Бар мицва
Бар мицва
Две лекции в Москве.
Бар мицва
Заметки на полях 2009-11-11 17:25:16
Хайей Сара “Кетура, Матанот” 5770 ( mp3) р. Носон Аристер
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-11 02:59:32
Красота как мера духовности Канун Шабос главы «Хайей Соро» Недавно я разговаривал с одним евреем из Киева (как у нас любят шутить, киевлянин — это всего лишь одессит, который не доехал до Москвы). Он приехал в Одессу по делам, связанным с бизнесом, и, как обычно, пришел помолиться утреннюю молитву к нам в синагогу. После молитвы он подошел ко мне, мы разговорились. Он начал рассказывать о своих делах, о том, что происходит в Киеве. Разговор, конечно, коснулся и проблем еврейской жизни. Он рассказал, что в последнее время у него начался душевный кризис, выражающийся в том, что некоторые законы и заповеди Торы, касающиеся повседневной жизни, он начал исполнять не в полной мере, а некоторые перестал соблюдать вообще. Я удивился, так как всегда знал, что он «наш человек», и попытался выяснить причины происходящего. Тогда он поведал мне, что «охлаждение» началось несколько месяцев назад, с того, что он увидел недостойное поведение одного религиозного, весьма уважаемого им человека. «Я считал его своим наставником, всегда брал с него пример. И вдруг все изменилось. Я ощутил, что этот человек плохо влияет на меня. Мне захотелось отдалиться от него и, следовательно, перестать исполнять все то, чему я раньше научился», — рассказывал мой собеседник, и слезы стояли в его глазах. Мне не хотелось разубеждать его в чем-либо, я решил просто рассказать ему историю, которую сам слышал лет десять назад на съезде раввинов Европы в Братиславе (Словакия) от Шимона Визенталя, знаменитого «охотника за нацистами». Шимон Визенталь родился 31 декабря 1908 года в городке Бучач в принадлежащей Австро-Венгрии Галиции (ныне Украина). В годы Второй мировой войны был узником нескольких концлагерей. В 1945 году был освобожден американцами из Маутхаузена и начал сотрудничать с армией США, помогая собирать материалы для привлечения к суду военных преступников. В 1947 году вместе с другими добровольцами Визенталь основал Еврейский центр документации в австрийском городке Линце. Всю свою жизнь он собирал свидетельские показания и помогал жертвам войны. Визенталь всегда говорил, что в его войне против тех, кто участвовал в уничтожении еврейского народа, им руководит не чувство мести, а жажда справедливости. Сам он лично никогда никого не преследовал и не принимал участие в захватах военных преступников. Его метод работы состоял в скрупулезном сборе бумаг, фотографий, вещей, свидетельских показаний, которые разоблачали преступников. Все материалы затем передавались государственным органам для ареста и проведения судебных процессов. Часто Визенталь обращался к помощи средств массовой информации для создания давления общественного мнения на правительства Америки и Европы. Так, он способствовал тому, что судебные власти Западной Германии арестовывали и судили военных преступников, а парламент принял решение о том, что действие закона о сроке давности на них не распространяется. В общей сложности Визенталь смог привлечь к суду 1100 нацистских преступников, и в их числе Адольфа Эйхмана, да сотрется имя его, — главного организатора «решения еврейского вопроса». На братиславском съезде раввинов Европы Визенталь получил специальный подарок в честь празднования его 91-го дня рождения. Господин Визенталь был очень растроган и, поблагодарив, рассказал историю из своей лагерной жизни, которую я и решил пересказать своему собеседнику из Киева — в надежде, что это окажет на него свое влияние. Вот что рассказал Шимон Визенталь: «Это было в Маутхаузене, вскоре после освобождения. Рав Элиэзер Сильвер, глава организации «Братья» (союз ортодоксальных раввинов Северной Америки) находился тогда в нашем лагере. Его посланническая миссия заключалась в оказании помощи тем, кто выжил и находился там. Рав Сильвер организовал ежедневные молитвы и пригласил меня молиться вместе с остальными. Я отказался. Сейчас я объясню вам, почему я это сделал. У нас в лагере был еврей, которому удалось, несмотря ни на что, пронести и сохранить Сидур. Вначале я был восхищен смелостью этого человека, тем, что он подверг опасности свою жизнь, чтобы пронести с собой молитвенник. Однако потом, к своему огромному удивлению, я узнал, что этот еврей сдает Сидур напрокат, беря плату едой. Люди отдавали ему последний кусок хлеба за то, чтобы несколько минут пользоваться молитвенником! Этот человек, прибывший в лагерь исхудавшим и изголодавшимся, начал так много есть, что умер раньше других. Его тело просто не выдержало такой резкой перемены… Все это я рассказал раву Сильверу и добавил: «Если так ведут себя религиозные евреи, я не хочу быть таким, как они, и не собираюсь никогда в жизни пользоваться молитвенником!» Я повернулся, чтобы уйти, но рав Сильвер коснулся моего плеча и ласково сказал мне на идиш: «Почему ты видишь только того, кто давал пользоваться молитвенником, взимая с полуголодных людей плату едой? Почему ты не замечаешь тех многочисленных праведных евреев, которые, испытывая постоянный голод, отдавали последний кусочек хлеба лишь бы помолиться с Сидуром в руках?! Это подлинная сила Сидура! Это — истинная вера!..» На следующий день я присоединился к молящимся…» Закончив свой рассказ, я спросил своего собеседника из Киева: «Почему ты позволяешь злу влиять на добро, которое есть в тебе, если можно взглянуть на все немного иначе и заставить твое доброе начало превозмочь зло, с которым ты столкнулся?!» Мой знакомый примолк, вытер слезы, простился со мной, и на этом мы расстались. Хочется верить, что с этого дня в его мыслях произошли положительные перемены, что он осознал свои возможности положительно влиять на других и не давать внешнему злу влиять на него. …В сегодняшней недельной главе «Хайей Соро» мы читаем: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет». «Мидраш рабо» объясняет: «В Книге Теѓилим сказано: «Знает Б-г дни непорочных» (Теѓилим, 37: 18). Так же, как они непорочны, так и годы их. В двадцать лет она была так же прекрасна, как в семь лет. В столетнем возрасте она была, как двадцатилетняя — непричастна к греху». Из этого следует, что наша праматерь Сара была совершенна как в своих добрых делах, так и своей внешней красотой. Думается, что это требует разъяснения. Из слов мидраша мы знаем, что совершенство Сары, «так же прекрасна, как в семь лет», было не только выражением ее внешней красоты, но и указанием на высокий уровень духовности, на который она поднялась. Почему внешняя красота Сары связывается с ее духовным совершенством? Связь между душой и физическим телом есть единство двух противоположностей. Душа Б-жественна по своей сути и не подвержена изменениям времени и места. В отличие от души, тело ограничено пространством и временем, которые, как мы воочию убеждаемся, наносят ему непоправимый урон. Иногда мы встречаем человека, на теле которого прошедшие годы и переживания не оставили никакого следа. Это свидетельствует о том, что свет его души настолько велик, что даже его тело поднимается над своими рамками и питается от вечности и бесконечности души. На это особенное совершенство и указывает нам Тора, говоря о Саре. Ее душа обладала таким сильным светом, что он был заметен и при взгляде на ее физическое тело. У человека есть три пути противостоять враждебному его вере и его ценностям окружению. Он либо живет в окружении, связан с ним, склонен подвергаться его влиянию, но, поскольку решил для себя выдержать это испытание, то превозмогает внешние обстоятельства. Либо же он отделяется и разрывает связь с окружением, и, соответственно, оно уже не влияет на него. Недостаток обоих этих возможностей состоит в том, что внешнее представляет собой угрозу для человека, и он вынужден ему противостоять твердостью своих принципов или полным разрывом с ним. Но есть еще третья возможность. Она состоит в том, что душа человека излучает вокруг себя настолько сильный свет, что он превращается в личность, которая сама влияет на свое окружение. В этом случае влияние среды не угрожает человеку. Это и есть вершина совершенства. Окружение не угрожает ценностям человека, а наоборот, он сам влияет на него и строит его в соответствии со своим духом и желанием. В отношениях между душой и телом тоже есть эти три возможности. Человек может бороться с соблазнами тела, решая не слушаться их. Хотя они притягивают его, но силой своих решений и умением управлять своими желаниями, он побеждает все соблазны. Также человек может решить отстраниться от всего, что связано с телом, и полностью погрузиться в духовность, вследствие этого тело и его потребности перестают влиять на человека. В обоих вышеупомянутых подходах тело как бы отдельная реальность, представляющая угрозу для души, которая вынуждена противостоять этому твердостью своих принципов или полным отстранением от потребностей тела. Истинное же совершенство в том, что человек усиливает свет души до такой степени, что тело аннулируется совсем по отношению к душе. В этом случае оно представляет собой сосуд, инструмент для раскрытия света души — настолько, что у него нет своих устремлений, они полностью подчинены душе. В этом и было совершенство Сары: ее душа так сильно освещала тело, что оно было лишь сосудом, излучающим душевный свет. Само собой, тело впитало силу и вечность души. Поэтому время и место были не властны над ней и не повредили ни ее красоты, ни праведности. Следовательно, описание красоты Сары говорит о ее духовной красоте и совершенстве ее души, которое проявило себя также в совершенстве тела. Давайте будем учиться у нашей праматери Сары и строить свое поведение так, чтобы духовные силы воздействовали на наше тело. Положительно влиять на мир, противостоять его злу и уродствам мы можем, только если добро внутри нас и добрые силы вокруг нас объединятся и станут главными в нашей жизни! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).
МЕЧТА ПОД БОКОМ
Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА»
Slon.ru о «псевдокаббале»
«Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса» Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин «Поп-каббала лишь паразитирует на позитивных процессах» Раввин Михаэль Кориц
Праведники не умирают |
Бар мицва
Две лекции в Москве.
Бар мицва
Заметки на полях 2009-11-11 17:25:16
Хайей Сара “Кетура, Матанот” 5770 ( mp3) р. Носон Аристер
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-11 02:59:32
Красота как мера духовности Канун Шабос главы «Хайей Соро» Недавно я разговаривал с одним евреем из Киева (как у нас любят шутить, киевлянин — это всего лишь одессит, который не доехал до Москвы). Он приехал в Одессу по делам, связанным с бизнесом, и, как обычно, пришел помолиться утреннюю молитву к нам в синагогу. После молитвы он подошел ко мне, мы разговорились. Он начал рассказывать о своих делах, о том, что происходит в Киеве. Разговор, конечно, коснулся и проблем еврейской жизни. Он рассказал, что в последнее время у него начался душевный кризис, выражающийся в том, что некоторые законы и заповеди Торы, касающиеся повседневной жизни, он начал исполнять не в полной мере, а некоторые перестал соблюдать вообще. Я удивился, так как всегда знал, что он «наш человек», и попытался выяснить причины происходящего. Тогда он поведал мне, что «охлаждение» началось несколько месяцев назад, с того, что он увидел недостойное поведение одного религиозного, весьма уважаемого им человека. «Я считал его своим наставником, всегда брал с него пример. И вдруг все изменилось. Я ощутил, что этот человек плохо влияет на меня. Мне захотелось отдалиться от него и, следовательно, перестать исполнять все то, чему я раньше научился», — рассказывал мой собеседник, и слезы стояли в его глазах. Мне не хотелось разубеждать его в чем-либо, я решил просто рассказать ему историю, которую сам слышал лет десять назад на съезде раввинов Европы в Братиславе (Словакия) от Шимона Визенталя, знаменитого «охотника за нацистами». Шимон Визенталь родился 31 декабря 1908 года в городке Бучач в принадлежащей Австро-Венгрии Галиции (ныне Украина). В годы Второй мировой войны был узником нескольких концлагерей. В 1945 году был освобожден американцами из Маутхаузена и начал сотрудничать с армией США, помогая собирать материалы для привлечения к суду военных преступников. В 1947 году вместе с другими добровольцами Визенталь основал Еврейский центр документации в австрийском городке Линце. Всю свою жизнь он собирал свидетельские показания и помогал жертвам войны. Визенталь всегда говорил, что в его войне против тех, кто участвовал в уничтожении еврейского народа, им руководит не чувство мести, а жажда справедливости. Сам он лично никогда никого не преследовал и не принимал участие в захватах военных преступников. Его метод работы состоял в скрупулезном сборе бумаг, фотографий, вещей, свидетельских показаний, которые разоблачали преступников. Все материалы затем передавались государственным органам для ареста и проведения судебных процессов. Часто Визенталь обращался к помощи средств массовой информации для создания давления общественного мнения на правительства Америки и Европы. Так, он способствовал тому, что судебные власти Западной Германии арестовывали и судили военных преступников, а парламент принял решение о том, что действие закона о сроке давности на них не распространяется. В общей сложности Визенталь смог привлечь к суду 1100 нацистских преступников, и в их числе Адольфа Эйхмана, да сотрется имя его, — главного организатора «решения еврейского вопроса». На братиславском съезде раввинов Европы Визенталь получил специальный подарок в честь празднования его 91-го дня рождения. Господин Визенталь был очень растроган и, поблагодарив, рассказал историю из своей лагерной жизни, которую я и решил пересказать своему собеседнику из Киева — в надежде, что это окажет на него свое влияние. Вот что рассказал Шимон Визенталь: «Это было в Маутхаузене, вскоре после освобождения. Рав Элиэзер Сильвер, глава организации «Братья» (союз ортодоксальных раввинов Северной Америки) находился тогда в нашем лагере. Его посланническая миссия заключалась в оказании помощи тем, кто выжил и находился там. Рав Сильвер организовал ежедневные молитвы и пригласил меня молиться вместе с остальными. Я отказался. Сейчас я объясню вам, почему я это сделал. У нас в лагере был еврей, которому удалось, несмотря ни на что, пронести и сохранить Сидур. Вначале я был восхищен смелостью этого человека, тем, что он подверг опасности свою жизнь, чтобы пронести с собой молитвенник. Однако потом, к своему огромному удивлению, я узнал, что этот еврей сдает Сидур напрокат, беря плату едой. Люди отдавали ему последний кусок хлеба за то, чтобы несколько минут пользоваться молитвенником! Этот человек, прибывший в лагерь исхудавшим и изголодавшимся, начал так много есть, что умер раньше других. Его тело просто не выдержало такой резкой перемены… Все это я рассказал раву Сильверу и добавил: «Если так ведут себя религиозные евреи, я не хочу быть таким, как они, и не собираюсь никогда в жизни пользоваться молитвенником!» Я повернулся, чтобы уйти, но рав Сильвер коснулся моего плеча и ласково сказал мне на идиш: «Почему ты видишь только того, кто давал пользоваться молитвенником, взимая с полуголодных людей плату едой? Почему ты не замечаешь тех многочисленных праведных евреев, которые, испытывая постоянный голод, отдавали последний кусочек хлеба лишь бы помолиться с Сидуром в руках?! Это подлинная сила Сидура! Это — истинная вера!..» На следующий день я присоединился к молящимся…» Закончив свой рассказ, я спросил своего собеседника из Киева: «Почему ты позволяешь злу влиять на добро, которое есть в тебе, если можно взглянуть на все немного иначе и заставить твое доброе начало превозмочь зло, с которым ты столкнулся?!» Мой знакомый примолк, вытер слезы, простился со мной, и на этом мы расстались. Хочется верить, что с этого дня в его мыслях произошли положительные перемены, что он осознал свои возможности положительно влиять на других и не давать внешнему злу влиять на него. …В сегодняшней недельной главе «Хайей Соро» мы читаем: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет». «Мидраш рабо» объясняет: «В Книге Теѓилим сказано: «Знает Б-г дни непорочных» (Теѓилим, 37: 18). Так же, как они непорочны, так и годы их. В двадцать лет она была так же прекрасна, как в семь лет. В столетнем возрасте она была, как двадцатилетняя — непричастна к греху». Из этого следует, что наша праматерь Сара была совершенна как в своих добрых делах, так и своей внешней красотой. Думается, что это требует разъяснения. Из слов мидраша мы знаем, что совершенство Сары, «так же прекрасна, как в семь лет», было не только выражением ее внешней красоты, но и указанием на высокий уровень духовности, на который она поднялась. Почему внешняя красота Сары связывается с ее духовным совершенством? Связь между душой и физическим телом есть единство двух противоположностей. Душа Б-жественна по своей сути и не подвержена изменениям времени и места. В отличие от души, тело ограничено пространством и временем, которые, как мы воочию убеждаемся, наносят ему непоправимый урон. Иногда мы встречаем человека, на теле которого прошедшие годы и переживания не оставили никакого следа. Это свидетельствует о том, что свет его души настолько велик, что даже его тело поднимается над своими рамками и питается от вечности и бесконечности души. На это особенное совершенство и указывает нам Тора, говоря о Саре. Ее душа обладала таким сильным светом, что он был заметен и при взгляде на ее физическое тело. У человека есть три пути противостоять враждебному его вере и его ценностям окружению. Он либо живет в окружении, связан с ним, склонен подвергаться его влиянию, но, поскольку решил для себя выдержать это испытание, то превозмогает внешние обстоятельства. Либо же он отделяется и разрывает связь с окружением, и, соответственно, оно уже не влияет на него. Недостаток обоих этих возможностей состоит в том, что внешнее представляет собой угрозу для человека, и он вынужден ему противостоять твердостью своих принципов или полным разрывом с ним. Но есть еще третья возможность. Она состоит в том, что душа человека излучает вокруг себя настолько сильный свет, что он превращается в личность, которая сама влияет на свое окружение. В этом случае влияние среды не угрожает человеку. Это и есть вершина совершенства. Окружение не угрожает ценностям человека, а наоборот, он сам влияет на него и строит его в соответствии со своим духом и желанием. В отношениях между душой и телом тоже есть эти три возможности. Человек может бороться с соблазнами тела, решая не слушаться их. Хотя они притягивают его, но силой своих решений и умением управлять своими желаниями, он побеждает все соблазны. Также человек может решить отстраниться от всего, что связано с телом, и полностью погрузиться в духовность, вследствие этого тело и его потребности перестают влиять на человека. В обоих вышеупомянутых подходах тело как бы отдельная реальность, представляющая угрозу для души, которая вынуждена противостоять этому твердостью своих принципов или полным отстранением от потребностей тела. Истинное же совершенство в том, что человек усиливает свет души до такой степени, что тело аннулируется совсем по отношению к душе. В этом случае оно представляет собой сосуд, инструмент для раскрытия света души — настолько, что у него нет своих устремлений, они полностью подчинены душе. В этом и было совершенство Сары: ее душа так сильно освещала тело, что оно было лишь сосудом, излучающим душевный свет. Само собой, тело впитало силу и вечность души. Поэтому время и место были не властны над ней и не повредили ни ее красоты, ни праведности. Следовательно, описание красоты Сары говорит о ее духовной красоте и совершенстве ее души, которое проявило себя также в совершенстве тела. Давайте будем учиться у нашей праматери Сары и строить свое поведение так, чтобы духовные силы воздействовали на наше тело. Положительно влиять на мир, противостоять его злу и уродствам мы можем, только если добро внутри нас и добрые силы вокруг нас объединятся и станут главными в нашей жизни! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,3 МБ).
МЕЧТА ПОД БОКОМ
Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА»
Slon.ru о «псевдокаббале»
«Каббала не предназначена для повышения эффективности бизнеса» Раввин синагоги на Поклонной горе Александр Фейгин «Поп-каббала лишь паразитирует на позитивных процессах» Раввин Михаэль Кориц
Праведники не умирают |
В избранное | ||