Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59
Кто автор этих респонсов?
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-12 08:33:10
Недельная глава «Хаей Сара»
$18 «Антология Аггады», т.3 Вавилонский Талмуд
Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА» (ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)
Архив 78-rpm
38 лет от буквы ה (Хей) до буквы ח (Хет). Смена имени часто оказывает серьёзнейшее влияние на человека. Верно так же обратное - в ряде случаев сильное изменения внутреннего мира человека вызывает острую необходимость в изменении имени. В случае изменения имени Авраама (как известно, имя Аврам превращается в имя Авраам при помощи добавления к имени Аврам, дополнительной буквы Хей), имели место как первый так и второй вариант изменения.
Конечно же нельзя сказать, что до изменения имени Авраам пребывал в духовной спячке, но очевидно что после перемены его имени происходят качественные изменения. В каком-то смысле можно сказать, что добавление к имени буквы Хей было началом новой жизни. Рав Натан Маймон отмечает что глава говорящая о его смерти буквально пестрит упоминаниями о сыновьях Хета. Авраам покупает пещеру, в которой будет похоронена Сара, и в последствии он сам, у сыновей Хета. Обычно когда какая-то вещь связана с особенно высоким уровнем, в первичной стадии эта вещь находится во власти Ситра Ахра (в буквальном переводе - другая сторона, так называемые силы тьмы), и только потом переходит во владение Кдуши (особой близости со Всевышним). Этому есть много примеров - Земля Израиля во власти семи народов до того как переходит во владение народа Израиля, Маарат аМахпела во владении Эфрона аХити до того как ее выкупил Авраам Авину, ну и наконец Ар аБайт - Храмовая гора - во владении Аравна аЙевуси до того как ее приобрёл Давид аМелех. Это правило наиболее ярко отражено в шести днях творения. "...И был вечер, и было утро..." (Берешит 1:4) говорит как раз об этом - цикл начинается с тьмы и постепенно продвигается в сторону света. Так же как кожура предохраняет плод, так же и тьма и хаос предшествуют свету и порядку. Разница между этими двумя состояниями (тьма и свет или тума и кдуша), отражена в двух буквах Хет и Хей (Зоар, Тецаве 183-Б). Песах играет в жизни народа Израиля такую же роль, что и шесть дней творения. Так же как шесть дней творения играют роль дня рождения мира, так же и Песах является днем рождения народа Израиля как оформленной сущности. Два основных атрибута Песаха - это маца и хамец. Оба слова выглядят очень похоже: маца - это Мем Цади Хей, а хамец - это Хет Мем Цади. Совсем небольшая разница между буквами ה (Хей) и ח (Хет) отражена в том, что мацу от хамеца отделяет совсем немного. Если при приготовлении мацы задержаться на совсем короткое время - несколько минут, то тесто становится заквашенным и его на Песах нельзя не только есть, но и видеть, и даже просто владеть такой вещью. Интересно отметить, что психоаналитические теории развития ребёнка говорят об очень похожем процессе. В определённый момент времени ребёнок подходит к так называемой "депрессивной позиции", в которой ребёнку предстоит сделать судьбоносный выбор между силами любви и силами ненависти. Это происходит в тот момент, когда ребёнок начинает понимать что мать, которую он любит (потому что она даёт ему все что ему требуется) и мать которую он ненавидит (из-за того что мать недоступна 100% времени) - это один и тот же человек. Неспособность выйти из депрессивной позиции на практике часто означает неумение поправить испорченные отношения, другими словами починить то, что было поломано. Это тот самый момент от которого очень много зависит в дальнейшей жизни ребёнка. Если ребёнок не в состоянии разрешить эту ситуацию, то в самом крайнем случае психика ребёнка регрессирует к параноидальному террору. Для того, чтобы оградить себя от террора, сознание занимается дроблением на все более мелкие части, тем самым загоняя в себя в ситуацию, которой и боится больше всего. В другом варианте неудачного выхода из депрессивной позиции ребёнок пытается контролировать хаос такого уровня, с которым просто невозможно справиться. Контроль осуществляется через отрицание того, что ребёнок хоть в чём-либо зависит от других: от своих родителей, друзей, учителей и вообще всех связей и отношений. Это то состояние, которое называется манией - создаётся иллюзия независимости и полной автономии от всего и всех. Обе эти ошибки в значительно смягчённой форме предстают перед каждым. Иногда уровень тьмы и хаоса настолько велик, что нет никаких шансов его обуздать и нужно просто отступить (при этом не отсекая от себя "ненужных" частей). А иногда бывает так, что нежелание рассчитывать на внешнюю по отношению к себе помощь приводит к полной изоляции. Очень важно помнить о том, что к "стычкам со злом" нужно быть подготовленным, и это требует длительного времени. Ведь даже у Авраама, от того момента когда он начал играть по новым правилом (добавление буквы Хей к имени) и до того момента когда он дошёл до уровня, на котором он смог приобрести то что ему было нужно у уровня Хет, прошло ни много ни мало 38 лет.
Конец недели. Новая задача и пр. 1 Из первого стиха раздела - так учит Устная Тора - следует, что Сара была абсолютной праведницей. Другими словами, она ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка. Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки! Аргумент "мы не ангелы" не принимается - потому что и Сара не была ангелом. Т.е. у нее были все возможности ошибиться, но она не ошиблась. Поэтому Всевышний и сказал Аврааму: "Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голос" (Берешит 21:12). Да, считается, что она была пророчицей. А поэтому (некоторые делают отсюда такой вывод) не ошибалась. На это можно ответить: (1) и пророки ошибались в своей личной жизни (например, Авраам, Моше), (2) пророчество всегда касается других людей, но не пророка в его личном выборе [см. историю с пророком Йоной; кстати, об этом сказал Всевышний пророку Моше, попросившему у Него показать Себя: "не может человек увидеть Меня - и остаться живым" (Шмот 33:20). Т.е. никто, даже пророк, не может изначально увидеть финал той ситуации, в которой ему надо сделать свой личный выбор; если бы он этот финал видел - он стал бы ангелом, т.е. перестал бы жить как человек]. Итак, Сара была полной праведницей благодаря своим заслугам, а не уникальным качествам, полученным ею с неба. Т.е. она была человеком, которого тоже смущает йецер-ара (соблазнитель) и у которого полно посторонних желаний, мешающих сделать правильный выбор, - она была как мы с вами. И все, что мы отсюда учим, - только то, что и мы могли бы находиться на таком же высоком уровне. Поэтому на личном суде каждого из нас не будет принят наш последний аргумент: "я не ангел". Человеку будет сказано: это не оправдание, ибо Сара доказала, что можно быть не ангелом и в то же время находиться на самом высоком уровне. С чем мы сами себя и поздравляем - а также говорим Саре, нашей праматери: спасибо. Спасибо за то, что ты лишила нас последнего аргумента, который мог бы нас спасти. Т.е. не будь Сара праведницей - мы бы получили менее строгое наказание за свои проступки. И как теперь к ней относиться? А так и относиться - брать с нее пример, пока мы живы. Что лучше: жить в неведении и ждать мягкого, щадящего приговора на Суде (по принципу "ну, что взять с ребенка?") - или жить, обладая полным знанием, и при этом нести максимальную ответственность за свои поступки? (Read more ...)
Архив 78-rpm
Зачехленный ангел
На каком языке говорил Адам Аришон?
На каком языке говорил Адам? Все знают, что в стихе "Жизни Сары было 100 лет и 20 лет, и 7 лет - столько лет жизни Сары", - повторение слова "лет" указывают на абсолютную безгрешность Сары.
Зачехленный ангел |
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59
Кто автор этих респонсов?
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-12 08:33:10
Недельная глава «Хаей Сара»
$18 «Антология Аггады», т.3 Вавилонский Талмуд
Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА» (ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)
Архив 78-rpm
38 лет от буквы ה (Хей) до буквы ח (Хет). Смена имени часто оказывает серьёзнейшее влияние на человека. Верно так же обратное - в ряде случаев сильное изменения внутреннего мира человека вызывает острую необходимость в изменении имени. В случае изменения имени Авраама (как известно, имя Аврам превращается в имя Авраам при помощи добавления к имени Аврам, дополнительной буквы Хей), имели место как первый так и второй вариант изменения.
Конечно же нельзя сказать, что до изменения имени Авраам пребывал в духовной спячке, но очевидно что после перемены его имени происходят качественные изменения. В каком-то смысле можно сказать, что добавление к имени буквы Хей было началом новой жизни. Рав Натан Маймон отмечает что глава говорящая о его смерти буквально пестрит упоминаниями о сыновьях Хета. Авраам покупает пещеру, в которой будет похоронена Сара, и в последствии он сам, у сыновей Хета. Обычно когда какая-то вещь связана с особенно высоким уровнем, в первичной стадии эта вещь находится во власти Ситра Ахра (в буквальном переводе - другая сторона, так называемые силы тьмы), и только потом переходит во владение Кдуши (особой близости со Всевышним). Этому есть много примеров - Земля Израиля во власти семи народов до того как переходит во владение народа Израиля, Маарат аМахпела во владении Эфрона аХити до того как ее выкупил Авраам Авину, ну и наконец Ар аБайт - Храмовая гора - во владении Аравна аЙевуси до того как ее приобрёл Давид аМелех. Это правило наиболее ярко отражено в шести днях творения. "...И был вечер, и было утро..." (Берешит 1:4) говорит как раз об этом - цикл начинается с тьмы и постепенно продвигается в сторону света. Так же как кожура предохраняет плод, так же и тьма и хаос предшествуют свету и порядку. Разница между этими двумя состояниями (тьма и свет или тума и кдуша), отражена в двух буквах Хет и Хей (Зоар, Тецаве 183-Б). Песах играет в жизни народа Израиля такую же роль, что и шесть дней творения. Так же как шесть дней творения играют роль дня рождения мира, так же и Песах является днем рождения народа Израиля как оформленной сущности. Два основных атрибута Песаха - это маца и хамец. Оба слова выглядят очень похоже: маца - это Мем Цади Хей, а хамец - это Хет Мем Цади. Совсем небольшая разница между буквами ה (Хей) и ח (Хет) отражена в том, что мацу от хамеца отделяет совсем немного. Если при приготовлении мацы задержаться на совсем короткое время - несколько минут, то тесто становится заквашенным и его на Песах нельзя не только есть, но и видеть, и даже просто владеть такой вещью. Интересно отметить, что психоаналитические теории развития ребёнка говорят об очень похожем процессе. В определённый момент времени ребёнок подходит к так называемой "депрессивной позиции", в которой ребёнку предстоит сделать судьбоносный выбор между силами любви и силами ненависти. Это происходит в тот момент, когда ребёнок начинает понимать что мать, которую он любит (потому что она даёт ему все что ему требуется) и мать которую он ненавидит (из-за того что мать недоступна 100% времени) - это один и тот же человек. Неспособность выйти из депрессивной позиции на практике часто означает неумение поправить испорченные отношения, другими словами починить то, что было поломано. Это тот самый момент от которого очень много зависит в дальнейшей жизни ребёнка. Если ребёнок не в состоянии разрешить эту ситуацию, то в самом крайнем случае психика ребёнка регрессирует к параноидальному террору. Для того, чтобы оградить себя от террора, сознание занимается дроблением на все более мелкие части, тем самым загоняя в себя в ситуацию, которой и боится больше всего. В другом варианте неудачного выхода из депрессивной позиции ребёнок пытается контролировать хаос такого уровня, с которым просто невозможно справиться. Контроль осуществляется через отрицание того, что ребёнок хоть в чём-либо зависит от других: от своих родителей, друзей, учителей и вообще всех связей и отношений. Это то состояние, которое называется манией - создаётся иллюзия независимости и полной автономии от всего и всех. Обе эти ошибки в значительно смягчённой форме предстают перед каждым. Иногда уровень тьмы и хаоса настолько велик, что нет никаких шансов его обуздать и нужно просто отступить (при этом не отсекая от себя "ненужных" частей). А иногда бывает так, что нежелание рассчитывать на внешнюю по отношению к себе помощь приводит к полной изоляции. Очень важно помнить о том, что к "стычкам со злом" нужно быть подготовленным, и это требует длительного времени. Ведь даже у Авраама, от того момента когда он начал играть по новым правилом (добавление буквы Хей к имени) и до того момента когда он дошёл до уровня, на котором он смог приобрести то что ему было нужно у уровня Хет, прошло ни много ни мало 38 лет.
Конец недели. Новая задача и пр. 1 Из первого стиха раздела - так учит Устная Тора - следует, что Сара была абсолютной праведницей. Другими словами, она ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка. Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки! Аргумент "мы не ангелы" не принимается - потому что и Сара не была ангелом. Т.е. у нее были все возможности ошибиться, но она не ошиблась. Поэтому Всевышний и сказал Аврааму: "Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голос" (Берешит 21:12). Да, считается, что она была пророчицей. А поэтому (некоторые делают отсюда такой вывод) не ошибалась. На это можно ответить: (1) и пророки ошибались в своей личной жизни (например, Авраам, Моше), (2) пророчество всегда касается других людей, но не пророка в его личном выборе [см. историю с пророком Йоной; кстати, об этом сказал Всевышний пророку Моше, попросившему у Него показать Себя: "не может человек увидеть Меня - и остаться живым" (Шмот 33:20). Т.е. никто, даже пророк, не может изначально увидеть финал той ситуации, в которой ему надо сделать свой личный выбор; если бы он этот финал видел - он стал бы ангелом, т.е. перестал бы жить как человек]. Итак, Сара была полной праведницей благодаря своим заслугам, а не уникальным качествам, полученным ею с неба. Т.е. она была человеком, которого тоже смущает йецер-ара (соблазнитель) и у которого полно посторонних желаний, мешающих сделать правильный выбор, - она была как мы с вами. И все, что мы отсюда учим, - только то, что и мы могли бы находиться на таком же высоком уровне. Поэтому на личном суде каждого из нас не будет принят наш последний аргумент: "я не ангел". Человеку будет сказано: это не оправдание, ибо Сара доказала, что можно быть не ангелом и в то же время находиться на самом высоком уровне. С чем мы сами себя и поздравляем - а также говорим Саре, нашей праматери: спасибо. Спасибо за то, что ты лишила нас последнего аргумента, который мог бы нас спасти. Т.е. не будь Сара праведницей - мы бы получили менее строгое наказание за свои проступки. И как теперь к ней относиться? А так и относиться - брать с нее пример, пока мы живы. Что лучше: жить в неведении и ждать мягкого, щадящего приговора на Суде (по принципу "ну, что взять с ребенка?") - или жить, обладая полным знанием, и при этом нести максимальную ответственность за свои поступки? (Read more ...)
Архив 78-rpm
Зачехленный ангел
На каком языке говорил Адам Аришон?
На каком языке говорил Адам? Все знают, что в стихе "Жизни Сары было 100 лет и 20 лет, и 7 лет - столько лет жизни Сары", - повторение слова "лет" указывают на абсолютную безгрешность Сары.
Зачехленный ангел |
В избранное | ||