Смотреть на чужую работу
2009-11-15 12:10
Где-то слышал,что есть запрет смотреть,как работают другие люди. Может,кто-то знает источник?
Зачехленный ангел
2009-11-15 23:23
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда". И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить. Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи
1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?
2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)
3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:21, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 24:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...
4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 3:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.
Конец эпохи
2009-11-16 02:35
В в последний шабат состоялась впервые демонстрация Эда харедит (то есть последнему оплоту крайней оппозиции государству), предварительно разрешенная полицией.
Глава Торы “Хайей-Сара”: Госпожа Удача
2009-11-16 02:35
Когда все идет, как по маслу, мы на гребне волны и в мозолистых руках сжимаем скользкий хвост удачи - что нужно сделать, чтобы не дать ей ускользнуть? Нужно просто очень постараться не мешать Всевышнему…
(Лекция р-на Эли Когана записана 11.20.2008, отредактирована 11.13.2009)
Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, [...]
Конец эпохи
2009-11-16 03:32
В последний шабат впервые состоялась демонстрация Эда харедит (то есть последнему оплоту крайней оппозиции государству), предварительно разрешенная полицией.
Смотреть на чужую работу
2009-11-15 12:10
Где-то слышал,что есть запрет смотреть,как работают другие люди. Может,кто-то знает источник?
Зачехленный ангел
2009-11-15 23:23
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда". И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить. Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи
1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?
2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)
3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:21, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 24:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...
4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 3:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.
Конец эпохи
2009-11-16 02:35
В в последний шабат состоялась впервые демонстрация Эда харедит (то есть последнему оплоту крайней оппозиции государству), предварительно разрешенная полицией.
Глава Торы “Хайей-Сара”: Госпожа Удача
2009-11-16 02:35
Когда все идет, как по маслу, мы на гребне волны и в мозолистых руках сжимаем скользкий хвост удачи - что нужно сделать, чтобы не дать ей ускользнуть? Нужно просто очень постараться не мешать Всевышнему…
(Лекция р-на Эли Когана записана 11.20.2008, отредактирована 11.13.2009)
Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, [...]
Конец эпохи
2009-11-16 03:32
В последний шабат впервые состоялась демонстрация Эда харедит (то есть последнему оплоту крайней оппозиции государству), предварительно разрешенная полицией.