחם הפנים שלנו, היאך הן נאכלין



Вопрос: что это за "коѓаним объясняют для себя"? Кто им разрешил? Если это просто кто-то из хахамим-коѓаним, то почему он/они не упоминаются по имени (в т.ч. в Гемаре)? Не отголоски ли это какого-то спора между цедуким и прушим?

Первая бар мицва
2009-11-02 23:54
Сегодня у нас была первая бар мицва. Первый раз произносилось в наших стенах "Благословен освободивший меня от наказания этого!" (благословение отца, которое тот произносит, когда сын достигает совершеннолетия; знак совершеннолетия и самостоятельности - самостоятельная ответственность за нанесенный ущерб). Это - пир духа! Очень приятно было принять всю семью двух мальчиков-близнецов, которые готовились у нас (готовил Шимон) и праздновали у нас. Ради этого дедушка приехал из другого конца страны. Мазл тов Аврааму и Шимону сыновьям Шимриэля!

Община собралась на утреннюю молитву и, скажу вам, ощущения сопоставимы только с тем ощущением подвига, который я испытал, когда община собралась впервые!

Вообще подготовка к бар мицвам стала в этом году для общины неожиданным новым драйвером, сейчас у нас проходят курс подготовки 6 мальчиков. Детская тема в этом году вообще в фаворе - отвечая запросам общины, у нас открылся мини детский садик, а воскресная школа расширилась вдвое.

Ваейра “Соль” 5769 (mp3) р. Носон Аристер
2009-11-02 23:54
Download audio file (VaYeira_5769.mp3) Download (Russian) mp3 “VaYeira.mp3”

Ш. Маджески – «Хасидский путь к счастью». Гл. 5. Искать глубину
2009-11-03 04:04
Перевел 5 главу из книги Ш. Маджески "Искать глубину"

(Read more ...)

Видео-урок
2009-11-03 04:04
Сегодня в прямом эфире лекция на тему "Навестить больного"

Сегодня видео-урок
2009-11-03 04:04
Сегодня вечером, в 7.30 по-иерусалимски, у меня видео-урок на тему "Навестить больного".
Очень важная заповедь. Одна из самых.

(Read more ...)

Ваейра “Соль”5769 (mp3) р.Н.Аристер
2009-11-03 07:07
Download audio file (VaYeira_5769.mp3) Download (Russian) mp3 “VaYeira.mp3”

Сефер ѓа-агада
2009-11-03 12:11
Одна из глав пятой части "Сефер агада" Бялика-Равницкого - ביתו של אדם, נישואים. В электронном виде. Автор сайта с сожалением говорит, что полностью дигитализовать книгу можно будет только в 2014 году, через семьдесят лет после смерти Равницкого.
Внизу - ссылки на отсканированные части книги на hebrewbooks.

Наши в скайпе 6
2009-11-03 12:11



Сегодня продолжаем занятия, как всегда в 23:00, на прошлом уроке говорили о подготовке человека к молитве во всех отношениях, как чистота тела, так и чистота мыслей, достигается это с помощью размышления о величии Творца и никчёмности человека, сделать это можно изучая различные книги Хасидизма подробно описывающие величие Б-га. Если Вы хотите попробовать учение наших глав поколения на вкус, приходите к нам в общину, попробуем вместе!
iЖду всех вечером он-лайн, стучите в скайп-нейм Sredisvoih

איצטרובל
2009-11-03 12:11
Известный анекдот о тупости меламедов. Мальчик учит с меламедом гемару:
- Ребе, что такое ицтрубаль איצטרובל?
- Эээ, ну... это такой ицтрубаль такой.

Половина рассказывающих этот анекдот не понимают пуант. В современном иврите איצטרובל - это шишка, греческое strobilon, как в мишне Авода зара 1:5. Потому и смешно: меламед шишку не знает! Да пойди в лес, там тебе ицтрубаль на голову упадёт - сразу поумнеешь. Вся беда, мол, от кабинетности и удалённости от природы...
Но в Бава батра 55б и далее - это основа для ручных жерновов, как в комментарии гаонов на Тоѓорот, Завим 4 - "אמת הריחיים, место, куда падает мука". Рашбам объясняет через французское cerge - деревянная основа для жерновов. А ручных жерновов в домах ашкеназских меламедов не было, вот они и не понимали, о чём речь: что именно продаётся вместе с домом, в отличие от קלת?

:)
2009-11-03 13:12
Поскольку запад - это место, где солнце "западает", "западничество" и "упадничество" - синонимы. Восток же - место, откуда солнце "востекает", поэтому восток - это возвращение к истокам. Ex Oriente lux. На иврите - ещё более явно: מערב - место смешения и андраламусии, в отличие от сияющего מזרח-а.

:)
2009-11-03 13:12
Как сказано в Пиркей Авот:
"Молись за благополучие царства, ведь если бы не страх перед ним, человек боялся бы своего друга Хаима Блау".

Сообщество «Иудаика» 2009-11-03 05:02:47
2009-11-03 13:12
Цитаты из книги Бен-Сиры в литературе мудрецов

Цитаты из книги Бен-Сиры в литературе мудрецов
2009-11-03 13:12

"סלסליה ותרוממך ובין נגידים תושיבך" (בן-סירא יא,א) (ירושלמי ברכות ז:ב, ירושלמי נזיר ה:ד, בבלי ברכות מח ע"א, בראשית רבה צא:ג)
''במופלא ממך אל תדרוש ובמכוסה ממך אל תחקור במה שהורשיתה התבונן אין לך חקר בנסתרות'' (בן-סירא ג,כא-כב) (בבלי חגיגה יג ע"א, פסיקתא לעשרת הדברות 1)
''אשה טובה מתנה טובה בחיק ירא אלהים תינתן'' (בן-סירא כו,ג) ... ''אשה יפה אשרי בעלה מספר ימיו כפלים'' (בן-סירא כו,א) (בבלי יבמות סג ע"ב, סנהדרין ק ע"ב)
''באחד מבין תת[י]ישב עיר'' (בן-סירא טז,ד) (מעשה ר' יהושע בן לוי)
И наконец:
"מאוד מאוד הוי שפל רוח שתקות אנוש רמה" (בן-סירא י:יז – מאד מאד השפל גאוה כי תקות אנוש לרמה) (אבות ד:ד)

Насколько я понимаю, другие цитаты - не из Мишлей бен-Сира, а из Альфа-бета де-бен-Сира, более поздней книги, к тому же прозаической.

Сефер ѓа-агада
2009-11-03 13:12
Одна из глав пятой части "Сефер агада" Бялика-Равницкого - ביתו של אדם, נישואים. В электронном виде. Автор сайта с сожалением говорит, что полностью дигитализовать книгу можно будет только в 2014 году, через семьдесят лет после смерти Равницкого.
Внизу - ссылки на отсканированные части книги на hebrewbooks.

Два свидетеля
2009-11-03 14:17
Из бесед Любавичского Ребе

Художник Ривка Беларёва

click to commentСилу Всевышнего, оживляющую наш мир, можно почувствовать самым явным образом. Достаточно лишь легкого размышления, чтоб увидеть, как весь мир управляется рукой Творца.
Но есть ступень Б-жественности, которая выше мироздания. Чтобы убедиться в его существовании, нужно погрузиться в серьезное размышление. И тогда приходишь к мысли, что Всевышний, который всемогущ и бесконечен, не может быть ограничен рамками мира, который Он создал, и не «обязан» укладываться в рамки нашего понимания. Мы можем сделать вывод: есть свет, который выше мироздания, и сосуды нашей души не способны воспринять его. Однако этот свет существует.

Еще одна ступень, о которой ничего не скажешь, потому что она сокрыта целиком, это «Ацмут» - сущность Всевышнего. Нет никакой возможности, даже с помощью напряженного и длительного размышления, приблизиться к этому уровню.

Но в практике Бейт-дин, еврейского суда, есть правило: когда какое-то событие скрыто от наших глаз, мы пытаемся найти свидетелей, которые могли бы рассказать о нем. В нашем случае такими свидетелями являются «небеса и земля», т.е. весь порядок звезд и планет. Будучи предметами материальными, и, значит, ограниченными, они должны были бы «состариться» и прекратить свое существование. Но, поскольку в них присутствует «Ацмут», то они неизменны, от них идет сияние вечности.

Вторым свидетелем, говорящим о Сущности Всевышнего, является еврейский народ. Когда мы выполняем заповеди Торы, то привлекаем свет, исходящий из «Ацмут» в наш мир. Мы даем всем понять: материальная сторона мира - это нечто второстепенное. «Пнимиют», сокровенной глубиной мира, является Сущность Творца. Она отражается и во всем порядке Творения, и в тайниках каждой еврейской души.

Именно душа еврея больше других свидетельствует об «Ацмут», поскольку сама уходит туда своими корнями. Поэтому у нее есть уникальная способность привлекать Божественность в наш мир. Раскрывая сущность своей души, еврей раскрывает Сущность Б-га.

Как это сказывается на образе жизни каждого из нас, на нашем служении Всевышнему? Следуя по пути Торы, еврей перестает видеть отдельно мир и отдельно Б-га. Сначала он учится замечать в каждой части бытия жизненную силу и волю Творца. Потом он ощущает «Ацмут» в глубине своей души. Воля Б-га становится для него единственно существующей реальностью. А различные «задержки и преграды», что встречаются на пути - это еще одна причина, чтобы глубже заглянуть себе в душу. Ломая преграды и проявляя самопожертвование, мы еще больше приближаемся к Творцу, строя для Него жилище в этом мире.

король Давид и Сдом
2009-11-03 14:17
 В Мидраш Раба написано, что Давид был найден в Сдоме, и в Талмуде это тоже упоминается. А вот здесь объясняется какая связь между Давидом и Сдомом. (Наверное об это мидраше упоминает Раши в 19 переке, 15 пасуке). Мне понра

Почему Авраам попросил Сару: «Скажи им, что ты моя сестра»
2009-11-03 14:17
Трудные места в Торе.
Так называлась одна из тем, которой я долгие годы занимался в разных местах - ешивах, колелях, студенческих центрах, везде, где занимался преподаванием.
Таких трудных мест в Пятикнижии - особенно в первой его книге, Берешит - полным полно.
Они трудны тем, что многие читатели (ученики, слушатели) останавливаются перед ними в недоумении - почему наши праотцы поступили таким странным, не всегда вроде бы достойным образом?
Если читать Тору без комментариев - удивляться придется на каждом шагу. Но одно дело логические и сюжетные неувязки - их необходимость как раз легко понять, поскольку Тора, не стесняясь, специально пишет особым языком, как бы открыто предлагая нам: смотрите, тут странность, нестыковка, прокомментируйте меня, приведите толкование - и получите новую, подчас огромную и важную информацию!
Однако настоящие сложности возникают там, где (если читать без учителя) мы являемся свидетелями поступка очень и очень странного с точки зрения ныне принятой морали. А главное, кто так поступил? - Наши праотцы, праведники из праведников. Как это все принять?
Вот вам только короткий перечень подобных эпизодов:
- Авраам спускается с Сарой в Египет и на входе в страну просит жену, чтобы та выдала себя за его сестру. (На современном языке говорят - кинул. Кого кинул? Жену!)
- Братья Шимон и Леви вырезают целый город Шхем, виновный лишь в том, что местный принц изнасиловал Дину, их сестру. (Неоправданная жестокость, да еще на фоне клинического вероломства.)
-
Йеуда принимает за порочную ту женщину, что сидела на перекрестке, не признав в ней своей невестки, и сворачивает к ней. (Безнравственность, распущенность.)
Сыновья Яакова (родоначальники еврейских колен!) продают в рабство своего родного брата Йосефа. (Зависть, продажность, садизм.)
И множество других вопиющих примеров.
Как их понимать?
Оказывается, так и понимать - вооружившись комментариями и своим желанием понять и осмыслить, ничего персонажам Торы не прощая и не делая поблажек даже самым прославленным из них. (А уж тем более, не делая скидок на ветхую древность эпохи - ведь Тора, как нас учат, выступает в роли морального оракула именно нашей, современной эпохи.)
При этом задача преподавателя - помочь, раскрыть, растолковать. Согласитесь, что такую задачу простой никак назвать нельзя.
Ну, так мы же сами назвали эти непонятные места в Торе - трудными.
Предлагаю вам один из подобных опытов преподавания - разбор отрывка "Авраам и Сара у фараона". (ГОСПОДА, ИЗВИНИТЕ - ТЕХНИКА ПОЧЕМУ-ТО ТОРМОЗИТ. ТЕКСТ МОЙ НА САЙТЕ ТОЛДОТ РАЗМЕЩЕН, НО ЕЩЕ НЕ ПОЯВИЛСЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ. ТАК ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ - "ПРЕД-АНОНС". ДУМАЮ, В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ ВСЕ ПОЧИНИТСЯ сБп.)
Публикация на блоге в Толдот.ру. Время составления первого варианта текста - лет 10 назад. Место первых тестов - лекции в "Эш Атора". Время публикации - несколько часов назад.

Как праздновали Бар-мицву в советских условиях?
2009-11-03 17:31

Всех тех, кто принимал участие в праздновании Бар-мицвы в советских условиях (была ли это ваша Бар-мицва, или ваших детей, или вы просто были в гостях) и у вас сохранились об этом воспоминания, прошу СРОЧНО со мной связаться – ваши воспоминания могли бы войти в книгу, которая сейчас готовится к печати.

Почему Авраам попросил Сару: «Скажи им, что ты моя сестра»
2009-11-03 17:31
Трудные места в Торе.
Так называлась одна из тем, которой я долгие годы занимался в разных местах - ешивах, колелях, студенческих центрах, везде, где давал уроки.
Таких трудных мест в Пятикнижии - особенно в первой его книге, Берешит - полным полно.
Они трудны тем, что многие читатели (ученики, слушатели) останавливаются перед ними в недоумении - почему наши праотцы поступили таким странным, не всегда вроде бы достойным образом?
Если читать Тору без комментариев - удивляться придется на каждом шагу. Но одно дело логические и сюжетные неувязки - их необходимость как раз легко понять, поскольку Тора, не стесняясь, специально пишет особым языком, как бы открыто предлагая нам: смотрите, тут странность, нестыковка, прокомментируйте меня, приведите толкование - и получите новую, подчас огромную и важную информацию!
Однако настоящие сложности возникают там, где (если читать без учителя) мы являемся свидетелями поступка очень и очень странного с точки зрения ныне принятой морали. А главное, кто так поступил? - Наши праотцы, праведники из праведников. Как это все принять?
Вот вам только короткий перечень подобных эпизодов:
- Авраам спускается с Сарой в Египет и на входе в страну просит жену, чтобы та выдала себя за его сестру. (На современном языке говорят - кинул. Кого кинул? Жену!)
- Братья Шимон и Леви вырезают целый город Шхем, виновный лишь в том, что местный принц изнасиловал Дину, их сестру. (Неоправданная жестокость, да еще на фоне клинического вероломства.)
-
Йеуда принимает за порочную ту женщину, что сидела на перекрестке, не признав в ней своей невестки, и сворачивает к ней. (Безнравственность, распущенность.)
Сыновья Яакова (родоначальники еврейских колен!) продают в рабство своего родного брата Йосефа. (Зависть, продажность, садизм.)
И множество других вопиющих примеров.
Как их понимать?
Оказывается, так и понимать - вооружившись комментариями и своим желанием понять и осмыслить, ничего персонажам Торы не прощая и не делая поблажек даже самым прославленным из них. (А уж тем более, не делая скидок на ветхую древность эпохи - ведь Тора, как нас учат, выступает в роли морального оракула именно нашей, современной эпохи.)
При этом задача преподавателя - помочь, раскрыть, растолковать. Согласитесь, что такую задачу простой никак назвать нельзя.
Ну, так мы же сами назвали эти непонятные места в Торе - трудными.
Предлагаю вам один из подобных опытов преподавания - разбор отрывка "Авраам и Сара у фараона". (ГОСПОДА, ИЗВИНИТЕ - ТЕХНИКА ПОЧЕМУ-ТО ТОРМОЗИТ. ТЕКСТ МОЙ НА САЙТЕ ТОЛДОТ РАЗМЕЩЕН, НО ЕЩЕ НЕ ПОЯВИЛСЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ. ТАК ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ - "ПРЕД-АНОНС". ДУМАЮ, В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ ВСЕ ПОЧИНИТСЯ сБп.)
Публикация на блоге в Толдот.ру. Время составления первого варианта текста - лет 10 назад. Место первых тестов - лекции в "Эш Атора". Время публикации - несколько часов назад.


В избранное