Каждое утро, совсем спозаранку, часов этак в пять, я иду по темным , тихим улицам Рамота (окраина Иерусалима), чтобы погрузиться в микву. Она находится в подвале синагоги. Поскольку синагога большая, то и подвал большой, с высокими потолками и с тремя бассейнами небольшого размера.
В правом вода холодная, в среднем совсем горячая, а в левую погружаются обычные люди, которые полагают, что острых ощущений и так в жизни хватает. Погрузившись с головой в живую воду довольно много раз (а вы думали, только в сказках так бывает?), я одеваюсь и выхожу к автобусной остановке, которая конечная. "Последний троллейбус" Окуджавы в Святом городе переделал себя в первый автобус. "Твои пассажиры, матросы твои" тоже имеются. В основном это пожилые люди, которые встали, чтобы с толком помолиться, и сэкономить время на будущих пробках. Водитель уже знает, кто чего, и когда какой-нибудь маломощный пенсионер вскарабкался по ступенькам, он ждет, пока тот усядется. И уж тут – по газам. Несемся по горной гряде.
Здесь все друг друга помнят, и у каждого, по немому согласию, свое постоянное место. Я примостился за субтильной англоязычной старушкой, у которой покрыта голова. Значит, можно произносить святые слова – Псалмы,например. Как-то случайно услышал, как она говорила соседке, что у нее 80 внуков.
Праведный шофер включает музыку и те же Псалмы кто-то поет под гитару, в разной аранжировке. Утром хочется быть праведным, не отвлекаться ни на что такое.
А я борюсь с искушением. Молодых женщин в такую рань не наблюдается, но есть восход, который поднимается из-за гор с востока. "Нец а-хама", это когда уже солнце видно. А сейчас "амуд а-шахар". Если не переводить дословно, "лепестки зари".
Никаких солнечных зайчиков, или бодрого румянца. Все, что пять минут назад было черным, светлеет, просвечивается изнутри – ровно, без перепадов, покрывая горизонт хрустальной чистотою. Картина неземная, марсианская какая-то. Загадочно мерцают фонари в арабских деревнях на склонах.
Но вот что-то живое добавилось. Автобус повернул, свет стал своим и радостным. От кварталов Рамота на другом склоне горы веяло все той же чистотой и надеждой, надеждой. В окно можно смотреть весь путь, не отрываясь – а Псалмы? И я, борясь с искушением, читаю их, иногда бросая взгляд в окошко.
Это утро бы сберечь. И поделиться с теми, кто через час, нервно дыша, побежит на работу.
Женский клуб в Москве
2009-11-16 16:41
via wolohov В москве по понедельникам собирается клуб для женщин. пока время начала - 12. время меняется по удобству для большинства. количество мест ограничено. в программе - урок с Эстер Офингенден (израиль, скайп) и Керен Кацен (израиль, скайп). чисто женские вопросы. есть клубные взносы, но можно без них. можно чтонить спечь и принести.
Требования: еврейская семья. желательно нахождение в рамках идишкайта. Возможно что позже сделаем еще группу. или группы.
заявки для записи и контактный телефон присылать на адрес shuli2010@gmail.com желательно написать пару слов о себе.
Заметки на полях 2009-11-16 06:22:48
2009-11-16 16:41
Может быть, ностальгия российского общества по прежним временам, ничто иное как стремление к истинной картине вещей - не было смены элит при переходе от СССР к России. Такое понимание истории становится все более общим местом, а спор перемещается на вопрос причин этого явления. Предлагаемых ответов - три (иногда, в смеси): хитрые (или безответственные) элиты, неопытные(или продажные) диссиденты, незрелый (или неподкупный) народ.
В принципе, не мной одним замечено, что любое путешествие, каким бы оно ни было по своей продолжительности – с работы домой или из дома на край света – это всегда роман в романе, если под последним понимать жизнь в заданных рамках, обрамляющих существование каждого из нас.
На языке Торы слово "толдот", родословная, может означать не только предков, но и потомков героя повествования. Про Ицхака в мидраше говорится, что его "толдот", это Эсав и его потомки. А Яаков, отец наш, выделен из этого ряда, чтобы не быть помянутым вместе со злодеями.
Такое утверждение более чем странно. Ицхак был настолько чист, настолько свят, что ему было даже запрещено покидать границы Эрец Исраэль. А мидраш как будто намекает, что этот человек, посвятивший каждую минуту служению Всевышнему, любил злодейский род Эсава больше, чем будущих евреев.
Это не совсем так. Речь идет не о любви, а о времени, которое наш праотец посвящал воспитанию каждого из своих сыновей. Ицхак обучал их Торе и, понятно, что "сидящий в шатре" Яаков намного обогнал Эсава в постижении Б-жественной мудрости. Но если говорить об "аводе", тяжелом труде во имя Б-га, то больше всего времени и усилий Ицхак отдавал "человеку поля", возлюбившему разбой и меч. Плохие ученики требуют больше заботы...
В Торе про Ицхака сказано, что он "копал колодцы". На духовном уровне эта работа означает поиски источника живой воды, т.е. Б-жественной души еврея. Этот источник часто находится глубоко под землей, покрытый слоем камней и грязи. Если перейти от метафоры к реальности, хозяин такой души это человек грубый, земной, обладатель многих недостатков, или даже пороков. Но он еврей - как Эсав, сын Ицхака и Ривки.
Теперь понятно, почему в нашей главе сказано, что "Ицхак любил Эсава. Он любил его, так как еврей, стоящий перед ним, несмотря на все свои проступки, нес в груди источник святости. Правда, он находился глубоко, и не мог пробиться наружу. Но Ицхак умел и любил копать колодцы.
Время от времени Эсав спрашивал отца о каком-то сложном месте в Торе, чтобы казаться лучше, чем он был на самом деле. Конечно, Ицхак хорошо понимал, что представляет из себя "человек поля". И все же он видел в этих вопросах добрый знак. Ведь наш праотец умел не только слушать, но и понимать, что происходит в душе такого еврея, и как искры святости, что таятся в ней, пытаются, даже в таких лживых речах, вырваться наружу.
И они действительно вырвались. На протяжении человеческой истории немало потомков Эсава вернулись в еврейство, став большими праведниками и мудрецами. Среди них рабби Меир, Онкелос, Шмайя и Автальон, Овадья и т.д. Возможно, другие "искры" тоже найдут дорогу наверх - сейчас, накануне раскрытия Мошиаха. Ицхак научил нас копать колодцы.
На обычном языке эта работа называется "хинух", еврейское воспитание. Мы учим ребенка читать, мы беседуем с ним об устройстве мироздания. Но главная наша задача - помочь раскрыться его еврейской душе. За этот труд нужно взяться, не боясь камней и грязи. Если вы копаете долго, а воды еще нет, не отчаивайтесь. Мощным будет источник, который забьет из глубин, и его воды поразят всех своей чистотою...
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-16 16:04:04
2009-11-16 23:53
Все увлекаются тестами. Пришла в голову мысль сделать тест: "Знаете ли вы творчество Шопенгауэра?" Только я не сумею его написать. Кто бы сделал ? :)
Каждое утро, совсем спозаранку, часов этак в пять, я иду по темным , тихим улицам Рамота (окраина Иерусалима), чтобы погрузиться в микву. Она находится в подвале синагоги. Поскольку синагога большая, то и подвал большой, с высокими потолками и с тремя бассейнами небольшого размера.
В правом вода холодная, в среднем совсем горячая, а в левую погружаются обычные люди, которые полагают, что острых ощущений и так в жизни хватает. Погрузившись с головой в живую воду довольно много раз (а вы думали, только в сказках так бывает?), я одеваюсь и выхожу к автобусной остановке, которая конечная. "Последний троллейбус" Окуджавы в Святом городе переделал себя в первый автобус. "Твои пассажиры, матросы твои" тоже имеются. В основном это пожилые люди, которые встали, чтобы с толком помолиться, и сэкономить время на будущих пробках. Водитель уже знает, кто чего, и когда какой-нибудь маломощный пенсионер вскарабкался по ступенькам, он ждет, пока тот усядется. И уж тут – по газам. Несемся по горной гряде.
Здесь все друг друга помнят, и у каждого, по немому согласию, свое постоянное место. Я примостился за субтильной англоязычной старушкой, у которой покрыта голова. Значит, можно произносить святые слова – Псалмы,например. Как-то случайно услышал, как она говорила соседке, что у нее 80 внуков.
Праведный шофер включает музыку и те же Псалмы кто-то поет под гитару, в разной аранжировке. Утром хочется быть праведным, не отвлекаться ни на что такое.
А я борюсь с искушением. Молодых женщин в такую рань не наблюдается, но есть восход, который поднимается из-за гор с востока. "Нец а-хама", это когда уже солнце видно. А сейчас "амуд а-шахар". Если не переводить дословно, "лепестки зари".
Никаких солнечных зайчиков, или бодрого румянца. Все, что пять минут назад было черным, светлеет, просвечивается изнутри – ровно, без перепадов, покрывая горизонт хрустальной чистотою. Картина неземная, марсианская какая-то. Загадочно мерцают фонари в арабских деревнях на склонах.
Но вот что-то живое добавилось. Автобус повернул, свет стал своим и радостным. От кварталов Рамота на другом склоне горы веяло все той же чистотой и надеждой, надеждой. В окно можно смотреть весь путь, не отрываясь – а Псалмы? И я, борясь с искушением, читаю их, иногда бросая взгляд в окошко.
Это утро бы сберечь. И поделиться с теми, кто через час, нервно дыша, побежит на работу.
Женский клуб в Москве
2009-11-16 16:41
via wolohov В москве по понедельникам собирается клуб для женщин. пока время начала - 12. время меняется по удобству для большинства. количество мест ограничено. в программе - урок с Эстер Офингенден (израиль, скайп) и Керен Кацен (израиль, скайп). чисто женские вопросы. есть клубные взносы, но можно без них. можно чтонить спечь и принести.
Требования: еврейская семья. желательно нахождение в рамках идишкайта. Возможно что позже сделаем еще группу. или группы.
заявки для записи и контактный телефон присылать на адрес shuli2010@gmail.com желательно написать пару слов о себе.
Заметки на полях 2009-11-16 06:22:48
2009-11-16 16:41
Может быть, ностальгия российского общества по прежним временам, ничто иное как стремление к истинной картине вещей - не было смены элит при переходе от СССР к России. Такое понимание истории становится все более общим местом, а спор перемещается на вопрос причин этого явления. Предлагаемых ответов - три (иногда, в смеси): хитрые (или безответственные) элиты, неопытные(или продажные) диссиденты, незрелый (или неподкупный) народ.
В принципе, не мной одним замечено, что любое путешествие, каким бы оно ни было по своей продолжительности – с работы домой или из дома на край света – это всегда роман в романе, если под последним понимать жизнь в заданных рамках, обрамляющих существование каждого из нас.
На языке Торы слово "толдот", родословная, может означать не только предков, но и потомков героя повествования. Про Ицхака в мидраше говорится, что его "толдот", это Эсав и его потомки. А Яаков, отец наш, выделен из этого ряда, чтобы не быть помянутым вместе со злодеями.
Такое утверждение более чем странно. Ицхак был настолько чист, настолько свят, что ему было даже запрещено покидать границы Эрец Исраэль. А мидраш как будто намекает, что этот человек, посвятивший каждую минуту служению Всевышнему, любил злодейский род Эсава больше, чем будущих евреев.
Это не совсем так. Речь идет не о любви, а о времени, которое наш праотец посвящал воспитанию каждого из своих сыновей. Ицхак обучал их Торе и, понятно, что "сидящий в шатре" Яаков намного обогнал Эсава в постижении Б-жественной мудрости. Но если говорить об "аводе", тяжелом труде во имя Б-га, то больше всего времени и усилий Ицхак отдавал "человеку поля", возлюбившему разбой и меч. Плохие ученики требуют больше заботы...
В Торе про Ицхака сказано, что он "копал колодцы". На духовном уровне эта работа означает поиски источника живой воды, т.е. Б-жественной души еврея. Этот источник часто находится глубоко под землей, покрытый слоем камней и грязи. Если перейти от метафоры к реальности, хозяин такой души это человек грубый, земной, обладатель многих недостатков, или даже пороков. Но он еврей - как Эсав, сын Ицхака и Ривки.
Теперь понятно, почему в нашей главе сказано, что "Ицхак любил Эсава. Он любил его, так как еврей, стоящий перед ним, несмотря на все свои проступки, нес в груди источник святости. Правда, он находился глубоко, и не мог пробиться наружу. Но Ицхак умел и любил копать колодцы.
Время от времени Эсав спрашивал отца о каком-то сложном месте в Торе, чтобы казаться лучше, чем он был на самом деле. Конечно, Ицхак хорошо понимал, что представляет из себя "человек поля". И все же он видел в этих вопросах добрый знак. Ведь наш праотец умел не только слушать, но и понимать, что происходит в душе такого еврея, и как искры святости, что таятся в ней, пытаются, даже в таких лживых речах, вырваться наружу.
И они действительно вырвались. На протяжении человеческой истории немало потомков Эсава вернулись в еврейство, став большими праведниками и мудрецами. Среди них рабби Меир, Онкелос, Шмайя и Автальон, Овадья и т.д. Возможно, другие "искры" тоже найдут дорогу наверх - сейчас, накануне раскрытия Мошиаха. Ицхак научил нас копать колодцы.
На обычном языке эта работа называется "хинух", еврейское воспитание. Мы учим ребенка читать, мы беседуем с ним об устройстве мироздания. Но главная наша задача - помочь раскрыться его еврейской душе. За этот труд нужно взяться, не боясь камней и грязи. Если вы копаете долго, а воды еще нет, не отчаивайтесь. Мощным будет источник, который забьет из глубин, и его воды поразят всех своей чистотою...
Имян Отчествович Фамильев 2009-11-16 16:04:04
2009-11-16 23:53
Все увлекаются тестами. Пришла в голову мысль сделать тест: "Знаете ли вы творчество Шопенгауэра?" Только я не сумею его написать. Кто бы сделал ? :)