Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59


Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59
2009-11-12 16:53
Йома 69б
Евреи жалуются на Злое начало и кричат: בייא, בייא! Это греческое bia - "насилие, беззаконие". Здесь, как и в греческом (опираюсь на комментарий в издании Штейнзальца) это слово употребляется как междометие - "Ой!"
Интересно, что слово "насилие" в значении междометия существует и в идише - Gewalt. И в библейском иврите: חמס.

Кто автор этих респонсов?
2009-11-12 16:53
Подскажите, пожалуйста, кто является автором следующих современных респонсов:

Авней Цедек (Avnei Tzedek)
Яскил Авди Yaskil Awdi

Заранее спасибо. Один кросс.

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-12 08:33:10
2009-11-12 16:53
Напомните, где в Талмуде описано, как гробы двух праведников везли из Вавилона в страну Израиля и они не могли разойтись на мосту? И где описано, как мудрецу, вызвавшемуся похоронить праведника, говорят: Хитрый! Ты хочешь прямо там в его могиле помереть и быть там похороненным?
Спасибо.

Недельная глава «Хаей Сара»
2009-11-13 02:09
«И Авраам состарился и вошел в года. И Всевышний благословил Авраама всем...»
Говорится в Гемаре: «Старец, «закен», это тот, кто приобрел мудрость...» А в мидраше сказано: «Есть люди, которые стали стары /мудры/, но еще не вошли в года. А есть такие, что вошли в года, но никак не могут состариться.. .»

Любавичский Ребе приводит в качестве примера рабби Элазара бен-Азарью, который рано «состарился». Ему было всего 18 лет, когда товарищи избрали его главой ешивы в Явне. Бывают и другие люди: лет им много, а старость так и не пришла...

«Вошел в года» сказано не совсем точно. В Торе написано, что Авраам, отец наш, «Ба ба-ямим», «вошел в дни» Зоар объясняет: первый еврей внес желание распространять свет Всевышнего во ВСЕ ДНИ своей жизни. У Авраама каждый день был «наполнен» соблюдением приказов Торы.

В нашей главе сказано, что Авраам и состарился, и вошел в года - т.е. обрел мудрость и наполнил светом заповедей каждый из прожитых дней. Можно представить такую ситуацию: человек занят духовным совершенствованием день и ночь, это поглощает все его время. Раньше он выполнял какую-то заповедь (например, помогал бедным), каждый день. Но теперь, экономя время, решил делать это раз в неделю. Бедняки не проиграют: раньше он каждое утро опускал в коробку для цдаки I0 центов, а теперь, по новой системе, будет класть целый доллар. Допустима ли такая замена?

Обсуждая цели Творения, наши мудрецы говорят: «Захотел Всевышний устроить себе жилище среди «нижних», т.е. в том мире, где мы живем. Эта задача требует распространять святость Б-га в самые глухие и низкие уголки бытия, причем делать это постоянно. Если смотреть под этим углом, 10 центов каждый день весят больше, чем доллар в неделю...

«Полные дни»
С того момента, когда душа Авраама, отца нашего, пришла в этот мир, закончились две тысячи лет хаоса и начались две тысячи лет Торы. И подготовка к дарованию Торы тоже начинается с первого еврея. Одно из свойств мира Торы - это шалом, соединение многих частей в единое целое. Шалом особенно необходим тогда, когда эти части в той или иной форме противоречат друг другу.

Говорится в мидраше, что в момент дарования Торы Всевышний разрешил объединиться небесам и земле, высшим сущностям и деталям земного быта. По природе своей они не всегда тяготеют к единству. Это видно на примере человеческой души. Есть мудрец, достигший определенной высоты. Но именно тогда он понимает, как много знаний не хватает ему, и какой далекий путь еще предстоит. И он совсем не рад прерывать учебу, чтобы обучать Торе других евреев и уговаривать их лучше соблюдать заповеди. Тем более, что выполнение мицвот - это путь, направленный больше вовне, к миру, а не к тайникам собственной души. Какжй же путь избрать?

Авраам отец наш, подсказывает: нужно объединить обе линии, «старость-мудрость» и «полные дни». Они не всегда соответствуют друг другу. Но Всевышний дает нам силы объединять небо и землю, поскольку на Его единстве стоит весь мир.

$18 «Антология Аггады», т.3 Вавилонский Талмуд
2009-11-13 02:09
«Вавилонский Талмуд, «Антология Аггады», т. 3»  комментарии Адина Штейнзальца. Под общей редакцией р. А. Штейнзальца и С. Аверинцева. Перевод У. Гершовича и А. Ковельмана. Книга содержит подборку разноплановых аггадических фрагментов из Вавилонского Талмуда. Аггада касается самых разнообразных тем, в ней затрагиваются и этические, и теологические, и филoсoфские проблемы, oна включает в себя толкования Писания, рассказы о [...]

Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА» (ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)
2009-11-13 02:09

Любавичский РЕБЕ (Сб. "Биаурей а-Хумаш, 1, с. 221)


"И было жизни Сары сто лет… И умерла Сара" .
Название недельной главы берется из ее начала и выражает, явно или скрыто, главную мысль этой главы. В данном случае она, эта мысль, звучит парадоксально: "Жизнь Сары" начинается с того, что она умерла…

По природе своей многие люди склонны к поискам правды. Один из признаков правды – постоянство. Если вещь прерывается, она связана с ложью и с отсутствием жизни. В Торе есть рецепт "живой воды" (с пеплом красной коровы), которой брызгают на еврея, чтобы избавить его от нечистоты мертвого тела. Эта вода берется из реки, которая никогда не пересыхает. Реки, которые прерывают свое течение хотя бы раз в семь лет, называются "лживыми", и вода их не годится для такого очищения.

Души праведников продолжают служить Всевышнему, даже расставшись с телом. Они заступаются за евреев перед престолом Творца, они поддерживают наши молитвы. А мы, идя путем, которые цадики проложили для нас, продолжаем в этом мире цепочку их добрых дел. Сказали мудрецы об одном из таких людей: "Яаков, отец наш, не умер. Как его потомство живет и здравствует, так жив и он сам."

Так было и в дни нашей матери, Сары. Ицхак, ее сын, и Ривка, ее невестка, продолжили мивцоим, которыми раньше занималась Сара. Поэтому название недельной главы говорит о жизни…

Архив 78-rpm
2009-11-13 10:14

В архиве FAUJSA есть огромный раздел записей под названием 78-rpm (в смысле что это переведно с пластинок). Там есть множество старых клейзмерских записей и нигуним:

Клейзмерские записи из 78-rpm.
Народные песни из 78-rpm.

38 лет от буквы ה (Хей) до буквы ח (Хет).
2009-11-13 10:14

Смена имени часто оказывает серьёзнейшее влияние на человека. Верно так же обратное - в ряде случаев сильное изменения внутреннего мира человека вызывает острую необходимость в изменении имени. В случае изменения имени Авраама (как известно, имя Аврам превращается в имя Авраам при помощи добавления к имени Аврам, дополнительной буквы Хей), имели место как первый так и второй вариант изменения.

Конечно же нельзя сказать, что до изменения имени Авраам пребывал в духовной спячке, но очевидно что после перемены его имени происходят качественные изменения. В каком-то смысле можно сказать, что добавление к имени буквы Хей было началом новой жизни. Рав Натан Маймон отмечает что глава говорящая о его смерти буквально пестрит упоминаниями о сыновьях Хета. Авраам покупает пещеру, в которой будет похоронена Сара, и в последствии он сам, у сыновей Хета.

Обычно когда какая-то вещь связана с особенно высоким уровнем, в первичной стадии эта вещь находится во власти Ситра Ахра (в буквальном переводе - другая сторона, так называемые силы тьмы), и только потом переходит во владение Кдуши (особой близости со Всевышним). Этому есть много примеров - Земля Израиля во власти семи народов до того как переходит во владение народа Израиля, Маарат аМахпела во владении Эфрона аХити до того как ее выкупил Авраам Авину, ну и наконец Ар аБайт - Храмовая гора - во владении Аравна аЙевуси до того как ее приобрёл Давид аМелех.

Это правило наиболее ярко отражено в шести днях творения. "...И был вечер, и было утро..." (Берешит 1:4) говорит как раз об этом - цикл начинается с тьмы и постепенно продвигается в сторону света. Так же как кожура предохраняет плод, так же и тьма и хаос предшествуют свету и порядку. Разница между этими двумя состояниями (тьма и свет или тума и кдуша), отражена в двух буквах Хет и Хей (Зоар, Тецаве 183-Б).

Песах играет в жизни народа Израиля такую же роль, что и шесть дней творения. Так же как шесть дней творения играют роль дня рождения мира, так же и Песах является днем рождения народа Израиля как оформленной сущности. Два основных атрибута Песаха - это маца и хамец. Оба слова выглядят очень похоже: маца - это Мем Цади Хей, а хамец - это Хет Мем Цади.

Совсем небольшая разница между буквами ה (Хей) и ח (Хет) отражена в том, что мацу от хамеца отделяет совсем немного. Если при приготовлении мацы задержаться на совсем короткое время - несколько минут, то тесто становится заквашенным и его на Песах нельзя не только есть, но и видеть, и даже просто владеть такой вещью.

Интересно отметить, что психоаналитические теории развития ребёнка говорят об очень похожем процессе. В определённый момент времени ребёнок подходит к так называемой "депрессивной позиции", в которой ребёнку предстоит сделать судьбоносный выбор между силами любви и силами ненависти.

Это происходит в тот момент, когда ребёнок начинает понимать что мать, которую он любит (потому что она даёт ему все что ему требуется) и мать которую он ненавидит (из-за того что мать недоступна 100% времени) - это один и тот же человек. Неспособность выйти из депрессивной позиции на практике часто означает неумение поправить испорченные отношения, другими словами починить то, что было поломано.

Это тот самый момент от которого очень много зависит в дальнейшей жизни ребёнка. Если ребёнок не в состоянии разрешить эту ситуацию, то в самом крайнем случае психика ребёнка регрессирует к параноидальному террору. Для того, чтобы оградить себя от террора, сознание занимается дроблением на все более мелкие части, тем самым загоняя в себя в ситуацию, которой и боится больше всего.

В другом варианте неудачного выхода из депрессивной позиции ребёнок пытается контролировать хаос такого уровня, с которым просто невозможно справиться. Контроль осуществляется через отрицание того, что ребёнок хоть в чём-либо зависит от других: от своих родителей, друзей, учителей и вообще всех связей и отношений. Это то состояние, которое называется манией - создаётся иллюзия независимости и полной автономии от всего и всех.

Обе эти ошибки в значительно смягчённой форме предстают перед каждым. Иногда уровень тьмы и хаоса настолько велик, что нет никаких шансов его обуздать и нужно просто отступить (при этом не отсекая от себя "ненужных" частей). А иногда бывает так, что нежелание рассчитывать на внешнюю по отношению к себе помощь приводит к полной изоляции.

Очень важно помнить о том, что к "стычкам со злом" нужно быть подготовленным, и это требует длительного времени. Ведь даже у Авраама, от того момента когда он начал играть по новым правилом (добавление буквы Хей к имени) и до того момента когда он дошёл до уровня, на котором он смог приобрести то что ему было нужно у уровня Хет, прошло ни много ни мало 38 лет.

Конец недели. Новая задача и пр.
2009-11-13 10:14
Друзья, уезжаю за границу.
На две недели. В Русию (Саратов и Москва).
Не знаю, будут ли там у меня иннет и время на него.
Так или иначе, по возможности обещаю (бн) заходить, проверять, читать и постить.
Также не знаю, какой у меня там будет номер телефона. Но писать мне по личной связи можно - я насчет телефона, встреч, банкетов и пр.
А пока две темы:
(1) Несколько слов о недельном разделе - в данном случае о нашей праматери Саре (поверьте, это очень важно).
(2) И задача!


1

Из первого стиха раздела - так учит Устная Тора - следует, что Сара была абсолютной праведницей. Другими словами, она ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка.
Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки!
Аргумент "мы не ангелы" не принимается - потому что и Сара не была ангелом. Т.е. у нее были все возможности ошибиться, но она не ошиблась. Поэтому Всевышний и сказал Аврааму: "Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голос" (Берешит 21:12).
Да, считается, что она была пророчицей. А поэтому (некоторые делают отсюда такой вывод) не ошибалась. На это можно ответить: (1) и пророки ошибались в своей личной жизни (например, Авраам, Моше), (2) пророчество всегда касается других людей, но не пророка в его личном выборе [см. историю с пророком Йоной; кстати, об этом сказал Всевышний пророку Моше, попросившему у Него показать Себя: "не может человек увидеть Меня - и остаться живым" (Шмот 33:20). Т.е. никто, даже пророк, не может изначально увидеть финал той ситуации, в которой ему надо сделать свой личный выбор; если бы он этот финал видел - он стал бы ангелом, т.е. перестал бы жить как человек].
Итак, Сара была полной праведницей благодаря своим заслугам, а не уникальным качествам, полученным ею с неба. Т.е. она была человеком, которого тоже смущает йецер-ара (соблазнитель) и у которого полно посторонних желаний, мешающих сделать правильный выбор, - она была как мы с вами. И все, что мы отсюда учим, - только то, что и мы могли бы находиться на таком же высоком уровне.
Поэтому на личном суде каждого из нас не будет принят наш последний аргумент: "я не ангел".
Человеку будет сказано: это не оправдание, ибо Сара доказала, что можно быть не ангелом и в то же время находиться на самом высоком уровне.
С чем мы сами себя и поздравляем - а также говорим Саре, нашей праматери: спасибо.
Спасибо за то, что ты лишила нас последнего аргумента, который мог
бы нас спасти.
Т.е. не будь Сара праведницей - мы бы получили менее строгое наказание за свои проступки.
И как теперь к ней относиться?
А так и относиться - брать с нее пример, пока мы живы.
Что лучше: жить в неведении и ждать мягкого, щадящего приговора на Суде (по принципу "ну, что взять с ребенка?") - или жить, обладая полным знанием, и при этом нести максимальную ответственность за свои поступки?

(Read more ...)

Архив 78-rpm
2009-11-13 12:18

В архиве FAUJSA есть огромный раздел записей под названием 78-rpm (в смысле что это переведно с пластинок). Там есть множество старых клейзмерских записей и нигуним:

Клейзмерские записи из 78-rpm.
Народные песни из 78-rpm.

Зачехленный ангел
2009-11-13 13:15
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда".
И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить.
Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи

1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?

2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)

3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:26, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 25:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...

4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 2:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.

На каком языке говорил Адам Аришон?
2009-11-13 15:20
На арамейском. Читай здесь (по-русски).
Гут-шабес

На каком языке говорил Адам?
2009-11-13 15:20

Все знают, что в стихе "Жизни Сары было 100 лет и 20 лет, и 7 лет - столько лет жизни Сары", - повторение слова "лет" указывают на абсолютную безгрешность Сары.
Но! Онкелос перевел без повторения слова "год": просто 127 лет. Отсюда следует, что Адам говорил на арамите. Почему?

(Read more ...)

Зачехленный ангел
2009-11-13 15:20
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда".
И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить.
Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи

1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?

2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)

3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:26, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 25:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...

4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 3:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.

Имян Отчествович Фамильев 2009-11-12 09:11:59
2009-11-12 16:53
Йома 69б
Евреи жалуются на Злое начало и кричат: בייא, בייא! Это греческое bia - "насилие, беззаконие". Здесь, как и в греческом (опираюсь на комментарий в издании Штейнзальца) это слово употребляется как междометие - "Ой!"
Интересно, что слово "насилие" в значении междометия существует и в идише - Gewalt. И в библейском иврите: חמס.

Кто автор этих респонсов?
2009-11-12 16:53
Подскажите, пожалуйста, кто является автором следующих современных респонсов:

Авней Цедек (Avnei Tzedek)
Яскил Авди Yaskil Awdi

Заранее спасибо. Один кросс.

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2009-11-12 08:33:10
2009-11-12 16:53
Напомните, где в Талмуде описано, как гробы двух праведников везли из Вавилона в страну Израиля и они не могли разойтись на мосту? И где описано, как мудрецу, вызвавшемуся похоронить праведника, говорят: Хитрый! Ты хочешь прямо там в его могиле помереть и быть там похороненным?
Спасибо.

Недельная глава «Хаей Сара»
2009-11-13 02:09
«И Авраам состарился и вошел в года. И Всевышний благословил Авраама всем...»
Говорится в Гемаре: «Старец, «закен», это тот, кто приобрел мудрость...» А в мидраше сказано: «Есть люди, которые стали стары /мудры/, но еще не вошли в года. А есть такие, что вошли в года, но никак не могут состариться.. .»

Любавичский Ребе приводит в качестве примера рабби Элазара бен-Азарью, который рано «состарился». Ему было всего 18 лет, когда товарищи избрали его главой ешивы в Явне. Бывают и другие люди: лет им много, а старость так и не пришла...

«Вошел в года» сказано не совсем точно. В Торе написано, что Авраам, отец наш, «Ба ба-ямим», «вошел в дни» Зоар объясняет: первый еврей внес желание распространять свет Всевышнего во ВСЕ ДНИ своей жизни. У Авраама каждый день был «наполнен» соблюдением приказов Торы.

В нашей главе сказано, что Авраам и состарился, и вошел в года - т.е. обрел мудрость и наполнил светом заповедей каждый из прожитых дней. Можно представить такую ситуацию: человек занят духовным совершенствованием день и ночь, это поглощает все его время. Раньше он выполнял какую-то заповедь (например, помогал бедным), каждый день. Но теперь, экономя время, решил делать это раз в неделю. Бедняки не проиграют: раньше он каждое утро опускал в коробку для цдаки I0 центов, а теперь, по новой системе, будет класть целый доллар. Допустима ли такая замена?

Обсуждая цели Творения, наши мудрецы говорят: «Захотел Всевышний устроить себе жилище среди «нижних», т.е. в том мире, где мы живем. Эта задача требует распространять святость Б-га в самые глухие и низкие уголки бытия, причем делать это постоянно. Если смотреть под этим углом, 10 центов каждый день весят больше, чем доллар в неделю...

«Полные дни»
С того момента, когда душа Авраама, отца нашего, пришла в этот мир, закончились две тысячи лет хаоса и начались две тысячи лет Торы. И подготовка к дарованию Торы тоже начинается с первого еврея. Одно из свойств мира Торы - это шалом, соединение многих частей в единое целое. Шалом особенно необходим тогда, когда эти части в той или иной форме противоречат друг другу.

Говорится в мидраше, что в момент дарования Торы Всевышний разрешил объединиться небесам и земле, высшим сущностям и деталям земного быта. По природе своей они не всегда тяготеют к единству. Это видно на примере человеческой души. Есть мудрец, достигший определенной высоты. Но именно тогда он понимает, как много знаний не хватает ему, и какой далекий путь еще предстоит. И он совсем не рад прерывать учебу, чтобы обучать Торе других евреев и уговаривать их лучше соблюдать заповеди. Тем более, что выполнение мицвот - это путь, направленный больше вовне, к миру, а не к тайникам собственной души. Какжй же путь избрать?

Авраам отец наш, подсказывает: нужно объединить обе линии, «старость-мудрость» и «полные дни». Они не всегда соответствуют друг другу. Но Всевышний дает нам силы объединять небо и землю, поскольку на Его единстве стоит весь мир.

$18 «Антология Аггады», т.3 Вавилонский Талмуд
2009-11-13 02:09
«Вавилонский Талмуд, «Антология Аггады», т. 3»  комментарии Адина Штейнзальца. Под общей редакцией р. А. Штейнзальца и С. Аверинцева. Перевод У. Гершовича и А. Ковельмана. Книга содержит подборку разноплановых аггадических фрагментов из Вавилонского Талмуда. Аггада касается самых разнообразных тем, в ней затрагиваются и этические, и теологические, и филoсoфские проблемы, oна включает в себя толкования Писания, рассказы о [...]

Недельная глава Торы «ХАЕЙ САРА» (ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)
2009-11-13 02:09

Любавичский РЕБЕ (Сб. "Биаурей а-Хумаш, 1, с. 221)


"И было жизни Сары сто лет… И умерла Сара" .
Название недельной главы берется из ее начала и выражает, явно или скрыто, главную мысль этой главы. В данном случае она, эта мысль, звучит парадоксально: "Жизнь Сары" начинается с того, что она умерла…

По природе своей многие люди склонны к поискам правды. Один из признаков правды – постоянство. Если вещь прерывается, она связана с ложью и с отсутствием жизни. В Торе есть рецепт "живой воды" (с пеплом красной коровы), которой брызгают на еврея, чтобы избавить его от нечистоты мертвого тела. Эта вода берется из реки, которая никогда не пересыхает. Реки, которые прерывают свое течение хотя бы раз в семь лет, называются "лживыми", и вода их не годится для такого очищения.

Души праведников продолжают служить Всевышнему, даже расставшись с телом. Они заступаются за евреев перед престолом Творца, они поддерживают наши молитвы. А мы, идя путем, которые цадики проложили для нас, продолжаем в этом мире цепочку их добрых дел. Сказали мудрецы об одном из таких людей: "Яаков, отец наш, не умер. Как его потомство живет и здравствует, так жив и он сам."

Так было и в дни нашей матери, Сары. Ицхак, ее сын, и Ривка, ее невестка, продолжили мивцоим, которыми раньше занималась Сара. Поэтому название недельной главы говорит о жизни…

Архив 78-rpm
2009-11-13 10:14

В архиве FAUJSA есть огромный раздел записей под названием 78-rpm (в смысле что это переведно с пластинок). Там есть множество старых клейзмерских записей и нигуним:

Клейзмерские записи из 78-rpm.
Народные песни из 78-rpm.

38 лет от буквы ה (Хей) до буквы ח (Хет).
2009-11-13 10:14

Смена имени часто оказывает серьёзнейшее влияние на человека. Верно так же обратное - в ряде случаев сильное изменения внутреннего мира человека вызывает острую необходимость в изменении имени. В случае изменения имени Авраама (как известно, имя Аврам превращается в имя Авраам при помощи добавления к имени Аврам, дополнительной буквы Хей), имели место как первый так и второй вариант изменения.

Конечно же нельзя сказать, что до изменения имени Авраам пребывал в духовной спячке, но очевидно что после перемены его имени происходят качественные изменения. В каком-то смысле можно сказать, что добавление к имени буквы Хей было началом новой жизни. Рав Натан Маймон отмечает что глава говорящая о его смерти буквально пестрит упоминаниями о сыновьях Хета. Авраам покупает пещеру, в которой будет похоронена Сара, и в последствии он сам, у сыновей Хета.

Обычно когда какая-то вещь связана с особенно высоким уровнем, в первичной стадии эта вещь находится во власти Ситра Ахра (в буквальном переводе - другая сторона, так называемые силы тьмы), и только потом переходит во владение Кдуши (особой близости со Всевышним). Этому есть много примеров - Земля Израиля во власти семи народов до того как переходит во владение народа Израиля, Маарат аМахпела во владении Эфрона аХити до того как ее выкупил Авраам Авину, ну и наконец Ар аБайт - Храмовая гора - во владении Аравна аЙевуси до того как ее приобрёл Давид аМелех.

Это правило наиболее ярко отражено в шести днях творения. "...И был вечер, и было утро..." (Берешит 1:4) говорит как раз об этом - цикл начинается с тьмы и постепенно продвигается в сторону света. Так же как кожура предохраняет плод, так же и тьма и хаос предшествуют свету и порядку. Разница между этими двумя состояниями (тьма и свет или тума и кдуша), отражена в двух буквах Хет и Хей (Зоар, Тецаве 183-Б).

Песах играет в жизни народа Израиля такую же роль, что и шесть дней творения. Так же как шесть дней творения играют роль дня рождения мира, так же и Песах является днем рождения народа Израиля как оформленной сущности. Два основных атрибута Песаха - это маца и хамец. Оба слова выглядят очень похоже: маца - это Мем Цади Хей, а хамец - это Хет Мем Цади.

Совсем небольшая разница между буквами ה (Хей) и ח (Хет) отражена в том, что мацу от хамеца отделяет совсем немного. Если при приготовлении мацы задержаться на совсем короткое время - несколько минут, то тесто становится заквашенным и его на Песах нельзя не только есть, но и видеть, и даже просто владеть такой вещью.

Интересно отметить, что психоаналитические теории развития ребёнка говорят об очень похожем процессе. В определённый момент времени ребёнок подходит к так называемой "депрессивной позиции", в которой ребёнку предстоит сделать судьбоносный выбор между силами любви и силами ненависти.

Это происходит в тот момент, когда ребёнок начинает понимать что мать, которую он любит (потому что она даёт ему все что ему требуется) и мать которую он ненавидит (из-за того что мать недоступна 100% времени) - это один и тот же человек. Неспособность выйти из депрессивной позиции на практике часто означает неумение поправить испорченные отношения, другими словами починить то, что было поломано.

Это тот самый момент от которого очень много зависит в дальнейшей жизни ребёнка. Если ребёнок не в состоянии разрешить эту ситуацию, то в самом крайнем случае психика ребёнка регрессирует к параноидальному террору. Для того, чтобы оградить себя от террора, сознание занимается дроблением на все более мелкие части, тем самым загоняя в себя в ситуацию, которой и боится больше всего.

В другом варианте неудачного выхода из депрессивной позиции ребёнок пытается контролировать хаос такого уровня, с которым просто невозможно справиться. Контроль осуществляется через отрицание того, что ребёнок хоть в чём-либо зависит от других: от своих родителей, друзей, учителей и вообще всех связей и отношений. Это то состояние, которое называется манией - создаётся иллюзия независимости и полной автономии от всего и всех.

Обе эти ошибки в значительно смягчённой форме предстают перед каждым. Иногда уровень тьмы и хаоса настолько велик, что нет никаких шансов его обуздать и нужно просто отступить (при этом не отсекая от себя "ненужных" частей). А иногда бывает так, что нежелание рассчитывать на внешнюю по отношению к себе помощь приводит к полной изоляции.

Очень важно помнить о том, что к "стычкам со злом" нужно быть подготовленным, и это требует длительного времени. Ведь даже у Авраама, от того момента когда он начал играть по новым правилом (добавление буквы Хей к имени) и до того момента когда он дошёл до уровня, на котором он смог приобрести то что ему было нужно у уровня Хет, прошло ни много ни мало 38 лет.

Конец недели. Новая задача и пр.
2009-11-13 10:14
Друзья, уезжаю за границу.
На две недели. В Русию (Саратов и Москва).
Не знаю, будут ли там у меня иннет и время на него.
Так или иначе, по возможности обещаю (бн) заходить, проверять, читать и постить.
Также не знаю, какой у меня там будет номер телефона. Но писать мне по личной связи можно - я насчет телефона, встреч, банкетов и пр.
А пока две темы:
(1) Несколько слов о недельном разделе - в данном случае о нашей праматери Саре (поверьте, это очень важно).
(2) И задача!


1

Из первого стиха раздела - так учит Устная Тора - следует, что Сара была абсолютной праведницей. Другими словами, она ни разу в жизни не совершила ни одной ошибки, ни одного проступка.
Что мы отсюда учим? Мы отсюда учим, что мы с вами тоже могли бы не совершить за всю свою жизнь ни одной ошибки!
Аргумент "мы не ангелы" не принимается - потому что и Сара не была ангелом. Т.е. у нее были все возможности ошибиться, но она не ошиблась. Поэтому Всевышний и сказал Аврааму: "Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голос" (Берешит 21:12).
Да, считается, что она была пророчицей. А поэтому (некоторые делают отсюда такой вывод) не ошибалась. На это можно ответить: (1) и пророки ошибались в своей личной жизни (например, Авраам, Моше), (2) пророчество всегда касается других людей, но не пророка в его личном выборе [см. историю с пророком Йоной; кстати, об этом сказал Всевышний пророку Моше, попросившему у Него показать Себя: "не может человек увидеть Меня - и остаться живым" (Шмот 33:20). Т.е. никто, даже пророк, не может изначально увидеть финал той ситуации, в которой ему надо сделать свой личный выбор; если бы он этот финал видел - он стал бы ангелом, т.е. перестал бы жить как человек].
Итак, Сара была полной праведницей благодаря своим заслугам, а не уникальным качествам, полученным ею с неба. Т.е. она была человеком, которого тоже смущает йецер-ара (соблазнитель) и у которого полно посторонних желаний, мешающих сделать правильный выбор, - она была как мы с вами. И все, что мы отсюда учим, - только то, что и мы могли бы находиться на таком же высоком уровне.
Поэтому на личном суде каждого из нас не будет принят наш последний аргумент: "я не ангел".
Человеку будет сказано: это не оправдание, ибо Сара доказала, что можно быть не ангелом и в то же время находиться на самом высоком уровне.
С чем мы сами себя и поздравляем - а также говорим Саре, нашей праматери: спасибо.
Спасибо за то, что ты лишила нас последнего аргумента, который мог
бы нас спасти.
Т.е. не будь Сара праведницей - мы бы получили менее строгое наказание за свои проступки.
И как теперь к ней относиться?
А так и относиться - брать с нее пример, пока мы живы.
Что лучше: жить в неведении и ждать мягкого, щадящего приговора на Суде (по принципу "ну, что взять с ребенка?") - или жить, обладая полным знанием, и при этом нести максимальную ответственность за свои поступки?

(Read more ...)

Архив 78-rpm
2009-11-13 12:18

В архиве FAUJSA есть огромный раздел записей под названием 78-rpm (в смысле что это переведно с пластинок). Там есть множество старых клейзмерских записей и нигуним:

Клейзмерские записи из 78-rpm.
Народные песни из 78-rpm.

Зачехленный ангел
2009-11-13 13:15
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда".
И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить.
Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи

1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?

2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)

3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:26, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 25:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...

4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 2:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.

На каком языке говорил Адам Аришон?
2009-11-13 15:20
На арамейском. Читай здесь (по-русски).
Гут-шабес

На каком языке говорил Адам?
2009-11-13 15:20

Все знают, что в стихе "Жизни Сары было 100 лет и 20 лет, и 7 лет - столько лет жизни Сары", - повторение слова "лет" указывают на абсолютную безгрешность Сары.
Но! Онкелос перевел без повторения слова "год": просто 127 лет. Отсюда следует, что Адам говорил на арамите. Почему?

(Read more ...)

Зачехленный ангел
2009-11-13 15:20
Посылая своего раба за будущей невесткой, Авррам говорит (24:7): "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и с земли моей родины, и Который говорил обо мне, и Который клялся мне так: Твоему потомству дам землю эту, - Он пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда".
И далее, на протяжении двух глав, нам подробно рассказывается о ходе реализации этого задания. В конечном же итоге жену для сына "оттуда" таки берут, а вот ангела в этой истории не удается сразу обнаружить.
Мне в голову приходят 4 варианта объяснения этой недостачи

1. Никакого ангела действительно не было. Слова Авраама про ангела - это не пророчество, а молитва (ибн Эзра). В данном случае, эта молтва не была услышана. Такое объяснение интересно само по себе - перед нами, кажется, единственный пример в Торе, когда молитва праотцев НЕ услышана (и при этом сразу вслед за этим - 24:12-15 - пример УСЛЫШАННОЙ молитвы раба). Но, кроме этого, остается непонятным: зачем тогда раб упоминает (24:40) об этой неуслышанной молитве в своем пересказе для Лавана? Мы видим, что по ходу пересказа раб передает слова Авраама не совсем точно - например, опускает упоминание про "Твоему потомству дам землю эту". Разве не было бы более вежливо по отношению к Аврааму, если бы раб вообще опустил упоминание о НЕУСЛЫШАННОЙ молитве своего господина?

2. Ангела не было, и молитва таки НЕ была услышана. И в этом - величие Авраама. Вспоминается известный идолопоклонский ворт: "Если боги хотят покарать нас, они воспринимают наши молитвы буквально" (другой вариант: "Если боги хотят покарать нас, они заставляют нас поверить в сделаную нами же рекламу"). Очевидно, Всевышний настолько любит Авраама, что НЕ ПРИНИМАЕТ его молитву, если в этом нет необходимости (ср. Сука 28а). Именно поэтому раб специально упоминает об этом удивительном факте. Недостаток такого объяснения: оно требует слишком высокий уровень понимания и раба, и от Лавана. И главное - раб должен понимать, что Лаван таки понимает :-)

3. Ангел был. Если верить Шла, то он появляется в 24:26, и зовут его Гавриэль (см.Даниель 9:21 и Танхума Вайешев 2) - каждый раз, когда в нашей истории появляется האיש, это одновременно и раб Авраама, и ангел (которого раб не видит, а Ривка и Лаван - видят). А вот в 25:65 - это уже не ангел. Это просто Ривка приняла Ицхака за ангела. Хорошее объяснение, но возникает проблема с 24:32 - "И вошел муж (האיש) в дом, и раскрылон верблюдам (намордники), и дал солому и корм верблюдам, и воду, чтобы омыть его ноги и ноги людей, которые с ним". Ну, допустим что Гавриэль зачем-то решил заняться обустройством верблюдов и слуг (кстати, зачем?). Но что при этом делал раб Авраама? Стоял и спокойно наблюдал, как намордники сами раскрываются, а солома сама собой раскладыватся? Он-то ведь вроде ангела не видел...

4. Ангел был, но особого рода (см. Бааль аТурим) - такого же, который появится в момент Исхода евреев из Египта (Шмот 32:34) и из Вавилона (см. одноименную книгу анонимного пророка). Отличительное свойство этого ангела - не-персонификация в образе "ангельского чина". Он воплощается в виде чреды вполне земных обстоятельств, и действующих лиц из плоти и крови, воспринимается именно как "отсутствие ангела". Возможно, такой уровень управления просто является переходным иежду Изгнанием (где упавление осуществляется путем ангелов-персон), и Землей Израиля (где управление осуществляется непосредственно). Если верить ибн Эзре на Малахи 3:1, то еще одним (четвертым) примером такого ангела является сионизм.


В избранное