Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Бар мицва


Бар мицва
2009-11-11 21:10
874459-001

Приглашаем! В этот шабат в 11:00 празднуем бар мицву! Леви учился у нас в общине, готовился к бар мицве и теперь еврейский народ пополнился еще одним взрослым евреем! Мы вызовем его к Торе во время чтения главы Хаей Сара, названной именем нашей праматери, Сары. Нас на одного больше! Мазл тов! 

После чтения Торы суши-кидуш!

Вы еще никогда не видели церемонию еврейского совершеннолетия? Не слышали благословение, которое отец произносит, когда его сын становится взрослым? Не видели, как синагогу забрасывают конфетами? Видели, слышали и хотите еще? Приходите!

Две лекции в Москве.
2009-11-11 22:18
* 14 ноября, после завершения субботы, в 19:15 в здании РЕК (напротив Хоральной синагоги, - Б. Спасоглинищевский пер. 9/1, Схема проезда - http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?IID=52966&SECTIONID=345876) Тема «Развитие иудаизма в современном Израиле»

* 15 ноября, в воскресенье, в 19:00 – в Мемориальной синагоге на Поклонной горе (Кутузовский проспект, д.53. Схема проезда - http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?IID=415666&SECTIONID=415632 )

Мой тел. в Москве +7-905-590-6677
Буду рад увидеться

Бар мицва
2009-11-12 00:22
Вы еще никогда не видели церемонию еврейского совершеннолетия? Не слышали благословение, которое отец произносит, когда его сын становится взрослым? Не видели, как синагогу забрасывают конфетами? Видели, слышали и хотите еще? Приходите к нам в этот шабат!

Вся община соберется поздравить нового взрослого еврея и его родителей!
Шабат, 14.11.2009, 11:00.
 

Заметки на полях 2009-11-11 17:25:16
2009-11-12 01:26
Краем уха услышал по радио фразу - иллюстрацию к "кананейским" или "левантийским" настроениям современного израильского общества, о которых недавно писал [info]yaqir_mamlal.
"Кинерет и уровень воды в нем - это миф. Приехаи сионисты из Польши и сразу по привычке начали искать реки и озера. А любому местному жителю понятно, что вода она под землей"

Хайей Сара “Кетура, Матанот” 5770 ( mp3) р. Носон Аристер
2009-11-12 10:31
Download audio file (Chayei_Sarah_5770.mp3) Download mp3 “Chayei_Sarah_5770” 59,5 mb Источники: Берейшит Раба, Дерех Хаим, Дерех Эмес,Энциклопедия Талмудит, М.М. Кашер, Ликутей Сихос, аЭмек Двар, Мидраш аГадоль, Ялкут Шимони, Тора Шлейма, Тора Тмимим . Бава Басра , Рамбам, Зоар и тд.

Имян Отчествович Фамильев 2009-11-11 02:59:32
2009-11-12 11:34
Бава батра 80а
Мать испытывает привязанность к дочери, а дочь к матери - нет.
(Сказано о голубях :)

Красота как мера духовности
2009-11-12 12:38

Канун Шабос главы «Хайей Соро»
26 хешвона 5770 года / 13 ноября 2009 г.

Недавно я разговаривал с одним евреем из Киева (как у нас любят шутить, киевлянин — это всего лишь одессит, который не доехал до Москвы). Он приехал в Одессу по делам, связанным с бизнесом, и, как обычно, пришел помолиться утреннюю молитву к нам в синагогу.

После молитвы он подошел ко мне, мы разговорились. Он начал рассказывать о своих делах, о том, что происходит в Киеве. Разговор, конечно, коснулся и проблем еврейской жизни. Он рассказал, что в последнее время у него начался душевный кризис, выражающийся в том, что некоторые законы и заповеди Торы, касающиеся повседневной жизни, он начал исполнять не в полной мере, а некоторые перестал соблюдать вообще. Я удивился, так как всегда знал, что он «наш человек», и попытался выяснить причины происходящего. Тогда он поведал мне, что «охлаждение» началось несколько месяцев назад, с того, что он увидел недостойное поведение одного религиозного, весьма уважаемого им человека. «Я считал его своим наставником, всегда брал с него пример. И вдруг все изменилось. Я ощутил, что этот человек плохо влияет на меня. Мне захотелось отдалиться от него и, следовательно, перестать исполнять все то, чему я раньше научился», — рассказывал мой собеседник, и слезы стояли в его глазах.

Мне не хотелось разубеждать его в чем-либо, я решил просто рассказать ему историю, которую сам слышал лет десять назад на съезде раввинов Европы в Братиславе (Словакия) от Шимона Визенталя, знаменитого «охотника за нацистами».

Шимон Визенталь родился 31 декабря 1908 года в городке Бучач в принадлежащей Австро-Венгрии Галиции (ныне Украина). В годы Второй мировой войны был узником нескольких концлагерей. В 1945 году был освобожден американцами из Маутхаузена и начал сотрудничать с армией США, помогая собирать материалы для привлечения к суду военных преступников. В 1947 году вместе с другими добровольцами Визенталь основал Еврейский центр документации в австрийском городке Линце. Всю свою жизнь он собирал свидетельские показания и помогал жертвам войны. Визенталь всегда говорил, что в его войне против тех, кто участвовал в уничтожении еврейского народа, им руководит не чувство мести, а жажда справедливости. Сам он лично никогда никого не преследовал и не принимал участие в захватах военных преступников. Его метод работы состоял в скрупулезном сборе бумаг, фотографий, вещей, свидетельских показаний, которые разоблачали преступников. Все материалы затем передавались государственным органам для ареста и проведения судебных процессов. Часто Визенталь обращался к помощи средств массовой информации для создания давления общественного мнения на правительства Америки и Европы. Так, он способствовал тому, что судебные власти Западной Германии арестовывали и судили военных преступников, а парламент принял решение о том, что действие закона о сроке давности на них не распространяется. В общей сложности Визенталь смог привлечь к суду 1100 нацистских преступников, и в их числе Адольфа Эйхмана, да сотрется имя его, — главного организатора «решения еврейского вопроса».

На братиславском съезде раввинов Европы Визенталь получил специальный подарок в честь празднования его 91-го дня рождения. Господин Визенталь был очень растроган и, поблагодарив, рассказал историю из своей лагерной жизни, которую я и решил пересказать своему собеседнику из Киева — в надежде, что это окажет на него свое влияние.

Вот что рассказал Шимон Визенталь: «Это было в Маутхаузене, вскоре после освобождения. Рав Элиэзер Сильвер, глава организации «Братья» (союз ортодоксальных раввинов Северной Америки) находился тогда в нашем лагере. Его посланническая миссия заключалась в оказании помощи тем, кто выжил и находился там. Рав Сильвер организовал ежедневные молитвы и пригласил меня молиться вместе с остальными. Я отказался. Сейчас я объясню вам, почему я это сделал. У нас в лагере был еврей, которому удалось, несмотря ни на что, пронести и сохранить Сидур. Вначале я был восхищен смелостью этого человека, тем, что он подверг опасности свою жизнь, чтобы пронести с собой молитвенник. Однако потом, к своему огромному удивлению, я узнал, что этот еврей сдает Сидур напрокат, беря плату едой. Люди отдавали ему последний кусок хлеба за то, чтобы несколько минут пользоваться молитвенником! Этот человек, прибывший в лагерь исхудавшим и изголодавшимся, начал так много есть, что умер раньше других. Его тело просто не выдержало такой резкой перемены… Все это я рассказал раву Сильверу и добавил: «Если так ведут себя религиозные евреи, я не хочу быть таким, как они, и не собираюсь никогда в жизни пользоваться молитвенником!» Я повернулся, чтобы уйти, но рав Сильвер коснулся моего плеча и ласково сказал мне на идиш: «Почему ты видишь только того, кто давал пользоваться молитвенником, взимая с полуголодных людей плату едой? Почему ты не замечаешь тех многочисленных праведных евреев, которые, испытывая постоянный голод, отдавали последний кусочек хлеба лишь бы помолиться с Сидуром в руках?! Это подлинная сила Сидура! Это — истинная вера!..» На следующий день я присоединился к молящимся…»

Закончив свой рассказ, я спросил своего собеседника из Киева: «Почему ты позволяешь злу влиять на добро, которое есть в тебе, если можно взглянуть на все немного иначе и заставить твое доброе начало превозмочь зло, с которым ты столкнулся?!» Мой знакомый примолк, вытер слезы, простился со мной, и на этом мы расстались. Хочется верить, что с этого дня в его мыслях произошли положительные перемены, что он осознал свои возможности положительно влиять на других и не давать внешнему злу влиять на него.

…В сегодняшней недельной главе «Хайей Соро» мы читаем: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет». «Мидраш рабо» объясняет: «В Книге Теѓилим сказано: «Знает Б-г дни непорочных» (Теѓилим, 37: 18). Так же, как они непорочны, так и годы их. В двадцать лет она была так же прекрасна, как в семь лет. В столетнем возрасте она была, как двадцатилетняя — непричастна к греху». Из этого следует, что наша праматерь Сара была совершенна как в своих добрых делах, так и своей внешней красотой. Думается, что это требует разъяснения.

Из слов мидраша мы знаем, что совершенство Сары, «так же прекрасна, как в семь лет», было не только выражением ее внешней красоты, но и указанием на высокий уровень духовности, на который она поднялась. Почему внешняя красота Сары связывается с ее духовным совершенством?

Связь между душой и физическим телом есть единство двух противоположностей. Душа Б-жественна по своей сути и не подвержена изменениям времени и места. В отличие от души, тело ограничено пространством и временем, которые, как мы воочию убеждаемся, наносят ему непоправимый урон.

Иногда мы встречаем человека, на теле которого прошедшие годы и переживания не оставили никакого следа. Это свидетельствует о том, что свет его души настолько велик, что даже его тело поднимается над своими рамками и питается от вечности и бесконечности души. На это особенное совершенство и указывает нам Тора, говоря о Саре. Ее душа обладала таким сильным светом, что он был заметен и при взгляде на ее физическое тело.

У человека есть три пути противостоять враждебному его вере и его ценностям окружению. Он либо живет в окружении, связан с ним, склонен подвергаться его влиянию, но, поскольку решил для себя выдержать это испытание, то превозмогает внешние обстоятельства. Либо же он отделяется и разрывает связь с окружением, и, соответственно, оно уже не влияет на него. Недостаток обоих этих возможностей состоит в том, что внешнее представляет собой угрозу для человека, и он вынужден ему противостоять твердостью своих принципов или полным разрывом с ним.

Но есть еще третья возможность. Она состоит в том, что душа человека излучает вокруг себя настолько сильный свет, что он превращается в личность, которая сама влияет на свое окружение. В этом случае влияние среды не угрожает человеку. Это и есть вершина совершенства. Окружение не угрожает ценностям человека, а наоборот, он сам влияет на него и строит его в соответствии со своим духом и желанием.

В отношениях между душой и телом тоже есть эти три возможности. Человек может бороться с соблазнами тела, решая не слушаться их. Хотя они притягивают его, но силой своих решений и умением управлять своими желаниями, он побеждает все соблазны. Также человек может решить отстраниться от всего, что связано с телом, и полностью погрузиться в духовность, вследствие этого тело и его потребности перестают влиять на человека.

В обоих вышеупомянутых подходах тело как бы отдельная реальность, представляющая угрозу для души, которая вынуждена противостоять этому твердостью своих принципов или полным отстранением от потребностей тела. Истинное же совершенство в том, что человек усиливает свет души до такой степени, что тело аннулируется совсем по отношению к душе. В этом случае оно представляет собой сосуд, инструмент для раскрытия света души — настолько, что у него нет своих устремлений, они полностью подчинены душе.

В этом и было совершенство Сары: ее душа так сильно освещала тело, что оно было лишь сосудом, излучающим душевный свет. Само собой, тело впитало силу и вечность души. Поэтому время и место были не властны над ней и не повредили ни ее красоты, ни праведности. Следовательно, описание красоты Сары говорит о ее духовной красоте и совершенстве ее души, которое проявило себя также в совершенстве тела.

Давайте будем учиться у нашей праматери Сары и строить свое поведение так, чтобы духовные силы воздействовали на наше тело. Положительно влиять на мир, противостоять его злу и уродствам мы можем, только если добро внутри нас и добрые силы вокруг нас объединятся и станут главными в нашей жизни!

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).

МЕЧТА ПОД БОКОМ
2009-11-12 13:39

Юлия Шац, женщина средних лет, работает координатором в еврейской образовательной организации. По жизни она пытается объединить два полюса: романтический взгляд на мир, но чтобы при этом жилье находилось в центре. ("Там все рядом"). То ли ввиду родства с известным талмудистом 18 века, то ли за личные заслуги, но Всевышний распорядился, чтобы так было.
Примерно год назад Юля купила квартиру на улице "Мадрегот" (Ступени), находящейся в трех шагах от Яффо-стрит, в четырех – от Кнессета. Сезам-стрит перед этим место не канает. Все так – без мостовой и тротуаров, гигантские ступени сверху донизу. Колоритные обитатели. Ну, Юля…

- Да ничего подобного. В том смысле, что я не гонялась за мечтой, а просто купила на пределе сил, на что деньги были. Мы находимся в районе Нахлаот. Это бывший трущобник, который эволюционирует в Рублевку. Центр рядом, цена на метр растет. Тот, кто успел и купил, на втором дыхании начинает благоустраиваться, от чего элитность места повышается. Но про Рублевку это я так… Здесь скорее будет Сохо, прибежище семей с артистическим уклоном. Во всяком случае, на нашей улице.

- Есть первые ростки?

- Ага. Недавно открылась гончарная мастерская. Мило, с глиняными прибамбасами и совсем недешевая. Типичные сьемщики квартир – англоязычные евреи "30 плюс", в стиле синагог Карлебаха: пейсы, сандалии на босу ногу, поют. Рядом со мной, например, живут художник и музыкантша с малышом. Нередко глава семьи выносит на улицу экран и крутит фильм. Соседи выходят, садятся на ступени, смотрят. Пастораль!

- У вас ведь и природа, островки одичавших садов…

- Первую ночь не забуду. Засыпаю, как человек, а просыпаюсь от птичьего щебета, страшной силы. Сотни пернатых облепили деревья. Меня прямо снесло с кровати, и мысли детективные: может, меня забрали в Россию, двадцать лет долой… Но потом привыкла. Когда стала стая попугаев прилетать, уже не удивилась. Я им делала НЛП: включала мобильник с музыкой. Они замолкали, слушали, но подражали голосам щенят – семейная традиция, возможно.

- Юля, ну а как вам на ступенях-то?

- Поднимаюсь с пустой сумкой к рынку, и затем спускаюсь с полной домой – гармония! Суббота здесь тихая, хорошая. Поскольку проезда нет, то ощущение, что у всех суббота…


Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА»
2009-11-12 13:39

Любавичский РЕБЕ (Сб. "Биаурей а-Хумаш, 1, с. 221)

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

"И было жизни Сары сто лет… И умерла Сара" .
Название недельной главы берется из ее начала и выражает, явно или скрыто, главную мысль этой главы. В данном случае она, эта мысль, звучит парадоксально: "Жизнь Сары" начинается с того, что она умерла…

По природе своей многие люди склонны к поискам правды. Один из признаков правды – постоянство. Если вещь прерывается, она связана с ложью и с отсутствием жизни. В Торе есть рецепт "живой воды" (с пеплом красной коровы), которой брызгают на еврея, чтобы избавить его от нечистоты мертвого тела. Эта вода берется из реки, которая никогда не пересыхает. Реки, которые прерывают свое течение хотя бы раз в семь лет, называются "лживыми", и вода их не годится для такого очищения.

Души праведников продолжают служить Всевышнему, даже расставшись с телом. Они заступаются за евреев перед престолом Творца, они поддерживают наши молитвы. А мы, идя путем, которые цадики проложили для нас, продолжаем в этом мире цепочку их добрых дел. Сказали мудрецы об одном из таких людей: "Яаков, отец наш, не умер. Как его потомство живет и здравствует, так жив и он сам."

Так было и в дни нашей матери, Сары. Ицхак, ее сын, и Ривка, ее невестка, продолжили мивцоим, которыми раньше занималась Сара. Поэтому название недельной главы говорит о жизни…

Slon.ru о «псевдокаббале»
2009-11-12 15:43
Сотрудничество со "Слоном" позволило подключить к СМИ раввинов Фейгина и Корица. Наши комментарии о деятельности псевдокаббалистов.
СЛОН«Всегда были люди, которые хотели заработать на продаже инсайдерской информации»

Раввин общины «Среди своих» Йосеф Херсонский



Читать материал
 

«Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса»

Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин


«Поп-каббала лишь паразитирует на позитивных процессах»

Раввин Михаэль Кориц

Праведники не умирают
2009-11-12 15:43
Я просматриваю 3 том русскоязычной Антологии аггады, издание института Штейнзальца, 2008. На стр. 216-250 там приводится огромная агадическая сугия Бава меция 83б-85б. В частности, такие тексты:

Бава меция 83б
Сказал р.Элазар себе: «Радуйся, нутро моё, радуйся! Если уж те, в чьём злодействе ты сомневаешься, таковы, то те, о ком судишь наверняка – тем более. Уверен я, что не коснётся тебя червь». По его просьбе напоили его снотворным, привели в мраморную комнату и разрезали живот. Вынули несколько корзин нутряного жира и поставили на солнце летом – и не провонял жир. Сказал он о себе: «Даже плоть моя успокоится с миром» (Теѓилим 16:9).
Бава меция 84б
Когда приблизился день его смерти, сказал р.Элазар своей жене: «Знаю я, что мудрецы злы на меня и не позаботятся о моих похоронах как следует. Положи меня, когда я умру, на чердаке, и не бойся». Сказал р.Шмуэль бар Нахмани: Пересказала мне мать р.Йоханана то, что рассказывала ей жена р.Элахара бен р.Шимона: «От восемнадцати до двадцати лет оставалось там его тело, и когда поднималась я проверить (не начало ли оно гнить) и вырывала волос, то выступала кровь. Однажды увидела я червя, выползающего из его уха, и упала духом. Явился ко мне во сне мой муж и сказал: «Это не значит, (что началось гниение). Как-то раз слышал я пренебрежительные слова о мудреце и не пресёк их, (и это – наказание за это). И бывало, когда двое (после смерти р.Элазара) приходили судиться, вставали они у ворот, один высказывал свои доводы, а другой – свои, и раздавался голос с чердака и говорил: «Этот виноват, а этот – прав».

Бава меция 85б
Пророк Элияѓу часто посещал дом учения Рабби. Однажды в новомесячье он задержался и не пришёл. Спросил его Рабби:
- Почему задержался наш господин?
Ответил ему:
- Разбудил я праотца нашего Авраѓама, омыл ему руки, он помолился, и затем я должен был уложить его. Потом (нужно было проделать то же самое) с Ицхаком и Яаковом.
- Надо было поднять всех троих разом!
- Я подумал, что если они втроём будут молиться, то приведут Машиаха до срока.

Очень сложная для понимания идея "праведники не умирают". И ни в одном из пояснительных блоков издания - ни в "примечаниях", ни в "из истории еврейской мысли", ни в послесловии р.Штейнзальца - она НЕ КОММЕНТИРУЕТСЯ!
И какой толк в таком издании?

Бар мицва
2009-11-11 21:10
874459-001

Приглашаем! В этот шабат в 11:00 празднуем бар мицву! Леви учился у нас в общине, готовился к бар мицве и теперь еврейский народ пополнился еще одним взрослым евреем! Мы вызовем его к Торе во время чтения главы Хаей Сара, названной именем нашей праматери, Сары. Нас на одного больше! Мазл тов! 

После чтения Торы суши-кидуш!

Вы еще никогда не видели церемонию еврейского совершеннолетия? Не слышали благословение, которое отец произносит, когда его сын становится взрослым? Не видели, как синагогу забрасывают конфетами? Видели, слышали и хотите еще? Приходите!

Две лекции в Москве.
2009-11-11 22:18
* 14 ноября, после завершения субботы, в 19:15 в здании РЕК (напротив Хоральной синагоги, - Б. Спасоглинищевский пер. 9/1, Схема проезда - http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?IID=52966&SECTIONID=345876) Тема «Развитие иудаизма в современном Израиле»

* 15 ноября, в воскресенье, в 19:00 – в Мемориальной синагоге на Поклонной горе (Кутузовский проспект, д.53. Схема проезда - http://www.rjc.ru/rus/site.aspx?IID=415666&SECTIONID=415632 )

Мой тел. в Москве +7-905-590-6677
Буду рад увидеться

Бар мицва
2009-11-12 00:22
Вы еще никогда не видели церемонию еврейского совершеннолетия? Не слышали благословение, которое отец произносит, когда его сын становится взрослым? Не видели, как синагогу забрасывают конфетами? Видели, слышали и хотите еще? Приходите к нам в этот шабат!

Вся община соберется поздравить нового взрослого еврея и его родителей!
Шабат, 14.11.2009, 11:00.
 

Заметки на полях 2009-11-11 17:25:16
2009-11-12 01:26
Краем уха услышал по радио фразу - иллюстрацию к "кананейским" или "левантийским" настроениям современного израильского общества, о которых недавно писал [info]yaqir_mamlal.
"Кинерет и уровень воды в нем - это миф. Приехаи сионисты из Польши и сразу по привычке начали искать реки и озера. А любому местному жителю понятно, что вода она под землей"

Хайей Сара “Кетура, Матанот” 5770 ( mp3) р. Носон Аристер
2009-11-12 10:31
Download audio file (Chayei_Sarah_5770.mp3) Download mp3 “Chayei_Sarah_5770” 59,5 mb Источники: Берейшит Раба, Дерех Хаим, Дерех Эмес,Энциклопедия Талмудит, М.М. Кашер, Ликутей Сихос, аЭмек Двар, Мидраш аГадоль, Ялкут Шимони, Тора Шлейма, Тора Тмимим . Бава Басра , Рамбам, Зоар и тд.

Имян Отчествович Фамильев 2009-11-11 02:59:32
2009-11-12 11:34
Бава батра 80а
Мать испытывает привязанность к дочери, а дочь к матери - нет.
(Сказано о голубях :)

Красота как мера духовности
2009-11-12 12:38

Канун Шабос главы «Хайей Соро»
26 хешвона 5770 года / 13 ноября 2009 г.

Недавно я разговаривал с одним евреем из Киева (как у нас любят шутить, киевлянин — это всего лишь одессит, который не доехал до Москвы). Он приехал в Одессу по делам, связанным с бизнесом, и, как обычно, пришел помолиться утреннюю молитву к нам в синагогу.

После молитвы он подошел ко мне, мы разговорились. Он начал рассказывать о своих делах, о том, что происходит в Киеве. Разговор, конечно, коснулся и проблем еврейской жизни. Он рассказал, что в последнее время у него начался душевный кризис, выражающийся в том, что некоторые законы и заповеди Торы, касающиеся повседневной жизни, он начал исполнять не в полной мере, а некоторые перестал соблюдать вообще. Я удивился, так как всегда знал, что он «наш человек», и попытался выяснить причины происходящего. Тогда он поведал мне, что «охлаждение» началось несколько месяцев назад, с того, что он увидел недостойное поведение одного религиозного, весьма уважаемого им человека. «Я считал его своим наставником, всегда брал с него пример. И вдруг все изменилось. Я ощутил, что этот человек плохо влияет на меня. Мне захотелось отдалиться от него и, следовательно, перестать исполнять все то, чему я раньше научился», — рассказывал мой собеседник, и слезы стояли в его глазах.

Мне не хотелось разубеждать его в чем-либо, я решил просто рассказать ему историю, которую сам слышал лет десять назад на съезде раввинов Европы в Братиславе (Словакия) от Шимона Визенталя, знаменитого «охотника за нацистами».

Шимон Визенталь родился 31 декабря 1908 года в городке Бучач в принадлежащей Австро-Венгрии Галиции (ныне Украина). В годы Второй мировой войны был узником нескольких концлагерей. В 1945 году был освобожден американцами из Маутхаузена и начал сотрудничать с армией США, помогая собирать материалы для привлечения к суду военных преступников. В 1947 году вместе с другими добровольцами Визенталь основал Еврейский центр документации в австрийском городке Линце. Всю свою жизнь он собирал свидетельские показания и помогал жертвам войны. Визенталь всегда говорил, что в его войне против тех, кто участвовал в уничтожении еврейского народа, им руководит не чувство мести, а жажда справедливости. Сам он лично никогда никого не преследовал и не принимал участие в захватах военных преступников. Его метод работы состоял в скрупулезном сборе бумаг, фотографий, вещей, свидетельских показаний, которые разоблачали преступников. Все материалы затем передавались государственным органам для ареста и проведения судебных процессов. Часто Визенталь обращался к помощи средств массовой информации для создания давления общественного мнения на правительства Америки и Европы. Так, он способствовал тому, что судебные власти Западной Германии арестовывали и судили военных преступников, а парламент принял решение о том, что действие закона о сроке давности на них не распространяется. В общей сложности Визенталь смог привлечь к суду 1100 нацистских преступников, и в их числе Адольфа Эйхмана, да сотрется имя его, — главного организатора «решения еврейского вопроса».

На братиславском съезде раввинов Европы Визенталь получил специальный подарок в честь празднования его 91-го дня рождения. Господин Визенталь был очень растроган и, поблагодарив, рассказал историю из своей лагерной жизни, которую я и решил пересказать своему собеседнику из Киева — в надежде, что это окажет на него свое влияние.

Вот что рассказал Шимон Визенталь: «Это было в Маутхаузене, вскоре после освобождения. Рав Элиэзер Сильвер, глава организации «Братья» (союз ортодоксальных раввинов Северной Америки) находился тогда в нашем лагере. Его посланническая миссия заключалась в оказании помощи тем, кто выжил и находился там. Рав Сильвер организовал ежедневные молитвы и пригласил меня молиться вместе с остальными. Я отказался. Сейчас я объясню вам, почему я это сделал. У нас в лагере был еврей, которому удалось, несмотря ни на что, пронести и сохранить Сидур. Вначале я был восхищен смелостью этого человека, тем, что он подверг опасности свою жизнь, чтобы пронести с собой молитвенник. Однако потом, к своему огромному удивлению, я узнал, что этот еврей сдает Сидур напрокат, беря плату едой. Люди отдавали ему последний кусок хлеба за то, чтобы несколько минут пользоваться молитвенником! Этот человек, прибывший в лагерь исхудавшим и изголодавшимся, начал так много есть, что умер раньше других. Его тело просто не выдержало такой резкой перемены… Все это я рассказал раву Сильверу и добавил: «Если так ведут себя религиозные евреи, я не хочу быть таким, как они, и не собираюсь никогда в жизни пользоваться молитвенником!» Я повернулся, чтобы уйти, но рав Сильвер коснулся моего плеча и ласково сказал мне на идиш: «Почему ты видишь только того, кто давал пользоваться молитвенником, взимая с полуголодных людей плату едой? Почему ты не замечаешь тех многочисленных праведных евреев, которые, испытывая постоянный голод, отдавали последний кусочек хлеба лишь бы помолиться с Сидуром в руках?! Это подлинная сила Сидура! Это — истинная вера!..» На следующий день я присоединился к молящимся…»

Закончив свой рассказ, я спросил своего собеседника из Киева: «Почему ты позволяешь злу влиять на добро, которое есть в тебе, если можно взглянуть на все немного иначе и заставить твое доброе начало превозмочь зло, с которым ты столкнулся?!» Мой знакомый примолк, вытер слезы, простился со мной, и на этом мы расстались. Хочется верить, что с этого дня в его мыслях произошли положительные перемены, что он осознал свои возможности положительно влиять на других и не давать внешнему злу влиять на него.

…В сегодняшней недельной главе «Хайей Соро» мы читаем: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет». «Мидраш рабо» объясняет: «В Книге Теѓилим сказано: «Знает Б-г дни непорочных» (Теѓилим, 37: 18). Так же, как они непорочны, так и годы их. В двадцать лет она была так же прекрасна, как в семь лет. В столетнем возрасте она была, как двадцатилетняя — непричастна к греху». Из этого следует, что наша праматерь Сара была совершенна как в своих добрых делах, так и своей внешней красотой. Думается, что это требует разъяснения.

Из слов мидраша мы знаем, что совершенство Сары, «так же прекрасна, как в семь лет», было не только выражением ее внешней красоты, но и указанием на высокий уровень духовности, на который она поднялась. Почему внешняя красота Сары связывается с ее духовным совершенством?

Связь между душой и физическим телом есть единство двух противоположностей. Душа Б-жественна по своей сути и не подвержена изменениям времени и места. В отличие от души, тело ограничено пространством и временем, которые, как мы воочию убеждаемся, наносят ему непоправимый урон.

Иногда мы встречаем человека, на теле которого прошедшие годы и переживания не оставили никакого следа. Это свидетельствует о том, что свет его души настолько велик, что даже его тело поднимается над своими рамками и питается от вечности и бесконечности души. На это особенное совершенство и указывает нам Тора, говоря о Саре. Ее душа обладала таким сильным светом, что он был заметен и при взгляде на ее физическое тело.

У человека есть три пути противостоять враждебному его вере и его ценностям окружению. Он либо живет в окружении, связан с ним, склонен подвергаться его влиянию, но, поскольку решил для себя выдержать это испытание, то превозмогает внешние обстоятельства. Либо же он отделяется и разрывает связь с окружением, и, соответственно, оно уже не влияет на него. Недостаток обоих этих возможностей состоит в том, что внешнее представляет собой угрозу для человека, и он вынужден ему противостоять твердостью своих принципов или полным разрывом с ним.

Но есть еще третья возможность. Она состоит в том, что душа человека излучает вокруг себя настолько сильный свет, что он превращается в личность, которая сама влияет на свое окружение. В этом случае влияние среды не угрожает человеку. Это и есть вершина совершенства. Окружение не угрожает ценностям человека, а наоборот, он сам влияет на него и строит его в соответствии со своим духом и желанием.

В отношениях между душой и телом тоже есть эти три возможности. Человек может бороться с соблазнами тела, решая не слушаться их. Хотя они притягивают его, но силой своих решений и умением управлять своими желаниями, он побеждает все соблазны. Также человек может решить отстраниться от всего, что связано с телом, и полностью погрузиться в духовность, вследствие этого тело и его потребности перестают влиять на человека.

В обоих вышеупомянутых подходах тело как бы отдельная реальность, представляющая угрозу для души, которая вынуждена противостоять этому твердостью своих принципов или полным отстранением от потребностей тела. Истинное же совершенство в том, что человек усиливает свет души до такой степени, что тело аннулируется совсем по отношению к душе. В этом случае оно представляет собой сосуд, инструмент для раскрытия света души — настолько, что у него нет своих устремлений, они полностью подчинены душе.

В этом и было совершенство Сары: ее душа так сильно освещала тело, что оно было лишь сосудом, излучающим душевный свет. Само собой, тело впитало силу и вечность души. Поэтому время и место были не властны над ней и не повредили ни ее красоты, ни праведности. Следовательно, описание красоты Сары говорит о ее духовной красоте и совершенстве ее души, которое проявило себя также в совершенстве тела.

Давайте будем учиться у нашей праматери Сары и строить свое поведение так, чтобы духовные силы воздействовали на наше тело. Положительно влиять на мир, противостоять его злу и уродствам мы можем, только если добро внутри нас и добрые силы вокруг нас объединятся и станут главными в нашей жизни!

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).

МЕЧТА ПОД БОКОМ
2009-11-12 13:39

Юлия Шац, женщина средних лет, работает координатором в еврейской образовательной организации. По жизни она пытается объединить два полюса: романтический взгляд на мир, но чтобы при этом жилье находилось в центре. ("Там все рядом"). То ли ввиду родства с известным талмудистом 18 века, то ли за личные заслуги, но Всевышний распорядился, чтобы так было.
Примерно год назад Юля купила квартиру на улице "Мадрегот" (Ступени), находящейся в трех шагах от Яффо-стрит, в четырех – от Кнессета. Сезам-стрит перед этим место не канает. Все так – без мостовой и тротуаров, гигантские ступени сверху донизу. Колоритные обитатели. Ну, Юля…

- Да ничего подобного. В том смысле, что я не гонялась за мечтой, а просто купила на пределе сил, на что деньги были. Мы находимся в районе Нахлаот. Это бывший трущобник, который эволюционирует в Рублевку. Центр рядом, цена на метр растет. Тот, кто успел и купил, на втором дыхании начинает благоустраиваться, от чего элитность места повышается. Но про Рублевку это я так… Здесь скорее будет Сохо, прибежище семей с артистическим уклоном. Во всяком случае, на нашей улице.

- Есть первые ростки?

- Ага. Недавно открылась гончарная мастерская. Мило, с глиняными прибамбасами и совсем недешевая. Типичные сьемщики квартир – англоязычные евреи "30 плюс", в стиле синагог Карлебаха: пейсы, сандалии на босу ногу, поют. Рядом со мной, например, живут художник и музыкантша с малышом. Нередко глава семьи выносит на улицу экран и крутит фильм. Соседи выходят, садятся на ступени, смотрят. Пастораль!

- У вас ведь и природа, островки одичавших садов…

- Первую ночь не забуду. Засыпаю, как человек, а просыпаюсь от птичьего щебета, страшной силы. Сотни пернатых облепили деревья. Меня прямо снесло с кровати, и мысли детективные: может, меня забрали в Россию, двадцать лет долой… Но потом привыкла. Когда стала стая попугаев прилетать, уже не удивилась. Я им делала НЛП: включала мобильник с музыкой. Они замолкали, слушали, но подражали голосам щенят – семейная традиция, возможно.

- Юля, ну а как вам на ступенях-то?

- Поднимаюсь с пустой сумкой к рынку, и затем спускаюсь с полной домой – гармония! Суббота здесь тихая, хорошая. Поскольку проезда нет, то ощущение, что у всех суббота…


Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА»
2009-11-12 13:39

Любавичский РЕБЕ (Сб. "Биаурей а-Хумаш, 1, с. 221)

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

"И было жизни Сары сто лет… И умерла Сара" .
Название недельной главы берется из ее начала и выражает, явно или скрыто, главную мысль этой главы. В данном случае она, эта мысль, звучит парадоксально: "Жизнь Сары" начинается с того, что она умерла…

По природе своей многие люди склонны к поискам правды. Один из признаков правды – постоянство. Если вещь прерывается, она связана с ложью и с отсутствием жизни. В Торе есть рецепт "живой воды" (с пеплом красной коровы), которой брызгают на еврея, чтобы избавить его от нечистоты мертвого тела. Эта вода берется из реки, которая никогда не пересыхает. Реки, которые прерывают свое течение хотя бы раз в семь лет, называются "лживыми", и вода их не годится для такого очищения.

Души праведников продолжают служить Всевышнему, даже расставшись с телом. Они заступаются за евреев перед престолом Творца, они поддерживают наши молитвы. А мы, идя путем, которые цадики проложили для нас, продолжаем в этом мире цепочку их добрых дел. Сказали мудрецы об одном из таких людей: "Яаков, отец наш, не умер. Как его потомство живет и здравствует, так жив и он сам."

Так было и в дни нашей матери, Сары. Ицхак, ее сын, и Ривка, ее невестка, продолжили мивцоим, которыми раньше занималась Сара. Поэтому название недельной главы говорит о жизни…

Slon.ru о «псевдокаббале»
2009-11-12 15:43
Сотрудничество со "Слоном" позволило подключить к СМИ раввинов Фейгина и Корица. Наши комментарии о деятельности псевдокаббалистов.
СЛОН«Всегда были люди, которые хотели заработать на продаже инсайдерской информации»

Раввин общины «Среди своих» Йосеф Херсонский



Читать материал
 

«Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса»

Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин


«Поп-каббала лишь паразитирует на позитивных процессах»

Раввин Михаэль Кориц

Праведники не умирают
2009-11-12 15:43
Я просматриваю 3 том русскоязычной Антологии аггады, издание института Штейнзальца, 2008. На стр. 216-250 там приводится огромная агадическая сугия Бава меция 83б-85б. В частности, такие тексты:

Бава меция 83б
Сказал р.Элазар себе: «Радуйся, нутро моё, радуйся! Если уж те, в чьём злодействе ты сомневаешься, таковы, то те, о ком судишь наверняка – тем более. Уверен я, что не коснётся тебя червь». По его просьбе напоили его снотворным, привели в мраморную комнату и разрезали живот. Вынули несколько корзин нутряного жира и поставили на солнце летом – и не провонял жир. Сказал он о себе: «Даже плоть моя успокоится с миром» (Теѓилим 16:9).
Бава меция 84б
Когда приблизился день его смерти, сказал р.Элазар своей жене: «Знаю я, что мудрецы злы на меня и не позаботятся о моих похоронах как следует. Положи меня, когда я умру, на чердаке, и не бойся». Сказал р.Шмуэль бар Нахмани: Пересказала мне мать р.Йоханана то, что рассказывала ей жена р.Элахара бен р.Шимона: «От восемнадцати до двадцати лет оставалось там его тело, и когда поднималась я проверить (не начало ли оно гнить) и вырывала волос, то выступала кровь. Однажды увидела я червя, выползающего из его уха, и упала духом. Явился ко мне во сне мой муж и сказал: «Это не значит, (что началось гниение). Как-то раз слышал я пренебрежительные слова о мудреце и не пресёк их, (и это – наказание за это). И бывало, когда двое (после смерти р.Элазара) приходили судиться, вставали они у ворот, один высказывал свои доводы, а другой – свои, и раздавался голос с чердака и говорил: «Этот виноват, а этот – прав».

Бава меция 85б
Пророк Элияѓу часто посещал дом учения Рабби. Однажды в новомесячье он задержался и не пришёл. Спросил его Рабби:
- Почему задержался наш господин?
Ответил ему:
- Разбудил я праотца нашего Авраѓама, омыл ему руки, он помолился, и затем я должен был уложить его. Потом (нужно было проделать то же самое) с Ицхаком и Яаковом.
- Надо было поднять всех троих разом!
- Я подумал, что если они втроём будут молиться, то приведут Машиаха до срока.

Очень сложная для понимания идея "праведники не умирают". И ни в одном из пояснительных блоков издания - ни в "примечаниях", ни в "из истории еврейской мысли", ни в послесловии р.Штейнзальца - она НЕ КОММЕНТИРУЕТСЯ!
И какой толк в таком издании?


В избранное